Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
УТВЕРЖДАЮ:
| Ректор НОУ ВПО «МИСАО»
|
| ___________________ Астанина Л.В.
| «___» _____________2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
психология
(включая основы социальной психологии) направление подготовки - 031300 «Журналистика»
Квалификации выпускника — бакалавр Заочная форма обучения
Курс
| 3
| Семестр
| 5
| Число зачетных единиц
| 4
| Всего часов по учебному плану
| 72
| Всего часов аудиторных занятий
| 8
| Лекции (Л), час.
| 2
| Практические занятия (ПЗ), час.
| 6
| Семинары (С), час.
| -
| Лабораторные работы (Л/Р), час.
| -
| Самостоятельная работа (СР), час.
| 64
| Форма итогового контроля
| Зачет
|
Москва 2014 Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО направления 031300 «Журналистика». Рабочая программа одобрена на Ученом совете МИСАО
Протокол № 1 от 01.08.2014 г. Автор(ы) рабочей программы
Зав. кафедрой
________________________
Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины………………………………….
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………................
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины...........
| 4
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля)....……………...........
| 5
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины........................................................
| 5
| 4.2
| Структура дисциплины............................................................................
| 6
| 4.3
| Лабораторные работы………………………………………..................
| 8
| 4.4
| Практические занятия (семинары)....……………… …………………
| 8
| 4.5
| Курсовой проект (курсовая работа).......................................................
| 9
| 4.6
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………...............
| 9
| 5
| Образовательные технологии.................................................................
| 10
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………
|
10
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.....................................................................
|
11
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля).................
| 13
| 7.1
| Основная литература…………………………………………...............
| 13
| 7.2
| Дополнительная литература…………………………………................
| 14
| 7.3
| Периодические издания.....……………………………………….……
| 14
| 7.4
| Интернет-ресурсы....................................................................................
| 15
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины……………….
| 16
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины…..…………..
| 17
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ………
| 18
| 1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины «Психология (включая основы социальной психологии)»: познакомить студентов с научными основами психологии, а также способствовать формированию научного подхода к объяснению социально-психологических явлений и практической реализации в различных сферах общественной жизни.
Задачи:
1. Познакомить студентов с системой понятий и соответствующих концепций, которые составляют основу данной научной дисциплины.
2. Сформировать умения для решения практических и исследовательских задач в профессиональной деятельности.
3. Уметь организовывать межличностное и межгрупповое взаимодействие людей.
4. Сформировать умения профилактики и нейтрализации межличностных и межгрупповых конфликтов. 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла Б.1.
Освоение обучающимися дисциплины «Психология (включая основы социальной психологии)» опираются на знания, умения и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин:
Философия;
Политология;
Культурология.
Знания, умения и навыки, полученные при освоении дисциплины «Психология (включая основы социальной психологии)», являются необходимой для освоения последующих дисциплин:
Политология;
Социологические методы в средствах массовой информации;
Социальная проблематика в электронных средствах массовой информации.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки магистров:
а) общекультурных (ОК): способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14).
б) профессиональных (ПК):
понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);
ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста (ПК-17);
организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии (ПК-55).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
базовые понятия психологической науки, ее основные направления и методы, важнейшие закономерности психической жизни человека;
основные механизмы мышления и поведения людей в социальных группах;
знать систему понятий общей и социальной психологии (психика, индивид, субъект, личность, индивидуальность, познавательные процессы, большие социальные группы, малые социальные группы, социальное поведение личности, социальные установки, ролевое поведение и т.д.).
Уметь:
отличать житейскую и научную формы психологического знания; психологические проблемы в познании человека от проблем, относящихся к иным областям знания;
выделять социально-психологические проблемы в общественной жизни и применять полученные знания для саморазвития и дальнейшего профессионального роста.
Приобрести опыт в организации эффективного межличностного и межгруппового взаимодействия людей. 4 Содержание и структура дисциплины (модуля)
4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| Общая характеристика психологии как науки.
| Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания
| Домашнее задание, реферат
| 2
| Психические процессы. Познавательные процессы.
| Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.
| Домашнее задание, реферат
| 3
| Введение в социальную психологию.
| Предмет и специфика социальной психологии. История развития социально-психологических идей. Социально-психологические аспекты социальной структуры общества. Типы общностей и социально-психологические факторы их формирования.
| Домашнее задание, реферат
| 4
| Социально-психологические характеристики групп.
| Социальные общности, социальные группы. Большие и малые социальные группы. Нации и народности как особый вид социально-психологических общностей.
| Домашнее задание, реферат
| 5
| Психология межгрупповых отношений.
| Межгрупповые и внутригрупповые отношения и взаимодействия. Механизмы формирования солидарности. Психология конфликта. Конфликты и их социально-психологическая природа. Место и роль психологических аспектов социального окружения в формировании поведения социальных групп.
Методология и методы социально-психологического исследования.
| Домашнее задание, реферат
Домашнее задание, реферат
|
4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕ зачетных единиц (72 часа)
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| 5 семестр
| Всего
| Общая трудоемкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа:
| 8
| 8
| Лекции (Л)
| 2
| 2
| Практические занятия (ПЗ)
| 6
| 6
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа:
| 64
| 64
| Вид итогового контроля
| зачет
| зачет
|
Разделы дисциплины, изучаемые в 5 семестре
№ раздела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная работа
| Внеауд. работа CP
| Л
| ПЗ
| ЛР
| 1
| Общая характеристика психологии как науки
| 17,5
| 0,5
| 1
|
| 16
| 2
| Психические процессы. Познавательные процессы
| 18,5
| 0,5
| 2
|
| 16
| 3
| Введение в социальную психологию.
| 17,5
| 0,5
| 1
|
| 16
| 4
| Социально-психологические характеристики групп
| 18,5
| 0,5
| 2
|
| 16
|
| Итого:
| 72
| 2
| 6
|
| 64
|
4.3 Лабораторные работы
Лабораторные работы по дисциплине «Психология (включая основы социальной психологии)» не предусмотрены.
4.4 Практические занятия (семинары)
№ занятия
| № раздела
| Тема
| 1
| 1
| Общая характеристика психологии как науки.
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
| 2
| 2
| Психические процессы. Познавательные процессы
Познавательная деятельность личности. Понятие о внимании, ощущении, восприятии, памяти, мышлении. Эмоционально волевые процессы. Воображение. Индивидуально-психологические особенности личности. Понятие о темпераменте. Изучение индивидуально-типологических различий в современной дифференциальной психофизиологии (школа Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, работы Э.А. Голубевой и В.М. Русалова). Исследование свойств темперамента в жизненных ситуациях (школа В. С. Мерлина).
Понятие о характере. Конституционные теории (Э. Кречмер, У. Шелдон), Система акцентуированных характеров подростков (по А.Е. Личко). Акцентуированные типы характеров (по К. Леонгарду). Социальные типы характеров (по Э. Фромму). Понятие о способностях. Потребностно-мотивационная сфера личности.
| 3
| 3
| Введение в социальную психологию.
Предмет и специфика социальной психологии. История развития социально-психологических идей. Социально-психологические аспекты социальной структуры общества. Типы общностей и социально-психологические факторы их формирования.
| 4
| 4
| Социально-психологические характеристики групп.
Понятие группы в социологии и социальной психологии. Критерии определения группы (К.Левин). Проблема классификации групп в социальной психологии. Фазы развития группы. Исследования групповой динамики. Элементы групповой динамики: цели группы, нормы группы, структура группы, лидерство, сплоченность группы, фазы развития группы, создание подгрупп в группе, отношения личности с группой. Социальные роли членов группы.
| 5
| 4
| Большие и малые социальные группы
Психологические характеристики больших социальных групп. Виды больших социальных групп. Способы воздействия в больших социальных группах. Анализ социальных представлений как метод исследования больших социальных групп (С.Московичи). Психология народов (В.Вундт, Г.Лебон). Подходы к определению малой группы. Критерии определения малой группы (Д.Картрайт, А.Зингер, Т.Ньюком, Ш.Бюлер, Г.Дикарс, Х.Томе, Х.Фегер, Г.Хоманс и др.). Основные теоретические подходы к изучению малой группы. Теория поля (К.Левин). Интеракционистская концепция (Дж.Мид). Социометрическое направление (Дж.Морено). Психоаналитическое направление (З.Фрейд). Эмпирико-статистическое направление (Р. Кеттелл). Общепсихологический подход.
| 6
| 4
| Социализация личности
Развитие личности в процессе социализации. Определение понятия социализации. Сущность процесса социализации. Социально-контролируемые процессы воздействия на личность. .Стихийное, спонтанное влияние. Человек как объект и как субъект социализации (Б. Г.Ананьев). Цели и задачи социализации. Особенности современной социализации. Стадии процесса социализации. Три стадии развития личности в процессе социализации (А.В.Петровский). Содержание процесса социализации. Механизмы социализации.
| 7
| 4
| Психология конфликта
Природа и функции конфликта. Этапы исторического становления психологии конфликта как отрасли научного знания. Предмет, задачи психологии конфликта, принципы и методы исследования конфликтов. Подходы к изучению конфликтов в отечественной и зарубежной психологии. Актуальные направления исследований в психологии конфликта. Структурно-содержательные и пространственно-временные характеристики конфликта. Динамика конфликта. Основные эмоции конфликтного взаимодействия. Варианты развития конфликта. Стратегии и тактики конфликтного взаимодействия. Типы поведения в конфликтной ситуации. Способы выхода из конфликта (Э.Фромм, М.Морлей, Томас-Килмен).
|
4.5 Курсовой проект (курсовая работа)
Не предусмотрен 4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
Текущая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений, включает следующие виды работ:
работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
выполнение домашних заданий, домашних контрольных работ;
изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;
подготовка к практическим и семинарским занятиям;
подготовка к контрольной работе и коллоквиуму, к экзамену.
Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (TCP), ориентированная на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. TCP включает следующие виды работ:
Поиск, анализ, структурирование и презентация информации.
Анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.
№ раздела
| Задания, выносимые на самостоятельное выполнение
| 1
| Основные направления психологии.
Основные направления бихевиоризма.
Когнитивная психология.
Гуманистическое направление в психологии.
| 2
| Сходство и различие метода интроспекции и современного самонаблюдения.
Основные идеи ученых по 1,2, 3, 4 вопросам плана семинарского занятия.
| 3
| Сходство и различие взглядов, сформировавшихся рамках рассматриваемых психологических школ.
Индивидуально-психологические особенности личности.
| 4
| Теорема подкрепления (Б. Скиннер, Д. Хоманс, Д. Тибо, Г. Келли
| 5 Образовательные технологии
Для более эффективного освоения дисциплины «Психология (включая основы социальной психологии)» используются активные и интерактивные формы проведения занятий: игры, разбор и обсуждение конкретных ситуаций.
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр
| Вид занятия
(Л, ПР, ЛР)
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Количество
часов
| 5
| ПР
| Обсуждение подготовленных студентами рефератов, составление; «мозговой штурм»; игры, разбор и обсуждение конкретных ситуаций.
| 6
| Итого:
| 6
|
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателя.
Для оценки знаний по дисциплине для промежуточной и итоговой аттестации используются тесты как оценочные средства.
Для оценки знаний по дисциплине используются тесты как оценочные средства.
Образцы тестов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: 1. Что является предметом изучения социальной психологии:
восприятие человека человеком
социальное научение
социальные группы
внутренний мир индивида
личность в группе
массовидные явления психики
2. Расставьте в правильном порядке развитие в онтогенезе
субъект
индивидуальность
индивид
личность
3. Установите соответствие:
Ощущение 7+_ 2
Восприятие гиперболизация
Память экстероцептивный
Мышление адаптация
Воображение сравнение
4. Укажите свойство, которое характерно и для внимания, и для восприятия
Распределение
Предметность
Целостность
5. Укажите компоненты самосознания:
Когнитивный
Оценочный
Психический
Аффективный
Регулятивный
6. Какой механизм психологической защиты актуализируется в данной ситуации:
«Я не виноват в том, что случилось. Я не мог поступить иначе, потому что так сложились обстоятельства»_________________________________
7. Основные формы проявления психики:
Процессы
Состояния
Познания
Эмоции
Свойства
8. Что относят к индивидуально-психологическим особенностям личности:
Способности
Потребности
Характер
Темперамент
Воля
9. Вставьте пропущенное слово:
_______________ - естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей.
________________ - высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
_______________ - длительные психические состояния, устойчивые, имеющие четко выраженный предметный характер.
__________________ - самая сильная отрицательная эмоция.
10. С открытия какого эффекта начинается история изучения малых групп? ___________________________________ Что является противоположным эффектом? ____________________________.
11. Что относят к формам социального контроля:
закон
табу
обычаи
традиция
мораль
совесть
манеры
привычка
этикет
правила хорошего тона
12. Какие факторы влияют на уровень конформности человека в группе?
характеристики самого индивида
экспектации окружающих
характеристики группы
взаимосвязь индивида и группы
содержание задачи, стоящей перед индивидом и группой
13. К большим социальным группам относят:
Социальные классы
Этнические группы
Стихийные группы
Социальные движения
14. Одной из популярных теорий когнитивной согласованности, принципы которой впервые изложил Л.Фестингер, получила название:
когнитивного диссонанса
когнитивного баланса
функциональная теория
15. Почему социальный контроль не всегда осознается индивидом?
из-за процессов и результатов социальной перцепции
из-за процессов и результатов интеракции
из-за процессов и результатов интериоризации
из-за процессов и результатов групповых норм
16. Приведите примеры:
диффузная группа _____________________________________
асоциальная ассоциация __________________________________
просоциальная ассоциация ____________________________________
группа высокого уровня развития ________________________________
асоциальная корпорация __________________________________
просоциальная корпорация ____________________________________ Вопросы к зачету:
1. Предмет, объект и методы психологии.
Психика: понятие, функции, формы проявления.
Соотношение понятий индивид, субъект, личность, индивидуальность.
Характеристика индивидных свойств человека.
Основные структурные компоненты личности.
Условия развития личности.
Основные направления западной и отечественной психологии.
Ощущение: понятие, виды, свойства.
Восприятие: понятие, виды, свойства.
Внимание: понятие, виды, свойства.
Факторы привлечения внимания.
Память: понятие, виды, процессы.
Мнемотехнические приёмы запоминания.
Мышление: понятие, виды, операции.
Мышление и речь.
Воображение: понятие, функции, виды.
Основные приёмы создания образов.
Эмоциональная сфера личности.
Индивидуально-психологические особенности.
Сознание: понятие, предпосылки возникновения.
Структурные компоненты сознания: значение, смысл, чувственная ткань и биодинамическая ткань.
Самосознание: понятие, формы выражения, структура.
Регулятивный компонент самосознания.
Предмет социальной психологии.
Социальная группа как ключевое понятие социальной психологии. Признаки социальной группы.
Основные подходы к классификации групп.
Большая социальная группа: понятие, структура, виды.
Малая группа: подходы к определению, основные концепции.
Классификация малых групп.
Основные процессы в малой группе.
Групповая динамика: понятие, основные элементы, механизмы.
Межгрупповые и внутригрупповые отношения.
Причины социальных напряжений, возникающих между группами.
Феномены группового влияния.
7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1 Основная литература
Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для вузов: в 3 кн. / Р. С. Немов. - 5-е изд. - М. : Владос, 2010.. - ISBN 978-5-691-01742-1. Кн. 1 : Общие основы психологии. - , 2010. - 688 с. - Библиогр. в конце гл. - Слов. основных псих. понятий: с. 651-684. - ISBN 978-5-691-01743-8.
Мельникова Н.А. Социальная психология. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Мельникова Н.А. - Научная книга, 2012.
Ефимова Н.С. Социальная психология [Электронный ресурс] / Ефимова Н.С. - ИД ФОРУМ, 2012.
Белова Ю.А. Психология. Учебное пособие. Часть 1. Прикладные аспекты общей и возрастной психологии и психологии общения [Электронный ресурс] / Белова Ю.А. - Омский государственный институт сервиса, 2012. / Режим доступа/ http://www.iprbookshop.ru/12702
7.2 Дополнительная литература
Айсмонтас Б. Б. Общая психология: Тесты [Электронный ресурс] / Айсмонтас Б. Б. - ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Айсмонтас Б. Б. Общая психология: Тесты [Электронный ресурс] / Айсмонтас Б. Б. - ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций [Электронный ресурс] / Гиппенрейтер Ю. Б. - АСТ, Астрель, 2008.
Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник [Электронный ресурс] / Андреева Г. М. - Аспект Пресс, 2009.
Майерс, Д. Психология [Текст] : пер. с англ. / Д. Майерс.- 2-е изд. - М. : Попурри, 2006. - 848 с. : ил. - Прил.: с. 797-821. - Термины и понятия: с. 822-841. - ISBN 985-483-633-
Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. М. Емельянов.- 2-е изд., доп. и перераб. - CПб. [и др.] : Питер, 2004. - 400 с. : ил. - (Практикум по психологии). - Библиогр.: с. 398. - ISBN 5-318-00394-Х.
7.3 Периодические издания
1. «Психология» 2. «Психологическая наука и образование»
3. «Психологический журнал».
4. «Вопросы психологии»
7.4 Интернет-ресурсы
psychology-online.net - сайт «Научная и популярная психология» Библиотека. Компьютерная психодиагностика, Психологический практикум. Психоскоп. Путеводитель (ссылки). Exam Online ( 6 тестов).
flogiston.ru - сайт «Флогистон. Психология из первых рук» Публикации. Новости. Обзоры. Библиотека. (Тематические подборки статей.)
psi.webzone.ru - сайт под названием «Психологический словарь» Содержит: психологический on-line словарь, тесты и ссылки на сайты и каталоги схожей тематики.
http://www.list.ru/catalog/10199.html «Психология»
«Мир психологии» http://psychology.net.ru;
«Psychology Online Russia» http://www.psycho.all.ru;
«Психология он-лайн» http://www.psychology-online.ru/.
8 Материально-техническое обеспечение дисциплины Для проведения лекций и семинарских занятий необходима аудитория, оснащенная следующими техническими средствами обучения:
Ноутбук.
Экран.
Мультимедиа-проектор.
|