Скачать 216.23 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Энергия и окружающая среда ПРОГРАММАфакультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений ( 1 час в неделю; 35 часов) Минск, 2009 Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Энергетическая проблема стоит остро сегодня не только в нашей стране, но и во всем мире. Энергетика – одна из областей человеческой деятельности, которая оказывает разрушительное воздействие на окружающую среду, способствует глобальному потеплению климата. Во многих случаях загрязнение окружающей среды не является неизбежным, так как связано оно с неэффективным использованием невозобновляемых источников энергии, с нежеланием перерабатывать отходы производства, с отсутствием навыков бережного отношения к энергоресурсам. Однако, ограниченность энергетического потенциала Земли заставляет нас серьезно пересмотреть отношение к производству и потреблению энергии. Для работников сферы образования одним из путей решения данной проблемы является просвещение в области энергосбережения и формирование у учащихся практических навыков по рациональному использованию энергии. Этому необходимо учить с самого раннего возраста, воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание. Ведущая роль в достижении данной цели принадлежит общеобразовательным учреждениям. Сегодня бережное отношение к окружающей среде является одним из ключевых принципов экологического образования. Приоритетным становится не степень осведомленности учащихся в экологической проблематике, а уровень экологической культуры молодых людей, который включает в себя как осознание своей ответственности за дальнейшую судьбу планеты, так и поведение, действия, способствующие решению проблем окружающей среды, ее устойчивому развитию, сохранению жизни на Земле. Актуальность программы Актуальность данного факультативного курса «Энергия и окружающая среда» продиктована объективными требованиями времени и изменениями, происходящими сейчас во всем мире. Аграрная, а затем промышленная революции изменили направленность вектора развития человеческой цивилизации, что, по мнению ученых, привело к «экологической революции», - состоянию, когда мировое сообщество сталкивается со все более обостряющимися противоречиями между растущими потребностями в природных ресурсах и способностью биосферы к самовосстановлению. В конце прошлого века перед человечеством была поставлена цель - объединить усилия во имя собственного выживания, непрерывного развития и сохранения биосферы, осуществить переход к устойчивому развитию природы и общества. Одним из составляющих звеньев устойчивого развития является решение энергетической проблемы. В современном мире при активном развитии производства запасы традиционных источников энергии, таких как нефть, газ и уголь могут закончиться через несколько десятилетий. Учитывая также рост цен на энергоносители, так или иначе, встает вопрос рационального использования традиционных энергоресурсов и одновременного использование возобновляемых источников энергии. Республика Беларусь относится к числу государств, которые недостаточно обеспечены собственными энергетическими ресурсами. В связи с этим Президентом Республики Беларусь и правительством постоянно проводится политика, направленная на модернизацию и трансформацию топливно-энергетического комплекса, снижение энергоемкости всех видов продукции, разработку и внедрение в хозяйстве и промышленности энергосберегающих технологий. Поставлена задача обеспечения энергетической безопасности и энергетической независимости страны, главными факторами которых являются экономия и бережливость. В создавшихся условиях первоочередной задачей является всемерное использование имеющихся внутренних резервов экономии, то есть энергосбережение. Основа энергосбережения — рациональное использование энергоресурсов и сокращение их потерь. Программой факультативного курса «Энергия и окружающая среда» предусмотрено изучение вопросов, раскрывающих значения энергии для жизни и развития общества, знание способов ее получения, преобразования, передачи и использования; а так же ознакомление с правовой базой энергосбережения, рассмотрение энергосберегающих технологий в народном хозяйстве и в быту, рассмотрение экологических аспектов энергетики, причин и последствий изменения климата, перспектив энергопотребления и энергосбережения, использование альтернативных источников энергии. Цель курса: воспитание личности, интересующейся проблемами окружающей среды, важнейшими тенденциями развития планеты, адекватно воспринимающей общественную значимость энергосбережения в аспекте развития бережного отношения к биосфере. Задачи:
Содержание программы построено в логической последовательности: получение энергии → экономное ее использование в быту и на производстве → воздействие энергопользования на окружающую среду → альтернативные источники энергии. Данная программа предлагается для учащихся 7 классов, рассчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю. Программа включает в себя пять тем «Энергия», «Энергопотребление», «Энергетические источники», «Изменение климата», «Энергосбережение». Для понимания материала данного курса, у учащихся могут быть предшествующие знания (входные компетенции) в области физики, химии, географии, биологии. Методическое обеспечение программы Для эффективного усвоения программного материала факультативного курса «Энергия и окружающая среда» рекомендуется использовать различные виды учебно-воспитательной деятельности: компьютерные обучающие программы, учебники, тренажеры, специальные кинофильмы и аудиозаписи, экскурсии, знакомящие учащихся с организацией работы по охране окружающей среды и энергосбережению на лучших промышленных предприятиях (в организациях) отрасли. Предлагается широкое использование активных форм обучения: тренинговых занятий, учебно-исследовательской, проектной, игровой, интерактивной деятельности. В программе предусмотрены занятия по обработке материала, полученного при проведении практических и лабораторных работ: составление таблиц, анализ и обобщение полученных результатов, оформление отчетов, обработка фото- и видеоматериала. Предполагается проведение как групповых, так и индивидуальных занятий. Важной формой овладения материалом является самостоятельная работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, сочинений, сценариев деловых игр по тематике дисциплины, проектов по экономии и бережливости энергетических ресурсов, самостоятельную работу в библиотеках и овладение основами работы на персональном компьютере. К образовательной деятельности, по возможности, привлекаются родители учащихся, которые участвуют в проведении некоторых занятий, принимают экскурсии по месту своей работы, участвуют в организации домашнего энергоаудита. Оценка знаний учащихся Оценка знаний учащихся проводится в нескольких формах: путем тестового контроля знаний, по рефератам учащихся, при проведении конкурсов действующих моделей. Кроме того, по итогам каждого дня занятий учащиеся выполняют практические работы в рабочих тетрадях, входящих в комплект образовательных материалов. В рамках программы "Энергия и окружающая среда" оценка знаний и умений проводится по итогам конференций, научно-исследовательских работ учащихся, по результатам защиты проектов, где учитывается содержание работ, использование методик, правильность интерпретации результатов и выводов, качество выполнения работы, оформление материалов к защите и т.д. Содержание занятий Введение (2 часа) Содержание и задачи курса. Понятия « экономить» и «беречь». Как получены окружающие нас вещи и предметы? Энергопотребление и экология. Основы устойчивого развития. Энергосбережение - первые шаги. Осознание необходимости беречь энергию. Тема 1. Энергия (6часов) Понятие об энергии. Энергия и ее роль в нашей жизни. Различные формы энергии. Виды энергии, используемые человеком повседневно. Переход энергии из одной формы в другую. Первый энергетический закон: закон сохранения энергии. Работа и мощность. Процесс производства, преобразования и передачи энергии на гидроэлектростанции. Работа и мощность. Коэффициент полезного действия (КПД). Второй энергетический закон: качество энергии снижается, но не повышается. Что понимают под качеством энергии. Виды энергии в зависимости от качества. Источники энергии. Практические работы. Демонстрации по превращению энергии из одного вида в другой. Считаем киловатты. Эксперимент с кастрюлями. Химическое тепло. Тема 2. Энергопотребление (4 часа) Краткая история потребления энергии человеком. От костра в пещерах каменного века до ракетного двигателя. Производство энергии и ее потребление в различных странах мира. Показатели, характеризующие энергопотребление. Использование энергоресурсов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, коммунальном хозяйстве, школах. Использование энергоресурсов в домашних хозяйствах. Энергетические кризисы и причины их возникновения. Влияние на мировую экономику нефтяного кризиса 1973 года. Современный топливный кризис в странах третьего мира. Практические работы. Домашний аудит «Использование воды в моей семье». Определение потребляемой энергии электроприборами в доме или квартире. Тема 3. Энергетические источники (12 часов) Энергетические ресурсы Земли. Экологическая классификация природных ресурсов. Понятие о возобновляемых и невозобновляемых источниках энергии. Традиционные источники энергии . Газ, нефть и уголь – основные источники энергии. Добыча и нефтепереработка в Беларуси. Отрицательное воздействие добычи, транспортировки и переработки нефти на окружающую среду. Структура топливно-энергетического баланса Республики Беларусь: торф, горючие сланцы. Экологические проблемы использования традиционных и местных источников энергии в Беларуси. Возобновляемые источники энергии. Пять категорий возобновляемых источников энергии: солнечные, ветряные, водные, геотермальные и биомасса. Энергия солнца. Развитие ветровой энергетики. Современные ветряные установки: их устройство, достоинства и недостатки. Опыты и перспективы использования ветровой энергетики в Беларуси. Экологические вопросы развития ветровой энергетики. Развитие биоэнергетики. Источники биомассы. Способы преобразования биомассы в энергию. Биомасса леса. Древесина — важнейшее топливо для стран с ограниченными топливными ресурсами. Истощение лесов на Земле. Биогаз. Применение биогазовых установок на животноводческих комплексах. Биодизельное топливо. Преимущества и недостатки биоэнергетики. Перспективы развития биоэнергетики в Беларуси. Развитие гидроэнергетики. Гидроэлектроэнергия - возобновляемый источник энергии. Гидроэлектростанции. Понятие о геотермальной энергетике. Перспективы развития атомной (ядерной) энергетики. Экологические проблемы ядерной энергетики. Преимущества и перспективы ядерной энергетики. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Перспективы строительства АЭС в Беларуси. Практические работы Проект «Собственная энергия». Разработка и строительство ветровой турбины с вертикальным валом. Генератор биогаза. Постройка системы солнечного обогрева. Тема 4. Изменение климата(5 часов) Климат, основные понятия. Погода и климат. Особенности климата Беларуси. Естественные и антропогенные факторы изменения климата. Последствия климатических изменений. Природные катаклизмы, происходящие в мире за последние годы: таяние вековых льдов, ураганы и тайфуны, кислотные дожди, озоновые дыры. Парниковый эффект и причины его возникновения. Парниковые газы, оказывающие наибольшее влияние на потепление климата. Причины роста концентрации углекислого газа в атмосфере. Отрицательные последствия глобального потепления климата. Роль лесов и болот в формировании климата. Международные соглашения по глобальному изменению климата. Национальная климатическая программа. Основные меры по сокращению выбросов парниковых газов запланированы в Республике Беларусь. Практические работы Моделирование парникового эффекта. Исследование запыленности воздуха летом. Тема 5. Энергосбережение (6 часов) Энергетические услуги. Основные принципы энергосбережения. Классификация мероприятий по энергосбережению. Энергосбережение в школе и дома. Мероприятия по сохранению тепла в помещении. Электрическая энергия и способы ее экономии. Освещение помещений. Энергосберегающие лампочки. Энергоемкость бытовой техники.Советы по энергосбережению на кухне. Экономия воды в быту. Рациональное потребление горячей воды. Простые меры и меры для профессионалов по снижению потребления горячей воды. Отходы производства и потребления. Проблемы, создаваемы отходами. Фракционный состав отходов. Способы утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Раздельный сбор, вторичное использование и переработка ТБО – наиболее эффективный способ управления отходами. Малоотходные и безотходные технологии. Транспорт. Наиболее и наименее энергоемкие способы передвижения. Виды общественного транспорта и энергозатраты. Практические работы. Проект «Сохраним тепло нашего дома». Проект «Энергетическая политика семьи: экономим электричество». Проведение энергоаудита в школе и дома. Измерение и учет расхода горячей и холодной воды в доме (квартире). Измерение расхода горячей воды и расчет энергии, необходимой для ее нагрева. Составление памятки по экономии воды, тепла, электроэнергии. Проведение экологических акций по сокращению бытовых отходов. Ожидаемые результаты. В результате изучения курса учащиеся должны: - иметь представление об энергии, ее формах, количественном постоянстве в природе, а также той роли, которую она занимает в развитии человеческого общества; - иметь представление о влиянии энергетики на окружающую среду; уметь описывать и объяснять связь между сбережением энергии и сохранением окружающей среды; - высказывать свои суждения о глобальных экологических проблемах, связанных с энергетикой. - иметь представление о природных ресурсах, являющихся источником разных видов энергии, уметь классифицировать источники энергии; - знать места добычи полезных ископаемых в республике Беларусь, структурное потребления топливно-энергетических ресурсов в регионе; - знать основные преимущества использования альтернативных (возобновляемых) источников энергии, уметь анализировать возможности применения местных видов топлива; - знать последствия аварии на Чернобыльской АЭС для Беларуси и уметь применять основные меры радиационной безопасности; - знать естественные и антропогенные факторы, влияющие на изменение климата; анализировать степень влияния важнейших энергетических объектов своей местности на изменение климата; - знать основные пути повышения эффективности использования тепловой и электрической энергии при применении энергосберегающих ламп, приборов учета и контроля расхода воды, тепла, электроэнергии; - понимать связь между сбережением энергии и сохранением окружающей среды, объяснять необходимость использования малоотходных и безотходных технологий; - понимать необходимость раздельного сбора бытовых отходов с целью их переработки и вторичного использования. Тематическое планирование факультатива «Энергия и окружающая среда»
|
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных... | Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных... | ||
Программа факультативных занятий для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений Домашних животных можно разделить условно на три большие группы: сельскохозяйственные, служебные и декоративные. Данная программа... | Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по... В. В. Буткевич, зав каф педагогики и психологии начального образования бгпу, доктор педагогических наук, профессор | ||
Учебная программа факультативных занятий для учащихся Х классов общеобразовательных учреждений Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского... | Программа факультативных занятий польский язык для I-XI классов общеобразовательных... Важную роль в решении данных проблем играет изучение польского языка, который выступает в качестве инструмента всестороннего информационного... | ||
Учебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская»... «Творческая мастерская» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначена для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных... | ||
Рабочая учебная программа по музыке для V-IX классов общеобразовательных... Кабалевского Д. Б. для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва «Просвещение»,2010 г) и в соответствии с планом... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа факультативных занятий «Логические задачи» предназначена для учащихся 5 классов. Программа посвящена рассмотрению ряда... | ||
ПОЛОЖЕНИЕ олимпиады по физической культуре «Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов... | Издания гоу «пгиро» Журналы «Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов... | ||
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе... Министерства образования и науки рф, авторской программы для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (М. С. Соловейчик,... | Управление образования администрациИ города когалыма «Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов... | ||
Положение об Олимпиаде по истории книги среди учащихся 9-11 классов... Настоящее положение определяет статус, цели и задачи олимпиады по истории книги (далее Олимпиада) среди учащихся 9, 10, 11 классов... | Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных... Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.... |