Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя,





Скачать 183.13 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя,
Дата публикации29.08.2014
Размер183.13 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Биология > Методические рекомендации
Методические рекомендации

«Биологические экскурсии»
Введение
Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию первых представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах.

Главная цель экскурсий заключается не в том, чтобы показать виды и названия нескольких десятков живых существ, не в том, чтобы научиться их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать и научить видеть жизнь природы, видеть и понимать биологические процессы. Не на отдельный организм нужно обращать внимание, а на явления общего характера, причём отдельные организмы являются, только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии можно достигнуть того, что мы будем представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями.

В своей работе я систематически провожу экскурсии. Позволяет мне это сделать очень удобное расположение и нашего посёлка и нашей школы. Берёзовый лес сразу за стенами школы, река Чулым – в 8 минутах ходьбы, река Берла ещё ближе, в центре села - пруд, в 10 минутах ходьбы – луг. Прекрасным объектом экскурсий является пришкольный участок. Так как экскурсии я провожу систематически, то у меня есть постоянные участки, которые стали базой для проведения не только осенних, но и всех сезонных экскурсий.

Систематические экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

Методические рекомендации по проведению экскурсий
«Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, но неотъемлемой составной частью учебного пла­на школы»,— говорил Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся.

Для того, чтобы экскурсия прошла успешно необходимо соблюдаться следующие этапы:

  1. подготовка к экскурсии

  2. проведение экскурсии.


Подготовка к экскурсии.

Подготовиться к экскурсии вам помогут следующие рекомендации:

1. Помните, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.

2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии.

3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избе­гите длинных объяснений.

6. Не оставляйте экскурсан­тов только слушателями, привлекайте их к активной работе.

7. Не перегружайте экскурсантов новыми назва­ниями; они их забудут.

8. Умейте сконцентрировать вни­мание экскурсантов на нужном объекте.

9. Умейте вовре­мя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.

10. Закрепите материал экскурсии в памяти учеников на наследующих уроках.
Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно ор­ганизованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Подготовка к экскурсии включает в себя

  • Подготовка учителя к экскурсии

  • Подготовка учащихся к экскурсии


Подготовка учителя к экскурсии.

За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут в том или ином ландшафте и проходит по нему, подбирая нужные объекты для изучения, места остановок для демонстрации этих объектов, для самостоятель­ных наблюдений учеников, обобщающей беседы. Эта работа учителя завершается составлением плана экскур­сии, в котором должны найти отражение следующие ос­новные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. Учитель продумывает струк­туру экскурсии. В структуре, как внешнем проявлении логики учебного процесса, должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.

Подготовка учащихся к экскурсии.

Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить особое внимание, как наблю­дать. Предварительно учитель может показать схему маршрута экскурсии с целью ориентировки на местнос­ти и познакомить с требованиями к подготовке и пове­дению учащихся на экскурсии. Желатель­но каждому ученику (если в классе мало учеников) иметь блокноты, простые карандаши, лупу, метр. Школьни­ки должны подготовить для себя удобную обувь и одежду. Перед экскурсией необходимо убедить учащихся не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не при­чинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом.

Исходя из этой воспитательной позиции, учитель формирует у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жуками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фото­графировать, чтобы не подвести к ним пернатого или наземного хищника, и, конечно, не брать их с собой. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что мно­гие виды растений и животных, которые 20—30 лет тому назад были вполне обычными, сейчас стали ред­кими или исчезающими.
Проведение экскурсии.

Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, в котором находятся учащиеся. Учитель дает краткую характеристику ланд­шафта— его основные черты. Внимание учащихся привлекают к типичным признакам данного сезона года. Тот или иной биоценоз и ландшафт в целом рассматривают в развитии, в процессе непрерывного изменения.

Не рекомендуется показывать школьникам каждое растение и встреченное животное. Достаточно обратить внимание на 10—15 видов фоновых растений и столько же характерных для данного ландшафта животных. Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях среды, обратите внимание

учащихся на общую структуру всего биоценоза, на взаимные связи растений, животных, почвы. Это очень важно!

Во время экскурсии обратите внимание учащихся на своеобразие и красоту тех или иных участков при­роды в разные сезоны года, воспользуйтесь художест­венными образами из литературы и живописи. Русские писатели и художники любили природу, умели ее на­блюдать, увлекательно писали о ней и оставили пре­красные картины сезонной жизни различных ландшаф­тов. Конечно, при этом нужно соблюдать известную меру, чтобы не нарушить хода биологической экскур­сии.

Не превращайте экскурсию в урок с опросом уча­щихся по данной теме с комментариями учителя: экскур­сия должна сохранить свое содержание и специфику.

Непременная часть экскурсии — самостоятельные наблюдения каждого школьника. Учитель, составляя план экскурсии, определяет задания для самостоятель­ной работы (в виде нескольких вопросов, несложных табличек или карточек для записи конкретных наблюдений). Цель заданийнаучить учащихся видеть про­исходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения воз­никающих вопросов.

Задания должны быть доступны ученикам и пре­дусматривать сочетание репродуктивной и творческой познавательной деятельности. В задание включаются описание биотопа, в котором находится группа, опреде­ление живых объектов, их зарисовка, фотографирование. Во время самостоя­тельных наблюдений учитель контролирует работу детей. В установленное время ученики соби­раются вместе на итоговую беседу, во время которой рассказывают о наблюдениях и на­ходках, показывают собранный материал. Учитель об­ращает внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает сообщения учеников.

После экскурсии учащиеся обрабатывают собранный материал и составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, иллюстрирующих изменчивость различных признаков, приспособленность к определен­ным условиям жизни и т.п. Результаты экскурсии оформляются в форме отчета или отчетной таблицы.

Методика проведения экскурсий
.

ОСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Задачи.

Образовательные: развивать у учащихся по­нятия о древесных, кустарниковых и травянистых расте­ниях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды: осенняя ок­раска листьев, листопад, осеннее цветение растений, рас­пространение плодов и семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания; отработать приемы фиксации наблюдений; формиро­вать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии.

Воспитательные: развивать научное мировоззрение, раскрывая при­чины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде (температура, влажность, долгота дня, облачность и др.); формировать у учащихся эсте­тическое восприятие природы и навыки поведения в естественных ландшафтах, ознакомить учащихся с пло­дами и семенами растений — кормом для зимующих птиц.

Оборудование: папка для герба­ризации листьев; задания, отпечатанные и наклеенные на картоне; дидактический материал с изображением деревьев и кустарников; полиэтиленовые мешочки.

Ход проведения экскурсии.

    1. Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.

    2. Постановка цели экскурсии: выяснить, как сезонные изменения по­годных условий влияют на жизнь растений осенью, и какие цветковые растения обитают в окружающей местности.

    3. Беседа о красоте окружающей природы( чтение 1-2 стихотворений о осени) и характерных приметах осени (летний зеленый наряд природы меняется на желтый, багряный, пурпурный; уменьшение светового дня, понижение температуры воздуха и т. д.).

    4. Самостоятельное выполнение заданий.

Первая карточка. В течение 15 мин обсле­дуйте отведенный участок леса. Выполните задания.

( Для работы отводятся разные участки леса. Это позволяет наиболее полно выявить видовой состав растений)

1. Выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности. Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцве­чиванию. Листья и плоды деревьев одного наименова­ния помещайте в один пакет.

2. Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев — в верхней части кроны или в нижней, в на­ружной или внутренней? Результаты наблюдений офор­мите в виде таблицы, пользуясь терминами «больше», «меньше», «много», «мало».




Части кроны

Название древесного растения

верхняя

нижняя

наружная

внутренняя


















3. Понаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потя­нуть зеленый лист; лист, начавший менять окраску; лист, полностью изменивший окраску. Сделайте записи об особенностях отделения зеленых листьев, начавших менять окраску и полностью изменивших ее.

4. Выясните, как влияют на внешний вид дерева(форма, размеры) разные условия его жизни. Найдите деревья одного вида, выросшие на открытом месте, на опушке и в лесу; сделайте схематический рисунок этих деревьев и соответствующие записи.

5. Обсуждение результатов. Дискуссия по вопросу: «Наступит ли осеннее явление в жизни березы, если она растет в теплице?». Вывод по выполненной работе.

6. Самостоятельное выполнение заданий.

Вторая карточка. В течение 10 мин обсле­дуйте отведенный участок леса. Выполните задания.

1. Выясните, какие кустарники растут в данной мести. Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев. Почему у кустарников преобладают сочные плоды. Как распространяются плоды и семена кустарников?

2. Понаблюдайте, за изменением окраски листьев. Данные внесите в таблицу (неизвестное название спросите у учителя).


Название кустарника

Окраска листьев







3. Определите, у кустарников или у деревьев раньше полностью расцвечиваются листья. С этой целью сравните степень расцвечивания листьев на одном участке деревьев и кустарников. Данные оформите в таблице; степень расцвечивания листьев обозначьте словами « больше», «меньше».

Формы растений

Степень расцвечивания листьев

Деревья

Кустарники





7. Обсуждение результатов. Вопросы для беседы: чем кустарник отличается от дерева? Какие осенние явления наблюдаются в жиз­ни кустарников? Как окрашены и как опадают листья у кустарников? Кустарники живут под кронами дере­вьев. Как это влияет на ход осенних явлений? Что об­щего в подготовке к зиме у кустарников и деревьев?

8. Совместная работа учителя и учащихся.

Вопрос «Как изменяется жизнь травянистых растений осенью».

( Выясняются отличительные особенно­стях внешнего строения травянистых растений, их мно­гообразии, продолжительности жизни, способах распро­странения семян, разных сроках цветения, о подготовке к зиме. Рассказ чередуется с самостоятельными наблю­дениями учащихся за способами распространения се­мян).
Итоги экскурсии. Итоги экскурсии оформляются в виде письменного отчета. На оформление отводится 5-7 дней. Такой срок позволяет красочно и аккуратно оформить коллекцию плодов, гербарный лист и текст отчета.

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ВЕСНОЙ

Задачи.

Образовательные: развивать у учащихся по­нятия о взаимосвязях растительного организма с усло­виями окружающей среды, о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны — цветении древес­ных и кустарниковых растений, цветении эфемеров, про­растании семян древесных растений; научить определять раннецветущие растения; развивать общеучебные уме­ния по оформлению письменного отчета об экскурсии.

Воспитательные: развивать научный взгляд на природу, показав причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений; способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами при­роды и искусства; убедить учащихся бережно относить­ся к весенним эфемероидам, особенно страдающим от воздействия человека вблизи поселений человека; органи­зовать рейд «Подснежник»; учить не только пользовать­ся природой, но и восстанавливать ее богатства.

Ход проведения экскурсии.

1.Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.

2. Постановка цели экскурсии: познакомить учащихся с различными периодами весны, ее погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны.

3. Беседа о красоте окружающей природы и характерных приметах весны

4. Самостоятельное выполнение заданий.

Первое задание. Отыскать в течение 10 минут заданное число видов ( а не экземпляров) цветущих травянистых растений; определить их, не срывая. Оформить записи в блокноте в виде таблицы.


Название растения

Особенности внешнего строения

цветка

листьев










( Если дети затрудняются с названием растения, то им предлагаются карточки с изображением и названием первоцветов. Они находят интересующее их растение и правильно записывают название).

Вопросы для обсуждения после выполнения задания.

    1. Почему так быстро выросли и зацвели первоцветы?

    2. Какие органы этих растений располагают питательными веществами?

    3. Почему первоцветы « торопятся» цвести?

Второе задание. В течение 5 минут понаблюдайте за цветками раннецветущих растений, проследите за посещением их насекомыми и выясните, как происходит опыление.

Третье задание. Рассмотрите цветущие деревья и кустарники. Оформите записи в виде таблицы.



Название деревьев и кустарников

Внешний вид соцветий

( схематические рисунки)

Растения однодомные или двудомные

Пестичных цветков

Тычиночных цветков














5. Подведение итогов. Учитель просматривает блокноты, находит красиво и правильно оформленные таблицы и демонстрирует их. Учащиеся вносят изменения в свои записи. Обсуждаются вопросы, возникшие у детей по ходу экскурсии, по выполняемым заданиям.

РАСТИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО – ЛЕС.
Задачи.

Образовательные: развивать основные поня­тия «растительность», «растительное сообщество» и частные понятия — определенный флористический сос­тав, ярусность в пространстве (надземная и подземная) и во времени (разные сроки развития растений), при­способленность растений к совместному обитанию; изу­чать взаимоотношения между растениями, между рас­тениями и животными, между растениями и средой, цепи питания, развитие сообщества (динамика сезон­ная— смена аспектов и историческая — смена сообществ), роль человека, влияющего на растения и сооб­щество в целом; учиться работать на геоботанической площадке.

Воспитательные: воспитывать научное понимание приспособленности рас­тений как результата их совместного обитания в опре­деленном биогеоценозе; сознательное отношение к при­роде (действовать в природе необходимо на основе строгого соблюдения сложившихся в ней взаимосвязей, не нарушая их).

Ход проведения экскурсии.

1.Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.

2. Постановка цели экскурсии: определить тип леса и дать ему название.

3. Самостоятельная работа.

Первое задание. (Каждый ребенок работает на выделенной ему геоботани­ческой площадке. Если класс большой, то он делится на группы.)

1. На площадке 100 м2 (площадка заложена зара­нее) определить:

а) какие деревья и кустарники живут на этой пло­щадке, их количество;

б) подрост каких видов имеется на площадке и в каком количестве; есть ли проростки семян деревьев и кустарников на площадке, их количество (определяется словами «много», «мало»).

Наблюдения занесите в таблицу .


Название растения

Количественные данные

Взрослые растения

Подрост

Всходы














2. Какие травянистые растения встречаются очень часто, какие редко. Заполните таблицу.


Встречающиеся растения

Обильно

Редко








3. Сколько видов папоротников, хвощей, мхов растет на площадке? Имеются ли лишайники, водоросли, грибы на почве, деревьях и кустарниках? Данные внесите в таблицу.


Представители

Число видов

Папоротники

Хвощи

Мхи

Водоросли

Лишайники

Грибы







    1. Определите прошлое и будущее леса.


Второе задание. Выясните, как распределяются растения в лесу, не мешая друг другу и извлекая поль­зу из совместного обитания.

Учащиеся знакомятся с особенностями ярусного расположения растительности. Учитель сообщает число ярусов данного леса и предла­гает установить: какие растения составляют первый ярус или полог леса? Каковы условия жизни растений в этом ярусе? Когда цветут и как опыляются цветки деревьев первого яруса? Какие особенности строения листовых пластинок деревьев первого яруса по сравне­нию с листовыми пластинками растений других ярусов и почему? Каковы особенности строения плодов и как распространяются плоды деревьев первого яруса?

В беседе уточняются ответы учащихся, вносятся коррективы; делается вывод об особенностях строения и жизни растений первого яруса. Эти растения живут в условиях полного освещения и значительного движе­ния воздуха. Ветер — важный формообразующий фак­тор в жизни деревьев (ветроопыление, распространение плодов и семян ветром),

По аналогичной методике изучаются растения каж­дого яруса. В блокнотах учащиеся заполняют табли­цу 4.


Ярусы

Формообразующие факторы среды

Общие черты приспособленности растений

Исключения













Обобщая результаты второго задания, учитель от­мечает, что надземная ярусность не случайное явление, а результат длительного исторического развития, в про­цессе которого возникли виды растений каждого яруса; ярусность — это приспособление растений к экономному расходованию солнечной энергии и земной поверхности.

О ярусности во времени учитель рассказывает, об­ращая внимание учащихся на фенологические фазы развития растений: одни растения отцвели, другие за­цветают, третьи цветут, четвертые плодоносят. Разные сроки развития способствуют обитанию большого числа живых организмов в биоценозе, в том числе микроор­ганизмов, насекомых, птиц, зверей, для которых различ­ные органы растений служат постоянным кормом. Таким образом, ярусность во времени — разновременное развитие растений в течение вегетационного периода — еще один признак растительного сообщества. Ярусность в пространстве и во времени имеет большое значение для увеличения числа видов и особей на одной и той же территории, так как значительно уменьшает конку­ренцию между растениями.

Совместное обитание растений и животных, влияние их друг на друга привело к появлению различных ти­пов взаимоотношений.

Третье задание. Выяснить основные взаимоотношения между организмами, сложившиеся в биоценозе, вспомнить об их разнообразии. В течение 10—15 мин понаблюдайте за жизнью леса, найдите примеры положительного и от­рицательного воздействия живых организмов друг на друга и данные наблюдений внести в таблицу.


Виды взаимоотношений

Организмы, вступающие во взаимоотношения

Значение

Симбиоз

Микориза

Паразитизм

Хищничество

Конкуренция и др.









Четвертое задание. Выясните цепи пи­тания в данном лесу.
Пятое задание. Приведите примеры положительного влияния человека на жизнь данного леса, примеры отрицательного поведения чело­века в лесу, составьте программу природоохранитель­ных мероприятий по восстановлению леса.
4. Обобщающая беседа по всей экс­курсии.

Вопросы для беседы: что такое ярусность в пространстве и во времени? Почему в лесу разное число ярусов? Что влияет на смену сообщества? Как растения влияют друг на друга, на животных леса, а животные — на растения? Как расте­ния влияют на неживую природу? Что может произойти с травянистыми растениями леса, если вырубить де­ревья? Что произойдет с деревьями, если травянистые растения леса будут вытеснены торфяным мхом? В чем причина относительно длительного существования рас­тительных сообществ? В какие взаимоотношения всту­пают растения, животные, микроорганизмы?

В блокнотах учащиеся записывают определение ле­са. «Лес — это не простая сумма деревьев, кустарников и трав, это биоценоз, включающий растительное сообщество и обитателей леса. Растительное сообщество — взаимосвязанные и взаимообусловленные исторически сложившиеся сочетания растений, влияющих друг на друга, на обитателей леса и на окружающую среду».

5. Итоги экскурсии.
Об экскурсии учащиеся отчитываются письменно по плану: красота леса; значение леса в природе, народном хозяйстве, жизни человека; ботаническое название местного леса и его местонахождение; ярусное распо­ложение растений в лесу; схема, списки растений каж­дого яруса; описание условий жизни в каждом ярусе; характеристика приспособительных особенностей расте­ний каждого яруса; примеры доказательств, что лес — это взаимосвязанная и взаимообусловленная жизнь исторически сложившегося сочетания растений, живот­ных и микроорганизмов, влияющих на среду (почву, температуру, влажность); положительные и отрица­тельные примеры поведения человека в данном лесу; предложения по охране местного леса.

Учитель объявляет конкурс на лучший письменный отчет об экскурсии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconМетодические рекомендации по работе с разделом «музыкальные салоны» (учебник «Музыка» 4 класс)
«единство в многообразии» будет пониматься школьниками осознанней тогда, когда каждое единичное, особенное этого многообразия будет...
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Н. А. Балюк. Экскурсионное дело: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100. 62 – Сервис. –...
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, icon«Прошу прощения у Вас»
Обиду может вызвать слово, взгляд, необдуманный поступок, невыполненное или плохо выполненное дело, тон разговора, желание унизить,...
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconМетодические рекомендации «Культурология. Содержание курса и методические...
Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconТемы Для младшей возрастной категории
...
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconРазвитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия...
...
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconЛитература: Конституция Российской Федерации
Дело революции война и гражданская война, тогда как дело конституции – победа мира
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И помни: момент, когда тебе надо будет сделать своё дело, может придти через годы. Но ты каждую секунду должен быть готов выполнить...
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconМетодические разработки для преподавателя по проведению семинарского...
Лечебное дело; фгос спо по специальности 060102 Акушерское дело; фгос спо по специальности 060501 Сестринское дело; Разъяснения по...
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconПочему не работает реклама стоматологии?
Когда мы говорим тост в большой компании, когда мы пишем статью, когда мы открываем свой блог в интернете и заводим виртуальных друзей,...
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconПрограмма дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина...
Она осо­бенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов общества
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconМетодические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы...
Утверждены к печати учебно-методической комиссией факультета менеджмента Кемеровского института (филиала) гоу впо «ргтэу»
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconДифференцированному зачету
Лечебное дело, 060102 Акушерское дело, 060301 Фармация, 060501 Сестринское дело
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconМетодические рекомендации по проведению економического анализа финансовых показателей
Важно понимать, что финансовый анализ не оканчивается расчетом финансовых показателей, а только начинается, когда исследователь произвел...
Методические рекомендации по проведению экскурсий «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи­тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо­бенно добросовестного и любящего свое дело препода­вателя, iconМетодические рекомендации для специальностей 060501 Сестринское дело 060101 Лечебное дело
Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура является...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск