Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы»





Скачать 180.18 Kb.
НазваниеРабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы»
Дата публикации03.03.2015
Размер180.18 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Журналистика > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колыванская средняя общеобразовательная школа»



Согласовано:

МО_____________

Протокол №_________

«___» _________2012 г.


Согласовано

Зам. директора по УВР

____________О.М.Симакова

«___»____________2012г.



Утверждаю

Директор МБОУ «Колыванская СОШ»

____________Н.Д.Трушкина

«___» __________ 2012г



Рабочая программа кружка

Журналистика в школе

2012 -2013 учебный год

(разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы», автор-составитель Н.А. Спирина Волгоград. изд-во «Учитель» 2008.)
2012-2013 учебный год
Составитель: Соколова О.А.,

учитель русского языка и литературы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОГРАММЕ «ЖУРНАЛИСТИКА В ШКОЛЕ»

Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов общества.

Пресса, выпускаемая ребятами, даёт им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данной программы дополнительного образования как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определённый круг учащихся стремится развить в себе умения, способности, необходимые для занятий журналистикой. Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). Коммуникативная направленность обучения по этой программе даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе. Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» рассчитана на учащихся 8-11 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский язык, история, география и другим. В свою очередь обучение по данной программе не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.

Для того чтобы в перспективе отработать на базе школьного пресс-центра систему «универсальной» журналистской профессиональной ориентации, выбраны стартовые направления: «Лингвистическая журналистика», «Экологическая журналистика», «Этнографическая, журналистика», «Социальная журналистика». Созданная система поможет выпускникам стать конкурентоспособными на рынке труда, ориентированными на личный успех и социальную солидарность, имеющими не только хороший багаж знаний, но и умение быстро адаптироваться в изменяющемся социуме. Все названные направления актуальны и выбраны потому, что журналистика должна всесторонне освещать не только социальные явления, но и проблемы окружающей среды и ресурсов, раскрывая важность взаимосвязи между экономическими, социальными и экологическими аспектами; должно осуществляться обучение ценностям, подходами действиям, необходимым для достижения «устойчивого развития» общества.

Цели программы:

- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;

- формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии;

- изучить основы журналистского мастерства.

Перспективная цель - подготовка обучающихся к сотрудничеству с городскими, областными и федеральными периодическими изданиями и возможному выбору журналистики как будущей профессии.

В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи.

/. Обучающие:

вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере;

изучение истории журналистики, этапов её развития;

изучение основ социологии и журналистского творчества;

формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;

формирование практических навыков создания школьного печатного издания;

формирование практических умений и навыков по решению экологических, здоровьесберегающих и других задач, приобретение соответствующих знаний.

//. Воспитывающие:

- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

- формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;

- формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

- привитие культуры общения с миром средств массовой информации;

  • пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;

  • формирование потребности в постоянном повышении информированности;

  • формирование чувства ответственности за природу, экологию, в том числе и за своё здоровье;

  • формирование у обучающихся и их родителей понимания необходимости использования оздоровительных мероприятий для восстановления и сохранения здоровья;

- воспитание культуры поведения и речи.
///. Развивающие:

- всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности;

- расширение общего кругозора.
Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.

По форме организации образовательного процесса программа является модульной. Структурно она делится на четыре самостоятельные основные части (или на четыре целостных, устойчивых блока), включающие в себя все направления журналистики, знание законов и жанров, умение конкретно работать над номером газеты:

  • «Краткое введение в историю журналистики»,

  • «Основы журналистики»,

  • «Художественно-техническое оформление издания»,

  • «Редакционно-издательская деятельность».

Каждый раздел делится на два блока - теоретический и блок творческих заданий. Объём теоретического курса невелик. Выбранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию. Поэтому хотелось бы посоветовать учителю: независимо от того, в каких классах будут вестись занятия, вначале ознакомьтесь с содержанием данной программы в целом и лишь затем используйте те разделы, которые могут оказаться полезными при подготовке к конкретному занятию или циклу занятий.

По цели обучения данная программа профессионально-прикладная, поскольку ориентирована на профессиональное образование выпускника в области журналистики - «предмета», отсутствующего в базовом общеобразовательном учреждении, -а также на выработку актуальных навыков и умений.

Планируемым результатом обучения по программе будет являться создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе; создание учащимися своего портфолио; освоение обучающимися указанных в данной программе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно:

Предметные знания в следующих областях:

- журналистика как форма информационной деятельности;

журналистика как профессия и её возможное влияние на здоровье;

  • информационный рынок;

  • роль журналиста в становлении общественного мнения приемы риторики;

  • создание журналистского текста;

  • основные газетные жанры;

  • редактирование;

  • редакционный коллектив;

  • структура газетного номера;

  • иллюстрация в газете;

  • макетирование и вёрстка газеты. Предметные умения и навыки - навыки анализа текста как

конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной, справочной литературой.

Интеллектуальные умения и навыки - умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.

Мыслительные навыки - навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.

Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы её развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал. Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности обучающихся).

По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, рефератов и эвристических бесед по всем темам. Используются также экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач. При работе над теоретическим материалом предпочтение отдаётся эвристической беседе, так как это важный метод устного изложения материала, заключающийся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобретают знания путём самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания. Важным является также то, что в ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Таким образом, данный метод позволяет повторить, закрепить и проверить полученные знания.

Качество профессиональной подготовки обучающихся зависит от практики, получаемой ими в процессе обучения. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают вёрстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых играх, семинарах («круглых столах»), семинарах-дискуссиях, в групповом проектировании и мастер-классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и применяют полученные знания.

Программа применима в любой школе, лицее, гимназии, стремящихся создать своё периодическое издание или имеющих стабильную периодическую стенную печать.

В связи с отсутствием соответствующего государственного образовательного стандарта по изучению основ журналистики в школе данная программа строилась с опорой на образовательную программу стажировки «Редактор детского печатного СМИ» (составитель Л. В. Деветиярова, редактор журнала «ОКО» КРИРПО г. Кемерово), образовательную программу юношеского информационного агентства липецкого городского Дома творчества учащихся (составители И. А. Малько, педагог дополнительного образования, и В. В. Плешков, зам. главного редактора липецкой детской областной газеты «Золотой ключик», кандидат филологических наук), методическое пособие «Методы профильной подготовки будущих журналистов» (автор Ю. А. Агафонова, младший научный сотрудник лаборатории ТСО и медиаобразования ИСМО РАО) и учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Азбука журналистики» (авторы О. И. Лепилкина и др.).

Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» общим объёмом 136 часов рассчитана на два учебных года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, во внеурочное время.

Часовое деление программы проставлено по минимуму: это необходимый минимум часов, которые требуются для ознакомления и привития первых навыков мастерства. Схема программы условна, ежегодно она может корректироваться на конкретную группу обучающихся.

Данная программа составлена на основе программы факультативного курса «Журналистика в школе», предназначенной для учителей, преподающих основы журналистики в профильных 8-11 классах, и доступна для реализации любому творчески работающему педагогу независимо от его специализации. Итоги реализации программы.

К концу первого года обучения по программе курса «Журналистика в школе» учащиеся должны получить полное представление о журналистской профессии, усвоить основы профессиональной культуры журналиста, уметь создавать журналистские тексты в жанрах, которые на момент окончания учебного года будут изучены, освоить навыки поиска информации в различных источниках и уметь работать в текстовых редакторах. К концу второго года обучения учащиеся должны приобрести более полные навыки журналистского мастерства, уметь не только собирать материал, но и систематизировать его, освоить процессы вёрстки, макетирования и самостоятельно выпускать школьное издание (газету, журнал, альманах и прочее).

Чтобы приобретённые умения, знания и навыки были постоянно активированы, предусматривается их практическое применение и во время летних каникул: экскурсии по памятным и историческим местам родного края, поездки за пределы области, журналистские походы по экологическим тропам, участие в национальных празднествах, социально значимых мероприятиях и т. д. с последующим отражением всех этих событий в своем периодическом издании.

Тематический план

программы дополнительного образования

«Журналистика в школе»

(136 часов)


№ п/п

Название раздела

Всего часов

Лекционные

Практические

Форма контроля

1

Краткое введение в историю журналистики

10

2

8

Эвристическая беседа, реферат, творческая работа

2

Основы журналистики

58

8

50

Эвристическая беседа, творческая работа, проект

3

Художественно-техническое оформление издания

56

6

50

эвристическая беседа, творческая работа, проект

4

Редакционно-издательская деятельность

12

2

10

Эвристическая беседа, творческая работа, проект









Развернутое тематическое планирование

программы дополнительного образования

«Журналистика в школе»

(136 часов)




№ п/п

Название раздела

Всего часов

Лекционные

Практические

Форма контроля




I

2

3

4

5

6







I год обучения




1

Краткое введение в историю журналистики




1

Вводное занятие. Знакомство с понятием «журналистика»




1




Реферат, эвристическая беседа, творческая работа, тесты




1.1

Газетный мир







1

Эвристическая беседа, творческая работа, тест



2

Как и почему возникла журналистика




1

1

Эвристическая лекция, творческая работа, «круглый стол»




3

Из истории

детской

прессы







2

Творческая работа, эвристическая беседа




4

Знакомство с детскими и подростковыми СМИ







2

Творческая работа, работа с изданиями, эвристическая беседа, экскурсия




5

Знакомство с законами о СМИ







1

Творческая работа, экскурсия




6

Итоговое занятие







1

Посвящение в юнкоры




II

Основы журналистики




1

Знакомство с древом жанров




1

1

Эвристическая беседа













14




























1

2

3


4

5

6


2

Мастерская жанров




1

1

Семинар-лекция, творческая работа

2.1

Информация




1

4

Эвристическая беседа, творческая работа, экскурсия

2.2

Заметка







3

Творческая работа, экскурсия, эвристическая беседа

2.3

Отчёт




*

2

Творческая работа, экскурсия, эвристическая беседа

2.4

Репортаж







3

Творческая работа, экскурсия, эвристическая беседа

2.5

Интервью




1

4

Эвристическая беседа, практика, экскурсия

2.6

Пресс-релиз. Опрос







2

Практика, акция, эвристическая беседа, экскурсия

2.7

Обозрение, комментарий




1

1

Эвристическая беседа, работа с изданиями

2.8

Рецензия, корреспонденция







3

Творческая работа, экскурсия, эвристическая беседа

2.9

Статья







4

Творческая работа, тест, экскурсия, эвристическая беседа

2.10

Очерк







4

Творческая работа, экскурсия

2.11

Зарисовка




1

3

Творческая работа, экскурсия

2.12

Фельетон, памфлет







2

Творческая работа, работа с текстами

2.13

Эссе







3

Творческая работа






















3

Социология как составная часть журналистских знаний




1



2

Самостоятельная работа, «круглый стол», работа с анкетами




4


Культура речи





1

8

«Круглый стол», эвристическая беседа, творческая работа




5

Итоговое занятие








1

Конкурс проектов




II год обучения




III

дожественно-техническое оформление издания




1

Структура издания




1

11

Эвристическая

беседа, мастер-класс, экскурсия




2

Делаем газету




о

20

Творческая работа, мастер-класс, экскурсия




3

Заголовки

и иллюстрации




2

10

Эвристическая беседа, экскурсия, «круглый стол»




4

Типы и виды школьных газет

1

1 \

I

8


Эвристическая беседа, творческая работа

5

Итоговое занятие |

1


1




Защита проекта

IV

Редакционно-издательская деятельность




1

Особенности журналистского труда, редакция




1

3

Эвристическая беседа, деловая игра, пресс-коктейль

2

Редактирование материалов разных форм и жанров




1

3

Эвристический семинар, практика

























3

Реклама

в издательской

деятельности










2

Творческая работа, «круглый стол», проект, акция




4

Итоговое занятие










1 + 1

Защита проектов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный...
Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне...
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconВыписка из приказа №221 по мбоу буревестниковской средней общеобразовательной...
Мбоу буревестниковской средней общеобразовательной школе «О тарификации на 2012-2013 учебный год» от 1 сентября 2012 года
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconРабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика»
«Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconОтчет за 2012-2013 учебный год моу «Теоретический лицей №2»
Результаты качества обученности в основной и старшей школе за 2012-2013 учебный год
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconРабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс 2012 2013 учебный год Разработчик программы
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconРабочая программа по литературному чтению для 1 класса «А» на 2013 2014 учебный год
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы...
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики»
Программа объединения “ Школа журналистики” составлена на основе программы “Журналистика в школе” Спириной Н. А волгоград. «Учитель»....
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconРабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013...
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе...
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconОбразовательная программа по курсу кружка «В гостях у сказки» для...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «В гостях у сказки» составлена...
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconАнализ итогов 2012/2013 учебного год
Через несколько дней в школе радостно и требовательно раздастся звонок и начнется обычная школьная жизнь: гомон на переменах, контрольные...
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconПубличный доклад мбоу сош №7 с. Миндяк муниципального района Учалинский...
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600. 62 – журналистика (квалификация журналист)
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconРабочая программа по технологии для 7 класса 2013-2014 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Техноло­гия. 5-7 классы (вариант для мальчиков)», на основе...
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconКонспект Занятия для подготовительной к школе группы «Родословная старинная русская традиция»
Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
Рабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный год разработана на основе программы «Журналистика в школе 8-11 классы» iconАнализ деятельности маоу «сош №8» за 2012-2013 учебный год
В 2012-2013 учебном году школа осуществляла свою деятельность по реализации Программы развития «От школы универсальных знаний к школе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск