Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку»





Скачать 127.59 Kb.
НазваниеРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку»
Дата публикации07.10.2014
Размер127.59 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Рассмотрено Утверждено

на педагогическом совете приказом директора

30.08.2013г. № 160/01-13

(протокол № 1) от 30.08.2013

Рабочая программа

объединения внеурочной деятельности

«Путь в науку»

Программа рассчитана на обучающихся 12-16 лет, 6-10 классов

Срок реализации программы: 2013 – 2014 учебный год

Автор программы: Костичева О.Н., учитель истории

г. Череповец

2013

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать развитию исследовательских и проектных навыков обучающихся во внеурочной среде.

Под исследовательской деятельностью подразумевается деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Проектная деятельность обучающихся предполагает совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

Работа в данном направлении имеет педагогическую целесообразность, т.к. в связи с введением ФГОС школа должна будет обеспечить возможность овладения детьми методами учебно-исследовательской и проектной деятельности. Внеурочное объединение позволяет отработать систему взаимодействия всех участников образовательного процесса и опробовать ее в тестовом режиме.

Задачи программы:

1. Интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития.

2. Создание максимальных условий для освоения обучающимися навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.

3. Создание нравственного и эмоционально благоприятной среды для формирования классного и школьного коллектива, развитие личности ребёнка в них.

Программа деятельности кружка рассчитана на обучающихся с 6 по 10 классы, разновозрастные группы.

Принципы построения программы.

- принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;

- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;

- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;

- принцип системности;

- принцип самовыражения участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение.

Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний. Внешний результат:

- выступление на конференциях и конкурсах разного уровня с проектом или исследовательской работой.

Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.

• Выработка у обучающихся комплекса качеств для самостоятельного научно-исследовательского поиска.

• Корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

- собеседования с обучающимся,

- методики сочинений,

- наблюдения,

- тестирования,

- анкетирования.

Методы работы школьного кружка:

1.Словесные - беседы, рассказ, объяснение.

2.Наглядные - фото- и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.

3. Репродуктивный метод - повторение, закрепление, обобщение материала.

4. Эвристический метод - поисковые задания.

5. Исследовательский метод - исследование, работа над индивидуальной темой.

6. Информационно-рецептивный метод - восприятие, осознание готовой информации.

7. Практический метод - оформление индивидуального проекта или исследования.

  1. Учебно-тематический план





02.сен

Вводное занятие. Теоретическое занятие.



Практическое занятие.

Раздел I. «Организация проектной и исследовательской деятельности». (28 часов)

Тема 1. Выбираем тему работы. 10 часов.

(5 часов теоретических занятий, 5 часов практических занятий).



09.сен

1.1. Постановка научной проблемы. Научная гипотеза. (Теоретическое занятие)



Практическое занятие.



16.сен

1.2. Цель исследования. Предмет и объект исследования. (Теоретическое занятие)



Практическое занятие.



23.сен

1.3. Методы исследования. (Теоретическое занятие)



Практическое занятие.



30.сен

1.4. Сбор информации. (Теоретическое занятие)



Практическое занятие.



07.окт

1.5. Обработка собранного материала. (Теоретическое занятие)



Практическое занятие.

Тема 2. Оформление научной работы. 14 часов.

(7 часа теоретических занятий, 7 часов практических занятий)



14.окт

2.1. Библиография. (Теоретическое занятие)



Практическое занятие.



21.окт

2.2. Пишем введение. (Теоретическое занятие)



Практическое занятие.



11.ноя

2.3. Работа над основным содержанием работы. (Теоретическое занятие)



Практическое занятие.



18.ноя

2.4. Пишем заключение. (Теоретическое занятие)



Практическое занятие.



25.ноя

2.5. Оформление приложений и списка литературы. (Теоретическое занятие)



Практическое занятие.



02.дек

2.6. Оформление материалов для выступления. (Теоретическое занятие)



Практическое занятие.



09.дек

2.7. Работа над презентацией. (Теоретическое занятие)



Практическое занятие.

Тема 3. Как выступить на конференции. 4 часа.

(2 часа теоретических занятий, 2 часа практических занятий)



16.дек

Психология публичного выступления.



Практическое занятие.



23.дек

Этика публичного выступления.



Практическое занятие.

Раздел II. Организация проектной и исследовательской деятельности в исторической науке. (34 часа)

Тема 4. Исторический источник. 14 часов.

(7 часов теоретических занятий, 7 час практических занятий)



13.янв

Что такое исторический источник?



Практическое занятие «Виды исторических источников»



20.янв

Письменные источники. Археография.



Практическое занятие «Работа с археографическими текстами»



27.янв

Вещественные источники.



Практическое занятие «Описание вещественного источника»



03.фев

Археология.



Практическое занятие «Анализ археологической находки».



10.фев

Нумизматика.



Практическое занятие «Определение подлинности монеты».



17.фев

Геральдика.



Практическое занятие «Составление средневекового герба»



24.фев

Источниковедческий анализ.



Практическое занятие «Составление источниковедческого описания».

Тема 5. Архивное и музейное дело. 18 часов.

(9 часов теоретических занятий, 9 часов практических занятий)



02.мар

Что такое музей?





09.мар

Практическая работа с поиском информации на электронных ресурсах музеев мира.





16.мар

Практическая работа с поиском информации на электронных ресурсах музеев мира.





23.мар

Экскурсия в Череповецкий краеведческий музей.





30.мар

Экскурсия в музей-усадьбу Галльских.





06.апр

Экскурсия в школьный музей МОУ СОШ №1.





13.апр

Что такое архив?



Практическое занятие «Знакомство со школьным архивом».



20.апр

Практическая работа с поиском информации на электронных ресурсах архивов мира.



Практическое занятие.



04.май

Череповецкий городской архив.



Экскурсия.

Тема 6. Краеведение. 6 часов.

(3 часа теоретических занятий, 3 часа практических занятий)



11.май

История поселения до 1777 года. (2 часа)





18.май

Город Череповец с 1777 года по 1917. (2 часа)





25.май

Выполнение поискового задания. (2 часа)





  1. Содержание изучаемого курса

Содержание курса включает два раздела.

Первый раздел – «Организация проектной и исследовательской деятельности» - включает темы, посвященные общим принципам построения исследовательской деятельности обучающихся. Содержание раздела составляют три темы: «Выбираем тему работы» (10 часов), «Оформление научной работы» (14 часов), «Как выступить на конференции» (4 часа).

Второй раздел – «Организация проектной и исследовательской деятельности в исторической науке» - посвящен детальному знакомству обучающихся с построением исторического научного исследования. Содержание раздела составляют три темы: «Исторический источник» (14 часов), «Архивное и музейное дело» (18 часов), «Краеведение» (6 часов).

  1. Методическое обеспечение

Разработки бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций.

Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе.

Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов.

  1. Список литературы



  1. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. М., 1995.

  2. ГОСТ Р7.0.5-2008. Библиографическая ссылка.

  3. Дранишников В. В. Краеведческий факультатив // Преподавание истории в школе. 1989. № 6.

  4. Задание пионерам и школьникам по изучению культуры родного края. Вологда, 1977.

  5. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПБ., 1995.

  6. Зверева З. А. Краеведческое образование — основа социального и экономического развития малой родины // Дети и молодежь — будущее России: Материалы Российской науч.-практич. конф. (г. Вологда, 27—29 июня 2002 г.). Вологда, 2002. С. 137-142.

  7. Золотарева И. С. Занятия устной историей в историческом краеведении // Преподавание истории в школе. 2003. № 2. С. 61—62.

  8. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. М., 1993.

  9. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  10. Карпова О. Б. Воспитание духовности школьников через православную краеведческую работу // Духовность как основа общения: Материалы научно-практической конференции. Вологда, 2002. С. 210—214.

  11. Колевато в Н. А. Изучайте свой край // Преподавание истории в школе. 1991. № 3.

  12. Коллекция информационных ресурсов краеведения в открытой учебной архитектуре // Педагогическая информатика. 2003. № 3.

  13. Князев Ю. А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения // Преподавание истории в школе. 1989. № 6.

  14. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. 1999.№6.

  15. Лаптева Л. Ф. Краеведческие игры // Преподавание истории в школе. 2003. № 2. С. 54—56.

  16. Мельников А. Б. Школьные краеведы. Из воспоминаний // Преподавание истории в школе. 2003. № 2. С. 39—47.

  17. Методические разработки и материалы к урокам истории в 1) 7 классе, 2) 8 классе, 3) 9 классе — по темам «Наш край». Вологда, 1980.

  18. Методические указания и материалы к урокам истории СССР в 10 классе по темам «Наш край». Вологда, 1978.

  19. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. М.,2004.

  20. Обухов А. Исследовательская деятельность подростков в деревнях Русского Севера // Народное образование. 2002. № 3. С. 174—182.

  21. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ,2003.

  22. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.

  23. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

  24. Рапакова Д. И. Возьмем в пример себе героя // Источник. 1998. № 3. С. 90—97.

  25. Романенко Н. Краеведение — путь к познанию своей Родины // Народное образование. 2001. № 4. С. 191—195.

  26. Садкович Н. П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы // Преподавание истории в школе. 2003. № 2. С. 67—70.

  27. Самохин Ю. Домострой XVI века и уроки краеведения в современной школе // Народное образование в России: Исторический альманах. 2001. № 10. С. 48—55.

  28. Сидорин В. А. Корни нужны не только растениям // Учитель года России: лучшее от лучших: Сборник методических материалов. Вып. 3. М., 1999. С. 171—175.

  29. Сорокина З. С. Из опыта краеведческой работы (8—9 классы) // Преподавание истории в школе. 1990. № 1.

  30. Тюкачев Б. А. Краеведение в сельской школе // Источник. 2002. № 3. С. 46—53. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897.

  31. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.

  32. Хвастунова Л. Ф. Изучение православной культуры края как один из путей духовного развития личности // Духовность как основа общения: Материалы научно-практической конференции. Вологда, 2002. С. 214—217.

  33. Чеканова В. Н. Туристическое краеведение как одно из направлений поисковой работы в школе // Уроки и проблемы изучения Второй мировой войны. Вологда, 1995.

  34. Чечиль И. Метод проектов //Директор школы. 1998. №3,4.

  35. Щеглова Т. К. Устная история и краеведческая работа // Преподавание истории в школе. 1998. № 5. С. 60—66.

  36. Экскурсии по родному краю. Вологда, 1967.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности
Фгос ноо второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconПояснительная записка 3 Теоретические основы внеурочной деятельности...
«Методические рекомендации по содержательно-методическому обеспечению внеурочной деятельности сельских школьников духовно-нравственной...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности
В современных образовательных программах по технологии взят курс на повышение воспитательной и трудовой направленности содержания...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист»
Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» icon«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности»....
Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconА и его содержание
Виды внеклассной, внеурочной деятельности. Научные общества, творческие объединения, кружки, секции
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconА и его содержание
Виды внеклассной, внеурочной деятельности. Научные общества, творческие объединения, кружки, секции
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconРабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс)
Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconРабочая программа внеурочной деятельности спортивно оздоровительного...
Ещё в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчёркивалось, что двигательная...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Школа журналистики»
Программа объединения “ Школа журналистики” составлена на основе программы “Журналистика в школе” Спириной Н. А волгоград. «Учитель»....
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Полиглоты»
Программа предназначена для развития и поддержки интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconРабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление: проектная деятельность)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconПлан проведения методического объединения
...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconПрограмма внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности «Истоки»
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск