Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2





НазваниеУчебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2
страница1/9
Дата публикации11.01.2015
Размер0.96 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Приложение 1.

А.А. Ушаков
Основы исследовательской

деятельности

учебная программа



УДК 37.012.7

ББК 74.202.2

У 93

Рецензенты: доктор биологических наук, профессор Кубанского государственного

университета, зав. кафедрой естественно-научного и экологического

образования Краснодарского краевого института дополнительного

профессионального педагогического образования В.И. Голиков
методист кафедры естественно-научного и экологического образования

Краснодарского краевого института дополнительного профессионального

педагогического образования К.П. Казарян

Ушаков, А.А.

У 93 Основы исследовательской деятельности: учебная программа для профильных классов общеобразовательных учреждений / А.А. Ушаков. – Майкоп, 2008. – 90 с.

УДК 37.012.7

ББК 74.202.2

Учебная программа курса «Основы исследовательской деятельности» направлена на формирование базовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления исследовательской деятельности. В программе раскрываются цели и задачи, основные требования к знаниям и умениям обучающихся, содержание тем, календарно-тематическое планирование, перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, необходимых для наиболее полного освоения курса, приводятся разработки уроков с использованием современных технологий и методик обучения.

Учебная программа «Основы исследовательской деятельности» предназначена для учащихся профильных классов общеобразовательных учреждений и студентов 1-2 курсов колледжей.


Программа элективного курса

«Основы исследовательской деятельности»
Пояснительная записка
Предлагаемый курс (35 часов учебного времени) предназначен для учащихся профильных классов (10 – 11 кл.) естественно-научного профиля обучения, а также для студентов 1-2 курсов колледжей.

Приоритетными задачами обучения являются обеспечение возможности выбора образовательных программ, увеличение времени на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность), усиление дифференциации и индивидуализации обучения.

Программа курса направлена на формирование базовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления исследовательской деятельности, что представляется особо важным в современных условиях. Ведущие понятия, умения и навыки в ходе изучения курса формируются на примере биологии как науки.

В содержании курса можно выделить следующие направления:

- теоретические знания, включающие следующие основные вопросы, необходимые для овладения основами исследовательской деятельности: роль науки в развитии общества, возникновение и развитие науки, научное знание как система и его особенности, эмпирический и теоретический уровни научного познания, методы научного познания;

- формирование умений работать с различными источниками информации;

- формирование практических умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности, технология подготовки исследовательских работ, проведение исследовательской практики.

Основная цель курса: формирование исследовательской компетентности через освоение теоретического материала и развитие умений учебно-исследовательской деятельности.

Задачи курса:

- сформировать представление о науке как феномене культуры, специфике эмпирического исследования и теоретического познания;

- показать многообразие методов научного познания и сформировать умения выбора и применения на практике методов исследовательской деятельности;

- совершенствовать умения работать с различными источниками информации, оформлять реферативные работы;

- формировать умения проводить исследование и оформлять его результаты;

- развивать качества и умения, необходимые для успешного продолжения образования;

- развивать исследовательский тип мышления;

- воспитывать нравственное отношение к научно-исследовательскому труду.
Методы и формы реализации программы
Курс предусматривает проведение лекционных занятий с применением презентаций по темам, а также использование деятельностных технологий в форме семинаров и практикумов.

Семинары организуются как с целью повторения и обобщения знаний по теме, так и для изучения нового материала. Семинарские занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, организуемых и руководимых преподавателем. К семинарским занятиям обучающимся предлагается ряд вопросов и заданий для самостоятельной подготовки, но возможно предоставление права самим участникам выдвигать интересующие их вопросы.

Практические работы ориентированы на формирование умений и навыков учебно-исследовательской деятельности. Работы выполняются в малых группах. Каждая группа работает над выполнением практических заданий проблемного и исследовательского характера с последующим обсуждением полученных результатов.

Курс завершается исследовательской практикой, которая предусматривает написание учебно-исследовательской работы и ее защиту на научно-практической конференции, а также проведение экскурсии в научное учреждение.

Курс предполагает использование рейтинговой системы оценивания, которая основывается на оценке всех видов учебной деятельности учащегося.

Предлагаемая модель включает два основных компонента:

- рейтинг академической успеваемости (по итогам полугодия);

- «портфолио» (является накопительной системой учета самых разнообразных достижений: успешное участие в семинарских занятиях, исследовательских и практических работах, научно-практической конференции и других видах деятельности).
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- роль науки в развитии общества, значение исследовательской деятельности в научном познании;

- особенности и структуру научного знания;

- историю развития основных отраслей биологического знания, основные достижения в биологии, взаимоотношения биологических дисциплин, связь с другими науками;

- особенности эмпирического исследования, специфику теоретического познания и его формы;

- классификацию методов научного познания, общенаучные и частнонаучные методы исследования, основные биологические методы;

- виды информационных источников и правила подготовки реферативных работ;

- основные этапы подготовки исследовательских работ;

- основные понятия: факт, проблема, гипотеза, теория, закон, наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.
Обучающиеся должны уметь:
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности;

- владеть навыками работы с научными текстами (составлять план, конспектировать);

- работать с биологическими терминами;

- оформлять библиографический список по теме исследования, а также библиографические ссылки;

- формулировать тему, цели и задачи исследования, определять объект, предмет и гипотезу исследования;

- проводить исследование в соответствии с этапами подготовки;

- представлять данные (составлять схемы, таблицы, диаграммы, графики) и оформлять отчет о результатах исследования.
Содержание программы
Введение (1 час).

Задачи курса. Значение исследовательской деятельности в научном познании. Роль науки в развитии общества.

Тема 1. Наука: понятие и феномен (2 часа).

Возникновение науки. Наука и практика. Научное знание как система, его особенности и структура.

Система биологических наук. Взаимоотношения биологических дисциплин, связи с другими науками. История развития основных отраслей биологического знания. Основные достижения в биологии, их значение в процессе развития науки в целом. Научные профессии и специальности, востребованные в биологических отраслях знаний.

Тема 2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания

(4 часа).

Особенности эмпирического исследования. Факт как важнейший элемент опытного исследования. Роль фактов в развитии науки.

Специфика теоретического познания и его формы. Проблема как форма теоретического познания. Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания. Роль и место гипотезы в процессе познания. Примеры гипотез из истории биологических наук.

Теория, ее основные особенности. Закон – ключевой элемент теории.

Основные теории и законы в биологии.

Тема 3. Метод и его роль в научном познании (7 часов).

Классификация методов научного познания. Общенаучные подходы и методы исследования (методы эмпирического исследования, методы теоретического познания, общелогические методы и приемы исследования).

Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение. Методы теоретического познания.

Общелогические методы и приемы исследования: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.

Частнонаучные методы. Биологические методы. Развитие исследовательских методов в биологии. Основные статистические методы исследования биологических систем.

Практические работы

1.Общелогические методы и приемы исследования (1 час).

2. Методы исследования биологических систем (1 час).

3. Выполнение биологического рисунка (1 час).

Тема 4. Работа с различными источниками информации (6 часов).

Виды информационных источников. Стратегии работы с текстами. Составление плана, конспектирование, оформление глоссария.

Этика цитирования и правила оформления библиографических ссылок. Составление библиографического списка по теме исследования.

Биологические ресурсы Интернета.

Правила подготовки реферативных работ (литературных обзоров).

Практические работы

4. Приемы работы с научными текстами (1 час).

5. Работа с биологическими терминами (1 час).

Тема 5. Технология подготовки исследовательских работ (6 часов).

Исследовательская работа, ее структура, содержание, этапы, методы.

Подготовительный период в исследовательской работе. Формулировка темы, целей и задач исследования. Объект, предмет и гипотеза исследования.

Сбор материала и принципы работы с ним. Оформление результатов исследования. Формы изложения исследовательских работ: научный отчет, статья, заметка, книга, доклад, тезисы доклада. Общие требования к оформлению работ.

Практические работы

6. Выдвижение гипотез и составление плана исследования (1 час).

7. Представление данных исследования (составление схем, таблиц, диаграмм, графиков) (1 час).

Исследовательская практика (9 часов).

Знакомство с тематикой исследования. Выбор темы учебно-исследовательской работы. Проведение учебного исследования и обработка материала. Оформление отчета о результатах исследования. Защита и обсуждение результатов исследования (научно-практическая конференция). Знакомство с научным учреждением (экскурсия).
Тематический план




темы

Название темы

Кол-во

часов

Теоретические

занятия

Практические занятия




Введение


1

1

-

1.

Наука: понятие и феномен


2

2

-

2.

Эмпирический и

теоретический уровни

научного познания




4



4




-

3.

Метод и его роль в научном

познании



7


4


3

4.

Работа с различными

источниками информации



6


4


2

5.

Технология подготовки

исследовательских работ



6


4


2




Исследовательская практика


9

-

9




Всего часов

35

19

16

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 iconУчебно-методический комплекс для студентов факультетов гму и Эиу...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 iconПособие ^ щ щ под редакцией ж у а. Г. Асмолова Москва «Просвещение»...
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 iconУдк 004. 738. 5 Ббк 32. 973. 202 Главный редактор
Используя их, учителя могут получить доступ к содержанию специализированных мультимедиа библиотек, энциклопедий, справочников, учебников,...
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 iconУдк 159. 9 Ббк 88. 8 А 733
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 icon2011 удк ббк
Зюляев Н. А. кандидат экономических наук, доцент Марийского государственного технического университета
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 iconУдк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69
Матрица ответов на тесты по оценке качества усвоения учебной дисциплины «Управление персоналом»
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 iconУчебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат)
Султанов А. А., старший преподаватель, заведующий кафедрой юридических дисциплин еф исгз
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 iconУдк 33 ббк 65. 262. 1 В44
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 iconБбк 74. 102 Удк 373. 2 Р 11 рочева о. И. И мы не лыком шиты. Сборник в 2-х частях
Повышение уровня информированности у родителей о способах ознакомления детей с пдд
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 iconУдк 159. 9 Ббк 88. 4 © Irvin D. Yalom, 2008
Управления федеральной службы исполнения наказания, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2013 г
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 iconПрограмма по дисциплине Красноярск сфу 2008 удк 581. 1(07) ббк 28. 573я73 ф 20
Программа предназначена для студентов направления 020200 биология, спец. 020208. 65 «Биохимия»
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 icon2006 удк ббк ф
Философские проблемы математики: Материалы для выполнения учебных заданий. Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2006
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 iconУдк 791. 43 Ббк 85. 37 Ф 70 Редакционная коллегия
Подготовка и обучение населения организуются в рамках единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных...
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 iconУдк 373. 2+159. 922. 7 Ббк 74. 1+88. 8 М59
Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 iconУдк 615. 851 Ббк 53. 57 М 94 Михайлова Е. Л. М 94 Пустяки психологии....
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Учебная программа удк 37. 012. 7 Ббк 74. 202. 2 iconУчебное пособие Санкт-Петербург 2013 удк 1: 001; 001. 8 Ббк 87. 3
Пашута В. Л., Заслуженный работник высшей школы рф, доктор педагогических наук, профессор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск