Скачать 183.13 Kb.
|
Методические рекомендации «Биологические экскурсии» Введение Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию первых представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах. Главная цель экскурсий заключается не в том, чтобы показать виды и названия нескольких десятков живых существ, не в том, чтобы научиться их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать и научить видеть жизнь природы, видеть и понимать биологические процессы. Не на отдельный организм нужно обращать внимание, а на явления общего характера, причём отдельные организмы являются, только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии можно достигнуть того, что мы будем представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями. В своей работе я систематически провожу экскурсии. Позволяет мне это сделать очень удобное расположение и нашего посёлка и нашей школы. Берёзовый лес сразу за стенами школы, река Чулым – в 8 минутах ходьбы, река Берла ещё ближе, в центре села - пруд, в 10 минутах ходьбы – луг. Прекрасным объектом экскурсий является пришкольный участок. Так как экскурсии я провожу систематически, то у меня есть постоянные участки, которые стали базой для проведения не только осенних, но и всех сезонных экскурсий. Систематические экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания экологических связей, единства и целостности природных комплексов. Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего свое дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы»,— говорил Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся. Для того, чтобы экскурсия прошла успешно необходимо соблюдаться следующие этапы:
Подготовка к экскурсии. Подготовиться к экскурсии вам помогут следующие рекомендации: 1. Помните, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий. 2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии. 3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы. 4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать. 5. Избегите длинных объяснений. 6. Не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе. 7. Не перегружайте экскурсантов новыми названиями; они их забудут. 8. Умейте сконцентрировать внимание экскурсантов на нужном объекте. 9. Умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся. 10. Закрепите материал экскурсии в памяти учеников на наследующих уроках. Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи. Подготовка к экскурсии включает в себя
Подготовка учителя к экскурсии. За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут в том или ином ландшафте и проходит по нему, подбирая нужные объекты для изучения, места остановок для демонстрации этих объектов, для самостоятельных наблюдений учеников, обобщающей беседы. Эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии, в котором должны найти отражение следующие основные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. Учитель продумывает структуру экскурсии. В структуре, как внешнем проявлении логики учебного процесса, должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа. Подготовка учащихся к экскурсии. Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить особое внимание, как наблюдать. Предварительно учитель может показать схему маршрута экскурсии с целью ориентировки на местности и познакомить с требованиями к подготовке и поведению учащихся на экскурсии. Желательно каждому ученику (если в классе мало учеников) иметь блокноты, простые карандаши, лупу, метр. Школьники должны подготовить для себя удобную обувь и одежду. Перед экскурсией необходимо убедить учащихся не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не причинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом. Исходя из этой воспитательной позиции, учитель формирует у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жуками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фотографировать, чтобы не подвести к ним пернатого или наземного хищника, и, конечно, не брать их с собой. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20—30 лет тому назад были вполне обычными, сейчас стали редкими или исчезающими. Проведение экскурсии. Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, в котором находятся учащиеся. Учитель дает краткую характеристику ландшафта— его основные черты. Внимание учащихся привлекают к типичным признакам данного сезона года. Тот или иной биоценоз и ландшафт в целом рассматривают в развитии, в процессе непрерывного изменения. Не рекомендуется показывать школьникам каждое растение и встреченное животное. Достаточно обратить внимание на 10—15 видов фоновых растений и столько же характерных для данного ландшафта животных. Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях среды, обратите внимание учащихся на общую структуру всего биоценоза, на взаимные связи растений, животных, почвы. Это очень важно! Во время экскурсии обратите внимание учащихся на своеобразие и красоту тех или иных участков природы в разные сезоны года, воспользуйтесь художественными образами из литературы и живописи. Русские писатели и художники любили природу, умели ее наблюдать, увлекательно писали о ней и оставили прекрасные картины сезонной жизни различных ландшафтов. Конечно, при этом нужно соблюдать известную меру, чтобы не нарушить хода биологической экскурсии. Не превращайте экскурсию в урок с опросом учащихся по данной теме с комментариями учителя: экскурсия должна сохранить свое содержание и специфику. Непременная часть экскурсии — самостоятельные наблюдения каждого школьника. Учитель, составляя план экскурсии, определяет задания для самостоятельной работы (в виде нескольких вопросов, несложных табличек или карточек для записи конкретных наблюдений). Цель заданий— научить учащихся видеть происходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения возникающих вопросов. Задания должны быть доступны ученикам и предусматривать сочетание репродуктивной и творческой познавательной деятельности. В задание включаются описание биотопа, в котором находится группа, определение живых объектов, их зарисовка, фотографирование. Во время самостоятельных наблюдений учитель контролирует работу детей. В установленное время ученики собираются вместе на итоговую беседу, во время которой рассказывают о наблюдениях и находках, показывают собранный материал. Учитель обращает внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает сообщения учеников. После экскурсии учащиеся обрабатывают собранный материал и составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, иллюстрирующих изменчивость различных признаков, приспособленность к определенным условиям жизни и т.п. Результаты экскурсии оформляются в форме отчета или отчетной таблицы. Методика проведения экскурсий . ОСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ Задачи. Образовательные: развивать у учащихся понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды: осенняя окраска листьев, листопад, осеннее цветение растений, распространение плодов и семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания; отработать приемы фиксации наблюдений; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии. Воспитательные: развивать научное мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде (температура, влажность, долгота дня, облачность и др.); формировать у учащихся эстетическое восприятие природы и навыки поведения в естественных ландшафтах, ознакомить учащихся с плодами и семенами растений — кормом для зимующих птиц. Оборудование: папка для гербаризации листьев; задания, отпечатанные и наклеенные на картоне; дидактический материал с изображением деревьев и кустарников; полиэтиленовые мешочки. Ход проведения экскурсии.
Первая карточка. В течение 15 мин обследуйте отведенный участок леса. Выполните задания. ( Для работы отводятся разные участки леса. Это позволяет наиболее полно выявить видовой состав растений) 1. Выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности. Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцвечиванию. Листья и плоды деревьев одного наименования помещайте в один пакет. 2. Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев — в верхней части кроны или в нижней, в наружной или внутренней? Результаты наблюдений оформите в виде таблицы, пользуясь терминами «больше», «меньше», «много», «мало».
3. Понаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потянуть зеленый лист; лист, начавший менять окраску; лист, полностью изменивший окраску. Сделайте записи об особенностях отделения зеленых листьев, начавших менять окраску и полностью изменивших ее. 4. Выясните, как влияют на внешний вид дерева(форма, размеры) разные условия его жизни. Найдите деревья одного вида, выросшие на открытом месте, на опушке и в лесу; сделайте схематический рисунок этих деревьев и соответствующие записи. 5. Обсуждение результатов. Дискуссия по вопросу: «Наступит ли осеннее явление в жизни березы, если она растет в теплице?». Вывод по выполненной работе. 6. Самостоятельное выполнение заданий. Вторая карточка. В течение 10 мин обследуйте отведенный участок леса. Выполните задания. 1. Выясните, какие кустарники растут в данной мести. Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев. Почему у кустарников преобладают сочные плоды. Как распространяются плоды и семена кустарников? 2. Понаблюдайте, за изменением окраски листьев. Данные внесите в таблицу (неизвестное название спросите у учителя).
3. Определите, у кустарников или у деревьев раньше полностью расцвечиваются листья. С этой целью сравните степень расцвечивания листьев на одном участке деревьев и кустарников. Данные оформите в таблице; степень расцвечивания листьев обозначьте словами « больше», «меньше».
7. Обсуждение результатов. Вопросы для беседы: чем кустарник отличается от дерева? Какие осенние явления наблюдаются в жизни кустарников? Как окрашены и как опадают листья у кустарников? Кустарники живут под кронами деревьев. Как это влияет на ход осенних явлений? Что общего в подготовке к зиме у кустарников и деревьев? 8. Совместная работа учителя и учащихся. Вопрос «Как изменяется жизнь травянистых растений осенью». ( Выясняются отличительные особенностях внешнего строения травянистых растений, их многообразии, продолжительности жизни, способах распространения семян, разных сроках цветения, о подготовке к зиме. Рассказ чередуется с самостоятельными наблюдениями учащихся за способами распространения семян). Итоги экскурсии. Итоги экскурсии оформляются в виде письменного отчета. На оформление отводится 5-7 дней. Такой срок позволяет красочно и аккуратно оформить коллекцию плодов, гербарный лист и текст отчета. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ВЕСНОЙ Задачи. Образовательные: развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны — цветении древесных и кустарниковых растений, цветении эфемеров, прорастании семян древесных растений; научить определять раннецветущие растения; развивать общеучебные умения по оформлению письменного отчета об экскурсии. Воспитательные: развивать научный взгляд на природу, показав причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений; способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства; убедить учащихся бережно относиться к весенним эфемероидам, особенно страдающим от воздействия человека вблизи поселений человека; организовать рейд «Подснежник»; учить не только пользоваться природой, но и восстанавливать ее богатства. Ход проведения экскурсии. 1.Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе. 2. Постановка цели экскурсии: познакомить учащихся с различными периодами весны, ее погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны. 3. Беседа о красоте окружающей природы и характерных приметах весны 4. Самостоятельное выполнение заданий. Первое задание. Отыскать в течение 10 минут заданное число видов ( а не экземпляров) цветущих травянистых растений; определить их, не срывая. Оформить записи в блокноте в виде таблицы.
( Если дети затрудняются с названием растения, то им предлагаются карточки с изображением и названием первоцветов. Они находят интересующее их растение и правильно записывают название). Вопросы для обсуждения после выполнения задания.
Второе задание. В течение 5 минут понаблюдайте за цветками раннецветущих растений, проследите за посещением их насекомыми и выясните, как происходит опыление. Третье задание. Рассмотрите цветущие деревья и кустарники. Оформите записи в виде таблицы.
5. Подведение итогов. Учитель просматривает блокноты, находит красиво и правильно оформленные таблицы и демонстрирует их. Учащиеся вносят изменения в свои записи. Обсуждаются вопросы, возникшие у детей по ходу экскурсии, по выполняемым заданиям. РАСТИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО – ЛЕС. Задачи. Образовательные: развивать основные понятия «растительность», «растительное сообщество» и частные понятия — определенный флористический состав, ярусность в пространстве (надземная и подземная) и во времени (разные сроки развития растений), приспособленность растений к совместному обитанию; изучать взаимоотношения между растениями, между растениями и животными, между растениями и средой, цепи питания, развитие сообщества (динамика сезонная— смена аспектов и историческая — смена сообществ), роль человека, влияющего на растения и сообщество в целом; учиться работать на геоботанической площадке. Воспитательные: воспитывать научное понимание приспособленности растений как результата их совместного обитания в определенном биогеоценозе; сознательное отношение к природе (действовать в природе необходимо на основе строгого соблюдения сложившихся в ней взаимосвязей, не нарушая их). Ход проведения экскурсии. 1.Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе. 2. Постановка цели экскурсии: определить тип леса и дать ему название. 3. Самостоятельная работа. Первое задание. (Каждый ребенок работает на выделенной ему геоботанической площадке. Если класс большой, то он делится на группы.) 1. На площадке 100 м2 (площадка заложена заранее) определить: а) какие деревья и кустарники живут на этой площадке, их количество; б) подрост каких видов имеется на площадке и в каком количестве; есть ли проростки семян деревьев и кустарников на площадке, их количество (определяется словами «много», «мало»). Наблюдения занесите в таблицу .
2. Какие травянистые растения встречаются очень часто, какие редко. Заполните таблицу.
3. Сколько видов папоротников, хвощей, мхов растет на площадке? Имеются ли лишайники, водоросли, грибы на почве, деревьях и кустарниках? Данные внесите в таблицу.
Второе задание. Выясните, как распределяются растения в лесу, не мешая друг другу и извлекая пользу из совместного обитания. Учащиеся знакомятся с особенностями ярусного расположения растительности. Учитель сообщает число ярусов данного леса и предлагает установить: какие растения составляют первый ярус или полог леса? Каковы условия жизни растений в этом ярусе? Когда цветут и как опыляются цветки деревьев первого яруса? Какие особенности строения листовых пластинок деревьев первого яруса по сравнению с листовыми пластинками растений других ярусов и почему? Каковы особенности строения плодов и как распространяются плоды деревьев первого яруса? В беседе уточняются ответы учащихся, вносятся коррективы; делается вывод об особенностях строения и жизни растений первого яруса. Эти растения живут в условиях полного освещения и значительного движения воздуха. Ветер — важный формообразующий фактор в жизни деревьев (ветроопыление, распространение плодов и семян ветром), По аналогичной методике изучаются растения каждого яруса. В блокнотах учащиеся заполняют таблицу 4.
Обобщая результаты второго задания, учитель отмечает, что надземная ярусность не случайное явление, а результат длительного исторического развития, в процессе которого возникли виды растений каждого яруса; ярусность — это приспособление растений к экономному расходованию солнечной энергии и земной поверхности. О ярусности во времени учитель рассказывает, обращая внимание учащихся на фенологические фазы развития растений: одни растения отцвели, другие зацветают, третьи цветут, четвертые плодоносят. Разные сроки развития способствуют обитанию большого числа живых организмов в биоценозе, в том числе микроорганизмов, насекомых, птиц, зверей, для которых различные органы растений служат постоянным кормом. Таким образом, ярусность во времени — разновременное развитие растений в течение вегетационного периода — еще один признак растительного сообщества. Ярусность в пространстве и во времени имеет большое значение для увеличения числа видов и особей на одной и той же территории, так как значительно уменьшает конкуренцию между растениями. Совместное обитание растений и животных, влияние их друг на друга привело к появлению различных типов взаимоотношений. Третье задание. Выяснить основные взаимоотношения между организмами, сложившиеся в биоценозе, вспомнить об их разнообразии. В течение 10—15 мин понаблюдайте за жизнью леса, найдите примеры положительного и отрицательного воздействия живых организмов друг на друга и данные наблюдений внести в таблицу.
Четвертое задание. Выясните цепи питания в данном лесу. Пятое задание. Приведите примеры положительного влияния человека на жизнь данного леса, примеры отрицательного поведения человека в лесу, составьте программу природоохранительных мероприятий по восстановлению леса. 4. Обобщающая беседа по всей экскурсии. Вопросы для беседы: что такое ярусность в пространстве и во времени? Почему в лесу разное число ярусов? Что влияет на смену сообщества? Как растения влияют друг на друга, на животных леса, а животные — на растения? Как растения влияют на неживую природу? Что может произойти с травянистыми растениями леса, если вырубить деревья? Что произойдет с деревьями, если травянистые растения леса будут вытеснены торфяным мхом? В чем причина относительно длительного существования растительных сообществ? В какие взаимоотношения вступают растения, животные, микроорганизмы? В блокнотах учащиеся записывают определение леса. «Лес — это не простая сумма деревьев, кустарников и трав, это биоценоз, включающий растительное сообщество и обитателей леса. Растительное сообщество — взаимосвязанные и взаимообусловленные исторически сложившиеся сочетания растений, влияющих друг на друга, на обитателей леса и на окружающую среду». 5. Итоги экскурсии. Об экскурсии учащиеся отчитываются письменно по плану: красота леса; значение леса в природе, народном хозяйстве, жизни человека; ботаническое название местного леса и его местонахождение; ярусное расположение растений в лесу; схема, списки растений каждого яруса; описание условий жизни в каждом ярусе; характеристика приспособительных особенностей растений каждого яруса; примеры доказательств, что лес — это взаимосвязанная и взаимообусловленная жизнь исторически сложившегося сочетания растений, животных и микроорганизмов, влияющих на среду (почву, температуру, влажность); положительные и отрицательные примеры поведения человека в данном лесу; предложения по охране местного леса. Учитель объявляет конкурс на лучший письменный отчет об экскурсии. |
Методические рекомендации по работе с разделом «музыкальные салоны» (учебник «Музыка» 4 класс) «единство в многообразии» будет пониматься школьниками осознанней тогда, когда каждое единичное, особенное этого многообразия будет... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Н. А. Балюк. Экскурсионное дело: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62 – Сервис. –... | ||
«Прошу прощения у Вас» Обиду может вызвать слово, взгляд, необдуманный поступок, невыполненное или плохо выполненное дело, тон разговора, желание унизить,... | Методические рекомендации «Культурология. Содержание курса и методические... Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития | ||
Темы Для младшей возрастной категории ... | Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия... ... | ||
Литература: Конституция Российской Федерации Дело революции война и гражданская война, тогда как дело конституции – победа мира | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И помни: момент, когда тебе надо будет сделать своё дело, может придти через годы. Но ты каждую секунду должен быть готов выполнить... | ||
Методические разработки для преподавателя по проведению семинарского... Лечебное дело; фгос спо по специальности 060102 Акушерское дело; фгос спо по специальности 060501 Сестринское дело; Разъяснения по... | Почему не работает реклама стоматологии? Когда мы говорим тост в большой компании, когда мы пишем статью, когда мы открываем свой блог в интернете и заводим виртуальных друзей,... | ||
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина... Она особенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов общества | Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы... Утверждены к печати учебно-методической комиссией факультета менеджмента Кемеровского института (филиала) гоу впо «ргтэу» | ||
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | Дифференцированному зачету Лечебное дело, 060102 Акушерское дело, 060301 Фармация, 060501 Сестринское дело | ||
Методические рекомендации по проведению економического анализа финансовых показателей Важно понимать, что финансовый анализ не оканчивается расчетом финансовых показателей, а только начинается, когда исследователь произвел... | Методические рекомендации для специальностей 060501 Сестринское дело 060101 Лечебное дело Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура является... |