Урока: урок-обобщение Цели урока





Скачать 49.99 Kb.
НазваниеУрока: урок-обобщение Цели урока
Дата публикации22.06.2014
Размер49.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока русского языка для 8 класса
по теме «Синтаксические единицы речи»

Т. Г. Деменева, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия»
г. Александровска Пермского края


УМК «Русский язык. 8 класс» М. М. Разумовской

Тип урока: урок-обобщение

Цели урока:

  • Обобщение знаний по теме «Синтаксические единицы речи» (слово, словосочетание, предложение)

  • Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции учащихся

  • Воспитание чувства патриотизма у учащихся

Задачи урока:

  • Закрепить понятия «слово», «словосочетание», «типы словосочетаний по главному слову»

  • Потренироваться в умении вычленять словосочетания из предложения и делать синтаксический разбор словосочетаний

  • Закрепить умения составлять связные предложения из словосочетаний

Оборудование и материалы: проектор, раздаточные материалы

Использованные источники:

  • Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»

  • Успенский Л.В. «Слово о словах», Просвещение, 1982.

Ход урока

1. Мобилизующий этап.

В русском языке огромное количество слов. Самый большой 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» насчитывает 120 тыс. слов. А всего слов в современном языке и того больше- 150 тысяч слов. Плюс заимствованные слова ( 30 тысяч), новые значения слов, научные термины, устаревшие и диалектные слова. Сколько же их всего? Почти миллион, а тысячу лет назад, по мнению лингвистов, было около 20 тысяч слов. Каждое слово значимо и самоценно. Писатель А.М.Горький дал очень точную характеристику словам: « Слова, дружище, это как листья на деревьях. Чтобы понять, почему лист таков , а не иной, нужно знать, как растёт дерево».

У любого дерева есть корни, благодаря которым оно растёт. Наши корни сегодня - ваши знания по теме « Синтаксические единицы речи»

2. Формулирование задач и цели урока

Внимательно посмотрите на тему урока и попытайтесь сформулировать учебные задачи.

  • Повторить материал об основных синтаксических единицах речи

  • Потренироваться в умении вычленять словосочетания из предложения и делать синтаксический разбор словосочетаний

  • Закрепить умения составлять связные предложения из словосочетаний

Учитель: Ещё одна задача - значительно расширить представление о синтаксических единицах речи. На каждом этапе вы будете оценивать свои знания с помощью бонусов. 13-15 бонусов - 5, 10 - 12 бонусов - 4, 7 - 9 бонусов- 3. Формы контроля - взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная творческая работа

3. Предварительная оценка знаний

В данных утверждениях намеренно допущены ошибки. Если это утверждение правильное, в тетради фиксируем « да», неправильное - «нет»

    • Словосочетание – это сочетание двух или более слов в единое целое

    • В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяются глагольные, именные, наречные словосочетания

    • Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной

    • Все словосочетания являются синтаксически свободными

    • Отношения между главным и зависимым словом могут выражаться грамматически

    • Виды связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание

    • Слово является номинативной единицей синтаксиса, а предложение - коммуникативной

    • Предложение – слово или группа слов, имеющих смысловую нагрузку

    • По структуре предложения бывают одно и двусоставные

    • Синтаксическими единицами в русском языке являются слово, словосочетание, предложение. Все они в комплексе соединены в текст (взаимопроверка по ключу).

Количество правильных ответов равно количеству заработанных бонусов)

4.Актуализация знаний

Снова обратимся к теме урока и попробуем смоделировать, в виде чего можно системно представить синтаксические единицы речи (групповая работа)

Индивидуальное творческое задание «Древо синтаксических единиц»

Древо вполне можно сравнить с жизнью человека: чем старше мы становимся, тем шире словарный запас языка, больше опыта приобретается. Каждый из нас в этой жизни выбирает свою дорогу( фрагмент стихотворения Н.Некрасова «Средь мира дольнего…»)

  • А что означает слово «дорога»? Какое из данных слов было прародителем современной трактовки слова «дорога»?

Дорога – от ст.сл. «драга» (овраг)

          • от слав. «канава»

          • от общеслав. «расчищенное место»

Лингвист Л. Успенский в книге « Слово о словах» считает, что слово это некогда значило «овраг», « углубление в почве». Кстати, такое значение сохранилось за ним до сих пор в славянских языках. Волина в книге «Откуда берутся слова?» отмечает, что дорогой могла быть названа просека или лесная тропа.

  • Подберите однокоренные слова к существительному «дорога». (самопроверка: 5 правильно найденных слов дают право на один бонус)

  • Присмотримся повнимательнее к некоторым словам из большого семейства родственников слова «дорога», например, « орожка» и проведём небольшое исследование. Определите все возможные значения данного слова (1 бонус- 5 значений)

  • то же, что дорога

  • тропинка

  • дистанция для бега

  • салфетка

  • след карандаша

  • Запишите словосочетания со словом «дорожка», где были бы разные значения этого слова. Докажите, что это словосочетание. Способ проверки - взаимопроверка (5 правильно записанных и разобранных словосочетаний – 1 бонус)

  • Ещё одно любопытное слово- дорожник. Современный русский язык трактует его как «специалист по строительству дорог», но в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля мы отыскали и другие значения (индивидуальное групповое задание)

Как вы видите, даже с потерей одного слова уходит из языка целый мир, но, по утверждению В.И. Даля:

«Слова, как звёзды, не терпят одиночества и соединяются в своеобразные созвездия»

  • О каких созвездиях идёт речь?

  • Докажите, что перед вами одна из самых значимых синтаксических единиц

  • Выделите и назовите в этом предложении все словосочетания

  • Внимательно посмотрите на слова. Какие синтаксические единицы перед вами? Разделите словосочетания на 2 группы по 2 разным признакам. Блокадный Ленинград, кусочек хлеба, любовь к жизни, вера в людей, путь к знаниям, судьба человека, голодная смерть, дорога жизни, сила знаний. 2010 год - 65 лет победы русского народа над фашистскими захватчиками. Одна из самых жутких страниц военной летописи- блокадный Ленинград, 900 дней и ночей проходивший страшную дорогу между жизнью и смертью. Какой она была для ленинградцев? Используя словосочетания, увиденные слайды, известный вам материал, составьте предложения по теме « Блокадный Ленинград» (5 предложений- 1 бонус)

5..Домашнее задание: сочинение «Дорога жизни ценой в 900 страшнейших дней»

6.Рефлексия

7. Итоги работы на уроке

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: урок-обобщение Цели урока iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Урока: урок-обобщение Цели урока iconУрок математики в 6 классе Тема: «Действия с обыкновенными дробями»...
Цели урока: обобщение изученного материала по теме «Действия с обыкновенными дробями»
Урока: урок-обобщение Цели урока iconКонспект открытого урока по английскому языку на начальной ступени...
Цели урока: активизировать употребление лексических единиц в речи учащихся и развивать умение говорения, воспитывать в учащихся вежливость,...
Урока: урок-обобщение Цели урока iconУрока: 40 минут Цели урока: Организационные
Тема урока Обобщение знаний об имени существительном. Презентация учебного проекта «За страницами учебника» (Раздел «Части речи....
Урока: урок-обобщение Цели урока iconКонспект урока русского языка в 5 б классе. 2012 февраль Тема урока:...
На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим всё, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж...
Урока: урок-обобщение Цели урока iconГбоу центр образования №1455
Тип урока: Урок развития навыков чтения с поиском информации, с использованием новых технологий содержащий этапы: цели урока, оргмомент,...
Урока: урок-обобщение Цели урока iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Урока: урок-обобщение Цели урока iconУрок-тренинг в 9-м классе по теме: «Сложное предложение»
Цели урока: 1 повторение и обобщение знаний учащихся о сложном предложении; закрепление пунктуационных умений
Урока: урок-обобщение Цели урока iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи
Урока: урок-обобщение Цели урока iconУрока по теме «Внешность»
Тип урока: урок развития речевых навыков на основе применяемых технологий( обобщение изученного материала )
Урока: урок-обобщение Цели урока iconУрока : Урок обобщения и систематизации знаний
Тема урока: «Обобщение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» на основе природоведческого материала»
Урока: урок-обобщение Цели урока iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Урока: урок-обобщение Цели урока iconУрока по теме “Делимость чисел”. Тип урока: урок обобщения и систематизации...
Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме "Делимость чисел", подготовка к контрольной работе
Урока: урок-обобщение Цели урока iconУрок-игра «Счастливый случай» Цели урока
Образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме, создание условий контроля (самоконтроля) за усвоением знаний...
Урока: урок-обобщение Цели урока iconКонспект урока по английскому языку (4 класс). Тема урока: Scotland an English-speaking country
Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного
Урока: урок-обобщение Цели урока iconУрок по алгебре в 8 классе. Тема урока: способы решений квадратных уравнений. Цель урока
Цель урока: провести игру «Счастливый случай» в закрепление и обобщение способов решения квадратных уравнений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск