Скачать 274.4 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л. М./ __________ _____________ 2011г. СМИ И ПОЛИТИКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 031300.62 направления «Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы Арбатская Елена Оттовна «______»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства от 24.03.2011 г., протокол № 6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 15 стр. Зав. кафедрой Топоркова Татьяна Александровна «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук, от 21.04.2011 г., протокол № 1 Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Тумакова Е. В./ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________2011г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наукКафедра журналистского мастерстваАрбатская Е. О. СМИ И ПОЛИТИКА Рабочая программа для студентов 031300.62 направления «Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения Тюменский государственный университет 2011 ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Топоркова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент.© Тюменский государственный университет, 2011 © Арбатская Елена Оттовна, 2011. Арбатская Елена Оттовна. СМИ и политика. Рабочая программа для студентов 031300.62 направления «Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения. Тюмень, 2011, 12 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: СМИ и политика[электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой журналистского мастерства. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Топоркова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистского мастерства.Тюменский государственный университет, 2011. © Арбатская Е. О., 2011.
1.1. Цель и задачи дисциплины Цель курса – дать студентам необходимые теоретические знания и практические навыки для освещения политической тематики в СМИ. Задачи: изучение теоретических подходов к освещению политической тематики, получение навыков анализа политической ситуации в мире, стране и регионе, тренинг в создании текстов политической тематики. 1.2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина изучается в рамках профессионального цикла ООП в 7 семестре. Она является предметом по выбору. Входными компетенциями (которые в ходе изучения курса получают более углубленную и «профессионализированную» проработку) являются ОК- 14, ПК- 13 (частично) - они получаются, прежде всего, в ходе изучения дисциплины «Политология» в предыдущем, 6 семестре, когда студент приобретает ориентацию в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, знание характеристик политической системы России, функций различных политических институтов. (ПК-13, частично) В ходе изучения дисциплины «Политика и СМИ» приобретается понимание роли политики и институтов гражданского общества в функционирования СМИ и политологического знания для журналиста (ПК-13, вторая часть). Следует отметить, что дисциплина «Политика и СМИ» носит прикладной характер, и если в ходе изучения дисциплины «Политологияч» приобретаются прежде всего знания, то в ходе изучения дисцииплины «Политика и СМИ» студент получает умение применять эти знания в своей профессиональной деятельности. Ряд тем углубляет компетенции, полученные в ходе изучения предметов профессионального цикла. Так, Тема «Политический анализ в журналистике» углубляет компетенции, полученные в ходе изучения курсов «Журналистское мастерство» и «Основы аналитики в печати», однако при ее изучении учитывается, что последний курс изучался только студентами профиля «Печать». 1.3 В ходе изучения дисциплины приобретаются следующие компетенции: ОК-5 - понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности. ОК-14 - способность использовать знания в области социальных и экономических наук для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторовобщественных процессов и отношений, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности. ПК-13 (частично) - понимание роли политики и институтов гражданского общества в функционировании СМИ и политологического знания для журналиста. ПК-14 (частично) - ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации). ПК-16 - понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях (ПК-16); ПК-26 - знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения). ПК-54 - участвовать в организации "внетекстовых" редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных) в разных формах. ПК-56 - участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач (ПК-56). 1.4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Планирование самостоятельной работы студентов Таблица 3.
Данные дисциплины читаются одновременно, в последнем семестре, и скорее могут считаться взаимодополняющими. При преподавании учитывается, что «Политика и СМИ» является предметом по выбору и не может в полной мере считаться обеспечивающей.
1.1 Журналистика как элемент политической системы. СМИ как институт публичной политики. Политические интересы и журналистика. СМИ как «медиапарламент».1.2 Политический анализ в журналистике Задачи политического анализа. Субъекты и объекты политического анализа. Институциональный, сравнительный, исторический, социологический, номативно-ценностный, системный, функциональный подходы политического анализа. Методы политического анализа: групповой экспертизы, брейнстоминга, синектики, Дельфи, Паттерн. 1.3 Жанры политической журналистики Жанровые и стилистические особенности политической журналистики. Политические новости. Политический комментарий. Политическое обозрение. Полемическая статья. Политическая колумнистика. Интервью на политические темы. Особые форматы политической журналистики в печати, на радио и телевидении. Информационно-политические программы на телевидении. 2.1 Электоральный процесс и журналистика Особенности освещения различных этапов электорального процесса. Освещение федеральных, региональных, местных выборов. Освещение выборов исполнительной власти. Особенности освещения непрямых выборов. Освещение парламетских выборов. Политические технологии и СМИ. 2.2. Парламентская журналистика Освещение законодательного процесса федеральных и региональных парламентов. Освещение нормотворческой деятельности местных Дум. Роль прессы в освещении парламентской полемики. Специфика работы аккредитованного парламентского корреспондента. 2.3 СМИ и исполнительная власть Политические аспекты освещения деятельности исполнительной власти. Специфика работы корреспондента, аккредитованного при органах исполнительной власти. Методы прямого и косвенного контроля исполнительной власти над СМИ. 3.1 Общественно-политические движения, партии и СМИ Освещение партийной деятельности в СМИ. Журналистика и гражданский контроль. СМИ и протестные движения. 3.2 СМИ и политические конфликты Международные политические конфликты и СМИ. Региональные политические конфликты и СМИ. Локальные политические конфликты и СМИ. 3.3 СМИ и политики Личность как субъект политики. Личность политика как объект журналистского творчества. Политический портрет как жанр и метод.
1.1 Журналистика как элемент политической системы. Деловая игра «Ваш ход, господин журналист». Разыгрывается ситуация конфликта интересов в регионе. Ход поочередно «переходят» к представителям различных политических институтов (командам студентов), которые принимают решение о действиях по защите своего либо общественного интереса. Одна из команд представляет СМИ. После игры обсуждается влияние «ходов» команды СМИ на ходы других участников и роль СМИ в развитии ситуации. 1.2 Политический анализ в журналистике Студенты в ходе самостоятельной работы осуществляют разбор аналитических методов, примененных авторами конкретных журналистских материалов и на семинаре представляют результаты своей работы. 1.3 Жанры политической журналистики Студенты в ходе самостоятельной работы осуществляют жанровый и стилистический разбор журналистских материалов и на семинаре представляют результаты своей работы. 2.1 Электоральный процесс и журналистика Деловая игра «Непрямые выборы». Команда депутатов областной Думы, команда аудитории, команда СМИ. Задача команды СМИ — способствовать тому, чтобы позиция «Аудитории» могла повлиять на результат голосования «Депутатов». Дополнительное задание: эссе (см. таблицу). 2.2 Парламентская журналистика Студенты готовят досье-отчеты об освещении принятия отдельных законов — от внесения в парламент до передачи на подпись президенту (губернатору). Поощряется подготовка презентации. Дополнительное задание: журналистский материал (см. таблицу). 2.3 СМИ и исполнительная власть Студенты готовят досье-отчеты об освещении политических аспектов деятельности исполнительной власти региона и представляют их в форме презентации. 3.1 Общественно-политические движения, партии и СМИ Деловая игра «Глухой телефон». Одна группа студентов представляет журналистов вторая делится на 2-3 команды, представляющие реальные партии и движения. Команды студентов готовят по одному короткому «пропагандистскому мероприятию», при этом вкладывая в мероприятия некое послание для электората. Послание коротко формулируется письменно, но в процессе представления не звучит. Каждый «журналист» пытается понять, что за посланиие вложено в пропагандистскую акцию и формулирует его самостоятельно. Затем исходя из этого коротко пишет информационную заметку о мероприятии. Команды оценивают заметки с точки зрения того, насколько точно понято «послание». Затем «послания», сформулированные командами раскрываются и сравниваются с теми формулировки, которые дали «журналисты». В ходе коллективного разбора выясняется, к каким искажениям привели неправильно понятые послания, при этом студенты должны понять на каком этапе произошло искажение («кто виноват» - политики или журналисты). 3.2 СМИ и политические конфликты Деловая игра. В качестве кейса используется реальная конфликтная ситуация — регионального или федерального уровня. Сначала коллективно, с опорой на изученный при подготовке к занятию материал, создается список критериев по оценке качества освещения в СМИ политических конфликтов. Затем студенты делятся на группы, представляющие стороны конфликта и различные электронные СМИ. Часть студентов выполняют роли экспертов (по возможности также приглашаются настоящие эксперты-практики). Позиции сторон озвучиваются на «пресс-конференции». «СМИ» инсценируют сюжет о конфликте в «телевизионных новостях». Эксперты оценивают сюжеты на основе списка критериев, выработанных в начале игры. 3.3СМИ и политики Струденты готовят собственный материал - политический портрет (зарисовку или набросок очерка). На занятии материалы зачитываются и обсуждаются.
7.1 Вопросы к зачету 1.Жанровые и стилистические особенности политической журналистики.
6. Парламент как место для дискуссии: роль прессы в освещении парламентской полемики.
7.2 Контрольная работа: Студенты готовят обозрение политической обстановки за тот период, который изучалась дисциплина, уделяя внимания всем изученным аспектам. Объем материала — не менее 12 000 знаков.
Практикуется разбор кейсов, в том числе региональных. Часть практическиих занятий проводится в форме деловых игр. В интерактивной форме проходят семинарские занятия по темам: «Журналистика как элемент политической системы», «Электоральный процесс и журналистика», «СМИ и общественно-политические движения», «СМИ и политические конфликты».
10.1 Основная литература:
1. Десять интервью о политической журналистике: Сб. интервью / Под ред. Л. Л. Реснянской. М., 2001.. 2. Попов В.Д. Журналистика как политическая наука: объект, предмет, методы // Журналистика и информационная политика. - М., 2003. - С. 15-26. 3. Парламентская журналистика: ретроспектива, теория, практика. Учеб. пособие. / Отв. ред. И. Н. Тхагушев. МГУ, 2000. 4. Тертычный А. Политический анализ в СМИ //Журналист, №11, 2007. 11.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: Рекомендуется для подбора материала к семинарам сайты polit.ru, uralpolit.ru.
Компьютерный класс, медиа-кабинет и лаборатории Института филилогии и журналистики, проектор для демонстрации презентаций преподавателя и студентов. |
Программа дисциплины «история рекламы» для направления 031300. 62 «Журналистика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031300. 62 «Журналистика»... | Программа дисциплины Физическая культура для направления 031300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ||
Рабочая программа психология (включая основы социальной психологии)... Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика» | Рабочая программа социология направление подготовки 031300 «Журналистика» Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300.... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Кислова Л. С. Современная российская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300.... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Кислова Л. С. Современная российская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300.... | Правительство Российской Федерации Национальный исследовательский... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300.... | ||
Рабочая программа для студентов направления 031300. 62«Журналистика» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300.... | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика». Профиль подготовки «Печать»,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300 «Журналистика» ... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства 24. 03. 2011, протокол №6 Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства от 24. 02. 2011 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300 «Журналистика» ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры истории и теории журналистики, от 22. 03. 2011 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию,... |