Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
УТВЕРЖДАЮ:
| Ректор НОУ ВПО «МИСАО»
|
| ___________________ Астанина Л.В.
| «___» _____________2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
социология направление подготовки - 031300 «Журналистика»
Квалификации выпускника — бакалавр Заочная форма обучения
Курс
| 2
| Семестр
| 4
| Число зачетных единиц
| 2
| Всего часов по учебному плану
| 72
| Всего часов аудиторных занятий
| 8
| Лекции (Л), час.
| 2
| Практические занятия (ПЗ), час.
| 6
| Семинары (С), час.
| -
| Лабораторные работы (Л/Р), час.
| -
| Самостоятельная работа (СР), час.
| 64
| Форма итогового контроля
| Зачет
|
Москва 2014 Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО направления 031300 «Журналистика». Рабочая программа одобрена на Ученом совете МИСАО
Протокол № 1 от 01.08.2014 г. Автор(ы) рабочей программы
Зав. кафедрой
________________________
Содержание
1
| Цели и задачи освоения дисциплины ………………………………………
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО .......…………………………...
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины ..................
| 5
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля) ....………………………...
| 7
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины ................................................................
| 7
| 4.2
| Структура дисциплины ...................................................................................
| 8
| 4.3
| Разделы дисциплины, изучаемые в 5 семестре……………………………
| 8
| 4.4
| Практические занятия (семинары) ....……………………………………….
| 9
| 4.5
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины …………….…………..
| 9
| 5
| Образовательные технологии .........................................................................
| 10
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях ………………………………………………………...
| 10
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации ............................................................................
| 10
| 6.1
| Тесты для проведения промежуточного контроля ………………………...
| 10
| 6.2
| Темы для написания «компенсаторных рефератов» в соответствии с темами пропущенных занятий ……………………………………………...
| 22
| 6.3
| Вопросы для зачёта…………………………………………………………..
| 23
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)......................…
| 24
| 7.1
| Основная литература ………………………………………………………...
| 24
| 7.2
| Дополнительная литература ………………………………………………...
| 25
| 7.3
| Периодические издания .....………………………………………………….
| 26
| 7.4
| Интернет-ресурсы ............................................................................................
| 26
| 7.5
| Методические указания к практическим занятиям ......................................
| 26
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………..
| 26
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины …..…………………
| 27
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины «Социология» ………………………………………………………………...
| 28
| 1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины (модуля):
дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологии как науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и метода социологического познания;
помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы;
способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований;
Достижение названных целей предполагает решение следующих задач дисциплины (модуля):
изучение основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологических теорий;
определения понятия общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;
рассмотрение личности как субъекта социального действия и взаимодействий, понятий социализации и социального контроля, девиантного поведения;
выявление структуры общества, его институтов, групп, статусов, страт и их функционального взаимодействия;
изучение культурно-исторических типов социальной стратификации и представлений о социальной мобильности и общественной динамике в целом;
изучение механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов, в том числе между этническими общностями и нациями;
рассмотрения особенностей и проблем стратификации российского общества, природы социальных и этнических конфликтов и возможностей их разрешения, основных направлений социальной политики государства;
изучение типов групп, межличностных отношений в группах, таких как семья, молодежь, трудовой коллектив;
изучение процедуры и методов социологического исследования.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Социология» входит в базовую часть дисциплин учебного цикла Б. 1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл основной образовательной программы ФГОС ВПО по направлению подготовки 031300.62 Журналистика (бакалавриат).
Для освоения дисциплины используются знания, умения и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой части гуманитарного, социального, экономического цикла: «История», «Философия» и «Культурология».
Освоение дисциплины «Социология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части гуманитарного, социального, экономического цикла: «Политология», «Социологические методы в средствах массовой информации», находящимися в логической и содержательно-методической взаимосвязи с данной дисциплиной. 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);
способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимание принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14);
б) профессиональных (ПК):
ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России (ПК-14);
понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов её изучения (ПК-15);
понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях (ПК-16);
осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-43);
осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (ПК-44);
участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (издания, канала, передачи), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект (ПК-45).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
основные этапы развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;
основные понятия социологии;
основные социальные категории, закономерности развития общества и мышления;
основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;
основные методы проведения социологического исследования;
Уметь:
применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
определять признаки социального неравенства и стратификации, наличие горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
характеризовать проблемы стратификации Российского общества, причины бедности и неравенства;
формулировать механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов;
анализировать коммуникационные и социальные процессы и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;
Владеть:
навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
целостным представлением о теоретико-методологических особенностях современного социального знания;
навыками выявления, формулировки, анализа и решения актуальных проблем современного социологического познания;
теоретико-методологической техникой проведения пилотажного социологического исследования;
современными технологиями эффективного социального влияния на индивидуальное и групповое поведение;
Приобрести опыт деятельности:
в умении использовать полученные знания при анализе и прогнозировании развития социально значимых процессов и проблем в российском обществе в ходе проведения научно-исследовательской и проективной деятельности;
в грамотном использовании приобретенных знаний, относящихся к сфере координации взаимодействия между людьми, а также современных технологий эффективного социального влияния на индивидуальное и групповое поведение в педагогической деятельности.
4 Содержание и структура дисциплины (модуля) 4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Социология как наука об обществе. Становление и развитие социологии
| Социология как наука, предмет и объект социологии. Структура и уровни социологического знания. Функции социологии и её место в системе наук. Методы социологических исследований. Предыстория и предпосылки развития социологии. Формирование социологии как науки. Классическая социология. Социология в России. Современные направления в социологии.
| УО
ПР-4
| 2
| Общество как целостная система. Личность и общество
| Понятие и признаки общества. Типологии обществ. Общество как социокультурная система. Социальная структура и социальная динамика общества. Гражданское общество как особый тип социальной реальности. Личность как социальная система. Потребности и ценности. Социализация как механизм и процесс. Социальный контроль. Коллективное поведение.
| УО
ПР-4
| 3
| Социальные институты, группы и общности
| Понятие социального института. Система социальных институтов. Функции социальных институтов. Социальные организации. Определения и классификация социальных групп и общностей. Квазигруппы. Малые группы. Групповая динамика.
| УО
ПР-4
| 4
| Социальная структура и социальный статус. Социальная стратификация и социальная мобильность
| Понятие социальной структуры. Социальный статус. Социальная роль. Понятие социальной стратификации. Причины социального неравенства. Типы стратификационных систем. Понятия, виды и формы мобильности. Каналы социальной мобильности. Концепции социальной мобильности.
| УО
ПР-4
| 5
| Социальный контроль и социальные отклонения. Социальные процессы, взаимодействия, изменения и движения.
| Социальное пространство и социальное время. Социальные процессы и социальные изменения. Концепция социального прогресса. Социальные революции и социальные реформы. Конфликт и пути его разрешения. Сущность и типы социальных изменений. Традиции и инновации в обществе. Природа социальных движений. Социальное взаимодействие. Социальные отношения. Глобализация и меняющийся мир.
| УО
ПР-1
| 6
| Культура и общество
| Человеческая природа и культура. Культура и социальная система. Элементы культуры. Нормы и ценности. Культура и субкультура. Традиционная, элитарная и массовая культура.
| УО
ПР-1
|
|