Скачать 89.48 Kb.
|
МДОУ «Детский сад КВ №27» Конкурсная работа КОНСПЕКТ занятия с заикающимися детьми в подготовительной к школе группе: «Фруктовое ассорти». Разработала учитель-логопед Бойко Елена Евгеньевна ЗАТО Северск . Декабрь 2008 Пояснительная записка. Цель: Познакомить педагогов с методами и приемами работы с заикающимися детьми; структурой построения коррекционных занятий; спецификой комплексного преподнесения лексического материала. Задачи: Расширить представление специалистов, работающих с заикающимися детьми о возможностях реабилитационных подходов: через релаксационные упражнения; элементы расслабляющего массажа; дыхательный комплекс игр; приемы по развитию навыков голосоведения; лексико-грамматические игры и упражнения; по средствам развития координации речи с движением и пальчиковой моторики. Адресат: Учителя-логопеды, дефектологи, психологи, родители заикающихся детей. Содержание: Конспект представлен в форме игрового занятия по заданной лексической теме «Фрукты». Состоит из: 1. Программного содержания. 2. Словаря по лексической теме. 3. Дидактического материала используемого на занятии. 4. Вводной части. 5. Основной части: *релаксационные упражнения; *коррекция дыхания и просодических компонентов речи; *речевые игры; *физминутка; *пальчиковая разминка; Актуальность: Анализируя результаты обследования детей психолого-медико-педагогической комиссии, прослеживается тенденция увеличения числа заикающихся детей раннего дошкольного и старшего дошкольного возраста. Вследствие различных причин невозможности или нежелания родителей посещать специализированное коррекционное учреждение, дети с заключением «Заикание» остаются в детских садах массового типа, поэтому считаю целесообразным познакомить родителей и специалистов с методами и приёмами коррекционной работы в группе заикающихся детей в условиях специализированного детского сада Программное содержание: Совершенствовать умение выполнять элементы самомассажа шеи, способствующие расслаблению мышц шеи и верхнего плечевого пояса. Продолжать развивать умение пользоваться восходящей и нисходящей интонацией. Отрабатывать навыки голосоведения. Обогащение словаря по теме «Фрукты». Учить образовывать сложносоставные относительные прилагательные. Закреплять умение различать слова, обозначающие живой или неживой предмет; действие; признаки предметов. Закреплять умение узнавать контур предметов в условиях зашумления. Продолжать развивать умение воспринимать часть и целое. Развитие общих речевых навыков, координация речи с движением, развитие мелкой моторики, умение динамического переключения пальцев рук. Словарь: Существительные: Апельсин, ананас, банан, лимон, груша, яблоко, мандарин, фрукт, авокадо, киви, гранат, хурма, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло, десерт, плод, морс. Глаголы: Расти, цвести, зреть, плодоносить, наливать, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть, срывать, срезать, трясти, падать. Прилагательные: Красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, ароматный, наливное, румяное, мультифруктовый, лимонный, персиковый, толстокожий, сладковатый, кислый, кисло-сладкий, плодовые. Дидактический материал: Игрушка – Ананас, д/пособие «Узнай и назови» изображение контура фруктов в условиях цветного зашумления; схемы с изображениями массажных движений для расслабления мышц шеи; схема на дыхание «Фруктовые слова», кукла Груша, д/п «Плодовые деревья», муляжи фруктов; фишки, схемы, обозначающие слова-предметы, слова-действия, слова-признаки; д/игра «Разрезные картинки-слова», корзина с фруктами. 1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: Д/упр: «Узнай и назови». Дети входят в кабинет, где на стульчиках лежат картинки с изображением фруктов в условиях зашумления (контур чёрного цвета, зашумление разных цветов). Детям предлагается назвать угаданный предмет (яблоко, лимон, груша, персик, банан). Логопед: К какой группе относятся эти предметы? Дети: Эти предметы относятся к группе «Фрукты». Логопед: По какому признаку предметы объединились в группу «Фрукты»? Дети: Яблоко, лимон, персик, груша, банан растут на фруктовых деревьях во фруктовом саду. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 2.1. Релаксационные упражнения. Логопед: Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о фруктах, и один из них пришёл к нам на занятие. Он будет играть с нами и расскажет нам стихи про фрукты. Отгадайте, кто же это? Читаю загадку. А вот бы не в Африке, Вот бы у нас, Прямо на ёлочке рос ………….(Ананас) (Достаю и показываю Ананас) Ананас приветствует всех детей. Предлагает детям послушать стихотворение о своих друзьях «Фрукты». Логопед: Ребята, а пока ананас читает нам стихотворение, мы выполним с вами самомассаж мышц шеи и научим его расслабляться. Ананас (логопед) читает стихотворение. Дети вместе с логопедом выполняют движения. Перед детьми схемы массажных движений, звучит расслабляющая музыка. Массажные движения для расслабления мышц шеи. 1. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху, вниз: - в области горла переменно, то левой, то правой рукой (избегая надавливания на область щитовидной железы); 2. От околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечной впадины. 3. Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку. Руки скользят по боковой части шеи вниз, до подмышечной впадины. 4. Дополнительно после массажа используется упражнение: -голову уронили вперёд – «уснули». -голову слегка запрокинули; из этого положения движение вправо – влево. -голову опустили немного вперёд, затем уронили. Стихотворение, которое читает Ананас (логопед), сопровождая массаж: Раз, два, три, четыре, пять, передняя часть шеи Начинаем мы считать. Принесли из магазина боковая часть шеи Мы огромную корзину. Фруктов много разных в ней, задняя часть шеи Посчитать ты их сумей: Один апельсин голову вперёд - Два ананаса «уснули» Три абрикоса Четыре лимона запрокинули вправо- Пять яблок влево И шесть всего слив Семь персиков немного опустили, Сладких на вкус уронили Логопед: Вот как замечательно мы вместе поиграли, а теперь давайте вместе споём, но не песню, а «фруктовые слова», используя приём дирежирования. Посмотрим, какую схему приготовил нам ананас. 2.2. Коррекция дыхания и просодических компонентов речи. абрикос апельсин мандарин ананас яблоко банан Логопед напоминает о правильном речевом вдохе, активизирует детей. Так же вспоминаем, что стрелочка, указывающая вверх говорит нам о повышении тона голоса, наоборот, о понижении тона голоса. Логопед: Ребята, а давайте, мы с вами удивим «Ананасика» и расскажем ему скороговорку про девочку «Грушу». Выставляю девочку-куклу «Грушу» и картинку с грушевым деревом. Груша, девочка мала, показываем рукой маленький рост Грушу – дерево трясла, изображаем, как трясём дерево С груши груши градом изображаем падение груш Груша грушам рада «улыбку» рисуем на лице пальцами 2.3 Речевые игры. Логопед: Молодцы, Ананасу очень понравилось, и он предлагает вам сыграть в игру «Плодовые деревья». Ананас будет называть плод с дерева, а вы говорить название этого фруктового дерева. Ананас: груша Дети: грушевое дерево персик персиковое дерево абрикос абрикосовое дерево и т.д. Ананас: Какие красивые деревья. У нас получился целый фруктовый сад, и мы с вами сможем приготовить много разных блюд из фруктов. Д/игра «Я начну, ты продолжай». Ананас демонстрирует муляжи: Ананас: из Персиков Дети: персиковое варенье: (персик-муляж) персиковый джем персиковый сок персиковый морс персиковый десерт персиковое повидло из Яблок яблочный сок яблочное повидло яблочный джем яблочное варенье яблочный морс а вот из Яблока и Персика яблочно-персиковое повидло яблочно-персиковый джем Далее предлагаются варианты соединений разных фруктов. Ананас знакомит детей с понятием «мультифруктовый» сок, смешивая все фрукты- муляжи. 2.4. Физминутка. Ананас: Ну вот «подкрепились», не пора ли нам подвигаться. Проводится физминутка на координацию речи с движением. «Садовник» Мы вчера в саду гуляли дети идут по кругу взявшись за руки Мы смородину сажали, изображают, как выкапывают яму и сажают в неё куст Яблони белили мы движение правой рукой вверх- Известью, белилами вниз Починили мы забор, имитируют удары молотком Завели мы разговор, стоя лицом в круг, в центр выходит один ребёнок -Ты скажи, садовник наш, Что ты нам в награду дашь? -Дам в награду слив лиловых, загибают на каждое название Груш медовых, самых крупных, по пальцу на правой руке Спелых яблок, вишен Целый килограмм, Вот что вам в награду дам. Г.Сапгир 2.5. Речевые игры. Ананас: А сейчас мне очень хочется посмотреть кто же из вас больше всего знает по теме «Фрукты»,для этого я приготовил фишки и объявляю «Игру-соревнование», кто больше назовёт слов-предметов у того и будет много фишек. Ананас акцентирует внимание и активизирует ответы детей по характеристике слов-предметов и по аналогии проводится работа по словам-действиям и словам-признакам. Например: слова-предметы отвечают на вопросы Кто? Что? и обозначаются одной линией; слова-действия отвечают на вопросы Что делает? Что делают? и обозначаются двумя линиями; слова-признаки отвечают на вопросы. Какой? Какая? Какое? Какие? и обозначаются волнистой линией. После проведения соревнований ананас подводит итог по количеству выданных фишек и предлагает провести разминку. 2.6. Пальчиковая разминка. «Апельсин» Мы делили апельсин, дети разламывают воображаемый апельсин на дольки Много нас показывают десять пальцев А он один. показывают 1 палец Эта долька - для ежа, загибают большой палец левой руки Эта долька – для стрижа, указательный Эта долька - для утят, средний Эта долька – для котят, безымянный Эта долька – для бобра, мизинец А для волка – кожура, бросательное движение правой рукой Он сердит на нас – беда!!! сжимают кулаки и прижимают их к груди Разбегайся – кто куда! «бегут» пальцами по столу. Ананас: Ну, раз у вас всё так здорово получается, я хочу подарить вам на память «Разрезные картинки». Вы их сложите и узнаете, какой фрукт я приготовил вам для угощения. Дети выкладывают картинки за столами, а ананас в заключении дарит корзинку с фруктами, прощается и даёт домашнее задание: «Выложи и прочитай слово» (сложить эти же картинки обратной стороной, на которой написано название фрукта). |
Конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной... План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | Конспект занятия «Зимний пейзаж» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | ||
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной к школе группе... | ||
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному... Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику... | Конспект коррекционного занятия с детьми подготовительной группы Предварительная работа: Чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе;... | ||
Тема занятия План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению... Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | ||
Конспект занятия-викторины по пдд с детьми и родителями в подготовительной... План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» | Тема: «Снегурочка» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | ||
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8) | Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе Тема и номер урока в теме: Числовые неравенства. Их запись. Сравнение чисел. Урок №1 | ||
Конспект занятия по опытно экспериментальной деятельности в подготовительной... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | "Поисково- исследовательская деятельность в доу". Опыты в лаборатории План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | ||
Сценарий развлечения /совместная деятельность педагога с детьми/... План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» | Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:... |