Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики»





Скачать 230.77 Kb.
НазваниеРабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики»
страница1/3
Дата публикации18.03.2015
Размер230.77 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Журналистика > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северский лицей» Управления образования ЗАТО Северск
«Согласовано» «Согласовано «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ

________ /Атласова О.О./ директора по УВР «Северский лицей»

протокол № ____от МБОУ «Северский лицей» ______ /Батраченко Т.В./

«_____» _________2013г. _______/Брендакова Н.И./ Приказ № _______ от

«_____» _________2013г. «_____» _________2013г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Школа журналистики»

Программа объединения “ Школа журналистики” составлена на основе программы “Журналистика в школе” Спириной Н.А.., Волгоград. «Учитель».2008

Программа рассчитана на 1 год обучения

4-10 класс

(2 час в неделю-72 часа)

Автор-составитель:

учитель дополнительного

образования Эльблаус

Оксана Николаевна
Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол № __ от «___»_______2013

Северск, 2013

Содержание

Пояснительная записка

Организационно-педагогические основы обучения

Формы проведения занятий

Учебно-тематический план

Содержание программы

Ожидаемый воспитательный результат.

Контроль, оценка результатов обучающихся.

Список литературы

Рецензия

Пояснительная записка

Учреждениям образования, внешкольного воспитания и обучения отводится важная роль в процессе становления личности учащихся, их социализации и профессионального самоопределения. Система профориентационной работы всего учреждения складывается из многих кирпичиков, и частью из них является деятельность конкретного педагога с конкретными детьми.

В России издаются тысячи наименований различной периодики. Это так называемая официальная пресса. Выходят независимые газеты и журналы. Имеют свои органы печати политические партии. В последнее время появляется частная периодика. С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности выпуска печатных изданий, улучшились условия труда.

А нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: и отзывы, и отклики, отражающие важные школьные события, и интервью с учителями, учениками и гостями школы, и первые пробы пера и т.д.

Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.
Особенности программы

Программа объединения “ Школа журналистики ” составлена на основе программы “Журналистика в школе” Спириной Н.А.., Волгоград. «Учитель».2008

Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся 4-11 классов. Программа является краткосрочной. Она рассчитана на один учебный год. Средством достижения цели и задач юнкоровского образования является формирование культурного и грамотного человека, поэтому особое место в программе отводится теории журналистики. На занятиях учащиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас.

Обучение юнкоров строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, пресс-конференции, дискуссии, творческие задания, экскурсии, творческая лаборатория в газете).

Поэтому программа направлена на выработку у учащихся основных умений: - владение теорией газетных жанров;

- умение грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки;

- умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики и эстетики;

- умение вести беседу;

- умение определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;

- умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведение искусства (фильм, спектакль, художественную выставку, концерт).

В отличие от предметных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако может включать такие формы работы как теле-, видеопросмотр проблемных художественных фильмов, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций в газету.

Отличительной особенностью содержания данного курса является то, что он постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности). Учащиеся, рассказывая в газете об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом.
Курс по журналистике не предполагает каких-либо специальных зачетных или экзаменационных часов. Однако для оценки эффективности проводимых занятий работают творческие лаборатории, по итогам которых заметки юнкоров рекомендуются в газету.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка.

  • Конституцией РФ.

  • Законом РФ об образовании.

  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ.

  • С типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995 г. № 233, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 г. № 212


Основные принципы деятельности.

  • Демократичность и гуманность, безопасность занятий.

  • Единство воспитательной и оздоровительной работы.

  • Учет интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков.

  • Развитие инициативы и самостоятельности ребят. Возможность проявления способностей детей в различных видах деятельности.

Цель: формирование учащегося-юнкора, способного к полноценному восприятию духовной культуры; формирование системы начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации.
Для реализации поставленной цели программа “ Школа журналистики» решает следующие задачи:

  • создать условия для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой “ Школа журналистики, с целью их самореализации и ориентации на социально-значимую деятельность;

  • сформировать навыки работы с информацией;

  • развить творческие способности;

  • развить коммуникативные качества личности.

  • расширить и обогатить ориентировку ребенка в окружающем мире, формировать способы и средства познавательной деятельности;

  • сформировать эстетическое отношение к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство);

  • воспитать интерес и уважение к профессии Журналист.


Обучающие: знакомство с принципами журналистской деятельности изучение основ социологии и журналистики формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта.

Воспитывающие: формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения привитие культуры общения с миром средств массовой информации пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности формирование потребности в постоянном повышении информированности воспитание любви и уважения к школе.

Развивающая: развитие творческих способностей, индивидуального мышления Программа факультативного курса "Журналистика в школе" составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.

В структуре программы выделяются четыре тематических раздела: "Краткое введение в историю журналистики", "Основы журналистики", "Художественно-техническое оформление издания", "Редакционно-издательская деятельность".
Каждый раздел делится на блоки - теоретический и блок творческих заданий.

Предметные знания в следующих областях - журналистика как форма информационной деятельности; журналистика как профессия; информационный рынок; роль журналиста в становлении общественного мнения; приемы риторики; создание журналистского текста; основные газетные жанры; редактирование; редакционный коллектив; структура газетного номера; иллюстрация в газете; макетирование и верстка газетного номера
Предметные умения и навыки - навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах Интеллектуальные умения и навыки - умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии
Мыслительные навыки - навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки решения интеллектуальных проблем и задач Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности. Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме творческих работ, рефератов и собеседований по всем темам.

В процессе обучения ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают верстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют (на выбор) в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых играх, семинарах - круглых столах, семинарах-дискуссиях, групповом проектировании. При изучении факультативного курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы по всем темам программы.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, развивают свои творческие и коммуникативные способности. Осваивают первичные навыки работы с текстом на компьютере.

Возраст детей 11-16 лет. В этом возрасте учащиеся уже имеют первоначальные навыки работы на компьютере. Это является одним из важных условий, способствующих успешному усвоению программы.

Основанием для приема учащихся является наличие интереса к журналистскому делу, умение пользоваться компьютером.

Нагрузка учащихся – 2 часа в неделю (72 часа в год)
Формы и методы работы по программе.

Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.

Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).

Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема

Теоретические часы

Практические часы

Всего

1.

Краткое введение в историю журналистики

6

2

8

2.

Основы журналистики

17

13

30

3.

Художественно-техническое оформление издания

10

20


30


4.

Редакционно-издательская деятельность

2

2

4




ИТОГО

35

37

72

Содержание программы «Школа журналистики»

Краткое введение в историю журналистики, собеседование, реферат, творческая работа. Художественно-техническое оформление издания, собеседование творческая работа. Редакционно-издательская деятельность. Краткое введение в историю журналистики. Значение журналистики. Газетный мир. Этапы развития прессы. Знакомство с детскими и подростковыми СМИ. Дайджест. Знакомство с законами о СМИ. Публицистика. Жанры газетно-журнальной публицистики, их особенности. Социология как составная часть журналистских знаний. Культура речи собеседование, творческая работа, самостоятельная работа.

Художественно-техническое оформление издания. Формат издания, композиция номера, дизайн. Макет номера, верстка, ее виды и основные правила, знакомство с издательской программой Заголовки, иллюстрации собеседование творческая работа самостоятельная работа. Редакционно-издательская деятельность Особенности журналистского труда, редакционный коллектив, его структура. Правка. Реклама в издательской деятельности.

I. Краткое введение в историю журналистики .Этапы развития прессы. 1.Этимология слов "газета" и "журналист"

2.Пражурналистские явления: а) Устный обмен информацией в древней Греции, Риме, их рукописные издания б) Первые информационные бюро 3.Ранние этапы развития журналистики а) История рукописной газеты в России (1602-1702 гг.) б) История первой русской печатной газеты "Ведомости" (1702-1728 гг.) 4.Русская журналистика 19-20 веков

а) Частные журналы

б) Исторические типы журналистики

в) Гласность и свобода печати

г) Виды газет: массовые, малотиражные, стенные, рукописные Дайджест детской прессы Знакомство с детскими и подростковыми СМИ Краткий обзор журналов, альманахов, газет. Особенности различных детских и подростковых изданий. Информационные СМИ. Информационно-развлекательные. Литературно-художественные . Экологические Знакомство с законами о СМИ. Темы для рефератов (на выбор): "Возникновение и развитие журналистики в России"

"Я - за свободу и гласность" "Журналист будущего" Этимологический круглый стол "В мире слов": разделившись на 2 группы, обучающиеся готовят этимологические справки - "Газета" и "Журналист" Литературный обзор "Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)": выбрать любое детское или подростковое издание и рассказать о его особенностях. Журналистская Дума (о гласности, свободе печати, российских законах о СМИ, в том числе о детских) Интеллектуальный блицтурнир: команды по очереди называют детские и подростковые издания и кратко характеризуют их. Составление дайджеста Вопросы для собеседования: Когда в обиход вошли понятия "газета", "журнал"? Что такое пражурналистские явления? Почему в 18-19 вв. издатели отдавали приоритет журналу, а не газете? Какие виды газет вы знаете? Какие исторические типы журналистики вы знаете? Существует ли полная свобода печати? Каковы причины возникновения журналистики? Что такое гласность и свобода печати? Что такое дайджест?

Какие законы РФ о СМИ вы знаете? Какие детские и подростковые издания выходят в Москве и других регионах страны? Охарактеризуйте их.
II. Основы журналистики .Публицистика: ее роды, виды, стили Жанры газетно-журнальной публицистики Статья, корреспонденция Интервью и его виды Короткая информация, методы сбора Отчет, его виды Фельетон, его элементы, разновидности Зарисовка и заметка Классические элементы новостей Социология как составная часть журналистских знаний Правила составления анкеты

Правила проведения опроса Методики опроса: мониторинг, документ Рейтинг Культура речи Требования к языку средств массовой информации Правила произношения Формы устной и письменной речи: повествование, размышление, рассуждение. Виды описания Вопросы для собеседования: Какие вы знаете жанры газетных материалов? Чем жанры отличаются друг от друга? Какие жанры относятся к информационной группе? В какой форме может проводиться интервью? Из каких элементов состоят новости? Что такое жанр? Что такое публицистика?

Назовите ее роды, виды Что общего между статьей и корреспонденцией и каковы их различия? Почему зарисовку и очерк называют художественно-публицистическими жанрами? Что такое социология? Как социология связана с журналистикой? Творческая работа (на выбор): Используя русские народные пословицы и поговорки, написать фельетон на тему "Делу - время, потехе - час" Урок читательских удовольствий - написать зарисовку на тему (на выбор) "Зимняя сказка", "Весеннее настроение", "Летние радости", "Ода осени"

Творческая мастерская "Бюро детективных расследований" - написать "детективный" отчет на тему "Классный день календаря" (о появлении профессиональных праздников - Дне журналиста, Дне Российской печати) Творческая мастерская "Флораскоп" - написать небольшой материал (жанр на выбор) на тему "Цветы в нашей жизни" или "Береги флору и фауну", используя элементы путевых заметок, зарисовок Круглый стол "Диалог-шоу" - написание дружеских пародий, "портретов" Круглый стол "Эврика" (стихотворная игра - буриме). Информационный "пикник" (возможно приглашение родителей, педагогов) тема на выбор - написать к нему материал-размышление. Конкурс журналистского мастерства "Мистер Бин" - написать материал (тема, жанр - на выбор), в который включить слова-"бины" (например, каБИНа, БИНокль, караБИН). Работы оцениваются по следующим критериям: а) оригинальность, логичность, композиционная целостность; б) наибольшее количество "бинов"

"Артикуляционная гимнастика"

- из скороговорок составить текст на любую тему и прочитать (оценивается произношение и мастерство составления материала). Литературный тренинг. Составление письменной характеристики или литературного портретика на тему "Мой сосед по парте: его лучшие качества" или "Угадай, кто это?" Мастер-новость "Час важных сообщений"

Написание заметок о значимых событиях в жизни школы Газета-экспромт

Составление материалов в виде заметок, зарисовок в грамматической игре "О пользе знаков препинания" (в предлагаемом тексте - готовом (это может быть отрывок из сказки, стихотворение) или написанным самостоятельно, но без знаков препинания - расставляются знаки так, чтобы получился новый по смыслу текст) "Эпитетное меню". Коллективная творческая игра "За кем последнее слово?" - подбор эпитетов к различным словам (например, руки, голова, работа и т.д.)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку»
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист»
Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» icon«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности»....
Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconПрограмма внеурочной деятельности мс(К)оу начальная школа-детский...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconРабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс)
Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconРабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление: проектная деятельность)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconПрограмма внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности
Фгос ноо второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Компьютерный художник»
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Зеленорощинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconПрограмма по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация...
«Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconРабочая программа по внеурочной деятельности спортивно оздоровительной направленности
«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconРабочая программа внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление) «Оригами»
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Зеленорощинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconФакультет журналистики история зарубежной журналистики учебная программа
Ю. В. Чемякин, кандидат политических наук, доцент кафедры истории журналистики факультета журналистики Уральского государственного...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура»
Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск