Скачать 0.96 Mb.
|
Приложение 1. А.А. Ушаков Основы исследовательской деятельности учебная программа УДК 37.012.7 ББК 74.202.2 У 93 Рецензенты: доктор биологических наук, профессор Кубанского государственного университета, зав. кафедрой естественно-научного и экологического образования Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования В.И. Голиков методист кафедры естественно-научного и экологического образования Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования К.П. Казарян Ушаков, А.А. У 93 Основы исследовательской деятельности: учебная программа для профильных классов общеобразовательных учреждений / А.А. Ушаков. – Майкоп, 2008. – 90 с. УДК 37.012.7 ББК 74.202.2 Учебная программа курса «Основы исследовательской деятельности» направлена на формирование базовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления исследовательской деятельности. В программе раскрываются цели и задачи, основные требования к знаниям и умениям обучающихся, содержание тем, календарно-тематическое планирование, перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, необходимых для наиболее полного освоения курса, приводятся разработки уроков с использованием современных технологий и методик обучения. Учебная программа «Основы исследовательской деятельности» предназначена для учащихся профильных классов общеобразовательных учреждений и студентов 1-2 курсов колледжей. Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности» Пояснительная записка Предлагаемый курс (35 часов учебного времени) предназначен для учащихся профильных классов (10 – 11 кл.) естественно-научного профиля обучения, а также для студентов 1-2 курсов колледжей. Приоритетными задачами обучения являются обеспечение возможности выбора образовательных программ, увеличение времени на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность), усиление дифференциации и индивидуализации обучения. Программа курса направлена на формирование базовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления исследовательской деятельности, что представляется особо важным в современных условиях. Ведущие понятия, умения и навыки в ходе изучения курса формируются на примере биологии как науки. В содержании курса можно выделить следующие направления: - теоретические знания, включающие следующие основные вопросы, необходимые для овладения основами исследовательской деятельности: роль науки в развитии общества, возникновение и развитие науки, научное знание как система и его особенности, эмпирический и теоретический уровни научного познания, методы научного познания; - формирование умений работать с различными источниками информации; - формирование практических умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности, технология подготовки исследовательских работ, проведение исследовательской практики. Основная цель курса: формирование исследовательской компетентности через освоение теоретического материала и развитие умений учебно-исследовательской деятельности. Задачи курса: - сформировать представление о науке как феномене культуры, специфике эмпирического исследования и теоретического познания; - показать многообразие методов научного познания и сформировать умения выбора и применения на практике методов исследовательской деятельности; - совершенствовать умения работать с различными источниками информации, оформлять реферативные работы; - формировать умения проводить исследование и оформлять его результаты; - развивать качества и умения, необходимые для успешного продолжения образования; - развивать исследовательский тип мышления; - воспитывать нравственное отношение к научно-исследовательскому труду. Методы и формы реализации программы Курс предусматривает проведение лекционных занятий с применением презентаций по темам, а также использование деятельностных технологий в форме семинаров и практикумов. Семинары организуются как с целью повторения и обобщения знаний по теме, так и для изучения нового материала. Семинарские занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, организуемых и руководимых преподавателем. К семинарским занятиям обучающимся предлагается ряд вопросов и заданий для самостоятельной подготовки, но возможно предоставление права самим участникам выдвигать интересующие их вопросы. Практические работы ориентированы на формирование умений и навыков учебно-исследовательской деятельности. Работы выполняются в малых группах. Каждая группа работает над выполнением практических заданий проблемного и исследовательского характера с последующим обсуждением полученных результатов. Курс завершается исследовательской практикой, которая предусматривает написание учебно-исследовательской работы и ее защиту на научно-практической конференции, а также проведение экскурсии в научное учреждение. Курс предполагает использование рейтинговой системы оценивания, которая основывается на оценке всех видов учебной деятельности учащегося. Предлагаемая модель включает два основных компонента: - рейтинг академической успеваемости (по итогам полугодия); - «портфолио» (является накопительной системой учета самых разнообразных достижений: успешное участие в семинарских занятиях, исследовательских и практических работах, научно-практической конференции и других видах деятельности). Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Обучающиеся должны знать: - роль науки в развитии общества, значение исследовательской деятельности в научном познании; - особенности и структуру научного знания; - историю развития основных отраслей биологического знания, основные достижения в биологии, взаимоотношения биологических дисциплин, связь с другими науками; - особенности эмпирического исследования, специфику теоретического познания и его формы; - классификацию методов научного познания, общенаучные и частнонаучные методы исследования, основные биологические методы; - виды информационных источников и правила подготовки реферативных работ; - основные этапы подготовки исследовательских работ; - основные понятия: факт, проблема, гипотеза, теория, закон, наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Обучающиеся должны уметь: - выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности; - владеть навыками работы с научными текстами (составлять план, конспектировать); - работать с биологическими терминами; - оформлять библиографический список по теме исследования, а также библиографические ссылки; - формулировать тему, цели и задачи исследования, определять объект, предмет и гипотезу исследования; - проводить исследование в соответствии с этапами подготовки; - представлять данные (составлять схемы, таблицы, диаграммы, графики) и оформлять отчет о результатах исследования. Содержание программы Введение (1 час). Задачи курса. Значение исследовательской деятельности в научном познании. Роль науки в развитии общества. Тема 1. Наука: понятие и феномен (2 часа). Возникновение науки. Наука и практика. Научное знание как система, его особенности и структура. Система биологических наук. Взаимоотношения биологических дисциплин, связи с другими науками. История развития основных отраслей биологического знания. Основные достижения в биологии, их значение в процессе развития науки в целом. Научные профессии и специальности, востребованные в биологических отраслях знаний. Тема 2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания (4 часа). Особенности эмпирического исследования. Факт как важнейший элемент опытного исследования. Роль фактов в развитии науки. Специфика теоретического познания и его формы. Проблема как форма теоретического познания. Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания. Роль и место гипотезы в процессе познания. Примеры гипотез из истории биологических наук. Теория, ее основные особенности. Закон – ключевой элемент теории. Основные теории и законы в биологии. Тема 3. Метод и его роль в научном познании (7 часов). Классификация методов научного познания. Общенаучные подходы и методы исследования (методы эмпирического исследования, методы теоретического познания, общелогические методы и приемы исследования). Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение. Методы теоретического познания. Общелогические методы и приемы исследования: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Частнонаучные методы. Биологические методы. Развитие исследовательских методов в биологии. Основные статистические методы исследования биологических систем. Практические работы 1.Общелогические методы и приемы исследования (1 час). 2. Методы исследования биологических систем (1 час). 3. Выполнение биологического рисунка (1 час). Тема 4. Работа с различными источниками информации (6 часов). Виды информационных источников. Стратегии работы с текстами. Составление плана, конспектирование, оформление глоссария. Этика цитирования и правила оформления библиографических ссылок. Составление библиографического списка по теме исследования. Биологические ресурсы Интернета. Правила подготовки реферативных работ (литературных обзоров). Практические работы 4. Приемы работы с научными текстами (1 час). 5. Работа с биологическими терминами (1 час). Тема 5. Технология подготовки исследовательских работ (6 часов). Исследовательская работа, ее структура, содержание, этапы, методы. Подготовительный период в исследовательской работе. Формулировка темы, целей и задач исследования. Объект, предмет и гипотеза исследования. Сбор материала и принципы работы с ним. Оформление результатов исследования. Формы изложения исследовательских работ: научный отчет, статья, заметка, книга, доклад, тезисы доклада. Общие требования к оформлению работ. Практические работы 6. Выдвижение гипотез и составление плана исследования (1 час). 7. Представление данных исследования (составление схем, таблиц, диаграмм, графиков) (1 час). Исследовательская практика (9 часов). Знакомство с тематикой исследования. Выбор темы учебно-исследовательской работы. Проведение учебного исследования и обработка материала. Оформление отчета о результатах исследования. Защита и обсуждение результатов исследования (научно-практическая конференция). Знакомство с научным учреждением (экскурсия). Тематический план
|
Учебно-методический комплекс для студентов факультетов гму и Эиу... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | Пособие ^ щ щ под редакцией ж у а. Г. Асмолова Москва «Просвещение»... А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов | ||
Удк 004. 738. 5 Ббк 32. 973. 202 Главный редактор Используя их, учителя могут получить доступ к содержанию специализированных мультимедиа библиотек, энциклопедий, справочников, учебников,... | Удк 159. 9 Ббк 88. 8 А 733 Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП) | ||
2011 удк ббк Зюляев Н. А. кандидат экономических наук, доцент Марийского государственного технического университета | Удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 Матрица ответов на тесты по оценке качества усвоения учебной дисциплины «Управление персоналом» | ||
Учебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат) Султанов А. А., старший преподаватель, заведующий кафедрой юридических дисциплин еф исгз | Удк 33 ббк 65. 262. 1 В44 Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | ||
Ббк 74. 102 Удк 373. 2 Р 11 рочева о. И. И мы не лыком шиты. Сборник в 2-х частях Повышение уровня информированности у родителей о способах ознакомления детей с пдд | Удк 159. 9 Ббк 88. 4 © Irvin D. Yalom, 2008 Управления федеральной службы исполнения наказания, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2013 г | ||
Программа по дисциплине Красноярск сфу 2008 удк 581. 1(07) ббк 28. 573я73 ф 20 Программа предназначена для студентов направления 020200 биология, спец. 020208. 65 «Биохимия» | 2006 удк ббк ф Философские проблемы математики: Материалы для выполнения учебных заданий. Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2006 | ||
Удк 791. 43 Ббк 85. 37 Ф 70 Редакционная коллегия Подготовка и обучение населения организуются в рамках единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных... | Удк 373. 2+159. 922. 7 Ббк 74. 1+88. 8 М59 Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса | ||
Удк 615. 851 Ббк 53. 57 М 94 Михайлова Е. Л. М 94 Пустяки психологии.... Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся | Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3 Пашута В. Л., Заслуженный работник высшей школы рф, доктор педагогических наук, профессор |