Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование»





Скачать 306.52 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование»
страница1/2
Дата публикации10.12.2014
Размер306.52 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Программа

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ в магистратуру

направлениЕ 050100 – «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

мАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ образование»


Екатеринбург 2012

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки «050100 – Педагогическое образование», магистерская программа «Литературное образование»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2012. – 22 с.

Составители: д.ф.н., проф. кафедры русской современной литературы Н.В. Барковская;

д.ф.н., проф. кафедры русской и зарубежной литературы С.И. Ермоленко.
Программа обсуждена на заседании кафедры современной русской литературы УрГПУ
Протокол № от 2012 г.
Зав. кафедрой ______________ Н.В. Барковская

Директор ИФКиМК ______________ Н.И. Коновалова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предназначена для подготовки к собеседованию при поступлении в магистратуру по направлению 050100 – «Педагогическое образование. (Литературное образование)». Собеседование имеет целью определение уровня практической и теоретической подготовленности соискателя к выполнению программы магистратуры и написанию магистерской диссертации. Программа составлена на основе «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации» (от 25.05.94), «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников УрГПУ», «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» по направлению 050100 – «Педагогическое образование», профиль «Филологическое образование», квалификация (степень) – бакалавр (от 22.12.2009 г.).

При ответе на вопросы, предложенные при собеседовании, соискатель должен:

1. Проявить понимание теоретических проблем, связанных с генезисом и сущностью литературных направлений и творческих методов, историко-литературных систем, их историческими и индивидуальными модификациями, со спецификой жанров и стилей, их динамикой в историко-литературном процессе;

2. Владеть навыками литературоведческого анализа, уметь анализировать произведение в аспектах метода, жанра и стиля;

3. Обнаружить понимание актуальных проблем методики школьного изучения литературы;

4. Знать основные методы, приемы и формы преподавания литературы в школе;

5. Уметь анализировать современные школьные программы и учебники по литературе;

6. Аргументированно, логически непротиворечиво излагать ответ на предложенный вопрос, четко формулируя основные тезисы и выводы.

В программе встречаются вопросы, по которым в литературоведческой науке нет единого мнения. В таких случаях экзаменующийся должен осветить основные точки зрения по спорной проблеме и проанализировать их позитивные и негативные стороны. Он вправе разделять одну из представленных позиций, но это не исключает необходимости знать аргументацию, выдвигаемую сторонниками иных точек зрения.

Таким образом, собеседование является проверкой конкретных квалификационных и функциональных возможностей соискателя, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

Содержание программы

Русский классицизм. Искусство классицизма как одна из форм выражения нового типа мироощущения. Рационалистическая основа классицистической концепции мира и человека. Метафизический принцип освоения мира. Воплощение рационалистической концепции мира и человека в специфических эстетических принципах классицистического искусства. Своеобразие русского классицизма как литературного направления. Реформа русского стихосложения в трудах В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова. Основные этапы развития русского классицизма. Главные представители. Д.И. Фонвизин «Недоросль»: проблемы изучения метода и жанра комедии в современном литературоведении.

Русский сентиментализм. Идеология Просвещения как философская основа сентименталистской концепции мира и человека. Своеобразие сенсуалистского течения в философии Просвещения – идеологической основы сентименталистского искусства. Художественное воплощение новой концепции человека в литературе сентиментализма. Умозрительность нового идеала личности, нормативность и метафизичность этой концепции. Субъективная экспрессивность и психологизм как особенности стиля сентименталистской литературы. Обновление жанровой системы: появление «средних» жанровых форм, активизация прозы.

Н.М. Карамзин и русский сентиментализм. Теоретическое обоснование новых творческих принципов и их реализация в произведениях писателя.

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»: проблемы своеобразия метода и жанра в современном литературоведении. Художественные функции образа автора.

История русской литературы XIX века (первая треть)

Мировое значение и национальное своеобразие русской литературы XIX века. Методологические основы освещения проблемы, степень ее изученности, дискуссионные вопросы. Неразрывная связь между национальным своеобразием и общечеловеческим значением литературы. Источники и факторы мирового значения и национального своеобразия русской литературы. Национальное своеобразие русской литературы: оригинальное решение общечеловеческих проблем, нравственный максимализм, глубина психологического и социального анализа, художественное богатство и новаторство. Международные связи русской литературы, ее влияние на развитие мирового литературного процесса.

Русский романтизм. Основные этапы, актуальные и дискуссионные проблемы изучения русского романтизма. Социально-исторические и философские факторы его развития. Главные черты романтической концепции мира и человека, художественные принципы ее воплощения в литературе: утверждение эстетической ценности индивидуального, неповторимого содержания внутренней жизни человека, обусловившее возникновение особого типа героя – уникальной и исключительной личности, духовное бытие которой определяется концепцией романтического двоемирия. Субъективация художественной структуры произведения. Художественное решение проблемы народности и историзма в литературе романтизма.

Романтическая поэзия В.А. Жуковского. Специфика интерпретации романтической личности, художественное выражение концепции двоемирия, открытие новых возможностей поэтического слова, обусловившее возникновение новой, суггестивной, поэтики. Жанровое своеобразие поэзии В.А. Жуковского. Ее историко-литературное значение.

Формирование реалистического направления в русской литературе. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: проблема метода и жанра. Основной конфликт пьесы в его конкретно-историческом, национальном и общечеловеческом аспектах. Важнейшие принципы реалистического метода в комедии. Жанровое новаторство Грибоедова, споры в литературоведении о жанровой природе пьесы. Реализм как условие возникновения «высокой комедии». Общественное и литературное значение пьесы.

Творчество А.С. Пушкина и его мировое значение. Становление реализма в лирике А.С. Пушкина (на примере сравнительного анализа стихотворений разных лет). Становление реализма в лирике А.С. Пушкина (на примере сравнительного анализа стихотворений разных лет). «Евгений Онегин» А.С. Пушкина - реалистический роман в стихах, его место в мировой литературе. В.Г. Белинский о романе. В.Г. Белинский о поэзии А.С. Пушкина. Отражение творческой эволюции А.С. Пушкина в жанре поэмы (южные поэмы, «Граф Нулин», «Медный всадник»). «Борис Годунов» - реалистическая трагедия А.С. Пушкина.

Творчество М.Ю. Лермонтова. Идейно-художественное своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова. Споры в советском литературоведении о творческой эволюции поэта (раскрыть характер этой эволюции на примере сравнительного анализа стихотворений разных лет). «Герой нашего времени» - социально-психологический роман М.Ю. Лермонтова. Принципы и приемы психологического анализа.

Художественная эволюция Н.В. Гоголя. Своеобразие творческого мышления Н.В. Гоголя. Новаторство Н.В. Гоголя в социально-политической комедии «Ревизор». Жанровое своеобразие «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Принципы и приемы художественной типизации в поэме.

История русской литературы XIX века (вторая треть)

Эволюция реализма в русской литературе 40-60-х гг., подвижность его основной «формулы»: 40-е гг. – акцент на трагической зависимости характеров от обстоятельств, 50-е гг. – возможность нравственного противостояния личности неблагоприятным условиям жизни, 60-е гг. – многоаспектное решение проблемы «характер и обстоятельства».

"Натуральная школа" в русской литературе XIX века. Смысл понятия «натуральная школа», история возникновения термина. Хронологические границы, органы печати, основные представители, жанрово-стилевое своеобразие.

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Своеобразие метода, жанра, стиля. Скрытая полемика с И.С. Тургеневым в изображении «новых людей». Решение проблемы «обыкновенное – особенное». Формы выражения авторской позиции (образ автора-повествователя как одна из них).

Антинигилистический роман в историко-литературном контексте 60-х годов. Антинигилистический роман как условное типологическое определение произведений, отражающих полемику с радикальными демократическими взглядами. Антинигилистический роман как разновидность идеологической литературы, негативно изображающий так называемых нигилистов. Основная причина появления антинигилистического романа – общественная ситуация, при которой наблюдается поляризация политических сил, раскол национального сознания. Политическая и нравственно-психологическая разновидности антинигилистического романа.

Мастерство И.А. Гончарова-романиста. Принципы и приемы изображения характеров, особенности психологизма И.А. Гончарова в романе «Обломов». Споры об Обломове в критике и литературоведении.

И.С. Тургенев-прозаик. Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника» И.С. Тургенева, их соотнесенность с историко-литературным контекстом 40-50-х, 70-х гг. Мастерство И.С. Тургенева-романиста. Отражение в сюжетной структуре романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» общечеловеческой вневременной и национально-исторической проблематики. Споры о Базарове «вчера и сегодня».

Творчество Н.А. Некрасова. Идейно-художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова. Субъектные формы выражения авторского сознания. Споры о порядке расположения частей поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Жанрово-стилевые особенности поэмы.

Драматургия Н.А. Островского. Соотнесенность творчества Островского с историко-литературным процессом 40-80-х гг. Жанрово-стилевые особенности драматургии Островского: многообразие жанров, путь от семейно-бытовой комедии к комедии социально-сатирической, от семейно-бытовой драмы к социально-психологической. Предвосхищение Островским некоторых художественных приемов социально-психологической драматургии А.П. Чехова. Островский в истории русского театра.

История русской литературы XIX века (последняя треть)

Движение реализма в русской литературе последней трети XIX века. Основные течения в ней (социологическое, психологическое, религиозно-философское в рамках психологического), их глубинная внутренняя взаимосвязь. Роман – ведущий жанр, с которым связаны основные достижения русской литературы 70-90-х гг., разнообразие его жанровых модификаций.

  1. Своеобразие реализма М.Е. Салтыкова-Щедрина как представителя социологического течения в русской литературе. Творчество писателя – новый этап в развитии русской сатиры. Принципы и приемы сатирического изображения (на примере анализа одного из произведений писателя).

  2. Тип романа в творчестве Ф.М. Достоевского. Движение реализма писателя в соотнесенности с социально-историческими условиями «текущей» русской действительности и литературным контекстом. Формирование философско-идеологического романа Достоевского. Насыщенность романов писателя остро философской и идеологической проблематикой. Отражение в них свойственных буржуазной эпохе подъема чувства личности, роста ее сознания и в то же время деформации этого Противоречивость идейного содержания, обусловленная идеологическим характером конфликта. Тип героя-идеолога. Диалогическая атмосфера романов Достоевского. Своеобразие психологизма. Бахтинская концепция полифонизма Достоевского: бесспорное и спорное в ней.

Проблематика и жанрово-стилевое своеобразие романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы»: проблематика и жанрово-стилевое своеобразие. Спорные аспекты изучения романа Ф.М. Достоевского в современном литературоведении.

  1. Динамика реализма Л.Н. Толстого. «Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея: грандиозность замысла, многозначность смысла заглавия, масштабность образа мира, система образов в романе, авторская позиция и формы ее выражения. Споры о жанровой природе произведения в современном литературоведении.

«Воскресение»: своеобразие «позднего» реализма Толстого. Отражение в романе последствий духовного кризиса писателя. Социальная и этико-философская проблематика романа, его жанрово-стилевое своеобразие, особенности выражения авторской позиции.

  1. Творчество А.П. Чехова: на рубеже веков. Идейно-художественное своеобразие прозы А.П. Чехова: традиции и новаторство. Многоаспектность изображения жизни. Основные жанры. Стилевая манера писателя. Особенности выражения авторской позиции. Новаторство A.П. Чехова-драматурга: тип конфликта, характер драматургического действия, сложность, неоднозначность образов персонажей, «подводное течение» и приемы его создания, жанровое своеобразие. Споры в литературоведении о жанровой специфике «Чайки» и «Вишневого сада». Чехов в истории русского театра.

Русская литература ХХ века.

Дооктябрьский период

1. Эволюция реализма в творчестве И. Бунина.

Своеобразие культурного развития на рубеже Х1Х-ХХ вв. в ситуации «тотального кризиса». Место творчества Бунина в истории русского реализма. Творческая индивидуальность Бунина («трагический мажор» как доминанта мироощущения, сочетание конкретно – исторического и философского аспектов образа мира, тема неумолимо уходящего времени).

Лирическая проза 1900-х г.г.: особенности сюжета, функции пейзажа, импрессионизм стиля. Углубление эпического качества бунинской прозы в «деревенских» произведениях 1910-х гг., исследование глубин народного характера (повесть «Деревня»). Проблемы «социального» и «космического» зла, пессимистические и пантеистические мотивы в рассказах «Господин из Сан-Франциско», «Братья». Бунинская концепция любви, мастерство композиции в рассказе «Легкое дыхание». Творчество писателя в эмиграции: неприятие революции («Окаянные души»), черты экзистенциализма в мироотношении, феноменологическая поэтика в жанре миниатюры («Русак», «Книга»). Цикл новелл «Темные аллеи» – поэтичность и неизбежный трагизм любви.

2. Развитие реализма на рубеже Х1Х-ХХ вв.: В.Вересаев, А.Куприн, Л.Андреев.

Замена стадиальной модели историко-литературного процесса на плюралистическую. Дискуссия о кризисе реализма и неореализма. Основные черты реализма рубежа веков: активизация личностного начала, пересмотр принципа социально-исторической детерминации характеров обстоятельствами, углубление философизма и лиризма, взаимодействие методов, жанров и стилей.

Проблема личности в повестях Вересаева («Без дороги», «Записки врача»), Куприна («Молох», «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет»). Реализм и экспрессионизм в художественном раскрытии проблемы отчуждения в произведениях Андреева )»Ангелочек», «Большой шлем», «Тьма», «Красный смех», «Рассказ о семи повешенных»)

3. Русский символизм.

Общественно-исторические и историко-культурные предпосылки возникновения символизма. Философские основы, понятие образа-символа. Эволюция русского символизма: «старшие» (Мережковский, Брюсов, Соллогуб, Бальмонт, Анненский) и «младшие» символисты (Блок, А.Белый»).

4. Творческий путь А.Блока.

Особенности творческой индивидуальности Блока. Дискуссия о методе Блока. Основные этапы «Трилогии Вочеловечивания»: теза («Стихи о Прекрасной даме») – антитеза («Город», «Снежная маска») – синтез («Ямбы», «Родина»). Эволюция эстетического идеала и образа лирического героя. Поэма «Двенадцать»: художественное новаторство, авторская позиция. Дискуссия о поэме.

5. Авангардистские течения в поэзии 1910-х гг.

История возникновения акмеизма. Манифеста акмеизма (Гумилева, Городецкого, Мандельштама). Идея культурной памяти, синхроническая концепция истории, «семантическая поэтика». Романтическое мироощущение и трагическая судьба Гумилева. Раннее творчество: экзотизм, герой-маска, Балладность («Сонет», «Капитаны»). Разлад мечты и действительности («Жираф»). Философская саморефлексия, идея прапамяти, обновление поэтики в поздних книгах Гумилева («Слово», «Шестое чувство» »Заблудившийся трамвай»). Эстетическая программа футуризма: культ «самовитого слова», Эстетическое бунтарство и эпатаж, поэтика «сдвига», тенденции к экспрессионизму и примитивизму.

Теория «замкнутого языка» А.Крученых. Лингвистическая утопия и словотворчество В.Хлебникова. Эго-футуризм И.Северянина.

6. Основные направления творческих исканий М.Горького в 1890-е гг.

Многогранность и внутренняя целостность творческой индивидуальности М.Горького. Проблема «ницшеанства» раннего творчества писателя. Взаимодействие романтизма и реализма в рассказах первого периода («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Коновалов», «Челкаш»). Роман «Фома Гордеев».

7. М.Горький – создатель социально- философской драмы.

Трансформация семейно – бытовой драмы в социально-философскую («Мещане»). Дискуссия о пьесе «На дне» в отечественном литературоведении. Сюжет как воплощение авторской концепции. Социальный фон и эмоционально - психологическое «течение» в пьесе. Соотношение позиций Луки и Сатина.

8. Поиски нового героя в произведениях М.Горького 1900-1910-х гг.

Дискуссия о романе «Мать» в современном литературоведении. Новизна типа положительного героя. Формы и способы выражения авторской позиции; реалистическое и романтическое в приемах поэтики. Проблема народного характера в цикле «По Руси». Своеобразие романтизма в «Сказках об Италии».

Литература 1917-1920-х гг.

1. Социалистический реализм как творческий метод и направление.

Генезис соцреализма, формирование эстетических принципов, их «идеологоцентричность» и нормативность.

Поиск нового героя, опыт Д.Фурманова («Чапаев»). Производственный роман как один из центральных жанров (Ф.Гладков «Цемент»).

2. Роман А.М.Горького «Жизнь Клима Самгина» как роман-эпопея.

Энциклопедическая панорама переходной эпохи, открытие нового типа героя-имитатора, авторская позиция.

3. Творчество В. Маяковского.

Раннее творчество поэта-кубофутуриста: романтическое мироощущение, образ лирического героя, своеобразие раскрытия тем современного героя, любви, одиночества. Любовь и эпоха в поэмах «Облако в штанах» и «Про это». Пафос и сатира в произведениях советского периода. Дискуссия об эволюции лирического героя Маяковского в современном литературоведении.

4. Творчество Е.Замятина: опыт художественного синтеза.

Образ современной действительности в рассказе «Пещера» )трансформация бытовой повседневности в хаос). Реальное и мифологическое в рассказе «Наводнение». Анализ романа «Мы».

5. Поэзия С.Есенина

Национальный характер поэзии Есенина. Связь человека и природы, сакрализация образа деревни, лики лирического героя в «Радунице». Противоречивое восприятие революции. Имажинизм как средство раскрыть дисгармонию в душе героя. Психологический драматизм поздних элегий. Поэма «Черный человек».

6. Поэзия 1917-1920-х годов.

Две концепции народного идеала: пролетарская поэзия (планетарность, космизм, гиперболизация образа человека труда, агитационно-патетический пафос) и «новокрестьянские поэты» (опора на фольклор, идея восстановления единства человека с природой, крестьянская утопия «избяного рая»). Характеристика творческих индивидуальностей (В.Князев, В.Кириллов, М. Герасимов, Н.Клюев, С. Клычков, А.Ширяевец). Романтическая поэзия Н.Тихонова, М.Светлова, Э.Багрицкого. Традиции «серебряного века» в лирике М.Волошина, цикл «Усобица», поэма «Путями Каина».

7. Основные черты русской прозы 1920-х гг. и тенденции ее развития.

Романтическая тенденция («поэма в прозе»), орнаментальность стиля (Б.Пильняк «Голый год», И.Бабель «Конармия», А.Серафимович «Железный поток»).

Неоромантизм А.Грина («Бегущая по волнам». Общечеловеческое и классовой в повести Б.Лавренева «Сорок первый».

Трансформация романтической концепции мира в творчестве Ю.Олеши («Три толстяка», «Зависть»).

Судьбы реалистической традиции в прозе 1920-х гг.: «Донские рассказы» М.Шолохова, «Солнце мертвых» И.Шмелева. Натурализм и экспрессионизм в повести В.Зазубрина «Щепка».

Идейно-художественное своеобразие романа М.Булгакова «Белая гвардия».

Психологизм в повести А.Фадеева «Разгром».

Экспрессионизм в творчестве С.Кржижановского. Развитие реализма в романе М.Горького «Дело Артамоновых».

Советская сатира 1920-х гг.: (Зощенко, Ильф и Петров).

8. Творчество Б.Л.Пастернака.

Основные мотивы лирики («Сестра моя - жизнь»).

История создания и публикации романа «Доктор Живаго». Проблема «человек и история». Дискуссия о романе.

Литература 1930-1945 годов.

1. Художественная система А.Платонова

Своеобразие творческой индивидуальности. Человек в координатах жизни и смерти, «Сокровенный человек», образ «вещества существования». Столкновение между схемой социального эксперимента и мифопоэтической картиной бытия в романе «Чевенгур» (или «Котлован»). Принципы «постреализма» в произведениях Платонова.

2. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

История создания романа. Проблема веры и безверия. «Бесовские силы» в романе и их функция. Смысл образов Мастера и Маргариты. Эволюция характера Ивана Бездомного. Своеобразие образа мира: два романа и связь между ними.

3. История и личность в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

Исторический колорит и средства и средства его создания в романе. Образ народной массы. Образ Петра Первого.

4. Поэзия О.Мандельштама.

Место лирики Мандельштама в истории рукой поэзии. Книга стихов «Камень» как идейно-эстетическое целое, фазы метасюжета.

Оппозиция «человек-зверь» в лирике 1920-1930-х гг. Поиск констант бытия, «принцип дополнительности», особенности циклизации в творчестве 1930-х годов.

5. Творчество А.Ахматовой.

Ранняя лирика Ахматовой: мотив любовного страдания, психологический подтекст, ритмико-интонационные особенности.

Трагизм лирики 1930-1950-х гг.: дар пророчества, давление рока, образы Земли, Родины, Матери. Поэма «Реквием»: особенности образной системы, жанра и стиля.

6. Поэзия М. Цветаевой

Жизненный и творческий путь: от поэтики быта к поэтике слова (М.Гаспаров).

Романтическая концепция человека («тайный умысел Бога»), торжество поэзии над бытом. Максимализм и трагедийность переживаний «Окраинных» ситуаций; лики лирической героини. Книги стихов «Версты», «После России», «Поэма Горы», «Поэма воздуха». Богатство ритмических ходов, пафосность интонации, нарокимия, углубление в морфологический и фонетический состав слова.

7. «Тихий Дон» М.Шолохова как роман-эпопея.

История создания. Жанр и поэтика романа-эпопеи. Революция как всеобщая катастрофа, крушение семейных «очагов». Образ Григория Мелехова: социальное и общечеловеческое в герое, трагизм судьбы. Образы Вечности в романе.

8. Лирика и публицистика периода Великой Отечественной войны.

Духовная атмосфера военных лет. Публицистика А.Толстого, ее одический пафос, традиции фольклора. Публицистика , Эренбурга, жанр памфлета, гротеск и сарказм. Одическое и эпическое течения в поэзии. Жанры: призыв, клятва, заклинание (Лебедев-Кумач, Ахматова, Симонов). Образы любимой, матери, отчего дома, семьи в творчестве Суркова, Симонова, Исаковского.

Литература 1945-1968-х годов.

1. Поэзия «фронтового поколения».

«Символический натурализм», деталь как символ «грубой реальности» в творчестве М.Луконина, С.Орлова, Ю. Друниной, Б.Слуцкого, Д.Самойлова, А.Межирова.

2. Основные тенденции в литературе первого послевоенного десятилетия.

Противоречивость духовно-творческой атмосферы: эффект победы и усиление идеологического гнета. Основные тенденции: «психологический натурализм» («В окопах Сталинграда» В.Некрасова), героико-романтическая тенденция («Звезда» Э.Казакевича), лакировка действительности («Кавалер Золотой звезды» С.Бабаевского). Творчество М.Пришвина и К Паустовского.

3. Философский роман Л.Леонова «Русский лес».

Смысл названия. Своеобразие композиции. Эволюция молодых героев. Суть философского спора Вихрова и Грацианского.

4. Поэзия поколения «шестидесятников».

Активизация творческих сил страны в годы «оттепели». Второй съезд писателей СССР. Активность публицистики. Возвращение к человеческой индивидуальности, расцвет лирики, Пафос, лирический субъект, исповедальность и гражданственность в поэзии Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского. Эволюция лирики Л.Мартынова, Я.Смелякова, песенки Б.Окуджавы.

5. Проза о Великой Отечественной войне.

К.Симонов «Живые и мертвые» и (или) В.Гроссман «Жизнь и судьба». Роман-хроника «Живые и мертвые». Эпичность трилогии. Образы Синцова и Серпилина.

Творческая история романа «Жизнь и судьба». Разрушение соцреалистической мифологии. Проблема ответственности народа за соучастие в исторических преступлениях; философия свободы; образы Матерей в романе.

6. Поэмы А.Твардовского.

Поэма «За далью-даль»: выламывание из канона соцреализма, жанр «дневника-путешествия». Два аспекта образа памяти в поэме.

Поэма «По праву памяти»: господство лирического начала, мотив юности, темы отца и сына, ответственности. Коллективный портрет душителей «оттепели» в поэме.

7. Творчество А.Солженицына.

Личность и деятельность А.Солженицына. Жанр монументального рассказа («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»). Образ «простого человека»: от житийного архетипа к романной незавершенности.

Роман «В круге первом»: смысл названия, жанр, исторические концепции, проблема выбора. «Архипелаг Гулаг» и « Красное колесо» – поиски синтеза исторического знания и художественного сознания.

Литература 1970-2000 годов.

1. «Деревенская проза» 1960-1980-х годов как идейно-художественное течение.

Основные проблемы, идеи, образы, жанровые и стилевые черты. «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» В Белова. Повести В.Распутина. Открытия и тупики «деревенской прозы».

2. Рассказы В.Шукшина.

Разрушение цельности «простого человека». Драматизм шукшинского рассказа. «Чудик» и его чудачества. Дума о жизни и образ мира. Мудрость жизни и ее хранители.

3. Творчество В.Астафьева

Песенное начало в рассказах Астафьева. Свет и тени родного дома: две книги «Последнего поклона». Экология души («Царь-рыба»). Лад и разлад: «Жизнь и прожить» и роман «Печальный детектив». Человек и хаос войны («Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»). Последний период жизни и творчества: повесть «Веселый солдат».

4. Интеллектуальная тенденция в прозе 1970-х годов.

Пафос мысли, притчевость. Художественно-документальные расследования (А.Адамович, Д.Гранин). Роман Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей»: основной конфликт и интеллектуальная поэтика. Философия Закона и Свободы. Система характеров. Фантастика братьев Стругацких.

5. Творчество Ю.Трифонова

В рамках соцреалистических стереотипов: повесть «Студенты», роман «Утоление жажды». Обращение к истории (роман «Нетерпение»), «Городские повести». Историческая память и беспамятность: «Другая жизнь» и «Дом на набережной». Особенности поэтики.

6. Драматургия А.Вампилова

Источники поэтики. Мелодрамы 1960-х гг. Трагифарс «Провинциальные анекдоты». Конфликт и система характеров в «Утиной охоте» – опыт современной трагедии.

7. Гротеск в литературе 1960-1980-х годов.

Варианты романтического гротеска в поэзии А.Галича и В.Высоцкого.

Социально-психологический гротеск в прозе В.Аксенова. Карнавальный гротеск Ю.Алешковского, В.Войновича, Ф.Искандера.

8. Постреализм как новая художественная система.

Синтез реализма и постмодернизма. Новый тип культурного сознания: восстановление космоса из хаоса.

Проза С.Довлатова: специфика автобиографизма, абсурд как принцип бытия.

Драматургия Л.Петрушевской: мифологизация абсурда. Новеллистика: эсхатология повседневности. Повесть «Время ночь».

В.Маканин: «самотечность» жизни, «голоса» и экзистенция. Роман «Андеграунд или герой нашего времени».

Поэзия И.Бродского и традиции барокко. Стоицизм мироотношения, пустота, время и вечность, диалог с культурой – диалог с бытием. Предназначение поэзии в эстетической концепции Бродского.

9. Постмодернизм в литературе 1970-1990-х годов.

Культурная атмосфера конца века. Московский концептуализм (Д.А.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров). Поэзия необарокко (И.Жданов, Е.Шварц, А.Еременко, А.Парщиков).

Постмодернистская проза: рассказы Т.Толстой, роман «Кысь». Постмодернистский квазисторизм (В.Пьецух, Вик.Ерофеев).Проза В.Сорокина, В.Пелевина. Театр. Н.Садур.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру направление «050100...
...
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру для лиц, поступающих...
Программа предназначена для поступающих в магистратуру мгпу по программе «Русский язык как неродной теория и методика»
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру
Педагогическое образование, магистерская программа «Эколого-биологическое образование»
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» («Менеджмент в образовании»)...
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» (программы: «Детская журналистика»;...
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру для лиц, поступающих...
Программа подготовки «История религий» составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра...
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования...
«Педагогическое образование (Физическая культура: информационные технологии в физической культуре и спорте)»
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру нтгспа направление...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1)
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного...
Ооп направление 050100. 68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
...
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconРабочая программа Учебной дисциплины Маркетинг и менеджмент Направление...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация...
Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100 «педагогическое образование» iconРабочая программа Учебной дисциплины Прикладная экономика Направление...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск