Скачать 230.77 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северский лицей» Управления образования ЗАТО Северск «Согласовано» «Согласовано «Утверждаю» Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ ________ /Атласова О.О./ директора по УВР «Северский лицей» протокол № ____от МБОУ «Северский лицей» ______ /Батраченко Т.В./ «_____» _________2013г. _______/Брендакова Н.И./ Приказ № _______ от «_____» _________2013г. «_____» _________2013г. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики» Программа объединения “ Школа журналистики” составлена на основе программы “Журналистика в школе” Спириной Н.А.., Волгоград. «Учитель».2008 Программа рассчитана на 1 год обучения 4-10 класс (2 час в неделю-72 часа) Автор-составитель: учитель дополнительного образования Эльблаус Оксана Николаевна Принято на заседании Педагогического совета Протокол № __ от «___»_______2013 Северск, 2013 Содержание Пояснительная записка Организационно-педагогические основы обучения Формы проведения занятий Учебно-тематический план Содержание программы Ожидаемый воспитательный результат. Контроль, оценка результатов обучающихся. Список литературы Рецензия Пояснительная записка Учреждениям образования, внешкольного воспитания и обучения отводится важная роль в процессе становления личности учащихся, их социализации и профессионального самоопределения. Система профориентационной работы всего учреждения складывается из многих кирпичиков, и частью из них является деятельность конкретного педагога с конкретными детьми. В России издаются тысячи наименований различной периодики. Это так называемая официальная пресса. Выходят независимые газеты и журналы. Имеют свои органы печати политические партии. В последнее время появляется частная периодика. С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности выпуска печатных изданий, улучшились условия труда. А нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: и отзывы, и отклики, отражающие важные школьные события, и интервью с учителями, учениками и гостями школы, и первые пробы пера и т.д. Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят. Особенности программы Программа объединения “ Школа журналистики ” составлена на основе программы “Журналистика в школе” Спириной Н.А.., Волгоград. «Учитель».2008 Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся 4-11 классов. Программа является краткосрочной. Она рассчитана на один учебный год. Средством достижения цели и задач юнкоровского образования является формирование культурного и грамотного человека, поэтому особое место в программе отводится теории журналистики. На занятиях учащиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас. Обучение юнкоров строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, пресс-конференции, дискуссии, творческие задания, экскурсии, творческая лаборатория в газете). Поэтому программа направлена на выработку у учащихся основных умений: - владение теорией газетных жанров; - умение грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки; - умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики и эстетики; - умение вести беседу; - умение определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей; - умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведение искусства (фильм, спектакль, художественную выставку, концерт). В отличие от предметных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако может включать такие формы работы как теле-, видеопросмотр проблемных художественных фильмов, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций в газету. Отличительной особенностью содержания данного курса является то, что он постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности). Учащиеся, рассказывая в газете об интересных, увлеченных людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом. Курс по журналистике не предполагает каких-либо специальных зачетных или экзаменационных часов. Однако для оценки эффективности проводимых занятий работают творческие лаборатории, по итогам которых заметки юнкоров рекомендуются в газету. Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
Основные принципы деятельности.
Цель: формирование учащегося-юнкора, способного к полноценному восприятию духовной культуры; формирование системы начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации. Для реализации поставленной цели программа “ Школа журналистики» решает следующие задачи:
Обучающие: знакомство с принципами журналистской деятельности изучение основ социологии и журналистики формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта. Воспитывающие: формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения привитие культуры общения с миром средств массовой информации пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности формирование потребности в постоянном повышении информированности воспитание любви и уважения к школе. Развивающая: развитие творческих способностей, индивидуального мышления Программа факультативного курса "Журналистика в школе" составлена в практико-ориентированной форме подачи материала. В структуре программы выделяются четыре тематических раздела: "Краткое введение в историю журналистики", "Основы журналистики", "Художественно-техническое оформление издания", "Редакционно-издательская деятельность". Каждый раздел делится на блоки - теоретический и блок творческих заданий. Предметные знания в следующих областях - журналистика как форма информационной деятельности; журналистика как профессия; информационный рынок; роль журналиста в становлении общественного мнения; приемы риторики; создание журналистского текста; основные газетные жанры; редактирование; редакционный коллектив; структура газетного номера; иллюстрация в газете; макетирование и верстка газетного номера Предметные умения и навыки - навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах Интеллектуальные умения и навыки - умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии Мыслительные навыки - навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки решения интеллектуальных проблем и задач Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности. Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме творческих работ, рефератов и собеседований по всем темам. В процессе обучения ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают верстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют (на выбор) в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых играх, семинарах - круглых столах, семинарах-дискуссиях, групповом проектировании. При изучении факультативного курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы по всем темам программы. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ Программа рассчитана на 1 год обучения. Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, развивают свои творческие и коммуникативные способности. Осваивают первичные навыки работы с текстом на компьютере. Возраст детей 11-16 лет. В этом возрасте учащиеся уже имеют первоначальные навыки работы на компьютере. Это является одним из важных условий, способствующих успешному усвоению программы. Основанием для приема учащихся является наличие интереса к журналистскому делу, умение пользоваться компьютером. Нагрузка учащихся – 2 часа в неделю (72 часа в год) Формы и методы работы по программе. Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения. Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации). Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание программы «Школа журналистики» Краткое введение в историю журналистики, собеседование, реферат, творческая работа. Художественно-техническое оформление издания, собеседование творческая работа. Редакционно-издательская деятельность. Краткое введение в историю журналистики. Значение журналистики. Газетный мир. Этапы развития прессы. Знакомство с детскими и подростковыми СМИ. Дайджест. Знакомство с законами о СМИ. Публицистика. Жанры газетно-журнальной публицистики, их особенности. Социология как составная часть журналистских знаний. Культура речи собеседование, творческая работа, самостоятельная работа. Художественно-техническое оформление издания. Формат издания, композиция номера, дизайн. Макет номера, верстка, ее виды и основные правила, знакомство с издательской программой Заголовки, иллюстрации собеседование творческая работа самостоятельная работа. Редакционно-издательская деятельность Особенности журналистского труда, редакционный коллектив, его структура. Правка. Реклама в издательской деятельности. I. Краткое введение в историю журналистики .Этапы развития прессы. 1.Этимология слов "газета" и "журналист" 2.Пражурналистские явления: а) Устный обмен информацией в древней Греции, Риме, их рукописные издания б) Первые информационные бюро 3.Ранние этапы развития журналистики а) История рукописной газеты в России (1602-1702 гг.) б) История первой русской печатной газеты "Ведомости" (1702-1728 гг.) 4.Русская журналистика 19-20 веков а) Частные журналы б) Исторические типы журналистики в) Гласность и свобода печати г) Виды газет: массовые, малотиражные, стенные, рукописные Дайджест детской прессы Знакомство с детскими и подростковыми СМИ Краткий обзор журналов, альманахов, газет. Особенности различных детских и подростковых изданий. Информационные СМИ. Информационно-развлекательные. Литературно-художественные . Экологические Знакомство с законами о СМИ. Темы для рефератов (на выбор): "Возникновение и развитие журналистики в России" "Я - за свободу и гласность" "Журналист будущего" Этимологический круглый стол "В мире слов": разделившись на 2 группы, обучающиеся готовят этимологические справки - "Газета" и "Журналист" Литературный обзор "Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)": выбрать любое детское или подростковое издание и рассказать о его особенностях. Журналистская Дума (о гласности, свободе печати, российских законах о СМИ, в том числе о детских) Интеллектуальный блицтурнир: команды по очереди называют детские и подростковые издания и кратко характеризуют их. Составление дайджеста Вопросы для собеседования: Когда в обиход вошли понятия "газета", "журнал"? Что такое пражурналистские явления? Почему в 18-19 вв. издатели отдавали приоритет журналу, а не газете? Какие виды газет вы знаете? Какие исторические типы журналистики вы знаете? Существует ли полная свобода печати? Каковы причины возникновения журналистики? Что такое гласность и свобода печати? Что такое дайджест? Какие законы РФ о СМИ вы знаете? Какие детские и подростковые издания выходят в Москве и других регионах страны? Охарактеризуйте их. II. Основы журналистики .Публицистика: ее роды, виды, стили Жанры газетно-журнальной публицистики Статья, корреспонденция Интервью и его виды Короткая информация, методы сбора Отчет, его виды Фельетон, его элементы, разновидности Зарисовка и заметка Классические элементы новостей Социология как составная часть журналистских знаний Правила составления анкеты Правила проведения опроса Методики опроса: мониторинг, документ Рейтинг Культура речи Требования к языку средств массовой информации Правила произношения Формы устной и письменной речи: повествование, размышление, рассуждение. Виды описания Вопросы для собеседования: Какие вы знаете жанры газетных материалов? Чем жанры отличаются друг от друга? Какие жанры относятся к информационной группе? В какой форме может проводиться интервью? Из каких элементов состоят новости? Что такое жанр? Что такое публицистика? Назовите ее роды, виды Что общего между статьей и корреспонденцией и каковы их различия? Почему зарисовку и очерк называют художественно-публицистическими жанрами? Что такое социология? Как социология связана с журналистикой? Творческая работа (на выбор): Используя русские народные пословицы и поговорки, написать фельетон на тему "Делу - время, потехе - час" Урок читательских удовольствий - написать зарисовку на тему (на выбор) "Зимняя сказка", "Весеннее настроение", "Летние радости", "Ода осени" Творческая мастерская "Бюро детективных расследований" - написать "детективный" отчет на тему "Классный день календаря" (о появлении профессиональных праздников - Дне журналиста, Дне Российской печати) Творческая мастерская "Флораскоп" - написать небольшой материал (жанр на выбор) на тему "Цветы в нашей жизни" или "Береги флору и фауну", используя элементы путевых заметок, зарисовок Круглый стол "Диалог-шоу" - написание дружеских пародий, "портретов" Круглый стол "Эврика" (стихотворная игра - буриме). Информационный "пикник" (возможно приглашение родителей, педагогов) тема на выбор - написать к нему материал-размышление. Конкурс журналистского мастерства "Мистер Бин" - написать материал (тема, жанр - на выбор), в который включить слова-"бины" (например, каБИНа, БИНокль, караБИН). Работы оцениваются по следующим критериям: а) оригинальность, логичность, композиционная целостность; б) наибольшее количество "бинов" "Артикуляционная гимнастика" - из скороговорок составить текст на любую тему и прочитать (оценивается произношение и мастерство составления материала). Литературный тренинг. Составление письменной характеристики или литературного портретика на тему "Мой сосед по парте: его лучшие качества" или "Угадай, кто это?" Мастер-новость "Час важных сообщений" Написание заметок о значимых событиях в жизни школы Газета-экспромт Составление материалов в виде заметок, зарисовок в грамматической игре "О пользе знаков препинания" (в предлагаемом тексте - готовом (это может быть отрывок из сказки, стихотворение) или написанным самостоятельно, но без знаков препинания - расставляются знаки так, чтобы получился новый по смыслу текст) "Эпитетное меню". Коллективная творческая игра "За кем последнее слово?" - подбор эпитетов к различным словам (например, руки, голова, работа и т.д.) |
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать... | Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист» Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,... | ||
«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности».... Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол... | Программа внеурочной деятельности мс(К)оу начальная школа-детский... Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс) Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на... | Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление: проектная деятельность) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности.... | ||
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой... | Программа внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... | ||
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Фгос ноо второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной... | Рабочая программа внеурочной деятельности «Компьютерный художник» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Зеленорощинская средняя общеобразовательная школа» | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности | Программа по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация... «Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности» | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно оздоровительной направленности «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» | Рабочая программа внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление) «Оригами» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Зеленорощинская средняя общеобразовательная школа» | ||
Факультет журналистики история зарубежной журналистики учебная программа Ю. В. Чемякин, кандидат политических наук, доцент кафедры истории журналистики факультета журналистики Уральского государственного... | Рабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура» Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного... |