Скачать 106.79 Kb.
|
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной к школе группе с детьми с ОНР, 2 год обучения. Темы:
прилагательных». Цели занятия:
- автоматизировать правильное произношение звука «Р» в слогах, словах различной слоговой структуры, фразах и предложениях; - автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях; - уточнить и систематизировать знания детей о транспорте, дифференциро- вать понятия «овощи» и «фрукты»; - дифференцировать понятия «звук» и «буква»; - учить составлять предложение с заданным словом; - закреплять навыки словообразования: образование относительных прилагательных; - совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза двусложных слов со стечением согласных, подбора схем к словам.
- развивать познавательные процессы путем их постоянной активизации в процессе занятия; - развивать фонематическое восприятие и пространственную ориентировку; - развивать звуковую и просодическую стороны речи; - развивать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова.
- формировать положительную мотивацию в учебной деятельности; - формировать черты гармоничной личности (дружбы, уважения, взаимопомощи). План занятия:
Ход занятия:
Логопед: «Ребята, сегодня на занятии мы будем изучать самый сложный звук. А какой это звук, вы узнаете после разминки. Старайтесь внима- тельно слушать музыку и слова, повторять за мной конец каждой фразы и движения». «Я сегодня рано вышел «топ-топ-топ», Погулять пошел во двор «топ-топ-топ», Неожиданно услышал «Ррррр» Очень странный разговор «Брррр». Трр-трактор тарррахтит «Трр-ррр», Он машине говорит «Брр-ррр», А она ему в ответ «Брр-брр», Шлет она ему привет «Ввв-брр». Появился самолет «Вввв» И мотор его ревет «Вввв». Затихает в небе звук «Вввв», Улетел железный жук «Вввв». Мотоцикл вдруг взревел «Вззз», Что-то он сказать хотел «Вззз», Не успел я и моргнуть «Вззз», Он умчался в дальний путь». Логопед: О чем говорили в песне? - О самолете, тракторе, мотоцикле и машине. Логопед: Назовите всё одним словом. (Это транспорт.)
Логопед: Какой звук в слове «транспорт» слышится перед гласным «а» и после гласного «о» ? - Звук «Р». Логопед: «Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке «Р»? Он какой? Если дети затрудняются, логопед предлагает вопросы: он гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Дети обосновывают свои ответы. Логопед: «На что похож звук «Р»? (На рычание собаки, льва, на моторчик…) Логопед: «Теперь попробуем порычать». (дети «рычат» протяжно, а затем отрывисто, по взмаху руки логопеда) Логопед: «Давайте вспомним, какой буквой на письме обозначается звук «Р»? На что похожа буква «ЭР»?
Логопед: Ребята, какие виды транспорта вы знаете? (опора на картинки) - Пассажирский, грузовой, личный, служебный, строительный, дорожный. Логопед: Вспомните и перечислите названия пассажирского вида транспорта со звуком «Р». (Метро, трамвай, троллейбус, катер, пароход, паром.) Логопед: А теперь перечислите названия строительного вида транспорта со звуком «Р». (Бульдозер, кран, экскаватор.)
Логопед объясняет детям, что у него есть воображаемый мешочек, в который они могут положить предметы в строгом порядке. Игра начинается следующими словами : «Я положил в мешочек…(называется любой предмет на звук «Р»). Каждый ребенок по очереди повторяет сказанное слово-предмет и добавляет свое. Важно воспроизводить слова в заданной последовательности.
Звук мотора. Логопед: «Ребята, послушайте, что это звучит?» (Моторчик, самолет, вертолет …) Карлсон «залетает» в зал. Карлсон: «А вот и не угадали! Ни какой я не моторчик и не самолет, и не вертолет. Ребята, вы знаете меня?» (Это Карлсон!) Карлсон жалуется на плохое настроение и на болезнь, что у него пропал аппетит, нет сил летать. Логопед: «Карлсон, послушай, может дети помогут тебе? Ребята, вы знаете, что больше всего любит этот забавный человечек?» (Варенье) Карлсон: «Да, да, да, да! Я очень люблю варенье!
Логопед: «Давайте поможем Карлсону поднять настроение и вернуть аппетит?» (Логопед раскладывает на детских столах картинки с изображением фруктов, овощей и картинки с изображением Карлсона с баночками и стаканами) Логопед: «Ребята, помогите Карлсону найти и соединить подходящие картин- ки друг с другом: баночки с конфетюром соедините с фруктами, а стаканчики с соком соедините с овощами. Скажите, из чего приготов- лены эти соки и конфетюр. Как они называются? Например, сок сделан из томата, он называется томатный, а конфетюр из слив – сливовый». Девочки: «Конфетюр из персика – персиковый, конфетюр из яблока – яблочный, конфетюр из груши – грушевый, конфетюр из граната – гранатовый, конфетюр из апельсина – апельсиновый, конфетюр из винограда – виноградный»… Мальчики: «Сок из картофеля – картофельный, сок из моркови – морковный, сок из свеклы – свекольный, сок из огурцов – огуречный»…
Карлсон: «Ребята, какие вы молодцы! Столько вкусного я никогда не ел. Теперь у меня самое прекрасное, самое хорошее настроение. Давайте вместе поиграем. Я для ваших ручек и пальчиков приготовил сюрприз. Музыку…»
«Поднимаем руки вверх , локти просьба не сгибать, Посчитаем до 5: раз, два, три, четыре, пять! Потихоньку плавно вниз будем руки опускать, Как пушинки, а потом тихо, мирно отдыхать!» (2 раза)
«Пальцы первые подняли высоко, Опустили их свободно и легко! (Вместе с первыми вторые поднимай, Оба пальчика вниз плавно опускай) – 2 раза. Вверх три пальца вместе разом потяни И затем неторопливо опусти. (А теперь четыре пальца подними, Да размеренно обратно опусти) – 2 раза. Вместе с пятым все поднимем, а потом Всеми пальчиками быстро потрясем. (Вниз опустим наши ручки, отдохнем, И еще раз упражнение начнем) – 2 раза». В конце: «Руки вниз неторопливо опусти, Посчитай до 10 и отдохни!»
центр круга, а ладонь скользит по полу. Затем отрываем ладонь от пола и быстро передвигаем пальцами от центра круга к исходному положению.) «Два паучка прогуляться решили и по дорожке вперед поспешили, Оба стараются, не отстают, пальчики-ножки резво бегут. Пальчики-ножки (3 раза) не отстают, Пальчики-ножки (3 раза) резво бегут».
«А теперь поиграем немножко и похлопаем дружно в ладошки. Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай пред собой, Хлопай пред собой (2 раза), Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай за спиной(2 раза). Руки вверх над головою поднимай, Руки поднимай (2 раза). Громко хлопай, хлопай, но руки не сгибай, Руки не сгибай (2 раза). Руки вниз, вниз опусти. Опустил? Опустил, отдохни!»
Карлсон: «Ребята, с вами было так весело и интересно, но мне пора улетать. На прощанье загадаю вам загадку: «Катится, катится, от деда и бабы прячется?» (Колобок!) Карлсон: «Нет, не угадали! Слушайте ещё подсказку: «Дед гонит, гонит, не догонит. Баба гонит, гонит, не догонит?» Вижу, что вы не знаете. Оставлю вам отгадку в конвертике. Ну, мне пора домой. Спасибо за сладости». Карлсон улетает, а логопед вместе с детьми раскрывает конверт с заданием. Логопед: «Дети, Карлсон оставил ответ на загадку, только все буквы переме- шались. Давайте из букв составим слово, тогда мы узнаем ответ?» Дети составляют слово «трамвай». Логопед: «Карлсон – шутник. Я знаю другую загадку про трамвай. Дуга электрический ток подает, по рельсам он к остановке идет, Вагоновожатый в кабине своей нам весело скажет: «Садитесь скорей!» Дети находят картинку с изображением трамвая среди других видов транспорта.
Логопед: «Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением трамвая, а под ним нарисована схема слова «трамвай». Вам нужно раскрасить каждый квадратик соответствующим звуку цветом. Давайте вспомним: гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные звуки – синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым цветом». Дети выполняют задание, а затем логопед показывает на доске правильный ответ, а дети проверяют у себя в карточках.
Логопед: «Ребята, придумайте предложение со словом «трамвай». Напоминаю вам, что предложение – это слова, связанные друг с другом по смыслу. Желательно, чтобы ваши предложения были разными по содержанию, слова в них не повторялись. Только слово «трамвай» или «трамвайчик» должен быть у каждого в предложении». Дети: Трамвай остановился на остановке. Дети увидели трамвай. Трамвайчик ехал очень быстро и сломался и т.д.
Дети вспоминают и перечисляют, что они делали на занятии. При необходимости логопед помогает. Логопед: «Дети, вы – молодцы! Но пришло время прощаться с гостями. Но наше прощание будет необычным. Слушайте внимательно слова песни и смотрите на меня, а гости повторяют за нами». «Другу ты помаши рукой «привет» (короткие взмахи вправо-влево ладонью правой руки, согнутой в локте), И помашет твой друг тебе в ответ (гости повторяют движения детей). На прощанье помашешь ты «пока» (короткие взмахи вперед ладонью левой руки, согнутой в локте), И помашет твой друг издалека (гости повторяют). На прощанье помашешь ты «пока» (короткие взмахи вперед ладонью вытянутой вверх левой руки), И помашет твой друг издалека (гости повторяют). Другу ты помаши рукой «привет» (широкие взмахи вправо-влево правой вытянутой вверх рукой), И помашет твой друг тебе в ответ (гости повторяют движения детей). На прощанье помашешь ты «пока» (широкие взмахи вперед ладонью левой руки, вытянутой вверх), И помашет твой друг издалека (гости повторяют). На прощанье помашешь ты «пока» (широкие взмахи вправо-влево обеими руками), И помашет твой друг издалека» (гости повторяют). |