Скачать 0.97 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Лавровой Л.Г., учителя первой квалификационной категории, по русскому языку в 11 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № __1__от «_23_»__августа_2012_ г. 2012-2013 учебный год Русский язык 11 класс Базовый уровень Рабочая учебная программа по русскому языку составлена для МВСОУ Открытой (сменной) общеобразовательной школы на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией А.И.Власенкова (М.: «Просвещение», 2006г.) и учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс» для общеобразовательных учреждений (авторы – А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова - М.: «Просвещение», 2009 г.). Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему: — закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию; — совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; — закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов; — дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования»; — обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования; — обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму; — способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Программа состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы. В 11 классе параллельно с работой над текстом и стилями речи будет продолжаться работа (в иных, конечно, формах и с другими целевыми установками) по лексике и грамматике, по совершенствованию навыков правописания. Публицистический стиль речи изучается главным образом в 11 классе, но жанры путевого и портретного очерков необходимо осваивать раньше: путевой очерк — в 9 классе (в связи с изучением творчества Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина), портретный — в 10 классе (богатейший материал для работы дают произведения И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова). Овладение жанрами публичной речи тоже происходит в 10 и 11 классах, хотя завершающий этап обучения приходится на выпускной класс. Художественный стиль речи становится предметом изучения и практического овладения как в 10, так и в 11 классе. Главное направление программы — проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания учащихся не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом, — на образах-персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен и для полноценного восприятия художественного произведения (а этому работа над художественным стилем должна способствовать прежде всего), и для более глубокого понимания роли слова в художественном произведении. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензии, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и др., ведение дневника и использование в устных и письменных сообщениях дневниковых записей. заданию учителя. Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д. Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом: в одних случаях — в форме выписок, планирования, переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в других — в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок (которые даются учителем или учащимися), выполнения упражнений учебника с учетом пробелов в подготовке каждого учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в третьих случаях — в форме краткой обобщающей беседы, итогом которой может быть построение учащимся плана, схемы, таблицы взаимосмешиваемых написаний, алгоритма действия по ; различению конкурирующих языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений. При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся. У них, как правило, большие пробелы в знаниях. Поэтому главное внимание следует уделять развитию основных видов речевой деятельности, систематическому проведению творческих небольших работ, составлению предложений. Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся. Основные задачи курса русского языка в 11 классе сводятся к следующему:
Программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: Программа состоит из двух разделов.
В 11 классе повторение материала значительно, потребуются обобщающие уроки для систематизации знаний по таким темам, как « Обособление определений и обстоятельств», « Н и НН буквы в суффиксах различных частей речи,,«НЕ с различными частями речи», но в большинстве своем повторение будет выступать в роли базы для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа Работа по орфографии и пунктуации будет вестись параллельно с работой над текстом. При этом возможно использование различных форм: выписки, конспектирование переложения текста, планирования, комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм. Кроме этого работа с учащимися планируется с учетом пробелов Развитие речи определяются сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам, изучаемым в 11 классе. Это обеспечит более высокий уровень восприятия художественной формы произведения, боле глубокое проникновение в его идейно- образное, эстетическое и нравственное содержание. Работа с текстом связана с обогащением речи учащихся. Преобладающие виды работы:
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделено публицистическому художественному и научному стилям. Это объясняется социальной значимостью этих текстов, практическими потребностями учащихся, возникающими в связи с окончанием школы и вступлением в самостоятельную жизнь. Важно практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилем Практическую направленность имеет материал по публицистическому стилю. Она выражается в потребности овладения общественно – политической лексикой, такими популярными жанрами как эссе, очерк, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности- докладом, выступлением в прениях. В программе материал для повторения распределяется условно. В 10 классе повторяется фонетика, лексика, морфемика, морфология, текст , общее понятие о стилях речи. Художественный стиль речи станет предметом изучения не только в 10 , но и в11 классе. Главное направление программы – проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя. При этом внимание сосредотачивается не только на словесном материале, тропах, но и структурных элементах художественного произведения. Это способствует пониманию роли слова в художественном произведении. Общие сведения о языке изучаются в 10 классе. Приемы, методы и формы работы:
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НАУЧНЫЙ СТИЛЬ – учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Этот процесс дает возможность повторить лексику и грамматику. Публицистический стиль – интенсивное развитие лингвистического мышления, развивается способность видеть за частными проявлениями общие закономерности языка, его функционирования. Тесная связь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно – языковой формы произведения Особое место занимают межпредметные связи. Эта работа охватывает и лексику текстов по разным предметам и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс ХI класса. По окончании 11 класса учащиеся должны: - иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи; - владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров; - уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной форме; - выявлять подтекст; - владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; - производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ художественного текста; - уметь составлять планы, тезисы, конспекты художественного, публицистического, научно-популярного текстов, устного сообщения, делать необходимые выписки; - пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания; - пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; - уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа; - уметь писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье; - уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения; - уметь участвовать в диспуте, дискуссии; - иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языкам Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 ( 34+34)часов часов для обязательного изучения учебного предмета "Русский язык на этапе среднего (полного) общего образования в XI классе» из расчета 2 учебных часа в неделю; часы из образовательного компонента отведены на уроки контроля полученных знаний и навыков за курс русского языка, повторению морфемики и словообразования , повторению пунктуационных и орфографических правил, культуры и развития речи. Способы развёртывания материала В связи с необходимостью подготовки к ЕГЭ по русскому языку некоторые дидактические единицы заменены на другие, повторение, по программе отнесённое на конец учебного года, проводится периодически в течение всего учебного год. Изменения учебно-тематического плана
. В 11 классе обучается 7 учащихся, трое из них обучаются на отлично, остальные со средней мотивацией к обучению. после изучения курса 10 класса они овладели следующими знаниями, умениями и навыками: - по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; - по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем; - по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, полu, фон т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями; - по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем; - по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем; - по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов; - по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях. Четверо учащиеся затрудняются при определении грамматических основ предложений, расстановке знаков препинания, написании сочинения - эссе. Также трудности некоторые учащиеся испытывали при написании сжатых изложений. По данным темам будет вестись работа в течение года. Поэтому с этими учащимися будет организована индивидуально-дифференцированная работа, в рабочую программу включены обучающие уроки по написанию сочинение – эссе. Для осуществления контроля за усвоением теоретических знаний и формированием практических умений по предмету используется пособие ЕГЭ 2012, 2013. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов /Авторы – сост. И.П. Цыбулько, В.П. Капинос и др. – М.: Эксмо. Представленные в сборнике различного вида задания дают реальную возможность не только подготовиться к выполнению всех трёх частей теста ЕГЭ, но и совершенствовать практические умения, необходимые для успешного усвоения школьного курса русского языка. При оценивании знаний учащихся используются нормы оценки, утверждённые Программой средней общеобразовательной школы. Русский язык. – М.: Просвещение, 1992г. |
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной... ... | Рабочая программа по русскому языку для 10 класса моу «Сайгатинская... Она составлена на основании Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,... | ||
Рабочая учебная программа по русскому языку 10 класс Составлена на основе программы по русскому языку для 10-11 кл общеобразовательных учреждений авт. Власенкова А. И | Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе... Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. Элективные | ||
Рабочая учебная программа по русскому языку для 8 общеобразовательного... Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных школ (базовый уровень) | Рабочая программа по русскому языку для групп 10-12 классов (заочная... Примерной программы среднего общего образования по русскому языку. Программа рассчитана на 108 ч.=36+36+36 учебных часов (по 1 часу... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе... Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой... | Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе... Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе... Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.... | Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной... Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта,... | ||
Рабочая учебная программа по русскому языку 8 класса Составлена на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией Л. З. Шакировой, Н. Н.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена по русскому языку для 10 класса составлена на основе Примерной программы... | ||
Пояснительная записка Учебная программа по русскому языку разработана... Т. Е. Хохловой; авторской программы Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпиной, рекомендованной мо и науки РФ для классов коррекционно-развивающего... | Пояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для 7... Программа предназначена для обучающихся 7-х классов общеобразовательной школы со средним уровнем подготовки. Классы требуют дифференцированного... | ||
Рабочая программа По русскому языку Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта... | Рабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе на 2013 2014 учебный год Составлена на основе : С. И. Львова, Программа по русскому языку для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений |