Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать»





Скачать 140.06 Kb.
НазваниеРабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать»
Дата публикации20.09.2014
Размер140.06 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Математика > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных занятий по математике для 9 класса общеобразовательных учреждений.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.

Основная цель факультатива - это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к новой системе государственной (итоговой) аттестации по алгебре в 9 классе.

Так как ГИА отличается от обычных экзаменов, то помимо дополнительной математической подготовки, требуется научить учащегося работать с тестами, заполнять правильно бланки ответов.

Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. Содержание данного факультативного курса предоставляет большие возможности для решения данной задачи.

В ходе изучения алгебраического компонента школьного курса математики 9 класса создаются предпосылки для развития мышления учащихся, формирования у них умения подмечать закономерности, выдвигать гипотезы и обосновывать их, делать выводы, проводить правдоподобные и доказательные рассуждения. Однако реализация этих возможностей в практике проведения факультативных занятий в значительной степени зависит от того, насколько основная педагогическая задача данного факультатива находится в поле зрения учителя на всех этапах занятия – при изучении теоретического материала, при проверке домашнего задания, в ходе решения математических задач.

Специфика факультативных занятий выражается в том, что в нем основное время и значительное место отводятся задачам самого разнообразного плана, начиная с элементарных упражнений репродуктивного характера и кончая задачами, требующими нестандартных подходов к решению. В связи с этим важнейшая цель учителя состоит в том, чтобы учащиеся овладели технологией решения основных типов алгебраических задач, к которым относятся задания на вычисления, тождественные преобразования выражений, решение уравнений, неравенств, систем, решение текстовых задач с помощью уравнений и систем, построение и чтение графиков функций и т.п.

В процессе проведения факультативных занятий в 9 классе следует продолжать работу, направленную на формирование таких специальных умений и навыков по данному предмету, которые отвечают таким требованиям, как правильность, осознанность, автоматизм, рациональность, обобщенность и прочность.

Важно в процессе работы данного факультатива продолжать работу по формированию у учащихся способности к использованию основных эвристических приемов по поиску решений нестандартных задач.

Цели факультативного курса: формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 9 класса; формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников.

Задачи курса:

  • систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках алгебры в 7–9 классах;

  • развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;

  • формирование процессуальных черт их творческой деятельности;

  • продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач;

  • развитие логического мышления и интуиции учащихся;

  • расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.

  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

  • Выработают умения:

    • самоконтроль времени выполнения заданий;

    • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

    • прикидка границ результатов;

    • прием «спирального движения» (по тесту).

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятий в год, в неделю 1 час. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

  • Выражения и их преобразования.

  • Уравнения и системы уравнений.

  • Неравенства.

  • Координаты и графики.

  • Функции.

  • Арифметическая и геометрическая прогрессии.

  • Текстовые задачи.

Основные методические особенности курса

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;

  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;

  3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;

  5. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




Тема 1.  Выражения и их преобразования (4ч)

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2. Уравнения и системы уравнений (6ч)

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

Тема 3. Неравенства (6ч)

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 4. Функции (6ч)

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 5. Координаты и графики (4ч)

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 6. Арифметическая и геометрическая прогрессии (4ч)

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 7. Текстовые задачи (4ч)

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Календарно-тематический план



занятия

Тема

Кол. часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (ЗУН)

Дата проведения

план

фактически

1


Выполнение разложения многочленов на множители (вынесение общего множителя)

Разложение на множители многочленов, используя формулы сокращенного умножения

Преобразования целых и дробных выражений, применяя широкий набор изученных алгоритмов

2


Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.


Знать алгоритм вынесения общего множителя. Уметь раскладывать многочлен на множители

10.09




Знать формулы сокращенного умножения. Уметь применять формулы при разложении многочлена на множители

Уметь преобразовывать многочлены различными способами

2

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

Преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями

2

Знать свойства квадратного корня. Уметь применять свойства при упрощении выражений

24.09




Знать свойства степени с целым показателем. Уметь применять свойства при упрощении выражений

3

Решение целых уравнений

2

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

Уметь решать уравнения, применяя алгебраические преобразования и различные приемы: разложение на множители, замена переменной

8.10




4

Решение дробно-рациональных уравнений

2

22.10




5

Решение систем уравнений

Решение систем, содержащих нелинейные уравнения

2

Уметь решать системы уравнений способом подстановки и сложения; применение специальных приемов решения систем уравнений;

19.11




6

Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем

2

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных).

Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.


Уметь решать неравенства, требующие алгебраические преобразования

3.12




7

Решение квадратных неравенств

2

Уметь решать неравенства, выбирая решения, удовлетворяющие дополнительным условиям

17.12




8

Решение систем неравенств, включающих квадратные неравенства

2

Уметь решать системы неравенств, требующие алгебраические преобразования

14.01




9

Построение и исследование графиков функций

Построение более сложных графиков (кусочно-заданные)

2

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием

Уметь строить графики изучаемых функций и отвечать на вопросы, связанные с исследованием этих функций

28.01




10

Построение более сложных графиков (с «выбитыми» точками и т.п.)

2

Уметь строить более сложные функции, исследовать данные функции

11.02




11

Использование графических представлений функций для решения математических задач из других разделов курса

Использование свойств функций для решения математических задач из других разделов курса.

2

Уметь решать математические практические задачи, используя графическое представление функций и их свойства

25.02




12

Составление уравнения прямой

Составление уравнения параболы и гипербо10лы

2

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Уметь составлять уравнение прямой в координатной плоскости по заданным условиям

11.03




Уметь составлять уравнение параболы и гиперболы в координатной плоскости по заданным условиям

Уметь строить графики уравнений

13

Построение графиков уравнений с двумя переменными

2




25.03




14

Нахождение n-го члена арифметической и геометрической прогрессии

Решение задач с применением формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессии

Решение задач с применением формул суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий

2

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-ого члена. Характеристическое свойство

Знать формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессии

8.04




Уметь применять формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессии при решении задач

Знать формулы суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии

Уметь применять формулы суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии при решении задач

15

Применение аппарата уравнений при решении задач на прогрессии

Применение аппарата неравенств при решении задач на прогрессии

2

Сумма n-первых членов

Комбинированные задачи

22.04




16

Решение текстовых задач на движение

Решение текстовых задач на части

2

Задачи на проценты.

Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания


Уметь решать текстовые задач, используя как арифметические способы рассуждений, так и алгебраический метод (составление выражений, уравнений, систем), в том числе работа с алгебраической моделью, в которой число переменных превосходит число уравнений.

6.05




17

Решение текстовых задач на составление уравнения

2

20.05




Литература:

  1. 1.Алгебра 7 - 9 класс под редакцией С. А. Теляковского /Москва «Просвещение» 2009 -2012 г.

  2. Ф.Ф. Лысенко Алгебра 9 класс. Итоговая аттестация-2012. Изд. «Легион» Ростов-на-Дону 2012г.;

  3. З.Н. Альханова. Проверочные работы с элементами тестирования по алгебре 9 класс. Изд. «Лицей» 2011г.

  4. Галкин, Е.В. Нестандартные задачи по математике: Задачи логического характера: книга для учащихся 5–11 классов / Е.В. Галкин. – М., 1996. –160 с.



Утверждаю

руководитель методического

совета:__________________
№_____ дата:_________

Рабочая программа

Элективный курс по математике 9 класс

«Алгебра учит рассуждать»
составила учитель математики Шестова С.А.

Рассмотрено на заседании

методического объединения:
№ _____ дата______
Подпись_____________

с. Васильевское

2012 – 2013 учебный год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconРабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать»
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных...
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений
Домашних животных можно разделить условно на три большие группы: сельскохозяйственные, служебные и декоративные. Данная программа...
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconПрограммы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по...
В. В. Буткевич, зав каф педагогики и психологии начального образования бгпу, доктор педагогических наук, профессор
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconИгра по математике для учеников 5 классов
Давно известно, что математика учит нас мыслить, логически рассуждать. Занятия этой наукой развивают свой ум и внимание, воспитывают...
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений
Этому необходимо учить с самого раннего возраста, воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание. Ведущая роль в достижении...
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconУчебная программа факультативных занятий для учащихся Х классов общеобразовательных учреждений
Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского...
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconРабочая программа по математике (модуль «Алгебра») на 2012 2013 учебный...
Данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа факультативных занятий «Логические задачи» предназначена для учащихся 5 классов. Программа посвящена рассмотрению ряда...
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconТемы рефератов по педагогике и психологи
Особенности урока, лекции, семинарских занятий, практических и лабораторных занятий, диспутов, конференций, зачетов, экзаменов, факультативных...
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обобщить знания учащихся по теме «Чему учит экономика», развивать мышление умение делать выводы, рассуждать, воспитывать уважение...
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconРасписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий...
Начальник Красноармейского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconДоклад организация индивидуальных, групповых и курсов по выбору по предмету
Возможности же факультативных занятий, спецкурсов, групповых и индивидуальных занятий помогают рас­ширению и углублению знаний учащихся...
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconРабочая программа По предмету «Алгебра» для 9 класса Разработала:...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconРабочая программа по алгебре (120 часов) для учащихся 7 класса
А. Г. Мордковича по алгебре к учебнику «Алгебра 7 класс»: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала...
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconПрограмма факультативных занятий польский язык для I-XI классов общеобразовательных...
Важную роль в решении данных проблем играет изучение польского языка, который выступает в качестве инструмента всестороннего информационного...
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» iconУчебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская»...
«Творческая мастерская» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск