Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика»





Скачать 274.4 Kb.
НазваниеРабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика»
Дата публикации29.03.2015
Размер274.4 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Журналистика > Рабочая программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л. М./

__________ _____________ 2011г.

СМИ И ПОЛИТИКА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 031300.62 направления «Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы Арбатская Елена Оттовна

«______»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства от 24.03.2011 г., протокол № 6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 15 стр.

Зав. кафедрой Топоркова Татьяна Александровна

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук, от 21.04.2011 г., протокол № 1

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Тумакова Е. В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра журналистского мастерства



Арбатская Е. О.

СМИ И ПОЛИТИКА
Рабочая программа
для студентов 031300.62 направления «Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Топоркова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент.




© Тюменский государственный университет, 2011

© Арбатская Елена Оттовна, 2011.

Арбатская Елена Оттовна. СМИ и политика. Рабочая программа для студентов 031300.62 направления «Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения. Тюмень, 2011, 12 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: СМИ и политика[электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой журналистского мастерства. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Топоркова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистского мастерства.



Тюменский государственный университет, 2011.

© Арбатская Е. О., 2011.

  1. Пояснительная записка


1.1. Цель и задачи дисциплины

Цель курса – дать студентам необходимые теоретические знания и практические навыки для освещения политической тематики в СМИ. Задачи: изучение теоретических подходов к освещению политической тематики, получение навыков анализа политической ситуации в мире, стране и регионе, тренинг в создании текстов политической тематики.
1.2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина изучается в рамках профессионального цикла ООП в 7 семестре. Она является предметом по выбору. Входными компетенциями (которые в ходе изучения курса получают более углубленную и «профессионализированную» проработку) являются ОК- 14, ПК- 13 (частично) - они получаются, прежде всего, в ходе изучения дисциплины «Политология» в предыдущем, 6 семестре, когда студент приобретает ориентацию в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, знание характеристик политической системы России, функций различных политических институтов. (ПК-13, частично) В ходе изучения дисциплины «Политика и СМИ» приобретается понимание роли политики и институтов гражданского общества в функционирования СМИ и политологического знания для журналиста (ПК-13, вторая часть).

Следует отметить, что дисциплина «Политика и СМИ» носит прикладной характер, и если в ходе изучения дисциплины «Политологияч» приобретаются прежде всего знания, то в ходе изучения дисцииплины «Политика и СМИ» студент получает умение применять эти знания в своей профессиональной деятельности.

Ряд тем углубляет компетенции, полученные в ходе изучения предметов профессионального цикла. Так, Тема «Политический анализ в журналистике» углубляет компетенции, полученные в ходе изучения курсов «Журналистское мастерство» и «Основы аналитики в печати», однако при ее изучении учитывается, что последний курс изучался только студентами профиля «Печать».

1.3 В ходе изучения дисциплины приобретаются следующие компетенции:
ОК-5 - понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и

развития современной цивилизации; готовность принять нравственные

обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям

и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей

профессиональной деятельности.

ОК-14 - способность использовать знания в области социальных и экономических наук для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторовобщественных процессов и отношений, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности.

ПК-13 (частично) - понимание роли политики и институтов гражданского общества в функционировании СМИ и политологического знания для журналиста.

ПК-14 (частично) - ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации).

ПК-16 - понимание социального смысла участия различных сегментов общества

в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного

участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление

об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил

использования результатов опросов общественного мнения в редакционной

работе и журналистских публикациях (ПК-16);

ПК-26 - знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения).

ПК-54 - участвовать в организации "внетекстовых" редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных) в разных формах.

ПК-56 - участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций,

передач (ПК-56).

1.4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать: теоретические подходы к освещению различных аспектов политической жизни мира, страны и региона.

  • Уметь: создавать журналистские тексты на политические темы.

  • Владеть: аналитическим инструментарием журналиста для освещения политической тематики.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 7. Форма промежуточной аттестации контрольная работа, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.



  2. Тематический план

    Таблица 1.



Тема

Недели
семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме, в час

Итого количество баллов

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1






















1

Журналистика как элемент политической системы.

1,2

2

2

8

12

2

0-10

2

Политический анализ в журналистике

3,4

2

2

8

12




0-10

3

Жанры политической журналистики

5,6

2

2

8

12




0-10




Всего




6

6

24

36




0-30




Модуль 2






















2.1

Электоральный процесс и журналистика

7,8

2

2

8

12

2

0-15

2.2

Парламентская журналистика

9,1

2

2

8

12




0-10

2.3

Политические аспекты освещения деятельности исполнительной власти

11,

12


2

2

8

12




0-10




Всего




4

4

16

24




0-25




Модуль 3

















































3.1

СМИ и общественно-политические движения

13,14


2

2

8

12

2

10-0

3.2

СМИ и политические конфликты

15,16

2

2

8

12

2

0-10

3.3

СМИ и политики

17,18

2

2

8

12




0-10




Всего




8

8

132

48




0-35




Итого (часов, баллов):




18

18

72

108




0 – 100




из них часов в интерактивной форме







8







8

8

Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Тема

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

ответ на семинаре (в т.ч. участие в деловой игре)

Журналистский материал

реферат

эссе

Модуль 1

Журналистика как элемент политической системы.

0-5




0-5




0-10

Политический анализ в журналистике

0-5




0-5




0-10

Жанры политической журналистики

0-5

0-5







0-10

Всего













0-30

Модуль 2

Электоральный процесс и журналистика

0-5




0-5

0-5

0-15

Парламентская журналистика

0-5




0-5




0-10

Всего













0-25

Модуль 3

Политические аспекты освещения деятельности исполнительной власти

0-5

0-5

0-5




0-10

СМИ и общественно-политические движения

0-10










0-10

СМИ и политические конфликты

0-10










0-10

СМИ и политики










0-10

0-10

Всего













0-35

Итого













0-100

    Планирование самостоятельной работы студентов

    Таблица 3.



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1

Журналистика как элемент политической системы.

Подготовка к семинару

реферат

1,2

8

0-10

1.2

Политический анализ в журналистике

Подготовка к семинару

Реферат об одном из методов анализа

3,4

8

0-10

1.3

Жанры политической журналистики

Материал в одном из жанров

Подготовка к семинару (устному ответу)

5,6




0-10




Всего по модулю 1:




0-30

Модуль 2
















2.1

Электоральный процесс и журналистика

Подготовка к семинару, эссе на тему «Выборы»

Реферат «Освещение выборов в регионе»

7,8

8

0-15

2.2

Парламентская журналистика

Подготовка к семинару: досье-отчет




9,1

8

0-15

3.1

СМИ и исполнительная власть

Подготовка к семинару: досье-отчет

Реферат «СМИ и правительство ТО»

11,12

8

0-10




Всего по модулю 2:




25

Модуль 3





































3.1

СМИ и общественно-политические движения




Журналистский материал - анализ активности политических сил региона на данный момент

13,14

8

0-15

3.2

СМИ и политические конфликты

Подготовка к семинару




15,16

8

0-10

3.3

СМИ и политики

Материал в жанре политического портрета




17,18

8

0-10




Всего по модулю 3:

32

35




ИТОГО:

72









  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

3.1

3.2

1.

Актуальные проблемы современности и журналистика

X

X
















X


Данные дисциплины читаются одновременно, в последнем семестре, и скорее могут считаться взаимодополняющими. При преподавании учитывается, что «Политика и СМИ» является предметом по выбору и не может в полной мере считаться обеспечивающей.


  1. Содержание дисциплины.


1.1 Журналистика как элемент политической системы.

СМИ как институт публичной политики. Политические интересы и журналистика. СМИ как «медиапарламент».



1.2 Политический анализ в журналистике

Задачи политического анализа. Субъекты и объекты политического анализа. Институциональный, сравнительный, исторический, социологический, номативно-ценностный, системный, функциональный подходы политического анализа. Методы политического анализа: групповой экспертизы, брейнстоминга, синектики, Дельфи, Паттерн.
1.3 Жанры политической журналистики

Жанровые и стилистические особенности политической журналистики. Политические новости. Политический комментарий. Политическое обозрение. Полемическая статья. Политическая колумнистика. Интервью на политические темы. Особые форматы политической журналистики в печати, на радио и телевидении. Информационно-политические программы на телевидении.
2.1 Электоральный процесс и журналистика

Особенности освещения различных этапов электорального процесса. Освещение федеральных, региональных, местных выборов. Освещение выборов исполнительной
власти. Особенности освещения непрямых выборов. Освещение парламетских выборов. Политические технологии и СМИ.
2.2. Парламентская журналистика

Освещение законодательного процесса федеральных и региональных парламентов. Освещение нормотворческой деятельности местных Дум. Роль прессы в освещении парламентской полемики. Специфика работы аккредитованного парламентского корреспондента.
2.3 СМИ и исполнительная власть

Политические аспекты освещения деятельности исполнительной власти. Специфика работы корреспондента, аккредитованного при органах исполнительной власти. Методы прямого и косвенного контроля исполнительной власти над СМИ.
3.1 Общественно-политические движения, партии и СМИ

Освещение партийной деятельности в СМИ. Журналистика и гражданский контроль. СМИ и протестные движения.
3.2 СМИ и политические конфликты

Международные политические конфликты и СМИ. Региональные политические конфликты и СМИ. Локальные политические конфликты и СМИ.
3.3 СМИ и политики

Личность как субъект политики. Личность политика как объект журналистского творчества. Политический портрет как жанр и метод.



  1. Планы семинарских занятий.


1.1 Журналистика как элемент политической системы.

Деловая игра «Ваш ход, господин журналист». Разыгрывается ситуация конфликта интересов в регионе. Ход поочередно «переходят» к представителям различных политических институтов (командам студентов), которые принимают решение о действиях по защите своего либо общественного интереса. Одна из команд представляет СМИ. После игры обсуждается влияние «ходов» команды СМИ на ходы других участников и роль СМИ в развитии ситуации.
1.2 Политический анализ в журналистике

Студенты в ходе самостоятельной работы осуществляют разбор аналитических методов, примененных авторами конкретных журналистских материалов и на семинаре представляют результаты своей работы.
1.3 Жанры политической журналистики

Студенты в ходе самостоятельной работы осуществляют жанровый и стилистический разбор журналистских материалов и на семинаре представляют результаты своей работы.
2.1 Электоральный процесс и журналистика

Деловая игра «Непрямые выборы». Команда депутатов областной Думы, команда аудитории, команда СМИ. Задача команды СМИ — способствовать тому, чтобы позиция «Аудитории» могла повлиять на результат голосования «Депутатов». Дополнительное задание: эссе (см. таблицу).
2.2 Парламентская журналистика

Студенты готовят досье-отчеты об освещении принятия отдельных законов — от внесения в парламент до передачи на подпись президенту (губернатору). Поощряется подготовка презентации. Дополнительное задание: журналистский материал (см. таблицу).
2.3 СМИ и исполнительная власть

Студенты готовят досье-отчеты об освещении политических аспектов деятельности исполнительной власти региона и представляют их в форме презентации.
3.1 Общественно-политические движения, партии и СМИ

Деловая игра «Глухой телефон». Одна группа студентов представляет журналистов вторая делится на 2-3 команды, представляющие реальные партии и движения. Команды студентов готовят по одному короткому «пропагандистскому мероприятию», при этом вкладывая в мероприятия некое послание для электората. Послание коротко формулируется письменно, но в процессе представления не звучит. Каждый «журналист» пытается понять, что за посланиие вложено в пропагандистскую акцию и формулирует его самостоятельно. Затем исходя из этого коротко пишет информационную заметку о мероприятии. Команды оценивают заметки с точки зрения того, насколько точно понято «послание». Затем «послания», сформулированные командами раскрываются и сравниваются с теми формулировки, которые дали «журналисты». В ходе коллективного разбора выясняется, к каким искажениям привели неправильно понятые послания, при этом студенты должны понять на каком этапе произошло искажение («кто виноват» - политики или журналисты).
3.2 СМИ и политические конфликты

Деловая игра. В качестве кейса используется реальная конфликтная ситуация — регионального или федерального уровня. Сначала коллективно, с опорой на изученный при подготовке к занятию материал, создается список критериев по оценке качества освещения в СМИ политических конфликтов. Затем студенты делятся на группы, представляющие стороны конфликта и различные электронные СМИ. Часть студентов выполняют роли экспертов (по возможности также приглашаются настоящие эксперты-практики). Позиции сторон озвучиваются на «пресс-конференции». «СМИ» инсценируют сюжет о конфликте в «телевизионных новостях». Эксперты оценивают сюжеты на основе списка критериев, выработанных в начале игры.
3.3СМИ и политики
Струденты готовят собственный материал - политический портрет (зарисовку или набросок очерка). На занятии материалы зачитываются и обсуждаются.


  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


7.1 Вопросы к зачету

1.Жанровые и стилистические особенности политической журналистики.

  1. Особые форматы политической журналистики в печати

  2. Особые форматы политической журналистики в на радио и телевидении.

  3. Особые форматы политической журналистики в на радио и телевидении

  4. Информационно-политические программы на телевидении.

6. Парламент как место для дискуссии: роль прессы в освещении парламентской полемики.

  1. Освещение деятельности партий в партийных, независимых и афиллированных с органами власти СМИ.

  2. Метод групповой экспертизы в политическом анализе

  3. Метод брейнстоминга в политическом анализе

  4. Метод синектики в политическом анализе

  5. Методы политического анализа: Дельфи, Паттерн.

  6. Специфика работы аккредитованного парламентского корреспондента.

  7. Специфика работы корреспондента, аккредитованного при органах исполнительной власти.

  8. Международные политические конфликты и СМИ.

  9. Региональные политические конфликты и СМИ.

  10. Локальные политические конфликты и СМИ.

  11. Политический портрет как жанр

  12. Политический портрет как метод.


7.2 Контрольная работа: Студенты готовят обозрение политической обстановки за тот период, который изучалась дисциплина, уделяя внимания всем изученным аспектам. Объем материала — не менее 12 000 знаков.



  1. Образовательные технологии.

Практикуется разбор кейсов, в том числе региональных. Часть практическиих занятий проводится в форме деловых игр. В интерактивной форме проходят семинарские занятия по темам: «Журналистика как элемент политической системы», «Электоральный процесс и журналистика», «СМИ и общественно-политические движения», «СМИ и политические конфликты».

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

10.1 Основная литература:

    1. Бурдье П. О телевидении и журналистике : Пер. с франц. М., 2002.

    2. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.

    3. Засурский И. Политика, деньги и пресса в современной России // Свободная мысль.

    4. Парламентская журналистика: ретроспектива, теория, практика. Учеб. пособие. / Отв. ред. И. Н. Тхагушев. МГУ, 2000.

    5. СМИ и политика. Учебное пособие Под ред. Реснянской Л. Л. Аспект Пресс.




    1. Дополнительная литература:

  1. Десять интервью о политической журналистике: Сб. интервью / Под ред. Л. Л. Реснянской. М., 2001..

2. Попов В.Д. Журналистика как политическая наука: объект, предмет, методы // Журналистика и информационная политика. - М., 2003. - С. 15-26.

3. Парламентская журналистика: ретроспектива, теория, практика. Учеб. пособие. / Отв. ред. И. Н. Тхагушев. МГУ, 2000.

4. Тертычный А. Политический анализ в СМИ //Журналист, №11, 2007.

11.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

Рекомендуется для подбора материала к семинарам сайты polit.ru, uralpolit.ru.


  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Компьютерный класс, медиа-кабинет и лаборатории Института филилогии и журналистики, проектор для демонстрации презентаций преподавателя и студентов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconПрограмма дисциплины «история рекламы» для направления 031300. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031300. 62 «Журналистика»...
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 031300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconРабочая программа психология (включая основы социальной психологии)...
Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика»
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconРабочая программа социология направление подготовки 031300 «Журналистика»
Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика»
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300....
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Кислова Л. С. Современная российская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300....
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Кислова Л. С. Современная российская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300....
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconПравительство Российской Федерации Национальный исследовательский...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300....
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconРабочая программа для студентов направления 031300. 62«Журналистика»
...
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300....
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика». Профиль подготовки «Печать»,...
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300 «Журналистика»
...
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства 24. 03. 2011, протокол №6 Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства от 24. 02. 2011 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию,...
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300 «Журналистика»
...
Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры истории и теории журналистики, от 22. 03. 2011 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск