Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе»





Скачать 379.43 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе»
страница1/3
Дата публикации18.03.2015
Размер379.43 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Журналистика > Программа
  1   2   3
МОУ «Поротниковская средняя общеобразовательная школа»

Принято на МО Утверждаю.

классных руководителей Директор школы_______Игишева С.А.

Протокол №_ от «_»____20__ г. Приказ №___ от «___»________20__ г.

Руководитель МО Попова Т.С.

__________


Журналистика в школе
Программа дополнительного образования

Автор – составитель Н.А.Спирина


Учитель

Попова Т.С.


Поротниково 2009


Пояснительная записка
Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творче­ское развитие личности, профессиональная ориентация, социа­лизация и личностное становление детей и подростков. Она осо­бенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов общества.

Пресса, выпускаемая ребятами, даёт им возможность опре­делиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в ин­тересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, опреде­литься в мире профессий.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данной про­граммы дополнительного образования общеобразовательного учреждения обуслов­лено тем, что определённый круг учащихся стремится развить в себе умения, способности, необходимые для занятий журнали­стикой. Программа дополнительного образования «Журнали­стика в школе» ориентирована на то, чтобы обучающиеся по­пробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной про­грамме предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чёт­ко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагога­ми). Коммуникативная направленность обучения по этой про­грамме даёт учащимся возможность общаться в процессе созда­ния газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каж­дому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» рассчитана на учащихся 8-11 классов, заинтересован­ных в изучении основ журналистики и овладении практически­ми навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дис­циплинам, таким как литература, русский язык, история, гео­графия и другим. В свою очередь, обучение по данной програм­ме не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.

Для того чтобы в перспективе отработать на базе школь­ного пресс-центра систему «универсальной» журналистской профессиональной ориентации, выбраны стартовые направле­ния: «Лингвистическая журналистика», «Экологическая журна­листика», «Этнографическая журналистика», «Социальная жур­налистика». Созданная система поможет выпускникам стать конкурентоспособными на рынке труда, ориентированными на личный успех и социальную солидарность, имеющими не толь­ко хороший багаж знаний, но и умение быстро адаптироваться в изменяющемся социуме. Все названные направления актуаль­ны и выбраны потому, что журналистика должна всесторонне освещать не только социальные явления, но и проблемы окру­жающей среды и ресурсов, раскрывая важность взаимосвязи между экономическими, социальными и экологическими аспек­тами; должно осуществляться обучение ценностям, подходам и действиям, необходимым для достижения «устойчивого раз­вития» общества.

Цели программы:

- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности,

интеллектуального совершенство­вания;

- формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их

активность в поисках профес­сии;

- изучить основы журналистского мастерства.

Перспективная цель - подготовка обучающихся к сотруд­ничеству с городскими, областными и федеральными периоди­ческими изданиями и возможному выбору журналистики как будущей профессии.

В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи.
1. Обучающие:

- вооружение обучающихся совокупностью знаний о прин­ципах журналистской деятельности, об

особенностях журнали­стской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное

отношение к медиасфере;

- изучение истории журналистики, этапов её развития;

- изучение основ социологии и журналистского творчества;

- формирование навыков журналистского мастерства, ком­муникативной компетентности и

приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ори­ентации;

- формирование практических навыков создания школьного печатного издания;

- формирование практических умений и навыков по реше­нию экологических,

здоровьесберегающих и других задач, при­обретение соответствующих знаний.
2. Воспитывающие:

- формирование навыков совместной деятельности и диало­гового общения, современного

мировоззрения, активной жиз­ненной позиции;

- формирование толерантности, культуры межнационально­го общения в

многонациональном социуме;

- формирование представления о журналистике как о про­фессии, играющей специфическую

роль в жизни общества;

- привитие культуры общения с миром средств массовой информации;

- пробуждение интереса к прессе и формирование осознан­ного отношения к журналистике

как виду общественной дея­тельности;

- формирование потребности в постоянном повышении ин­формированности;

- формирование чувства ответственности за природу, эколо­гию, в том числе и за своё

здоровье;

- формирование у обучающихся и их родителей понимания необходимости использования

оздоровительных мероприятий для восстановления и сохранения здоровья;

- воспитание культуры поведения и речи.
3. Развивающие:

- всестороннее развитие творческих способностей, индиви­дуального мышления, интересов,

склонностей, физического со­стояния организма обучающегося и на этой основе

формирова­ние профессиональной направленности;

- расширение общего кругозора.

Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.

По форме организации образовательного процесса про­грамма является модульной. Структурно она делится на четыре самостоятельные основные части (или на четыре

целостных, устойчивых блока), включающие в себя все направления журналистики, знание законов и жанров, умение конкретно работать над номером газеты: «Краткое введение в историю журналистики», «Основы журналистики», «Художественно-техническое оформление издания»,

«Редакционно-издательская деятельность».

Каждый раздел делится на два блока - теоретический и блок творческих заданий. Объём теоретического курса невелик. Вы­бранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию. Поэтому хотелось бы посоветовать учителю: независимо от того, в каких классах будут вестись занятия, вначале ознакомьтесь с содержанием дан­ной программы в целом и лишь затем используйте те разделы, которые могут оказаться полезными при подготовке к конкрет­ному занятию или циклу занятий.

По цели обучения данная программа профессионально-прикладная, поскольку ориентирована на профессиональное об­разование выпускника в области журналистики - «предмета», отсутствующего в базовом общеобразовательном учреждении, а также на выработку актуальных навыков и умений.

Планируемым результатом обучения по программе будет являться создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе; создание учащимися своего портфолио; освоение обучающими­ся указанных в данной программе как теоретических, так и раз­личных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно:

Предметные знания в следующих областях:

- журналистика как форма информационной деятельности;

- журналистика как профессия и её возможное влияние на здоровье;
- информационный рынок;

- роль журналиста в становлении общественного мнения;

- приёмы риторики;

- создание журналистского текста;

- основные газетные жанры;

- редактирование;

- редакционный коллектив;

- структура газетного номера;

- иллюстрация в газете;

- макетирование и вёрстка газеты.

Предметные умения и навыки - навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и созда­ния номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной, справочной литературой.

Интеллектуальные умения и навыки - умение излагать собст­венную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ве­дения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.

Мыслительные навыки - навыки оперирования формулиров­ками, определениями; навыки постановки и решения интеллек­туальных проблем и задач.

Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы её развития, принципы организации ре­дакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобре­тённые знания и умения в практической деятельности.

Главным критерием достижения результата на протя­жении всего периода обучения является подготовленный к пуб­ликации материал. Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предпола­гается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности обучающихся).

По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная.

Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, рефератов и эвристиче­ских бесед по всем темам. Используются также экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, ре­шение творческих задач. При работе над теоретическим мате­риалом предпочтение отдаётся эвристической беседе, так как это важный метод устного изложения материала, заключающий­ся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобре­тают знания путём самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания. Важным яв­ляется также то, что в ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Таким образом, данный метод по­зволяет повторить, закрепить и проверить полученные знания.

Качество профессиональной подготовки обучающихся зави­сит от практики, получаемой ими в процессе обучения. Практи­ческая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают вёрстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых иг­рах, семинарах («круглых столах»), семинарах-дискуссиях, в групповом проектировании и мастер-классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и приме­няют полученные знания.

Программа применима в любой школе, лицее, гимназии, стремящихся создать своё периодическое издание или имеющих стабильную периодическую стенную печать.

В связи с отсутствием соответствующего государственного образовательного стандарта по изучению основ журналистики в школе данная программа строилась с опорой на образователь­ную программу стажировки «Редактор детского печатного СМИ» (составитель Л. В. Деветиярова, редактор журнала «ОКО» КРИРПО г. Кемерово), образовательную программу юношеско­го информационного агентства липецкого городского Дома творчества учащихся (составители И. А. Малько, педагог до­полнительного образования, и В. В. Плешков, зам. главного редактора липецкой детской областной газеты «Золотой клю­чик», кандидат филологических наук), методическое пособие «Методы профильной подготовки будущих журналистов» (ав­тор Ю. А. Агафонова, младший научный сотрудник лаборатории ТСО и медиаобразования ИСМО РАО) и учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Азбука журналистики» (авторы О. И. Лепилкина и др.).

Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» общим объёмом 136 часов рассчитана на два учебных года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, во внеуроч­ное время.

Часовое деление программы проставлено по минимуму: это необходимый минимум часов, которые требуются для ознаком­ления и привития первых навыков мастерства. Схема програм­мы условна, ежегодно она может корректироваться на конкрет­ную группу обучающихся.

Данная программа составлена на основе программы факуль­тативного курса «Журналистика в школе», предназначенной для учителей, преподающих основы журналистики в профильных 8-11 классах, и доступна для реализации любому творчески ра­ботающему педагогу независимо от его специализации.

Итоги реализации программы
К концу первого года обучения по программе курса «Жур­налистика в школе» учащиеся должны получить полное пред­ставление о журналистской профессии, усвоить основы профессиональной культуры журналиста, уметь создавать журналист­ские тексты в жанрах, которые на момент окончания учебного года будут изучены, освоить навыки поиска информации в раз­личных источниках и уметь работать в текстовых редакторах.

К концу второго года обучения учащиеся должны приобрести более полные навыки журналистского мастерства, уметь не только собирать материал, но и систематизировать его, освоить процессы вёрстки, макетирования и самостоятельно выпускать школьное издание (газету, журнал, альманах и прочее).

Чтобы приобретённые умения, знания и навыки были посто­янно активированы, предусматривается их практическое приме­нение и во время летних каникул: экскурсии по памятным и ис­торическим местам родного края, поездки за пределы области, журналистские походы по экологическим тропам, участие в на­циональных празднествах, социально значимых мероприятиях с последующим отражением всех этих событий в своем периодическом издании.
Тематический план

программы дополнительного образования «Журналистика в школе»

(136 часов)




п/п

Название раздела

Всего

часов

Лекци-

он­ные

Практи-

­ческие

Форма контроля

1

Краткое вве­дение в исто­рию журнали­стики

10

2

8

Эвристическая беседа, рефе­рат, творческая работа

11

Основы жур­налистики

58

8

50

Эвристическая беседа, творче­ская работа, проект

III

Художествен­но-техниче­ское оформ­ление издания

56

6

50

Эвристическая беседа, творче­ская работа, проект

IV

Редакционно-издательская

деятельность

12

2

10

Эвристическая беседа, творче­ская работа, проект


Развернутое тематическое планирование

программы дополнительного образования «Журналистика в школе»

(136 часов)




Название

Всего

Лекци-

Практи-

Форма контроля

п/п

раздела

часов

онные

ческие




1

2

3

4

5

6

I год обучения

I

Краткое введение в историю журналистику

1

Вводное за­нятие. Знакомство с понятием «журнали­стика»




1




Реферат, эвристи­ческая беседа, творческая работа, тесты

1.1

Газетный мир







1

Эвристическая беседа, творческая работа, тест




2

Как и почему возникла журналисти­ка




1

1

Эвристическая лекция, творческая работа, «круглый стол»

3

Из истории детской прессы







2

Творческая работа, эвристическая бе­седа

4

Знакомство с детскими и подростко­выми СМИ







2

Творческая работа, работа с издания­ми, эвристическая беседа, экскурсия

5

Знакомство с законами о СМИ







1

Творческая работа, экскурсия

6

Итоговое занятие







1

Посвящение в юн­коры

II

Основы журналистики

1

Знакомство с древом жанров




1

1

Эвристическая беседа

2

Мастерская жанров




1

1

Семинар-лекция, творческая работа

2.1

Информация




1

4

Эвристическая беседа, творческая работа, экскурсия

2.2

Заметка







3

Творческая работа, экскурсия, эври­стическая беседа

2.3

Отчёт







2

Творческая работа, экскурсия, эври­стическая беседа

2.4

Репортаж







3

Творческая работа, экскурсия, эври­стическая беседа

2.5

Интервью




1

4

Эвристическая беседа, практика, экскурсия

2.6

Пресс-релиз. Опрос







2

Практика, акция, эвристическая бе­седа, экскурсия

2.7

Обозрение, комментарий




1

1

Эвристическая беседа, работа с изданиями

2.8

Рецензия, кор­респонденция







3

Творческая работа, экскурсия, эври­стическая беседа

2.9

Статья







4

Творческая работа, тест, экскурсия, эвристическая бе­седа

2.10

Очерк







4

Творческая работа, экскурсия

2.11

Зарисовка




1

3

Творческая работа, экскурсия

2.12

Фельетон, пам­флет







2

Творческая работа, работа с текстами

2.13

Эссе







3

Творческая работа

3

Социология как составная часть журна­листских зна­ний




1

2

Самостоятельная работа, «круглый стол», работа с анкетами

4

Культура речи




1

8

«Круглый стол», эвристическая бе­седа, творческая работа

5

Итоговое заня­тие







1

Конкурс проектов




II год обучения

III

Художественно-техническое оформление издания

1

Структура из­дания




1

11

Эвристическая беседа, мастер-класс, экскурсия

2

Делаем газету




2

20

Творческая работа, мастер-класс, экс­курсия

3

Заголовки

и иллюстрации




2

10

Эвристическая беседа, экскурсия, «круглый стол»

4

Типы и виды школьных га­зет




1

8

Эвристическая беседа, творческая работа

5

Итоговое заня­тие







1

Защита проекта

IV

Редакционно-издательская деятельность

1

Особенности журналистско­го труда, ре­дакция




1

3

Эвристическая беседа, деловая игра, пресс-коктейль

2

Редактирова­ние материа­лов разных форм и жанров




1

3

Эвристический семинар, практика

3

Реклама в издательской

деятельности







2

Творческая работа, «круглый стол», проект, акция

4

Итоговое заня­тие







1 + 1

Защита проектов, бал юнкоров «Золотая клякса»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconРабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный...
«Журналистика в школе 8-11 классы», автор-составитель Н. А. Спирина Волгоград изд-во «Учитель» 2008
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconПрограмма «Ритмика и танец» Срок реализация 1 год Программу составила...
При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика...
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» icon"Художественная лепка из соленого теста " Тип программы: модифицированная...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества" п. Морки
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconПояснительная записка Актуальность
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconПояснительная записка Автор материла
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconПрограммы дополнительного образования, реализуемые в школе Дополнительное образование
Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные...
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconПояснительная записка к учебному плану дополнительного образования
Конвенции ООН о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, фз «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении...
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconПояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы дополнительного образования
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа составляется учителем-предметником (педагогом дополнительного образования) по определенному учебному предмету или...
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconПрограмма дополнительного образования детей «Палитра»
Изучив программы дополнительного образования прошлых лет, автор пришла к мысли: на занятиях использовался один метод работы: объяснение...
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconРабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальных...
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной...
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconПрограмма реализуется в цэвд с 2004 г. Программа переработана и дополнена...
Программа дополнительного образования «бумагопластика» относится к программам художественно-эстетического направления, рассчитана...
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconПрограмма по уровню усвоения имеет общекультурный уровень, предполагающий...
Актуальность разработанной программы продиктована также необходимостью в теории и практике образования в средней школе психологической...
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconИгра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного...
Который рекомендован преподавателям английского языка, работающим в сфере школьного и дополнительного образования детей. В нём приведены...
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconПояснительная записка за основу взята программа
Источник: Образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск мгдд (Ю)Т, 2006 г
Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина Учитель Попова Т. С. Поротниково 2009 Пояснительная записка Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» iconСодержание образовательной программы: I. Пояснительная записка II. Первая часть
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск