Скачать 59.17 Kb.
|
Конспект Занятия для подготовительной к школе группы «Родословная – старинная русская традиция». Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам. Задачи. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление. Иллюстративный материал. Рисунки «Славянская семья», «Кузнец» ( см.: славянская семья: родство и занятия: Демонстрационный материал для занятий в группе детского сада и индивидуально. Киров: Весна дизайн. Серия Игра «Забавы в картинках») Предварительная работа. Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тетя, дочь, сын, внук, племянник, племянница, муж, жена), ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка). Ход занятия. Воспитатель. Мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину. ( показывает рисунок «Славянская семья», на котором изображены дедушка, бабушка, мать, отец, дядя – брат отца, трое сыновей, дочь, и племянница – дочь дяди; внизу подписи, поясняющие родственные отношения). - Что изображено на рисунке? Этот рисунок отражает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? - Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (одежда людей необычная, старинная) - Какую одежду носили в старину люди? (мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, повязывали платочки) - как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, живут в современной квартире? (они живут в избе). Что подсказывает нам, что они живут в старинной избе? (в избе стены деревянные. Есть печь). В каждой крестьянской избе была печь. Она согревала избу, в ней готовили еду, на лежанках отдыхали. - какие старинные предметы вы видите на рисунке? (деревянные ложки, кубки, ухват с глиняным горшком, в руках у девушки прялка) прялка – удивительный предмет. Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. кудель, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено. - Итак, благодаря рисунку мы с вами можем представить, что попели в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете люди, изображенные на рисунке, чежие или родные друг другу? (Родные) - Как можно назвать их одним словом? (семья) Мы с вами знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья. Пожалуйста, подумайте: кто кем кому доводиться в этой семье? Посмотрите внимательно, постарайтесь найти на рисунке самых старших членов этой большой семьи. Кто же старше всех в этой семье? (дедушка, бабушка). Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходиться дедушке и бабушке? ( он их сын). Кто стоит возле отца? ( его сыновья внуки бабушки и дедушки). Как вы думаете почему молодые люди стоят? ( они выражают свое уважение к старшим членам семьи) - В старину в семьях, почитали, очень уважали старших, во всем слушались их, не смели им перечить, не перебивать их, не капризничали. Родители, дедушки и бабушки, учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно сыновья слушают отца. Наверно, он рассказывает им что-то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, уважительно, ласково. Отца величали батюшкой, мать-матушкой. Дети во всем помогали родителям. Художник показал, как дочь помогает матушке готовить еду. С детства воспитывали привычку к труду, трудолюбие. - А чем в это время занята сама матушка, (придет пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей). -Кто такие племянница и племянник? ( это дети братьев и сестер) - Чья дочь эта маленькая девочка, изображенная на рисунке?( дочь брата отца, дяди) Для отца и матери этой семьи маленькая девочка племянница. А сыновьям и дочерям кем она является ( двоюродной сестрой). - Кем приходиться маленькая девочка бабушке и дедушке? (внучка) - Семьи в старину были дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были отзывчивыми и гостеприимными, как говорили раньше – хлебосольными. Гостей встречали хлебом-солью. Любили веселые игры, пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи и традиции. Физкультминутка. Хороводная игра Воспитатель. Обычай – то, что принято делать обычно, по привычке каждый день. Традиции – издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов, детям и внукам. И со временем становились традициями. Давайте еще раз повторим, какими были обычаи в старину ( дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу). Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи? ( матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка) Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции. В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родные которые жили до нас, вперед нас, перед, пред нами. Мы их потомки, а мы живем потом, после них . бабушки и дедушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках. Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память. Чтобы рассказывать другим людям о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках, что нужно знать? (нужно знать их имена, отчества и фамилии). Действительно, прежде всего нужно хорошо знать имена, отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже недостаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где родились, жили, работали, каких успехов достигли. Как вы думаете, у людей, изображенных на рисунке, есть имена? (ответы). Мы не знаем как их звали, но мы можем придумать каждому из членов этой семьи имена, красивые, старинные, как в сказке.(дети предлагают, обсуждают и с учетом мнения выбирают имена.) Дедушка Петор, бабушка Тамара, отца назвали Иваном, мать- Василисой, дядю – Алексеем, сыновей –Михаилом, Ильей, Данилой, дочь – Софья, а маленькую племянницу – Аннушкой). Воспитатель. Надо помнить: не имя красит человека, а человек – имя. От того, какой человек, зависит отношение к нему окружающих. Давным –давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно , о ком идет речь, люди использовали отчества, прозвища. Например, Иван Петрович Кузнецов: сын Петра, - Петров (сын), внук кузнеца – Кузнецов (внук). (показывает рисунок показывающий кузнеца за работой.) Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнечного мастерства, а от его ремесла, его профессии произошла и фамилия _Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых. С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках , предках. Родословная рассказывает об истории семьи. Попробуем составить родословную семьи Кузнецовых. Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную? (с дедушки и бабушки). Почему нужно начать с дедушки и бабушки? (потому что они самые старшие в семье). Дети прикрепляют листочки с именами членов семьи Кузнецовых к доске или мольберту в следующем порядке: Воспитатель. Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: поколение дедушек и бабушек, поколение родителей, поколение детей. Поколение объединяет люей примерно одного возраста. Сколько поколений семьи Кузнецовых получилось на схеме. (три) Чем мы с вами сегодня занимались? Что такое родословная? Сегодня мы узнали как жили люди в старину, как жили наши предки, какие у них были обычаи. Познакомились с замечательной старинной традицией ведение родословной. На следующих занятиях Вы составите родословные своих семей. О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, карабль. Подумайте, какой образ подходит вашей семье. На втором занятии дошкольники выполняют панно «Образ моей семьи», наклеивают фотографии своих родных. Воспитатель оформляет выставку детских работ, дети рассказывают о созданных образах, дают определение семье
|
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания.( Приложение 1) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы | ||
Конспект занятия «Зимний пейзаж» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | Конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной... План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | ||
Конспект проведения занятия с детьми подготовительной к школе группы... Воспитание у детей желания трудиться для других (изготовление книжки-малышки для детей раннего возраста) | Тема занятия План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | ||
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе... Развитие навыков аудирования. Now you are going to listen to a story about Professor Carter and his friends. In this story you will... | ||
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы Развитие навыков аудирования. Now you are going to listen to a story about Professor Carter and his friends. In this story you will... | Тема: «Снегурочка» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | ||
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Литература» для общеобразовательных учреждений, 7 класс, под редакцией В. Я. Коровиной, в 2-х частях, 2010 год. Рекомендовано Министерством... | Конспект доминантного занятия по творчеству с элементами театрализованной... Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | ||
"Поисково- исследовательская деятельность в доу". Опыты в лаборатории План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному... Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику... | ||
Конспект занятия для детей подготовительной группы доу «Как хорошо уметь читать» ... | Сценарий развлечения /совместная деятельность педагога с детьми/... План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» |