Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка»





Скачать 32.65 Kb.
НазваниеТема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка»
Дата публикации10.07.2014
Размер32.65 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Биология > Рассказ
Открытый урок

в рамках Дня открытых дверей 9 апреля 2011г.

Класс: 5 «А», 23 человека.

Учитель: Марванова Е.В.

Тема:

«Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А.П.Чехова «Каштанка».

Цель: изучение литературы, которая воспитывает доброе отношение к животным

Задачи:

  1. Повторение основных смысловых составляющих темы «Человек и животные в разных литературных жанрах».

  2. Повторение основных моментов в биографии А.П.Чехова.

  3. Повторение содержания рассказа А.П.Чехова «Каштанка», повторение идеи произведения.

  4. Знакомство с понятием «проблема».

  5. Обучению работе с проблемным вопросом.

  6. Воспитание любви, внимания к животным.

Методика: проблемное обучение (обсуждение проблемы на основе знаний об уже изученном тексте, чтение, анализ отрывков из произведения).

Материалы: Учащиеся имеют к уроку учебники, тетради с записями по вступительной статье к теме стр. 3-5 (2 часть), на парты розданы карточки с вопросами №1 – 5 (они были даны детям накануне). Карточки, вопросы урока сделаны на основе «Вопросов и заданий», помещенных в учебнике Гулина, Романовой стр. 5, 63-64, 80-81.

Урок сопровождается презентацией, которая содержит данные об основных понятиях урока, вопросы к аудитории, иллюстрации к рассказу, которых нет в учебнике.
Ход урока:

  1. Учитель представляет учащимся тему урока.

  2. Этап повторения. Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Какую большую тему мы изучаем сейчас на уроках литературы?

Как изменился способ изображения животных с течением времени?

Чем человек отличается от животного?

Почему изображению животных в литературе уделяется так много внимания?

Приведите примеры произведений о животных.

Что вы узнали о жизни А.П.Чехова?

  1. Знакомство с термином «проблема».

На доске появляется определение: «Проблема: сложный вопрос, требующий разрешения, исследования».

Учащиеся записывают его в тетради.

Учитель: давайте сформулируем вопрос к нашему уроку.

Учащиеся : Как изображает отношения человека и животного А.П.Чехов в рассказе «Каштанка».

Вопрос записывается.

  1. Пути решения проблемы.

Учитель: вспомните, в отношениях с какими людьми показана Каштанка?

Учащиеся: Каштанка и столяр, Каштанка и клоун.

Составляется схема.

5. Работа по первой линии: найдите в тексте информацию о (карточки с вопросами №1)

В каком доме и с кем жила Каштанка?

Как к ней относились хозяева?

Кто виноват в том, что Каштанка потерялась?

С какими интонациями рассказывает Каштанка о своей жизни у столяра?

Делается вывод о том, что первые хозяева не очень заботились о Каштанке, но зла она на них не держит.
6. Работа по второй линии: найдите в тексте информацию о (карточки с вопросами №2)

  • Кем оказался новый хозяин Каштанки?

  • Как относился новый хозяин к собаке?

Делается вывод, что клоун был добрее и внимательнее к Каштанке.

7. Почему Каштанка вернулась к своим прежним хозяевам? (карточки с вопросами №3)

  • Найдите и прочтите момент, когда Каштанка узнала своих хозяев.

  • О чем говорит описание внешности хозяев?

  • Счастлива ли Каштанка, что вернулась?

Делается вывод о том, что животные – это верные о добрые существа, поэтому люди должны тоже относиться к животным внимательнее.

8. Как Чехов показывает в своем произведении сходства и различия в восприятии окружающего мира человеком и животными? (работа по карточкам с вопросами №4)

Найдите описание комнаты, в которой оказалась Каштанка.

  • Как Каштанка оценила новый интерьер? Почему комната ей не понравилась?

  • Совпало бы мнение человека с мнением Каштанки об интерьере квартиры клоуна?

  • Что стало причиной гибели гуся?
    Как в рассказе о смерти гуся Чехов показал природную чуткость животных?
    Как хозяин отнесся к гибели гуся?
    Почему все обитатели квартиры собрались в одной комнате?

Делается вывод, что инстинкты у человека и животного похожи, но воспринимать красоту, комфорт животные не могут так, как делает это человек.

9. Выявление третьей линии решения проблемы. Каково отношение автора к собаке в рассказе «Каштанка»? (работа по карточкам с вопросами №5)

Найдите в тексте и прочитайте описание Каштанки в конце 1 главы.

Как относится к собаке автор, давая такое описание ей?

10. Подведение итогов урока.

Какую проблему мы обсуждали?

Как решает эту проблему автор?

Как отвечает Чехов своим рассказом на поставленный вопрос?

А вы согласны с А.П.Чеховым?

11. Оценки за урок, д\з

Всем:

стр. 67-68 ответить на вопросы устно

Индивидуально:

1. вопрос №8:

Кобра – Кузьмин П.

Мангуст – Малкова Е.

2. О Киплинге стр.64-67 – Ковтун В.

3. Анализ иллюстраций – Чикаева Д.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconФорма повествования и средства ее субъективация в рассказе А. П. Чехова «Каштанка»
«Молодая, рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару»
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconУрок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых...
Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова»
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconСравнительная характеристика. Образ собаки в произведениях И. С....
Оборудования: портреты И. С. Тургенева, А. П. Чехова; иллюстрации к данным произведениям, сделанные в пятом классе; на столах тексты...
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная...
Цели: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа, увидеть и понять, как создаются картины природы...
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconТема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6»
Сегодня мы посмотрим, как эти слова соотносятся с рассказом Чехова «Палата №6». Один из исследователей творчества А. П. Чехова, Долженков,...
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconТема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconУрока литературы в 5 классе. Тема В. П. Астафьев. Диалог человека...
В. П. Астафьев. Диалог человека и природы в рассказе «Зачем я убил коростеля?» 1 урок
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconПроекта рассмотрение биографии А. П. Чехова великого русского прозаика...
«Проблема духовной ситуации в России конца ХIX века через произведение А. П. Чехова «Палата №6»
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconПроекта рассмотрение биографии А. П. Чехова великого русского прозаика...
«Проблема духовной ситуации в России конца ХIX века через произведение А. П. Чехова «Палата №6»
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconКонспект урока окружающего мира, 4 класс умк «Начальная школа 21...
Тема урока : Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного( прямохождение, речь, сознание,...
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconРассказе Е. И. Носова «Живое пламя» Тема: «Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»
Тема: «Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя», 7 класс, программа, учебник В. Я. Коровиной
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconУрок Тема: 8 кл. «А. П. Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический...
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» icon2. Древнейшая стадия истории человечества
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза....
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю. Казакова «Тихое утро»
Тема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка» iconКультурное развитие человека как проблема Проблема культурного развития человека в философии
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск