Скачать 71.23 Kb.
|
Управление образования администрации г. Вологды МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 99 «Почемучка» г. Вологда «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для детей дошкольного возраста Конспект проведения занятия с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) Категория - «Традиции праздника» Тема - «Книга – праздник души» Старший воспитатель Абрамова Ольга Сергеевна Воспитатель Цивилева Ангелина Васильевна Заведующая Горшкова Любовь Ивановна Март, 2005 г. Программное содержание:
Предварительная работа 1. Чтение книг с детьми и подготовка выставки прочитанных книг с русскими народными сказками: «Царевна – лягушка», «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Перышко Финиста – Ясна-Сокола» и др. Авторские сказки - А.С.Пушкина: «Сказка о мертвой Царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др., - П.Бажова: «Каменный цветок», «Живинка в деле» и др. 2. Выставка разнообразных азбук из истории их происхождения. 3. Организация и проведение поисково-исследовательской деятельности по истории происхождения азбук и древних книг. 4. Чтение детям литературно-художественных произведений из пятой книги для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» (Под общей редакцией И.А.Кузьмина) 5. Поисково-исследовательская деятельность детей Педагоги, дети и родители в течение месяца собирают различные азбуки. В книжном уголке демонстрируется выставка всевозможных азбук, организуется экскурсия по выставке азбук. Воспитатель: - Дети, обратите внимание на то, какая необычная выставка оформлена у нас в книжном уголке. Что вы видите на выставке разнообразных азбук? Чем похожи все азбуки? Чем они отличаются? Давайте порассуждаем о том, откуда появилась азбука? Давно ли? Какой была самая первая буква? А кто из вас может рассказать о разных азбуках? (Рассказ ребенка-знатока о буквенной и звуковой азбуках.) Воспитатель: - Давайте рассмотрим одну древнюю славянскую заглавную букву: какая она необычная, с какой любовью и старанием написана, как будто вязали из узелков. Так и говорили: «письмо вязью». А современная буква строгая, прямая, без особых украшений. На каком материале написаны эти буквы? (На бумаге). На бумаге буквы писали далеко не всегда. Не всегда это было так. Помните на чем первобытные люди оставляли сообщения друг другу? (Сообщение ребенка о письме на песке, на камне, на земле). Воспитатель: - На чем еще писали древние люди? (На глине, на бересте, деревянных дощечках). А какие вы еще знаете материалы; на которых пытались писать в старые времена? (На папирусе, пергаменте, воске, на плотной земле, камне). Сейчас я вам предлагаю выбрать материал и составить сообщение для своего друга. Практическая деятельность детей. (Дети пишут на разных материалах). Воспитатель: - Какое сообщение оставили вы? После занятия ваши друзья расшифруют ваши сообщения, а вы поможете им в этом. Как вы думаете, почему материалы были не долговечны? (Размокали, высыхали, портились, быстро рвались, ломались) И только много – много лет спустя люди изобрели бумагу и печатный станок. Кто помнит имя первопечатника на Руси Великой? (Иван Федоров). Да, это был талантливый, умный, способный умелец. Рассказ из жизненного опыта воспитателя на эмоциях удивления и восхищения. - Вы знаете, ребята, я узнала, что на нашем железнодорожном вокзале есть магазин «Антиквариат», где продаются старые вещи и книги. В воскресенье я поехала в магазин и увидела там, как вы думаете что? Представляете, как раз одну из самых первых печатных книг. Называется она «Апостол». Посмотрите, как она выглядит (Толстая, большая, потрепанная, старая, серая). Я предлагаю внимательно посмотреть и пообщаться с этой древней книгой: потрогать, понюхать, попробовать почитать. Чем похожи и чем отличаются современные и старинные книги? (Есть обложки, буквы, переплет, оглавление, пронумерованы страницы; обложка из дерева обшита материалом, украшена металлом). Так люди еще издревна старались выразить свое почитание и уважение к книге – хранительнице «хлеба духовного». Книги берегли и передавали из поколения в поколение.» Материал к развивающему занятию:
Конспект проведения развивающего занятия I. Присоединение В начале занятия обратить внимание детей на оформленную в группе выставку книг с русскими народными сказками. Предложить назвать книги со знакомыми народными сказками. Воспитатель: - Книга. В это слово мы вкладываем очень глубокий смысл. Книга – это бездонный колодец, неиссякаемый источник мудрости, источник получения жизненных уроков. Из этого источника можно зачерпнуть воды сверху, чуть-чуть; можно побольше – целое ведро, можно много ведер достать и все равно не вычерпать. «Книга – источник мудрости» Как вы, дети, понимаете это высказывание? (Размышления детей.) II. Активная форма. Работа в паре «Как книга пришла в твой дом?» 1. Подготовительный этап. Разговор в круге Воспитатель: «Дети, а вы любите книги? Расскажите, чему научили вас любимые книги?» (Рассказы воспитателя и детей) Воспитатель: - Да, дети, книга учит добру, вселяет надежду, утешает, влечет и манит к себе, призывает узнавать и познавать мир. Хорошая книга часто становится праздником души, мы радуемся встрече с ней, как будто встречаемся с хорошим добрым другом. - Дети я предлагаю вам объединиться в пары. Обратите внимание на букву, приколотую у вас на груди. Объединитесь в пары так, чтобы получился слог, часть слова. Пройдите за столы и сядьте парами. Послушайте внимательно задание. 2. Индивидуальный этап Воспитатель: - Дети, вначале каждый из вас будет выполнять задание самостоятельно. Возьмите листочек с буквой «С», написанной в правом верхнем углу - «самостоятельно». Рассмотрите иллюстрации о том, как книга пришла в ваш дом. Отметьте каждый на своем листочке цифрами по порядку, что было вначале, а что – потом: как писалась, оформлялась книга, как она печаталась в типографии; затем отметьте путь книги от типографии к вам, мои дорогие читатели. Приступайте к самостоятельной работе. На это вам дается три минуты. (Время отслеживается по песочным часам) 3. Работа в паре Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам выполнить эту работу в паре. Возьмите другую карточку с буквой «В» - «вместе». Один рассказывает путь книги в ваш дом, а другой - слушает. Когда договоритесь, поставьте на карточке числа от одного до пяти по порядку. Договоритесь и решите в паре, кто будет рассказывать потом о проделанной работе. Мне бы хотелось, что бы каждая пара начинала свой ответ такими словами: «Мы посоветовались и решили, что книга пришла к нам в дом таким путем…». На эту работу вам дается еще три минуты. (Парная работа детей). Дети делегируют друг другу право на высказывание, представляют результаты парного тренинга. Воспитатель: - Дорогие дети! Спасибо Вам за дружную работу. Было очень приятно видеть, как вы договариваетесь, умеете слушать друг друга и приходить к согласию. А сейчас я расскажу, как книга пришла к нам в дом. 4. Экспертная оценка Рассказ воспитателя с опорой на наглядность.
Воспитатель: - А где люди хранят книги? (в библиотеке) Какие вы знаете библиотеки? (семейные, городские, технические, музыкальные…) Воспитатель подводит итог разговора. Социокультурный текст. - На книжных полках оказывается настоящая кладовая мудрости. Возьми добрую книгу, прочитай и она научит тебя радоваться и печалиться, любить, помогать старшим, почитать и уважать окружающих людей, научит терпению, старанию и трудолюбию и многому другому. Но нелегок путь книги от писателя к своему читателю. В этом мы с вами убедились сами, когда делали книжки-малышки. III. Рефлексия Воспитатель: - Возьмите свои книжки-малышки и сядьте в круг. Мы сегодня много говорили о том, чему учит добрая книга, как она приходит в дом, почему хорошая книга становится «праздником души», как светло и тепло нам становится от прочитанного. Своим праздничным настроением мы поделимся с малышами: мы подарим им книжки-малышки, изготовленные вашими руками. Расскажите, чему научат ваши книжки малышей? (Ответы детей по желанию) Воспитатель: - Я согласна с вами, что и для малышей эта книга станет настоящим праздником души. Заканчивается пора дошкольного детства, «золотые годы детства, золотых ступенек ряд, по которым мы восходим в царство знаний, в царство света, для трудов и для отрад». Все эти годы вместе с вами были замечательные книги, где вы черпали уроки жизни. Пусть и впредь всегда рядом будут книги – ваши замечательные учителя. |
«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Конспект проведения... ... | Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы Развитие навыков аудирования. Now you are going to listen to a story about Professor Carter and his friends. In this story you will... | ||
Конспект коррекционного занятия с детьми подготовительной группы Предварительная работа: Чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе;... | Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | ||
Конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной... План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытой совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы | ||
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., протокол №180... | Конспект физкультурного досуга с детьми подготовительной к школе группы мдоу д/с №19 «Проектирование и организация музыкально-образовательного процесса как результат тесного взаимодействия музыкального руководителя... | ||
Сценарий развлечения /совместная деятельность педагога с детьми/... План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» | Конспект проведения комплексного занятия по экологическому, нравственному... Комплексные и парциальные программы, педагогические технологии методики, методические пособия | ||
8 марта (Семейный праздник для детей и родителей подготовительной группы) Дата проведения Место проведения: музыкальный зал, родители рассаживаются по периметру зала за детьми | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы | ||
Конспект занятия «Зимний пейзаж» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | Конспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект занятия с заикающимися детьми в подготовительной к школе группе Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной к школе группе... |