Скачать 67.92 Kb.
|
Урок «Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме человека» (90 минут). Цель: обобщить знания учащихся о металлах, особенностях их строения, свойствах; показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека; расширить и углубить знания о роли металлов в организме человека; развивать навыки выполнения химического эксперимента, прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли, максимально использовать знания, полученные при изучении других предметов – биологии, литературы, музыки, географии, математики (устанавливать межпредметные связи). Оборудование: электрическая лампочка, ртутный термометр, зеркало, эмалированная кастрюля (или миска), электрический чайник, столовые приборы из нержавейки и мельхиора и серебра. Муляжи фруктов и овощей. Соли натрия, лития, меди, бария, кальция, спиртовка. На столах учащихся - 2 пробирки с раствором яичного белка, щелочь, сульфат меди. Видеокассета «Демонстрационный эксперимент по химии». Девиз урока: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» (Д. И. Менделеев). Ход урока: Дорогие ребята! Сегодня у нас состоится заседание кафедры «Химии». Вы, младшие научные сотрудники, доложите мне, старшему научному сотруднику, все, что рассматривали на предыдущих занятиях о металлах и свойствах их соединений.<Приложение 4> На повестке дня три вопроса.
Вступительное слово старшего научного сотрудника: Если мы будем внимательны, то обнаружим вокруг себя множество «металлических» элементов. Вот электрическая лампочка. В ней светится раскаленная нить – проволочка из вольфрама, ток к которой подводят провода из чистой меди. Патрон лампочки сделан из цинка, а ее цоколь закреплен припоем – сплавом олова со свинцом и сурьмой. В домашней аптечке хранится термометр, капилляр которого заполнен ртутью – единственным металлом, который при обычных условиях находится в жидком состоянии. Подойдем к зеркалу – увидим свое отражение в тончайшем слое металлического серебра, который нанесен на стекло. На кухне стоит кастрюля из нержавеющей стали (сплава железа с хромом), покрытая блестящим слоем никеля. Нагревательный элемент электрического чайника сделан из нихрома (это сплав никеля и хрома) и упрятан в спиральный защитный кожух – трубочку из сплава алюминия с магнием и медью или из титана. Сахар в чашке будем размешивать ложкой из мельхиора – сплава меди и никеля. А сколько деталей из самых разных металлов и сплавов в часах, телевизоре, калькуляторе, автомобиле!. Металлов много есть, но дело не в количестве: В команде работящей металлической Такие мастера, такие личности! Преуменьшать нам вовсе не пристало Заслуги безусловные металлов Пред египтянином, китайцем, древним греком И каждым современным человеком. Вопрос: Каково происхождение слова «металл»? Откуда оно к нам пришло? (инд. задан.) Вопрос: Какое место занимают металлы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева? Каковы особенности строения их атомов? (организуется работа по схеме «Общая характеристика металлов»; немая схема – заполнение пропусков).<Приложение 4> 1. Металлы главных подгрупп - Отгадайте чудесную головоломку: Прибавьте к определению человека, который владеет тайнами, три буквы в конце слова, и вы получите название мягкого серебристо-белого металла, горящего ярким белым светом. (маг – магний). Демонстрация опыта «Окраска пламени солями металлов» (натрий – желтое, литий, кальций – красное, барий, медь – зеленое пламя) – заполнение таблицы.<Приложение 4> Идет одновременно фронтальная работа (задание №1) и индивидуальная работа на проверку знаний свойств активных металлов по другим заданиям с раздаточного материала (по два уравнения по цепочке разбираем у доски).<Приложение 4> Вопрос: сделайте вывод о свойствах металлов и их соединений. Вывод: в организме человека находится 81 химический элемент из 92 встречающихся в природе. Человеческий организм – сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных веществ. Без них бесполезными оказываются витамины, невозможны синтез и распад белков, жиров и углеводов. Вопрос: охарактеризуйте роль натрия и магния, кальция в организме человека. (инд. задание) Работа по таблице №1.<Приложение 1> «Черный ящик» – С помощью последовательных вопросов отгадайте, изделие из какого металла находится в черном ящике?
(все вопросы про железо) 2. Железо и его соединения. Просмотр видеофильма «Демонстрационные опыты по химии». Лабораторный опыт « Исследование свойств гидроксида железа II или III». (по вариантам). (обсуждение опытов и иллюстрация их уравнениями реакций). Вопрос: Какой элемент содержится в яблоках? (железо) Слово ст. научного сотрудника: На столе – муляжи фруктов и овощей. Эти плоды связаны с темой урока – в них есть металлы. Например, чеснок – единственный продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных сосудов. Кукуруза содержит золото, обеспечивающее работу нервной системы. Вопросы: Какова роль меди для человека? (инд. з.) Какова биологическая роль железа в организме человека? ( инд. з.) Задание: Используя данные таблицы №2 <Приложение 2>, скажите какие продукты необходимо включать в рацион, чтобы восполнить недостаток железа? Вывод: «Академик Ферсман говорил, что железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы. Оно основа культуры и промышленности. Оно орудие войны и мирного труда, и во всей таблице Менделеева невозможно найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества». Да, действительно, мы выяснили, что металлы играют огромную роль в жизнедеятельности организма. Но так ли уж они безобидны? 3. Токсическое действие металлов на организм человека. Организуем работу с таблицей №3. <Приложение 3>
Лабораторный опыт, цель которого – экспериментально доказать действие солей некоторых металлов на белок. Смешать белок с гидроксидом натрия и медным купоросом – выпадает осадок фиолетового цвета. Вывод: белок разрушается. Общий вывод заседания кафедры. Мы часто говорим об охране животных и растений. А надо ли охранять человека? Человек – он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат и восход. И четыре в нем времени года. И особый в нем музыки ход. И особое таинство цвета, То с жестоким, то с добрым огнем. Человек – он зима. Или лето. Или осень. С грозой и дождем. Все вместил в себя – версты и время, И от атомных бурь он ослеп. Человек – он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. И какая в нем брезжит погода? Сколько в нем одиночества? Встреч? Человек – он ведь тоже природа… Так давайте природу беречь! С. Островой. Ст. научный сотрудник: в завершении нашего заседания я попрошу вас выполнить тестовые задания <Приложение 5> и ответить на вопросы «Что вы сегодня узнали нового?», «Что хотели бы еще узнать?» - чтобы наметить темы для следующего заседания. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему уроку: Сегодня я узнал (а)______________________________________ Я удивился (лась)_______________________________________ Теперь я умею _________________________________________ Я хотел (а) бы __________________________________________ Выставить оценки за урок. Задать домашнее задание. Литература:
|
Конспект урока тема : Обобщение по теме «Металлы» цель урока. Обобщение... Образовательные: способствовать обобщению и закреплению понятий о металлах главных и побочных подгрупп и их соединениях | Урок решения задач и упражнений по теме «Металлы и сплавы» Цель урока – сформировать у учащихся навык решения задач и упражнений по теме «Металлы и сплавы» | ||
Урок по химии 9 класс. Тематический зачет по теме: «Металлы» Обучающая: повторить, обобщить, закрепить и проконтролировать знания учащихся по данной теме | Урока: урок-обобщение Цели урока Обобщение знаний по теме «Синтаксические единицы речи» (слово, словосочетание, предложение) | ||
Урок учителя Заседателевой Н. Н. в 9 классе по теме ««Щелочные металлы» Присутствовали: Агеева И. А., Борисенко А. И., Заседателева Н. Н., Надуева С. А., Паньшина Л. А., Самсонова Г. Н., Храброва Н. Г | Урок по учебнику «Spotlight» Тип урока: Урок – взаимообучение, обобщение и систематизация знаний по теме 4 «Responsibility», интегрированный урок (английский... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок русского языка по теме «Обобщение по теме «Причастие» (учитель – Кириллова С. Л.). Урок русской литературы по теме «И. С. Тургенев.... | Урок по теме «Экология Якутска» Урок-обобщение пройденного материала раздела №2-«Наш хрупкий мир» с элементами проектной деятельности | ||
Урока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения» Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение» | Урок по теме «Механические колебания» Цель урока : Обобщение навыков и систематизации умений решения задач по теме колебания | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок-обобщение по теме «Местоимение». Тематический эпизод по теме недели «Ради жизни на Земле» | Урок русский язык +литература Обобщающий урок по теме «Обособленные члены предложения» Повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня её освоенности учащимися | ||
Урок обобщение (посвящён 65-летию Победы в Великой Отечественной войне) Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | План-конспект Открытый урок по теме ''Путешествие'' 9 класс Цель и задачи урока: обобщение и систематизация умений и навыков на основе монологических и диалогических высказываний по теме в... | ||
Урок модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» Урок – модуль «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи» (1 час) | Урок в 8 классе по теме «Sport» Цели: обобщение изученного материала по теме «Спорт»; развитие аудитивных, графических и лексических навыков; развитие интереса учащихся... |