Скачать 5.57 Mb.
|
Н.В. Романенко, О.М. Шелков Актуальные проблемы истории и философии науки Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 УДК 1:001; 001.8 ББК 87.3 Рецензенты: Пашута В. Л., Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор. Маточкина А.И., кандидат философских наук. Романенко Н.В., Шелков О.М. Актуальные проблемы истории и философии науки: учебное пособие. – СПб.: ФГБУ СПбНИИФК , 2013. - 323 с. Учебное пособие подготовлено Заслуженным работником высшей школы РФ, доктором педагогических наук, профессором Романенко Н. В. и кандидатом педагогических наук, доцентом Шелковым О. М. в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки». Оно предназначено для аспирантов и соискателей, специализирующихся в сфере физической культуры и спорта. В пособие включены дополнительные материалы, непосредственно программой не предусмотренные. В частности, главы: Образование как системный процесс; Концептуальные основы гуманитаризации современного российского образования; Пространство, время, хронотоп в социальном и гуманитарном познании. В тематику рефератов включены вопросы, связанные с проблемами теории широкого спектра философско-педагогических и философско-биологических дисциплин. В работе над пособием также приняли участие: Заслуженный работник физической культуры, доктор педагогических наук, профессор Зюкин А. В. (гл. 9); Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор философских наук, профессор Рабош В. А. (гл. 16); кандидат педагогических наук, доцент Белоус В. А. (гл. 11). Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ В последние годы в связи с происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, частью которых является и реформа высшего образования, увидели свет самые разнообразные учебники и учебные пособия по курсу философии, предназначенные для студентов вузов. В этих учебниках была преодолена имевшая место в прошлом некоторая односторонность, заключавшаяся в том, что история и содержание философии рассматривались как процесс подготовки и формирования марксистско-ленинского учения, а идеи и концепции, выдвинутые представителями других направлений и школ, подчас недооценивались. Новая литература значительно расширила круг философов, знание биографий и основных идей которых – показатель успешного освоения учебного курса. Вместе с тем указанные изменения сопровождались и некоторыми негативными моментами. В силу перегруженности курсов философии сугубо теоретическим материалом стали значительно меньше времени уделять рассмотрению роли конкретно-научных вопросов в формировании логических и методологических знаний будущих специалистов, в понимании ими философского и культурологического значения крупнейших открытий и обобщений в естествознании и социально-гуманитарных науках. В преподавании философии произошло разобщение конкретно-научного и философского знания. Преодолению этого разрыва должен служить курс истории и философии науки. Именно этими соображениями руководствовался авторский коллектив настоящего учебного пособия, подготавливая его к изданию. Сложные социальные процессы, происходящие во всех сферах современного общества и связанная с этим необходимость повышения эффективности системы образования предъявляет все более высокие требования к теоретико-методологической, мировоззренческой и профессиональной подготовке специалистов различных сфер социальной жизни, в том числе сферы физической культуры и спорта. Важное значение для эффективной подготовки специалистов этой сферы имеет история и философия науки. Эта дисциплина дает теоретически обоснованные знания о науке как социокультурном феномене, её возникновении, закономерностях развития, роли, значении и функциях в современном обществе, концептуальных подходах к анализу философии науки, методах и гносеологических формах исследовательской деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта. Эти знания позволяют принимать действенные конкретные управленческие решения, связанные с определением путей повышения физкультурно – спортивной активности различных групп населения и социокультурного эффекта этой активности, пропаганды физической культуры и спорта, уточнением направлений и средств гуманизации современного российского физкультурного образования. Авторы учебного пособия не претендуют на исчерпывающую и всестороннюю характеристику всей проблематики истории и философии науки. Основное внимание уделяется наиболее важным, сложным и дискуссионным проблемам этой науки, тем вопросам, которые не получили достаточно полного освещения в других учебных пособиях по данной учебной дисциплине, а также тем проблемам, которые обычно вызывают затруднения при ее изучении. Особое внимание уделено философским проблемам социально – гуманитарных наук, связанным с формированием, особенностями и спецификой методологии социального (гуманитарного) познания. Цель пособия – помочь аспирантам и соискателям усвоить и осмыслить основы истории и философии: характер, содержание, особенности и значение этой науки, а также тех актуальных проблем, которые она изучает, пути их решения. Основные задачи: - помочь аспирантам и соискателям выработать правильное представление о сущности науки как социальном феномене, возникновении и основных стадиях ее исторической эволюции, места в общем «механизме» функционирования и развития социальной системы, ее роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязи с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями; - дать аспирантам и соискателям такую историко – философскую информацию о различных разделах науки по актуальным методологическим проблемам в сфере физической культуры и спорта, которая поможет будущим специалистам лучше понять и объяснять отношение людей к данной сфере социальной жизни; - сформировать у аспирантов и соискателей навыки подготовки и проведения конкретно – социологических исследований в сфере физической культуры и спорта, научить использовать результаты этих исследований в своей профессиональной деятельности. Данное учебное пособие призвано помочь аспирантам и соискателям в овладении этими знаниями и умениями. При этом предполагается, что они уже изучали учебные дисциплины: отечественную историю, историю физической культуры, философию, социологию с их основными понятиями и положениями. При подготовке учебного пособия авторы использовали ранее опубликованные книги, учебники и статьи видных отечественных ученых, характеризующих их подходы к решению актуальных проблем истории и философии науки: Н. Ф. Бучило, В. О. Голубинцева, В. П. Кохановского, Т. Т. Лешкевич, С. А. Лебедева, В. С. Любченко, Т. М. Матяш, В. А. Рабоша, В. А. Родина, В. С. Степина, В. И. Стрельченко, Т. Б. Фахти и др. Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации. Изложение материала рассчитано на читателя, не имеющего фундаментальной философской подготовки, но в достаточной степени знакомого с той или иной отраслью научного знания и желающего как успешно сдать кандидатский экзамен, так и овладеть навыками самостоятельного научного исследования. Выпуская в свет данное учебное пособие, мы надеемся, что оно будет способствовать успешной философской подготовке соискателей ученой степени кандидата наук по специальностям 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры и 03.01.04 – биохимия. Книга может быть полезна и для аспирантов других специальностей. Мы надеемся, что наш труд со временем может быть улучшен, и рассчитываем на конструктивную критику со стороны наших читателей, на их предложения по дальнейшему совершенствованию учебного пособия. |
Фгбу «пияф» удк 001. 89: 004. 31 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Петербургский институт ядерной физики им. Б. П. Константинова» | Учебное пособие Краснодар, 2014 г. Удк 658. 8 Ббк Муратова А. Р. Управление продажами: Учебное пособие. Краснодар, 2014 г. – 110 с | ||
Учебное пособие Омск-2003 удк 5(075) ббк 20я73 Л 83 Сборник заданий по курсу “Концепции современного естествознания” : Учеб пособие Омск: Изд-во Омгту, 2003. 68с | Издательство «Алетейя» Санкт-Петербург 2000 удк 159. 923 Ббк 88. 37 Т 54 Толстых А. В Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического... | ||
Методическое пособие Санкт-Петербург 2013 ббк опубликовано как результат... ... | Методические указания Направление «Экономика» Санкт-Петербург 2004... Ш14 Подготовка и защита магистерской диссертации /Методические указания. – Спб.: Издательство, 2004. – 41 С | ||
Санкт-петербург 2010 мазурин с. Ф. Представленное учебное пособие Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования/ 180000 "Морская техника" | Учебное пособие м осква 2005 ббк 87. 817 Б 20 Занимательная философия: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 128 с | ||
Методическое пособие для врачей Санкт-Петербург 2007 В. Г. Беспалов, д м н., старший научный сотрудник, руководитель группы химиопрофилактики рака фгу "нии онкологии им. Н. Н. Петрова... | Учебное пособие Москва 2003 удк 321 ббк 73 Интернет. Охарактеризованы используемые в Интернет-образовании формы учебных занятий, а также инструментальные средства, позволяющие... | ||
Учебное пособие Санкт-Петербург Издательство Политехнического университета... Ефремов С. В., Струйков г в. Оформление учебных документов для направления подготовки высшего образования «Техносферная безопасность».... | Удк 32. 001 К вопросу об определении понятия политической культуры Санитарного состояния определяют порядок уборки и содержания, озеленения территории Кадряковского сельского поселения, в том числе... | ||
Санкт-Петербург, 2004 Выходные данные: Дипломный проект. Требования... Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 073500 Управление инновациями | Учебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 А 46 Рецензенты: Т. М. Быченко М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,... | ||
Учебное пособие Кемерово 2004 удк: Печатается по решению Редакционно-издательского... Учебное пособие предназначено для студентов специальности 271400 «Технология продуктов детского и функционального питания» всех форм... | Учебное пособие для студентов заочной формы обучения строительных... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |