Скачать 225.54 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ) Институт МассмедиаФакультет журналистикиЖУРНАЛИСТИКА Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 031300.68 – «Журналистика»; Специализированные программы подготовки «Историко-культурная публицистика в современных СМИ», «Медиариторика», «Международная журналистика», «Редактирование медиатекстов» Москва 2013 ЖУРНАЛИСТИКА Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 031300 – «Журналистика» Специализированные программы подготовки «Историко-культурная публицистика в современных СМИ», «Медиариторика», «Международная журналистика», «Редактирование медиатекстов» Составители: д. филол. н., доц. Е.Н. Басовская д.и.н., проф. О.И. Киянская д.э.н., проф. А.Б. Парканский д.и.н., проф. Д.М. Фельдман Отв. ред: О.И. Киянская, Н.Я. Макарова Программа утверждена на Совете факультета Института массмедиа. РГГУ Протокол № 5 от 19.04.2013. © Российский государственный гуманитарный университет, 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Вступительный экзамен в магистратуру в магистратуру по направлению подготовки 031300.68 – «Журналистика»; специализированные программа подготовки «Историко-культурная публицистика в современных СМИ», «Медиариторика», «Международная журналистика», «Редактирование медиатекстов» предполагает проверку знаний будущего магистранта, его способности к практической деятельности, а также к исследовательской работе в области истории и теории журналистики, стилистики и литературного редактирования. Ответ на экзаменационные вопросы предполагает понимание основных проблем журналистики в качестве общественного и политического института, места журналистики в системе массовой коммуникации. Поступающему в магистратуру необходимо продемонстрировать умение связывать отдельные факты деятельности СМИ с общим медиаконтекстом, понимать зависимость истории журналистики от историко-литературного контекста, роль медиатекстов в формировании медиасерды, понимать взаимозависимость литературы, публицистики, журналистики и общественного мнения. Конкретный анализ источников экзаменующийся должен стремиться связать с концептуальным обобщением, соединив тем самым практический и теоретический ракурс анализа. ТЕМЫ И РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ I РАЗДЕЛ СТИЛИСТИКА И ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ Литературный язык. Литературный язык – высшая форма развития национального языка. Синонимия и вариативность. Узус и норма. Кодификация нормы. Особенности эволюции литературного языка. Динамический характер нормы. Проблема гибкости нормы. Речевая экспрессия. Лексические и грамматические выразительные средства. Функционально-стилистическая дифференциация языка. Основные сферы коммуникации и понятие функционального стиля. Нейтральные языковые средства. Система книжных стилей (официально-деловой, научный, высоко-поэтический). Разговорный стиль. Реализация разностилевых средств в публицистическом стиле и языке художественной литературы. Язык рекламы. Важнейшие тенденции развития языка современной журналистики. Публицистический стиль современного русского литературного языка. Журналистика как сфера коммуникации. Информативная и воздействующая функция СМИ. Жанр как стилеобразующий фактор журналистского текста. Лексические и грамматические характеристики публицистического стиля. Понятие газетизма. Проблема журналистского штампа. Основные тенденции эволюции публицистического стиля современного русского литературного языка. Редактирование. Задачи и методы редакторской работы. Понятие редактирования. Ответственность редактора. Проблема допустимого вмешательства в текст. Специфика редакторского чтения. Типология ошибок. Виды правки. Приемы сокращения и обработки текста. Вторичные жанры (тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия). Технология внесения исправлений в текст. Логическая стройность и ясность текста. Приемы выявления логических связей. Работа редактора над композицией текста. Основные логические законы. Правила деления понятий. Правила дефиниции. Правила аргументирования. Корректная и некорректная аргументация. Работа редактора над фактическим материалом. Понятие факта. Внешняя и внутренняя проверка фактического материала. Классификация источников информации. Правила цитирования. Оформление цитат. Обработка текста. Способы сжатия текста при правке-сокращении. Понятие вторичного текста. Конспект, тезисы, аннотация, реферат, рецензия. ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ:
ЛИТЕРАТУРА К ВОПРОСАМ РАЗДЕЛА:1. Голуб И.Б.Стилистика русского языка. 11-е изд. М.: Айрис-пресс, 2010. – 448 с. 2. Накорякова К.М. Литературное редактирование. Общая методика работы над текстом: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2011. – 334 с. 3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. 2-е изд. М.: Мир и образование, 2011. – 416 с. 4. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. 3-е изд. М.: Гардарики, 2008. – 653 с. Дополнительная литература к вопросам раздела:1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1981. – 208 с. 2. Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. М.: АСТ, Астрель, 2006. – 368 с. 3. Зарецкая Е.Н. Риторика. М.: Дело, 1999. – 477 с. 4. Ивин А.А. Логика для журналистов: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2002. – 223 с. 5. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 1998. – 258 с. 6. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М.: Флинта, Наука, 2009. – 313 с. 7. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М.: Логос-М, 2005. –523 с. 8. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. М.: АспектПресс, 1994. – 204 с. 9. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. М.: Высшая школа, 1980. – 328 с. 10. Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический проект, Альма Матер, 2008. –758 с. II РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Отечественная журналистика и публицистика 1-й половины XIX в. Историко-литературная ситуация 1-й половины XIX в. Журналистика и историко-литературной процесс в 1-й половине XIX в. Творчество писателей 1-й половины XIX в. в контексте истории журналистики. Литературные альманахи и их роль в истории русской журналистики. Возникновение коммерческой журналистики и процесс профессионализации труда журналиста, редактора и издателя. «Натуральная школа» в литературе, журналистике и критике. «Славянофильская» периодика. «Вольная русская печать» за границей. Журнал "Современник" и его роль в историко-культурном процессе 1840-х–первой половине 1850-х. Судьбы ведущих периодических изданий эпохи. Отечественная журналистика 2-й половины XIX и начала ХХ в. Историко-литературная ситуация 2-й половины XIX в. Эволюция «натуральной школы». Творчество писателей 1-й половины XIX – начала ХХ в. в контексте истории журналистики. Журналистика и историко-литературной процесс во второй половине XIX и начале ХХ в. Демократические, либеральные и консервативные периодические издания. Судьбы «толстого» журнала конца XIX века. Появление общенациональных газет. Развитие региональной печати. Периодические издания русского модернизма. Политическая публицистика и журналистика. Критическая деятельность символистов. Отечественная журналистика и публицистика 1-й половины ХХ в. Историко-литературная ситуация конца XIX – начала ХХ в. и литературный процесс. Октябрьская революция 1917 г. и литературный процесс. Партийная политика в области литературы в 1920-е – 1930-е гг. Великая Отечественная война и русская литература. Партийная политика в области литературы в 1940-е – 1950-е гг. Модернистские течения в русской литературе и периодике. Поэзия и драматургия 1920-х – 1950-х гг. в контексте периодики. Специфика эмигрантской литературы и журналистики. Журналистика и власть в советский период. Формирование концепций социалистического реализма и «управляемой литературы». Политические процессы и пропагандистские кампании 1920-х – 1930-х гг. и их освещение в журналистике. Военная журналистика 1940-х гг. Периодические издания русской эмиграции. Отечественная журналистика 2-й половины ХХ – начала XXI в. Историко-литературная ситуация 1960-х гг. – 1980-х гг.: основные вехи. «Оттепель», «застой», «перестройка» как историко-культурные понятия.Литературный процесс 2-й половины ХХ – начала XXI в. и его отражение в журналистике. Советская журналистика как историко-культурный феномен. Послевоенная журналистика и власть: кампании по раскрытию псевдонимов, «по разоблачению космополитизма», по «ликвидации низкопоклонства перед Западом». Журналистика периода «оттепели». Журналистика эпохи «застоя». «Перестройка» и периодическая печать. Феномен «самиздата». Русская литература и периодика за границей.Основные тенденции развития современной периодики. Типы современных периодических изданий. Формы собственности современных СМИ. ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ:
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ИСТОЧНИКИ1
ЛИТЕРАТУРА
III РАЗДЕЛ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЖУРНАЛИСТИКИ Массовая коммуникация. Понятие «журналистика» в ряду терминов «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «средства массовой пропаганды», «средства массового общения» (mass media) и других. Функции журналистики. Понятие «массовой информации», ее основные характеристики. Качества массовой информации: достоверность, объективность, актуальность, оперативность, последовательность и т.д. Специфика массово-информационной деятельности: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование информации. Понятие текста и его взаимодействие с аудиторией. Принятая и реальная информация. Проблема информационной насыщенности текста и его информативности. Жанры журналистики. Понятие жанра. Жанровая структура журналистики. Информационные, информационно-аналитические и публицистические жанры. Произведение: содержание (тема, проблема, идея) и форма (жанр, композиция, стиль). Процесс создания произведения: замысел, подготовленность и подготовка к реализации, сбор и обработка данных, гипотезы (предполагаемые решения) и их разработка. Создание текста и включение его в структуру номера (программы). Система СМИ. Использование в СМИ научного, художественного, публицистического типов творчества. Роль и специфика публицистики в журналистике. Публицистика и общественное мнение. СМИ как инструмент формирования, преобразования и развития общественного мнения. Право на информацию журналистов и аудитории. Проблема информированности. Информационная безопасность. Информация и дезинформация. Проблема «информационного порядка» в обществе. Печать, телевидение и радиовещание в системе СМИ. Особенности социально-психологического контакта печати, телевидения, радио и интернет-СМИ с пользователем. СМИ как функционирующая система. Компоненты системы [«учредитель» («владелец», «издатель», «вещатель»), «журналист», «текст», «канал», «аудитория» и др.], ее структура, взаимодействие компонентов. Навыки и приемы журналистского труда в редакционном коллективе. Глобализация и проблемы формирования единого мирового «информационного пространства» на пути к «открытому обществу». Социальная позиция журналиста. Гуманистические критерии деятельности в СМИ. Журналистика как инструмент политики. Политическая культура журналиста. Политический анализ: требования и процесс. Основные организационно-программные модели индустрии СМИ. Экономические основы функционирования СМИ в государственном, общественном, частном секторах. Источники средств. Проблема экономической независимости. Диверсификация источников финансовых поступлений. Творческая деятельность журналиста. Виды творческой деятельности в журналистике. Журналист как руководитель СМИ и его подразделений, редактор (продюсер и т.д.), организатор, автор при подготовке номера, программы, пресс-релиза и т.д. Редакция как творческий коллектив. Роль аудитории в определении информационной политики. Расчетная, реальная, потенциальная аудитория. Закономерности информационного поведения аудитории. Знание аудитории как условие эффективности. Представления о потребностях, интересах, мотивах, предпочтениях, запросах аудитории. Реклама. Реклама в обществе. Функции рекламы. Социальные и асоциальные эффекты рекламы. Психология воздействия рекламы на потребителя. Слагаемые рекламной коммуникации. Реклама и Public Relations. ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ:
ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСАМ РАЗДЕЛА:
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 031300.68 – «Журналистика»; специализированные программы подготовки «Историко-культурная публицистика в современных СМИ», «Медиариторика», «Международная журналистика», «Редактирование медиатекстов» I
II
III
1 Здесь и далее: если выходные данные источника не указаны, поступающий в магистратуру может пользоваться любым его изданием. |
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки... «Современная медиапублицистика», «Медиариторика», «Международная журналистика», «Редактирование медиатекстов» | Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100... Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки «050100 – Педагогическое образование», магистерская программа... | ||
Программа вступительного экзамена для поступающих в магистратуру... Поступающий в магистратуру по направлению 551800 «Технологические машины и оборудование» должен показать владение знаниями пакета... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль... | ||
Рабочая программа психология (включая основы социальной психологии)... Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика» | Рабочая программа социология направление подготовки 031300 «Журналистика» Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика» | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100.... Программа вступительного экзамена по рекламе и связям с общественностью для поступающих в магистратуру по направлению 031600. 68.... | Рабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика» «Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения | ||
Программа дисциплины Физическая культура для направления 031300.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | Программа дисциплины «история рекламы» для направления 031300. 62 «Журналистика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031300. 62 «Журналистика»... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 3, В. 3 История... Б. 3, В. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика... | Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению «Английский язык» Дваржецкая М. П. Пипипенко О. Ф. практикум по теоретической фонетике английского языка. – Киев, 1981 | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47.... Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47. 06. 01 «Философия, этика... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300.... |