Скачать 133.09 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» УТВЕРЖДАЮ Проректор по УМР «___»____________2013 г. ______________________ (Л. П. Филатова) ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ НТГСПА Направление 050100.68 Педагогическое образование Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)» Нижний Тагил 2013 Пояснительная записка Программа вступительных испытаний составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, а также с учетом требований к подготовке выпускников, получивших высшее профессиональное образование с квалификацией «бакалавр» или «специалист». Цель вступительных испытаний – определить готовность и возможность абитуриента освоить выбранную образовательную программу магистерской подготовки. Задачи: – выявить уровень теоретической подготовки поступающих; – определить уровень практической готовности к ведению научно-исследовательской деятельности; – уточнить область научных интересов будущего магистранта; – установить мотивы поступления в магистратуру. Вступительные испытания для лиц, поступающих в магистратуру проводятся: а) в форме собеседования, если абитуриент имеет высшее профессиональное образование (с квалификацией «бакалавр» или «специалист») по соответствующему направлению или специальности из укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 050000 Образование и педагогика; б) в форме экзамена по русскому языку, если абитуриент имеет высшее профессиональное образование по направлению или специальности, не относящейся к укрупненной группе 050000 Образование и педагогика. Вступительное испытание проводит экзаменационная комиссия, состав которой утверждается приказом ректора. Собеседование Собеседование проводится в устной форме. По результатам собеседования абитуриент может получить максимум 100 баллов за достижения в научно-исследовательской, учебной, творческой деятельности. 100 баллов складываются из следующих компонентов: до 40 баллов – за ответы на вопросы, относящиеся к будущей научно-исследовательской и профессионально-педагогической деятельности (владение основным теоретическим материалом, понимание общих целей и задач научного исследования, убедительное намерение усвоить основную образовательную программу магистратуры и т. д.); до 20 баллов – за средний балл по лингвистическим дисциплинам приложения к диплому (баллы за средний балл приложения высчитываются по формуле: средний балл умножить на 4); до 20 баллов – за отметку, полученную на защите выпускной квалификационной работы, выполненной на предыдущем этапе обучения (балл высчитывается путем умножения отметки за ВКР на 2, т.е. если работа студента оценена, например, на 4, то в результате собеседования он получит 8 баллов); до 20 баллов – за результаты учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы, выполненной в период освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра или специалиста (успешное участие в научных конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах, подтвержденное дипломами, грамотами и благодарственными письмами, наличие публикаций). На собеседование абитуриент представляет список опубликованных научных работ, изобретений и отчетов по НИР, дипломы, грамоты, свидетельства, подтверждающие наличие у абитуриента успешного опыта участия в студенческих научных конференциях, семинарах и других формах работы. Экзамен по русскому языку Экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы общекультурных, общепрофессиональных и специальных научных знаний в предметной области. В программу экзамена включены разделы и темы учебных дисциплин, которые непосредственно формируют способность выпускников решать задачи профессиональной деятельности, т.е. ориентируют их на деятельность учителя (преподавателя, педагога). Экзамен проводится по билетам. С целью комплексной проверки знаний выпускника в экзаменационный билет включены: 1) теоретический вопрос по одному из разделов курса «Современный русский язык» (Общий раздел; Фонетика, Фонология; Лексикология; Словообразование; Морфология; Синтаксис) и 2) практическое задание, соответствующее другому разделу курса. Во время выполнения практического задания разрешается пользоваться справочной литературой. Время на подготовку – 40 минут. Время для ответа – 20 минут. Члены комиссии имеют право задать дополнительные вопросы уточняющего характера. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену Общий раздел 1. Проблема происхождения русского литературного языка, основные этапы его развития. Современный русский литературный язык: понятие русского литературного языка как нормированного; соотношение литературного языка и диалектов. Русский язык как национальный, государственный, средство межнационального общения. Фонетика. Фонология 2. Фонетическая система современного русского языка. Система гласных и согласных фонем русского языка. 3. Основные фонетические законы современного русского языка. Чередования аллофонов (звуков) и фонем. Лексикология 4. Лексикология как раздел науки о языке. Лексическое значение слова. Типы лексического значения. Прямое и переносное значение. Основные виды переносных значений. 5. Многозначность и омонимия. Лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы. Разграничение омонимов и многозначных слов. 6. Синонимы в русском языке. Типы синонимов. Антонимы. Типы антонимов. Употребление синонимов и антонимов в речи. 7. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Лексика пассивного запаса: устаревшие слова и неологизмы. Понятие об окказионализмах. 8. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченного употребления. Фразеология 9. Фразеология как раздел науки о языке. Понятие о фразеологизмах. Типы фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи. Словообразование 10. Словообразование как раздел науки о языке. Способы словообразования в современном русском языке. Морфология 11. Морфология как раздел науки о языке. Грамматическое значение слова. Средства выражения грамматических значений в русском языке. Принципы классификации частей речи в современном русском языке. Явление переходности в системе частей речи. 12. Имя существительное как часть речи в современном русском языке. Лексико-грамматические разряды и морфологические категории имен существительных. Типы склонений имен существительных в современном русском языке. 13. Имя прилагательное, имя числительное, местоимение как часть речи в современном русском языке. Лексико-грамматические разряды прилагательных, числительных, местоимений и их особенности (часть речи по выбору студента). 14. Глагол как часть речи в современном русском языке. Основные категории глагола в современном русском языке. 15. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Их образование и грамматические особенности. 16. Наречие и категория состояния как части речи в современном русском языке. Значение, морфологические и синтаксические особенности. 17. Служебные слова в современном русском языке: предлоги, союзы, частицы. Разграничение союзов и союзных слов. Синтаксис 18. Словосочетание как синтаксическая единица. Семантика, структура, типы словосочетаний. 19. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения. Структурно-семантические типы простого предложения. Односоставные предложения в современном русском языке. 20. Главные члены предложения. Сказуемое, типы сказуемых (простое, составное, осложненные формы сказуемых). 21. Второстепенные члены предложения. Типы второстепенных членов предложения. Синкретичные второстепенные члены. Понятие о детерминантах. 22. Осложнение структуры простого предложения. 23. Сложное предложение. Основные структурные элементы его. Средства связи предикативных частей сложного предложения. Сложносочиненное предложение и его структурно-семантические типы. 24. Сложноподчиненное предложение (СПП) и его типы. СПП расчлененной структуры и его структурно-семантические разновидности. СПП нерасчлененной структуры и его структурно-семантические разновидности. 25. Сложные формы организации монологической и диалогической речи. Текст, единицы текста. Сложное синтаксическое целое как основная единица текста. Способы передачи чужой речи в современном русском языке. Перечень практических заданий к экзамену В качестве практического задания по русскому языку абитуриентам предлагается:
Образец практического задания Расставить знаки препинания. Произвести синтаксический анализ предложения. Выделенные курсивом слова охарактеризовать как часть речи. Сделать лексический анализ слова «разгоралась». Темнел московский серый зимний день холодно зажигался газ в фонарях тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки тяжелей гремели переполненные ныряющие трамваи в сумраке уже видно было как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие... (И. Бунин) Критерии оценки ответовВ критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки абитуриента по русскому языку, входят:
100-90 баллов – ответ самостоятельный и полный; абитуриент демонстрирует систематическое и глубокое знание основ русского языка, умение свободно отвечать на дополнительные вопросы, а также уверенно владеет основными терминами и понятиями дисциплин. 89-70 баллов – ответ самостоятельный и полный; абитуриент показывает хорошее знание теоретического материала, умение пользоваться современной научной терминологией, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки или неточности в изложении материала. 69-50 баллов – ответ недостаточно полный; абитуриент допускает неточности в ответе, недостаточно уверенно владеет основными терминами и понятиями. 40-0 баллов – абитуриент обнаруживает существенные пробелы в знаниях, допускает принципиальные ошибки в ответе на дополнительные вопросы, в использовании научной терминологии. По результатам вступительного экзамена или собеседования экзаменационная комиссия проводит конкурс и принимает решение по каждому поступающему, отдавая преимущество при зачислении лицам, наиболее подготовленным к научно-исследовательской работе. При зачислении по результатам собеседования или экзамена в экзаменационном листе фиксируется количество набранных абитуриентом баллов, делается запись: «Рекомендован к зачислению» или «Не рекомендован к зачислению». Список литературы для подготовки Нормативные документы
Основная литература
Дополнительная литература
Словари и справочники
Информационные сетевые ресурсы
|
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» (программы: «Детская журналистика»;... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» («Менеджмент в образовании»)... | ||
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление... Программа предназначена для лиц, поступающих на направление подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование. Магистерская программа:... | Программа вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100... Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки «050100 – Педагогическое образование», магистерская программа... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры педагогики... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... «Педагогическое образование» («Предшкольное образование») обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и истории педагогики... | ||
Программа вступительного испытания в магистратуру направление «050100... ... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного... Ооп направление 050100. 68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки... Пояснительная записка | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки... ... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки... Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе | ||
Программа вступительного испытания в магистратуру для лиц, поступающих... Программа предназначена для поступающих в магистратуру мгпу по программе «Русский язык как неродной теория и методика» | Программа вступительных испытаний (собеседования) в магистратуру... Заведующий кафедрой информатизации образования Института математики и информатики гбоу впо мгпу, д п н, профессор В. В. Гриншкун | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... Доктор педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием иппо гбоу впо мгпу м. Н. Недвецкая | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности) |