Скачать 218.33 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» (программа «Менеджмент в образовании») Заочная форма обучения Москва 2013 Утверждаю Первый проректор ГБОУ ВПО МГПУ _______________ Т.С. Иванова _______________________2013г. Составители: Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор А.И. Савенков; Доктор педагогических наук, профессор М.В. Воропаев; Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Львова; Кандидат педагогических наук О.А. Любченко Рецензенты: профессор кафедры теории и истории педагогики ГОУ ВПО МГПУ, доктор педагогических наук, Г.М. Коджаспирова; заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования ГБОУ ВПО МПГУ, профессор, доктор педагогических наук, Л.С. Подымова. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» («Менеджмент в образовании») обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры теории и истории педагогики (протокол № 4 от 115.04.2012г). Утверждена Ученым советом Института педагогики и психологии образования (протокол № 3 от 22.11.2012г). Директор Института педагогики и психологии образования А.И. Савенков Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра, определяемых действующим образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Педагогика». Поступающий в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» (программа «Менеджмент в образовании») представляет на кафедру реферат по проблеме исследования и сдает по направлению (с учетом профиля) междисциплинарное комплексное вступительное испытание в письменной форме. Требования к реферату Реферат должен быть выполнен на актуальную тему, связанную с научными интересами поступающего в магистратуру. Во введении должен быть четко определен научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования. В основной части реферата автор должен представить анализ изученных источников литературы, в соответствии с задачами исследования, и практического, собственного или представленного в научной литературе, решения изученной проблемы. Выводы по проведенному исследованию, содержащиеся в заключении, должны соответствовать поставленным в исследовании задачам. Реферат завершается списком использованной литературы, которая в соответствии с общепринятыми правилами должна быть указана в тексте работы. Объем реферата – около 20-25 страниц текста, напечатанных 14 кегль через полтора интервала. Реферат сдается на кафедру для рецензирования не позже, чем за три дня до вступительного испытания в магистратуру. Если поступающий в магистратуру имеет публикации, то он представляет их копии вместе с рефератом. Требования к междисциплинарному комплексному вступительному испытанию по направлению (с учетом профиля подготовки) Междисциплинарное комплексное вступительное испытание в письменной форме по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» (программа «Менеджмент в образовании») включает в себя три вопроса: первый - по общим вопросам педагогики (письменно), второй – по управлению образовательными системами (письменно), третий – собеседование по теме реферата (устно). Ответы оцениваются предметной комиссией раздельно, по 100-балльной шкале. Итоговая оценка за вступительный экзамен определяется на основании среднего арифметического баллов, набранных абитуриентом по каждому из двух вопросов. Неудовлетворительная оценка по одному из вопросов автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен в целом. На экзамене поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции: - целостное педагогическое знание, отражающее современный уровень развития педагогики и образования; - свободное владение основными понятиями педагогики; - умение устанавливать связь теоретических основ педагогики и управления образовательными системами с современной практикой; - владение методами научно-исследовательской работы (в беседе по реферату). Критерии оценивания междисциплинарного комплексного вступительного испытания в магистратуру (письменно)
Критерии оценивания реферата
Все вопросы, касающиеся несогласия абитуриентов с полученными оценками, решаются Апелляционной комиссией. Заявления на апелляцию принимаются лично от абитуриента в день объявления результата. Содержание программы «Менеджмент в образовании» Раздел 1. Общие основы педагогики Современные проблемы педагогики и образования. Сущность и структура содержания образования; его основные характеристики. Государственный образовательный стандарт и его роль в определении содержания образования. Реализация содержания образования в учебных планах, учебных программах и учебниках. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и образовательной практики. Взаимосвязь педагогики и психологии. Предмет, задачи и проблемы педагогической психологии. Основные понятия: обучение, воспитание, развитие, учебная деятельность, формирование. Основные задачи педагогической психологии. Методология и методы научного исследования. Понятие «методология педагогической науки». Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Фундаментальные и прикладные исследования. Научный аппарат исследования. Организация педагогического исследования: обоснование актуальности исследуемой темы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, методов исследования. Методы педагогического исследования и их характеристика. Раздел 2. Теория обучения Сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса. Функции процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Системно-деятельностный подход к обучению. Сущность учебной деятельности. Структура и специфика учебной деятельности. Зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому и возможности умственного развития учеников. Проблемы организации учебной деятельности. Методы, приемы, средства обучения. Методы, приемы, средства обучения и их классификация. Репродуктивные и проблемные методы обучения. Исторический аспект развития проблемы методов и средств обучения. Проверка и оценка результатов учебной деятельности учащихся: ее функции, виды и формы проведения. Оценка как элемент управления качеством образования. Характеристика и анализ традиционных и современных средств оценивания результатов обучения. Проблема выбора методов и форм обучения. Педагогические технологии в обучении. Раздел 3. Теория и методика воспитания Сущность воспитания как педагогического процесса. Понятие воспитания в широком и узком смысле слова. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Воспитательный процесс и его характеристика. Содержание воспитательной работы в школе. Основные направления воспитательной работы с детьми. Проблема воспитания детей, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических чувств на основе индивидуального подхода. Самовоспитание и самосовершенствование учащихся. Особенности педагогического руководства самовоспитанием школьников в разные периоды их возрастного развития. Проблема методов, средств и форм организации воспитания. Сущность и классификация методов воспитания. Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания. Методика воспитания убеждений. Методика воспитания поведения. Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности. Воспитывающая среда и ее развитие. Понятие о воспитательном коллективе и его структуре. Планирование воспитательной работы. Особенности содержания и организации воспитательной работы в современных условиях. Виды и формы планирования воспитательной работы. Взаимодействие учителя, детей и родителей в планировании воспитательной работы. Раздел 5. История педагогики История педагогики и образования как область научного знания. Предмет, задачи, хронология истории педагогики. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и образование в Западной Европе периода Средневековья и эпохи Возрождения. Гуманистические идеи западной цивилизации XVII - XIX вв. Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX веков (Д. Дьюи, В.Лай, Кершенштейнер). История воспитания, образования и педагогической мысли в России. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до XVIII века. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке. Школа и педагогика России XIX — начала XX вв. (до 1917 года). Педагогическая деятельность и педагогические идеи выдающихся деятелей просвещения XIX — начала XX вв. Отечественная школа и педагогика после 1917 года. Педагогическое новаторство В. А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. Раздел 6. Управление образовательными системами Сущность управления системой образования. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Школа как педагогическая система и объект управления. Органы управления образованием. Основные компетенции федеральных и региональных органов управления. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности. Общественно-государственные формы партнерства в сфере образования. Повышение квалификации и аттестация работников школы. Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры. Основные формы ее организации. Педагогическое самообразование учителя. Цели и особенности организации аттестации педагогических работников школ. Основы менеджмента. Моделирование ситуации и разработка управленческих решений. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Риски в менеджменте. Управление развитием. Факторы эффективности менеджмента. Подбор персонала и профориентация. Профессиональная и организационная адаптация персонала. Работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры. Оценка эффективности системы управления персоналом. Управление качеством образования в учебном заведении. Понятие качества образования. Понятие о системах оценки качества образования. Образовательные стандарты нового поколения. Оценка условий и результатов обучения в образовательных учреждениях. Социальный заказ. Изучение потребительной оценки качества образования. Организация системы управления качеством образования на уровне образовательного учреждения. Организационное поведение. Этика деловых отношений. Конфликты в организации и способы их разрешения. Мотивация трудовой деятельности. Формирование группового поведения. Раздел 7. Нормативно-правовое обеспечение образования Современная нормативно-правовая база развития образования в России (Закон РФ «Об образовании», федеральные государственные стандарты и др.). Правовое обеспечение профессиональной педагогической деятельности и его особенности. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ. Международная конвенция о правах ребенка. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Понятие и правовое регламентирование социального партнерства. Понятие и содержание трудового договора. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность сторон трудового договора. Защита трудовых прав работников. Трудовые споры. Примерные экзаменационные вопросы на вступительном испытании в магистратуру по программе «Менеджмент в образовании», направление «Педагогическое образование»
15.Дифференциация и индивидуализация обучения. Виды, формы, уровни дифференциации обучения. Уровни дифференциации обучения. 16.Информация в управлении образовательными учреждениями. 17.Методы обучения, классификация методов обучения. 18.Целеполагание и планирование как функция управления педагогической системой. 19. Дидактические средства. Понятие и функции дидактических средств. Классификация дидактических средств. Традиционные и инновационные средства обучения. Новые информационные технологии в образовании. 20.Руководитель образовательного учреждения в системе управления. 21.Проблема целей воспитания в современном обществе. Философия о сущности человека, его назначении и воспитании. Философский образ человека и модели педагогической деятельности. Характеристика основных моделей воспитания. 22.Государственно – общественная система управления образованием (цель и принципы). 23.Общенаучная характеристика теории воспитания как отрасли педагогической науки. Объект, предмет и задачи теории воспитания. 24.Проблема разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе. Педагогический коллектив и его развитие. Аттестация педагогических кадров. 25.Проблема содержания воспитания школьников в современных условиях. 26.Образовательное учреждение как объект управления. Стили руководства в образовании. 27.Методы воспитания. Классификация методов воспитания. 28.Основные признаки общественного управления. 29.Нравственное воспитание личности. Цель и задачи нравственного воспитания личности. Содержание, формы и методы нравственного воспитания в условиях современной образовательной среды. 30.Правовые основы создания и лицензирования школы. 31.Эстетическое воспитание и художественное развитие личности. Цель и задачи эстетического воспитания личности. Цель и задачи художественного воспитания. Содержание, формы и методы эстетического и художественного воспитания личности. 32.Государственно-общественная система управления образованием, ее структура. 33.Цель и задачи трудового воспитания личности в современных условиях. Содержание, формы и методы трудового воспитания личности в современной образовательной среде. Выбор профессии и проблемы становления профессиональной идентичности. 34.Компоненты управленческой культуры руководителя образовательной системы. 35.Теория и практика физического воспитания в современных условиях. Цель и задачи физического воспитания. Содержание, формы и методы физического воспитания. 36.Структурные компоненты образовательной системы школы. 37.Общая характеристика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность; особенности, закономерности, формы, характеристики, содержание. Мотивация педагогической деятельности. 38.Анализ как функция управления педагогической системой, виды анализа. 39.Стиль педагогической деятельности и педагогические способности. Характеристика понятия «стиль деятельности». Стили педагогической деятельности и их психологические особенности. 40.Школа развития и школа функционирования. Режимы жизнедеятельности школы. 41.Образовательная среда как фактор развития личности. Основные теоретические модели образовательной среды. 42.Педагогический мониторинг качества образования: понятие, цель, субъекты, объекты педагогического мониторинга. 43.Мотивация учения. Классификации мотивов учения. 44.Функции педагогического менеджмента. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная:
Дополнительная:
|
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» (программы: «Детская журналистика»;... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры педагогики... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... «Педагогическое образование» («Предшкольное образование») обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и истории педагогики... | ||
Программа вступительных испытаний (собеседования) в магистратуру... Заведующий кафедрой информатизации образования Института математики и информатики гбоу впо мгпу, д п н, профессор В. В. Гриншкун | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... Доктор педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием иппо гбоу впо мгпу м. Н. Недвецкая | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... Профессор кафедры теории и истории педагогики иппо гбоу впо мгпу, д п н., профессор Г. М. Коджаспирова | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки... Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «050100.... Абитуриент должен продемонстрировать знания, умения и навыки по теории, практике и методике преподавания первого иностранного языка... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки... ... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «050100.... Абитуриент должен продемонстрировать следующие знания, умения и навыки по теории, практике и методике преподавания первого иностранного... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400.... «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития») | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400.... «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития») | Программа вступительных испытаний в магистратуру нтгспа направление... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1) | ||
Программа вступительного испытания в магистратуру направление «050100... ... | Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100... Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки «050100 – Педагогическое образование», магистерская программа... |