Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений





Скачать 216.23 Kb.
НазваниеПрограмма факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений
Дата публикации30.04.2015
Размер216.23 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Энергия и окружающая среда

ПРОГРАММА


факультативных занятий для учащихся 8 классов

общеобразовательных учреждений
( 1 час в неделю; 35 часов)

Минск, 2009

Содержание




Стр.



Пояснительная записка
Актуальность программы «Энергия и окружающая среда»
Цели, задачи, методическое обеспечение программы
Содержание занятий

Тема 1.Энергия

Тема 2. Энергопотребление

Тема 3. Источники энергии

Тема 4. Климат

Тема 5 .Энергосбережение
Ожидаемые результаты



2
3
5
7

10


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Энергетическая проблема стоит остро сегодня не только в нашей стране, но и во всем мире. Энергетика – одна из областей человеческой деятельности, которая оказывает разрушительное воздействие на окружающую среду, способствует глобальному потеплению климата. Во многих случаях загрязнение окружающей среды не является неизбежным, так как связано оно с неэффективным использованием невозобновляемых источников энергии, с нежеланием перерабатывать отходы производства, с отсутствием навыков бережного отношения к энергоресурсам. Однако, ограниченность энергетического потенциала Земли заставляет нас серьезно пересмотреть отношение к производству и потреблению энергии. Для работников сферы образования одним из путей решения данной проблемы является просвещение в области энергосбережения и формирование у учащихся практических навыков по рациональному использованию энергии. Этому необходимо учить с самого раннего возраста, воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание. Ведущая роль в достижении данной цели принадлежит общеобразовательным учреждениям.

Сегодня бережное отношение к окружающей среде является одним из ключевых принципов экологического образования. Приоритетным становится не степень осведомленности учащихся в экологической проблематике, а уровень экологической культуры молодых людей, который включает в себя как осознание своей ответственности за дальнейшую судьбу планеты, так и поведение, действия, способствующие решению проблем окружающей среды, ее устойчивому развитию, сохранению жизни на Земле.

Актуальность программы
Актуальность данного факультативного курса «Энергия и окружающая среда» продиктована объективными требованиями времени и изменениями, происходящими сейчас во всем мире. Аграрная, а затем промышленная революции изменили направленность вектора развития человеческой цивилизации, что, по мнению ученых, привело к «экологической революции», - состоянию, когда мировое сообщество сталкивается со все более обостряющимися противоречиями между растущими потребностями в природных ресурсах и способностью биосферы к самовосстановлению. В конце прошлого века перед человечеством была поставлена цель - объединить усилия во имя собственного выживания, непрерывного развития и сохранения биосферы, осуществить переход к устойчивому развитию природы и общества. Одним из составляющих звеньев устойчивого развития является решение энергетической проблемы.

В современном мире при активном развитии производства запасы традиционных источников энергии, таких как нефть, газ и уголь могут закончиться через несколько десятилетий. Учитывая также рост цен на энергоносители, так или иначе, встает вопрос рационального использования традиционных энергоресурсов и одновременного использование возобновляемых источников энергии. Республика Беларусь относится к числу государств, которые недостаточно обеспечены собственными энергетическими ресурсами.

В связи с этим Президентом Республики Беларусь и правительством постоянно проводится политика, направленная на модернизацию и трансформацию топливно-энергетического комплекса, снижение энергоемкости всех видов продукции, разработку и внедрение в хозяйстве и промышленности энергосберегающих технологий. Поставлена задача обеспечения энергетической безопасности и энергетической независимости страны, главными факторами которых являются экономия и бережливость. В создавшихся условиях первоочередной задачей является всемерное использование имеющихся внутренних резервов экономии, то есть энергосбережение. Основа энергосбережения — рациональное использование энергоресурсов и сокращение их потерь.

Программой факультативного курса «Энергия и окружающая среда» предусмотрено изучение вопросов, раскрывающих значения энергии для жизни и развития общества, знание способов ее получения, преобразования, передачи и использования; а так же ознакомление с правовой базой энергосбережения, рассмотрение энергосберегающих технологий в народном хозяйстве и в быту, рассмотрение экологических аспектов энергетики, причин и последствий изменения климата, перспектив энергопотребления и энергосбережения, использование альтернативных источников энергии.



Цель курса: воспитание личности, интересующейся проблемами окружающей среды, важнейшими тенденциями развития планеты, адекватно воспринимающей общественную значимость энергосбережения в аспекте развития бережного отношения к биосфере.

Задачи:


  1. Образовательные:

  • освоить важнейшие термины и понятийный аппарат, касающийся проблем энергопроизводства, энергопотребления, глобального изменения климата и последствий для биосферы;

  • способствовать формированию ключевых компетенций учащихся в области энергетики, энерго – и ресурсосбережения;

  • показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии;

  • познакомить с существующими способами получения тепловой и электрической энергии из возобновляемых и невозобновляемых источников энергии;

  • расширить познания о глобальных проблемах современности, глубже понять необходимость и условия перехода на путь устойчивого развития общества;

  • способствовать осознанию и принятию идеи энергосбережения, овладению знаниями умениями и навыками, необходимыми в области энергосбережения и охраны окружающей среды;




  1. Развивающие:

  • развивать интеллектуальные умения анализировать, прогнозировать, моделировать и находить оптимальные пути решения экологических, экономических и социальных проблем;

  • способствовать развитию умений самостоятельно приобретать необходимые знания, используя персональные компьютеры, интернет-ресурсы, современную литературу, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять проблемы и находить пути их решения;

  • развивать навыки практического выполнения действий, направленных на решение задач в области энергосбережения;

  • совершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, через совместную деятельность;

  • содействовать активному участию в мероприятиях по уменьшению количества парниковых газов, вызывющих изменение климата в домашнем хозяйстве, школе, на производстве.

  • развивать практические умения и навыки по сохранению тепловой энергии в помещениях, рационального использования воды и электроэнергии, умения вести учет расхода энергоресурсов;




  1. Воспитательные:

  • способствовать формированию экологической культуры учащихся, как составной части общей культуры;

  • вести работу по формированию личностных качеств, необходимых для перехода к устойчивому развитию;

  • воспитывать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, за будущее людей, которые должны иметь возможность использовать те же ресурсы, которыми мы пользуемся сейчас;

  • воспитывать активную гражданскую позицию в решении вопросов энергосбережения;

  • показать возможность и необходимость личного участия каждого в решении проблем, связанных с защитой окружающей среды.

Содержание программы построено в логической последовательности: получение энергии → экономное ее использование в быту и на производстве → воздействие энергопользования на окружающую среду альтернативные источники энергии.

Данная программа предлагается для учащихся 7 классов, рассчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю. Программа включает в себя пять тем «Энергия», «Энергопотребление», «Энергетические источники», «Изменение климата», «Энергосбережение». Для понимания материала данного курса, у учащихся могут быть предшествующие знания (входные компетенции) в области физики, химии, географии, биологии.

Методическое обеспечение программы

Для эффективного усвоения программного материала факультативного курса «Энергия и окружающая среда» рекомендуется использовать различные виды учебно-воспитательной деятельности: компьютерные обучающие программы, учебники, тренажеры, специальные кинофильмы и аудиозаписи, экскурсии, знакомящие учащихся с организацией работы по охране окружающей среды и энергосбережению на лучших промышленных предприятиях (в организациях) отрасли. Предлагается широкое использование активных форм обучения: тренинговых занятий, учебно-исследовательской, проектной, игровой, интерактивной деятельности.

В программе предусмотрены занятия по обработке материала, полученного при проведении практических и лабораторных работ: составление таблиц, анализ и обобщение полученных результатов, оформление отчетов, обработка фото- и видеоматериала. Предполагается проведение как групповых, так и индивидуальных занятий.

Важной формой овладения материалом является самостоятельная работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, сочинений, сценариев деловых игр по тематике дисциплины, проектов по экономии и бережливости энергетических ресурсов, самостоятельную работу в библиотеках и овладение основами работы на персональном компьютере. К образовательной деятельности, по возможности, привлекаются родители учащихся, которые участвуют в проведении некоторых занятий, принимают экскурсии по месту своей работы, участвуют в организации домашнего энергоаудита.

Оценка знаний учащихся

Оценка знаний учащихся проводится в нескольких формах: путем тестового контроля знаний, по рефератам учащихся, при проведении конкурсов действующих моделей. Кроме того, по итогам каждого дня занятий учащиеся выполняют практические работы в рабочих тетрадях, входящих в комплект образовательных материалов.

В рамках программы "Энергия и окружающая среда" оценка знаний и умений проводится по итогам конференций, научно-исследовательских работ учащихся, по результатам защиты проектов, где учитывается содержание работ, использование методик, правильность интерпретации результатов и выводов, качество выполнения работы, оформление материалов к защите и т.д.

Содержание занятий
Введение (2 часа)

Содержание и задачи курса. Понятия « экономить» и «беречь». Как получены окружающие нас вещи и предметы? Энергопотребление и экология. Основы устойчивого развития. Энергосбережение - первые шаги. Осознание необходимости беречь энергию.

Тема 1. Энергия (6часов)

Понятие об энергии. Энергия и ее роль в нашей жизни. Различные формы энергии. Виды энергии, используемые человеком повседневно. Переход энергии из одной формы в другую. Первый энергетический закон: закон сохранения энергии. Работа и мощность. Процесс производства, преобразования и передачи энергии на гидроэлектростанции. Работа и мощность. Коэффициент полезного действия (КПД). Второй энергетический закон: качество энергии снижается, но не повышается. Что понимают под качеством энергии. Виды энергии в зависимости от качества. Источники энергии.

Практические работы.

Демонстрации по превращению энергии из одного вида в другой. Считаем киловатты. Эксперимент с кастрюлями. Химическое тепло.

Тема 2. Энергопотребление (4 часа)

Краткая история потребления энергии человеком. От костра в пещерах каменного века до ракетного двигателя. Производство энергии и ее потребление в различных странах мира. Показатели, характеризующие энергопотребление. Использование энергоресурсов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, коммунальном хозяйстве, школах. Использование энергоресурсов в домашних хозяйствах.

Энергетические кризисы и причины их возникновения. Влияние на мировую экономику нефтяного кризиса 1973 года. Современный топливный кризис в странах третьего мира.

Практические работы.

Домашний аудит «Использование воды в моей семье». Определение потребляемой энергии электроприборами в доме или квартире.

Тема 3. Энергетические источники (12 часов) Энергетические ресурсы Земли. Экологическая классификация природных ресурсов. Понятие о возобновляемых и невозобновляемых источниках энергии. Традиционные источники энергии . Газ, нефть и уголь – основные источники энергии. Добыча и нефтепереработка в Беларуси. Отрицательное воздействие добычи, транспортировки и переработки нефти на окружающую среду. Структура топливно-энергетического баланса Республики Беларусь: торф, горючие сланцы. Экологические проблемы использования традиционных и местных источников энергии в Беларуси.

Возобновляемые источники энергии. Пять категорий возобновляемых источников энергии: солнечные, ветряные, водные, геотермальные и биомасса. Энергия солнца. Развитие ветровой энергетики. Современные ветряные установки: их устройство, достоинства и недостатки. Опыты и перспективы использования ветровой энергетики в Беларуси. Экологические вопросы развития ветровой энергетики.

Развитие биоэнергетики. Источники биомассы. Способы преобразования биомассы в энергию. Биомасса леса. Древесина — важнейшее топливо для стран с ограниченными топливными ресурсами. Истощение лесов на Земле. Биогаз. Применение биогазовых установок на животноводческих комплексах. Биодизельное топливо. Преимущества и недостатки биоэнергетики. Перспективы развития биоэнергетики в Беларуси. Развитие гидроэнергетики. Гидроэлектроэнергия - возобновляемый источник энергии. Гидроэлектростанции. Понятие о геотермальной энергетике. Перспективы развития атомной (ядерной) энергетики. Экологические проблемы ядерной энергетики. Преимущества и перспективы ядерной энергетики. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Перспективы строительства АЭС в Беларуси.

Практические работы

Проект «Собственная энергия». Разработка и строительство ветровой турбины с вертикальным валом. Генератор биогаза. Постройка системы солнечного обогрева.

Тема 4. Изменение климата(5 часов)

Климат, основные понятия. Погода и климат. Особенности климата Беларуси. Естественные и антропогенные факторы изменения климата. Последствия климатических изменений. Природные катаклизмы, происходящие в мире за последние годы: таяние вековых льдов, ураганы и тайфуны, кислотные дожди, озоновые дыры. Парниковый эффект и причины его возникновения. Парниковые газы, оказывающие наибольшее влияние на потепление климата. Причины роста концентрации углекислого газа в атмосфере. Отрицательные последствия глобального потепления климата. Роль лесов и болот в формировании климата.

Международные соглашения по глобальному изменению климата.

Национальная климатическая программа. Основные меры по сокращению выбросов парниковых газов запланированы в Республике Беларусь.

Практические работы

Моделирование парникового эффекта. Исследование запыленности воздуха летом.

Тема 5. Энергосбережение (6 часов) Энергетические услуги. Основные принципы энергосбережения. Классификация мероприятий по энергосбережению. Энергосбережение в школе и дома. Мероприятия по сохранению тепла в помещении. Электрическая энергия и способы ее экономии. Освещение помещений. Энергосберегающие лампочки. Энергоемкость бытовой техники.Советы по энергосбережению на кухне.

Экономия воды в быту. Рациональное потребление горячей воды. Простые меры и меры для профессионалов по снижению потребления горячей воды.

Отходы производства и потребления. Проблемы, создаваемы отходами. Фракционный состав отходов. Способы утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Раздельный сбор, вторичное использование и переработка ТБО – наиболее эффективный способ управления отходами. Малоотходные и безотходные технологии.

Транспорт. Наиболее и наименее энергоемкие способы передвижения. Виды общественного транспорта и энергозатраты.

Практические работы. Проект «Сохраним тепло нашего дома». Проект «Энергетическая политика семьи: экономим электричество». Проведение энергоаудита в школе и дома. Измерение и учет расхода горячей и холодной воды в доме (квартире). Измерение расхода горячей воды и расчет энергии, необходимой для ее нагрева. Составление памятки по экономии воды, тепла, электроэнергии. Проведение экологических акций по сокращению бытовых отходов.

Ожидаемые результаты. В результате изучения курса учащиеся должны:

- иметь представление об энергии, ее формах, количественном постоянстве в природе, а также той роли, которую она занимает в развитии человеческого общества;

- иметь представление о влиянии энергетики на окружающую среду; уметь описывать и объяснять связь между сбережением энергии и сохранением окружающей среды;

- высказывать свои суждения о глобальных экологических проблемах, связанных с энергетикой.

- иметь представление о природных ресурсах, являющихся источником разных видов энергии, уметь классифицировать источники энергии;

- знать места добычи полезных ископаемых в республике Беларусь, структурное потребления топливно-энергетических ресурсов в регионе;

- знать основные преимущества использования альтернативных (возобновляемых) источников энергии, уметь анализировать возможности применения местных видов топлива;

- знать последствия аварии на Чернобыльской АЭС для Беларуси и уметь применять основные меры радиационной безопасности; - знать естественные и антропогенные факторы, влияющие на изменение климата; анализировать степень влияния важнейших энергетических объектов своей местности на изменение климата;

- знать основные пути повышения эффективности использования тепловой и электрической энергии при применении энергосберегающих ламп, приборов учета и контроля расхода воды, тепла, электроэнергии;

- понимать связь между сбережением энергии и сохранением окружающей среды, объяснять необходимость использования малоотходных и безотходных технологий;

- понимать необходимость раздельного сбора бытовых отходов с целью их переработки и вторичного использования.

Тематическое планирование факультатива «Энергия и окружающая среда»



п/п



Раздел, тема

Всего

часов

Теорети

ческих

Практи-ческих

1.

Введение

2

2




1.1

Цели и задачи курса. Понятия « экономить» и «беречь». Как мы расходуем энергию.

1

1




1.2

Энергопотребление и экология. Основы устойчивого развития.

1

1




2.

Энергия


6

4

2

2.1

Понятие об энергии. Энергия и ее роль в нашей жизни. Различные формы энергии. Переход энергии из одной формы в другую.

1

1




2.2

Первый энергетический закон: энергия преобразовывается и сохраняется.

1

1




2.3

Работа и мощность. Коэффициент полезного действия (КПД).

1

1




2.4

Считаем киловатты. Эксперимент с кастрюлями

1




1

2.5

Второй энергетический закон: качество энергии снижается, но не повышается. Виды энергии в зависимости от качества

1

1




2.6

Химическое тепло.

1




1

3.

Энергопотребление

4

2

2

3.1

Краткая история потребления энергии человеком. Производство энергии и ее потребление в различных странах мира.

1

1




3.2

Домашний аудит «Использование воды в моей семье».

1




1

3.3

Использование энергоресурсов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, коммунальном хозяйстве, школах. Использование энергоресурсов в домашних хозяйствах.

1

1




3.4

Определение потребляемой энергии электроприборами в доме или квартире.


1




1

4.

Энергетические источники

12

8

4

4.1

Энергетические ресурсы Земли. Экологическая классификация природных ресурсов.

1

1




4.2

Традиционные источники энергии. Газ, нефть и уголь – основные источники энергии. Экологические проблемы использования традиционных источников энергии.

1

1




4.3

Проект «Собственная энергия».

1




1

4.4

Возобновляемые источники энергии. Пять категорий возобновляемых источников энергии: солнечные, ветряные, водные, геотермальные и биомасса.

1

1




4.5

Энергия солнца. Постройка системы солнечного обогрева.

1




1

4.6

Развитие ветровой энергетики. Опыты и перспективы использования ветровой энергетики в Беларуси. Экологические вопросы развития ветровой энергетики.

1

1




4.7

Разработка и строительство ветровой турбины с вертикальным валом.

1




1

4.8

Развитие биоэнергетики. Источники биомассы. Способы преобразования биомассы в энергию.

1

1




4.9

Биогаз. Применение биогазовых установок на животноводческих комплексах.

1

1




4.10

Генератор биогаза.

1




1

4.11

Развитие гидроэнергетики. Гидроэлектроэнергия - возобновляемый источник энергии

1

1




4.12

Перспективы развития атомной (ядерной) энергетики.

1

1




5

Изменение климата

5

3

2

5.1

Климат. Особенности климата Беларуси. Естественные и антропогенные факторы изменения климата.

1

1




5.2

Последствия климатических изменений.

1

1




5.3

Моделирование парникового эффекта.

1




1

5.4

Роль лесов и болот в формировании климата. Международные соглашения по глобальному изменению климата.

1

1




5.5

Исследование запыленности воздуха летом.

1




1

6

Энергосбережение

6

3

3

6.1

Энергетические услуги. Основные принципы энергосбережения.

1

1




6.2

Энергосбережение в школе и дома. Проект «Сохраним тепло нашего дома».

1




1

6.3

Проект «Энергетическая политика семьи: экономим электричество».

1




1

6.4

Экономия воды в быту. Измерение расхода горячей воды и расчет энергии, необходимой для ее нагрева.

1




1

6.5

Отходы производства и потребления. Проблемы, создаваемы отходами. Способы утилизации твердых бытовых отходов (ТБО).

1

1




6.6

Транспорт. Виды общественного транспорта и энергозатраты.

1

1









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать»
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных...
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать»
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных...
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений
Домашних животных можно разделить условно на три большие группы: сельскохозяйственные, служебные и декоративные. Данная программа...
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconПрограммы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по...
В. В. Буткевич, зав каф педагогики и психологии начального образования бгпу, доктор педагогических наук, профессор
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconУчебная программа факультативных занятий для учащихся Х классов общеобразовательных учреждений
Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского...
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий польский язык для I-XI классов общеобразовательных...
Важную роль в решении данных проблем играет изучение польского языка, который выступает в качестве инструмента всестороннего информационного...
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconУчебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская»...
«Творческая мастерская» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь...
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначена для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных...
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая учебная программа по музыке для V-IX классов общеобразовательных...
Кабалевского Д. Б. для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение»,2010 г) и в соответствии с планом...
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа факультативных занятий «Логические задачи» предназначена для учащихся 5 классов. Программа посвящена рассмотрению ряда...
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconПОЛОЖЕНИЕ олимпиады по физической культуре
«Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов...
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconИздания гоу «пгиро» Журналы
«Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов...
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе...
Министерства образования и науки рф, авторской программы для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (М. С. Соловейчик,...
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconУправление образования администрациИ города когалыма
«Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов...
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconПоложение об Олимпиаде по истории книги среди учащихся 9-11 классов...
Настоящее положение определяет статус, цели и задачи олимпиады по истории книги (далее Олимпиада) среди учащихся 9, 10, 11 классов...
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных...
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск