Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология»





Скачать 175.07 Kb.
НазваниеРабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология»
Дата публикации07.05.2015
Размер175.07 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»



УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВПО «БЭПИ»

____________ А.Ф. Онуфриенко

«10» декабря 2012 г.



КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЯ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ПСИХОЛОГИЯ»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»

Улан-Удэ

2012 г.

Составитель (и) рабочей программы ___________________

Баяртуева Светлана Сымжитовна, кандидат психологических наук
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психология»

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Психология

от «07» декабря 2012 г. Протокол № 5

___________________

Зав. кафедрой Санжаева Римма Дугаровна, доктор психологических наук, профессор

Рабочая программа одобрена Советом факультета

от «10» декабря 2012 г. Протокол № 5

___________________

Заместитель декана психологического факультета Яковлева Оксана Борисовна

Рабочая программа утверждена на заседании Учебно-методического совета

от «10» декабря 2012 г. Протокол № 4

___________________

Председатель Учебно-методического совета Белоусова Светлана Алексеевна, проректор по учебной, научной и методической работе




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи учебной дисциплины

Курс "Математические методы в психологии" предназначен для студентов-психологов.

Цель курса заключается в том, чтобы научить студентов математическим методам и умению применять их в исследовательской работе.

Задачей курса является овладение студентами системой математических методов обработки психологических данных и подготовка студентов для самостоятельной работы. Применение математических методов в психологии позволяет устанавливать количественные связи между психологическими характеристиками и тем самым формулировать психологические законы, получать новые знания о психологических процессах и более глубоко проникать в их суть. Студенты должны научиться классифицировать задачи и правильно подбирать математические критерии для их решения.
1.2. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим

использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);

профессионально профилированному использованию современных информационных

технологий и системы Интернет (ОК-12).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные:

практическая деятельность:

способностью и готовностью к:

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и

контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

Научно-исследовательская деятельность:

способностью и готовностью к:

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и

методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9).
1.3. Выписка из ФГОС ВПО

Код УД ООП

Дисциплина (модуль)

Трудоемкость (ЗЕ)

Компетенции

Б.3

Математические методы в психологии

2

ОК- 9, 12

ПК- 2, 9


1.4. Выписка из учебного плана (очная форма обучения)

Код УЦ ООП

Дисциплина (модуль)

Семестр

Трудоемкость

Ауд час.

Из них

СРС

КР

Форма итогового контроля

ЛЗ

ПЗ

Б3.Б.27

Математические методы в психологии

5

32

16

16

40




зачет

Академических часов

32







40




72


1.5. Выписка из учебного плана (заочная форма обучения)

Код УЦ ООП

Дисциплина (модуль)

Семестр

Трудоемкость

Ауд час.

Из них

СРС

КР

Форма итогового контроля

ЛЗ

ПЗ

Б3.Б.27

Математические методы в психологии

6

10

4

6

58




4 часа

зачет

Академических часов

10







58




72

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Очная форма обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

ЛЗ

ПЗ

СРС

КР

Ведение в математические методы в психологии.

1

1

4




Измерения в психологии. Основные измерительные шкалы.

1

2

4




Шкалы наименований, интервалов, отношений.

1

2

4




Первичная обработка и представление эмпирических психологических данных.

1

2

4




Меры центральной тенденции. Медиана, мода, среднее, коэффициент вариации.

1

1

4




Меры изменчивости. Среднеквадратичное отклонение, дисперсия, процентили, децили, квартили.

1

1

4




Нормальное распределение случайных величин. Коэффициенты асимметрии и эксцесса.

2

1

4




Корреляционный анализ. Понятие коэффициента корреляции в психологии и его свойства. Коэффициент ассоциации и контингенции.

2

1

4




Меры связи в шкале наименований. Меры связи данных в шкале рангов, данных, измеренных в разных шкалах.

2

4

4




Генеральная совокупность и выборка. Доверительный интервал. Понятие значимости.

Основные статистические критерии оценивания и проверки гипотез. Распределение хи-квадрат и критерий хи-квадрат Пирсона.

Многомерные методы анализа. Однофакторный метод анализа.

4

1

4




Итого часов

16

16

40

-



Заочная форма обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

ЛЗ

ПЗ

СРС

КР

Ведение в математические методы в психологии.




1

6




Измерения в психологии. Основные измерительные шкалы.




1

6




Шкалы наименований, интервалов, отношений.

1




6




Первичная обработка и представление эмпирических психологических данных.




1

6




Меры центральной тенденции. Медиана, мода, среднее, коэффициент вариации.




1

6




Меры изменчивости. Среднеквадратичное отклонение, дисперсия, процентили, децили, квартили.

1




6




Нормальное распределение случайных величин. Коэффициенты асимметрии и эксцесса.




1

6




Корреляционный анализ. Понятие коэффициента корреляции в психологии и его свойства. Коэффициент ассоциации и контингенции.

1




6




Меры связи в шкале наименований. Меры связи данных в шкале рангов, данных, измеренных в разных шкалах.

1




6




Генеральная совокупность и выборка. Доверительный интервал. Понятие значимости.

Основные статистические критерии оценивания и проверки гипотез. Распределение хи-квадрат и критерий хи-квадрат Пирсона.

Многомерные методы анализа. Однофакторный метод анализа.




1

4




Итого часов

4

6

58

-


3. ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Ведение в математические методы в психологии.

Предмет и задачи дисциплины. Проблема измерения индивидуальных психологических особенностей. Место математической статистики в структуре психологического исследования.

Измерения в психологии. Основные измерительные шкалы.

Понятие измерения в психологии.
Измерительные шкалы. Номинативная шкала. Порядковая (ранговая, ординарная) шкала. Правила ранжирования.

Шкалы наименований, интервалов, отношений.

Таблица исходных данных. Статистические ряды. Понятие распределения и гистограммы.

Первичная обработка и представление эмпирических психологических данных.

Статистические гипотезы. Проверка статистической гипотезы. Нулевая и альтернативная гипотезы. Понятие уровня статистической значимости. Ось значимости. Статистический критерий и число степеней свободы. Проверка гипотез с помощью статистических критериев.

Меры центральной тенденции. Медиана, мода, среднее, коэффициент вариации.

Меры центральной тенденции: мода, медиана, среднее, разброс выборки. Выбор меры центральной тенденции. Квантили распределения.

Меры изменчивости. Среднеквадратичное отклонение, дисперсия, процентили, децили, квартили.

Полное исследование. Выборочное исследование. Зависимые и независимые выборки. Требования к выборке.

Нормальное распределение случайных величин. Коэффициенты асимметрии и эксцесса.

Нормальное распределение случайных величин.

Корреляционный анализ. Понятие коэффициента корреляции в психологии и его свойства. Коэффициент ассоциации и контингенции.

Понятие корреляционной связи. Виды корреляционных связей. Положительная, отрицательная и другие виды корреляций. Выбросы. Задача корреляционного анализа: установление направления (положительное, отрицательное) и формы (линейная, нелинейная) связи между варьирующими признаками. Коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Меры связи в шкале наименований. Меры связи данных в шкале рангов, данных, измеренных в разных шкалах.


Дискриминантный анализ. Назначение. Математико-статистические идеи метода. Исходные данные и основные результаты. Многомерное шкалирование. Назначение. Меры различия. Неметрическая модель. Модель индивидуальных различий.

Генеральная совокупность и выборка. Доверительный интервал. Понятие значимости.

Основные статистические критерии оценивания и проверки гипотез. Распределение хи-квадрат и критерий хи-квадрат Пирсона.

Многомерные методы анализа. Однофакторный метод анализа.

Параметрические и непараметрические критерии. Рекомендации к выбору критерия различия. Непараметрические критерии для зависимых выборок.


4. ПЛАН CЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Ведение в математические методы в психологии.

Вопросы для обсуждения:

Типы задач в профессиональной работе психолога, требующие математического обобщения результатов.

Измерения в психологии. Основные измерительные шкалы.

Подготовить доклады:

Проверка правильности ранжирования.

Случай одинаковых рангов.

Шкала интервалов.

Шкала отношений.

Определение выбора измерительной шкалы.

Шкалы наименований, интервалов, отношений.

Предоставить данные:

Таблицы и графики распределения частот, их применение. Таблицы сопряженности номинативных признаков.

Первичная обработка и представление эмпирических психологических данных.

Обсудить вопросы:

Статистическое решение и вероятность ошибки. Направленные и ненаправленные гипотезы.

Этапы принятия статистического решения.

Классификация психологических задач, решаемых с помощью статистических методов.

Меры центральной тенденции. Медиана, мода, среднее, коэффициент вариации.

Приготовить вопросы для обсуждения:

Меры изменчивости: дисперсия, стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс. Нормальное распределение как стандарт. Проверка нормальности распределения.

Меры изменчивости. Среднеквадратичное отклонение, дисперсия, процентили, децили, квартили.

Обсудить:

Репрезентативность выборки.

Формирование и объем репрезентативной выборки.

Нормальное распределение случайных величин. Коэффициенты асимметрии и эксцесса.

Вопрос для обсуждения:

Коэффициенты асимметрии и эксцесса.

Корреляционный анализ. Понятие коэффициента корреляции в психологии и его свойства. Коэффициент ассоциации и контингенции.

Приготовить материал для обсуждения:

Ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Случай одинаковых рангов. Проверка уровня значимости полученных коэффициентов корреляции. Коэффициент корреляции Кендалла. Бисериальный коэффициент корреляции . Множественная корреляция

Меры связи в шкале наименований. Меры связи данных в шкале рангов, данных, измеренных в разных шкалах.


Впоросы для обсуждения:

Кластерный анализ
Назначение. Методы кластерного анализа.

Кластерный анализ объектов.

Кластерный анализ корреляций.

Кластерный анализ результатов социометрии.

Кластерный анализ различий.

Генеральная совокупность и выборка. Доверительный интервал. Понятие значимости.

Основные статистические критерии оценивания и проверки гипотез. Распределение хи-квадрат и критерий хи-квадрат Пирсона.

Многомерные методы анализа. Однофакторный метод анализа.


Прорешать задачи по критериям:

Критерий знаков .

Критерий Вилкоксона.

Критерий тенденций Пейджа.


5. ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Наименование разделов и тем

Вопросы для самоконтроля СРС

Формы контроля СРС

Ведение в математические методы в психологии.

Предмет и задачи дисциплины. Проблема измерения индивидуальных психологических особенностей. Место математической статистики в структуре психологического исследования.

Реферат

Практические задания

Измерения в психологии. Основные измерительные шкалы.

Понятие измерения в психологии.
Измерительные шкалы. Номинативная шкала. Порядковая (ранговая, ординарная) шкала. Правила ранжирования.

Реферат

Практические задания

Шкалы наименований, интервалов, отношений.

Таблица исходных данных. Статистические ряды. Понятие распределения и гистограммы.

Реферат

Практические задания

Первичная обработка и представление эмпирических психологических данных.

Статистические гипотезы. Проверка статистической гипотезы. Нулевая и альтернативная гипотезы. Понятие уровня статистической значимости. Ось значимости. Статистический критерий и число степеней свободы. Проверка гипотез с помощью статистических критериев.

Реферат

Практические задания

Меры центральной тенденции. Медиана, мода, среднее, коэффициент вариации.

Меры центральной тенденции: мода, медиана, среднее, разброс выборки. Выбор меры центральной тенденции. Квантили распределения.

Реферат

Практические задания

Меры изменчивости. Среднеквадратичное отклонение, дисперсия, процентили, децили, квартили.

Полное исследование. Выборочное исследование. Зависимые и независимые выборки. Требования к выборке.

Реферат

Практические задания

Нормальное распределение случайных величин. Коэффициенты асимметрии и эксцесса.

Нормальное распределение случайных величин.

Реферат

Практические задания

Корреляционный анализ. Понятие коэффициента корреляции в психологии и его свойства. Коэффициент ассоциации и контингенции.

Понятие корреляционной связи. Виды корреляционных связей. Положительная, отрицательная и другие виды корреляций. Выбросы. Задача корреляционного анализа: установление направления (положительное, отрицательное) и формы (линейная, нелинейная) связи между варьирующими признаками. Коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Реферат

Практические задания

Меры связи в шкале наименований. Меры связи данных в шкале рангов, данных, измеренных в разных шкалах.

Дискриминантный анализ.
Назначение. Математико-статистические идеи метода. Исходные данные и основные результаты.
Многомерное шкалирование.
Назначение. Меры различия. Неметрическая модель. Модель индивидуальных различий.

Реферат

Практические задания

Генеральная совокупность и выборка. Доверительный интервал. Понятие значимости.

Основные статистические критерии оценивания и проверки гипотез. Распределение хи-квадрат и критерий хи-квадрат Пирсона.

Многомерные методы анализа. Однофакторный метод анализа.

Параметрические и непараметрические критерии. Рекомендации к выбору критерия различия. Непараметрические критерии для зависимых выборок.

Реферат

Практические задания

6. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

6.1. Тематика рефератов

  1. Решение задач на определение коэффициентов эксцесса, асимметрии, стандартного отклонения.

  2. Решение задач на определение коэффициентов корреляции для дихотомических переменных и переменных, измеренных в шкале рангов.

  3. Решение задач на определение коэффициентов корреляции Кендалла, точечно-бисериального коэффициента корреляции.

  4. Однофакторный метод анализа.

  5. Меры центральной тенденции: мода, медиана, среднее значение.

  6. Меры изменчивости: асимметрия, эксцесс, размах, вариация, дисперсия, среднее квадратичное отклонение

  7. Шкалы наименований в психологии

  8. Статистическая обработка данных

  9. Понятие коэффициента корреляции и его свойства

  10. Коэффициенты контингенции и ассоциации

  11. Понятие корреляции Пирсона для дихотомических данных

  12. Коэффициент корреляции рангов Спирмена

  13. Коэффициент ранговой корреляции Кендалла

  14. Выборочный метод в статистических исследованиях

  15. Латентная переменная, заряд.


6.2. Вопросы для подготовки к зачету

  1. Задачи математической статистики.

  2. Эмпирическая функция распределения.

  3. Статистический ряд.

  4. Полигон частот. Гистограмма.

  5. Выборочные числовые характеристики распределения.

  6. Классификация оценок. Методы.

  7. Оценка неизвестных параметров нормального распределения.

  8. Математический и графический расчет линейной регрессии.

  9. Методика проведения регрессионного анализа.

  10. Свойства оценок.

  11. Статистическая оценка разностей средних значений при независимых и зависимых выборках.

  12. Статистический вывод.

  13. Теория проверки гипотез. Основные понятия.

  14. Уровень значимости и мощность критерия.

  15. Оптимальный критерий для проверки для проверки гипотезы о параметрах нормального распределения.

  16. Многомерные методы анализа.

  17. Латентная структура.

  18. Двухфакторный метод анализа.

  19. Дисперсионный метод анализа.

  20. Кластерный метод анализа. Дендрограмма

  21. Меры центральной тенденции: мода, медиана, среднее значение.

  22. Меры изменчивости: асимметрия, эксцесс, размах, вариация, дисперсия, среднее квадратичное отклонение

  23. Шкалы наименований в психологии

  24. Статистическая обработка данных

  25. Понятие коэффициента корреляции и его свойства

  26. Коэффициенты контингенции и ассоциации

  27. Понятие корреляции Пирсона для дихотомических данных

  28. Коэффициент корреляции рангов Спирмена

  29. Коэффициент ранговой корреляции Кендалла

  30. Выборочный метод в статистических исследованиях

  31. Латентная переменная, заряд.

7. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

7.1. Основные источники

  1. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - С-Пб.,2000.

  2. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта, 2006.

  3. Митина О.Ю. Математические методы в психологии. М., 2007.

  4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2006.


7.2. Дополнительные источники

  1. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. С.-Пб.,1998.

  2. Тюменева Ю.А. Психологические измерения. М., 2007.

  3. Наследов А.Д. Методы обработки многомерных данных в психологии. Спб., 1999.

  4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Спб., 2006.

  5. Романко В.К. Кус теории вероятностей и математической статистики для психологов. М.: МГППИ, 2000.

  6.  Суходольский Г.В. Математические методы в психологии. Харьков.: Гуманитарный центр, 2004.

  7. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии. Спб., 1998.

  8. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 2000.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

8.1. Методические указания по выполнению практических работ.

Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента по определенной теме. При написании реферата студент должен собрать и проанализировать имеющуюся литературу по данной теме, обобщить и систематизировать научный материал.
Структура реферата:

Реферат должен содержать:

1. Титульный лист;
2. Содержание;
3. Введение;
4. Основную часть;
5. Заключение;

6. Список использованной литературы.

Оптимальный объем 15-20 страниц печатного текста.

Требования к содержанию:

1. Во введении формулируется актуальность темы, историографический обзор, цель и задачи исследования, практическая значимость (примерный объем введения 2-3 страницы).
2. Основная часть содержит анализ научной литературы по изучаемой теме. Материал основной части должен быть разбит на разделы, каждый раздел – озаглавлен, заголовок – отражать содержание раздела основной части (объем основной части - 12 - 16 страниц).
3. Заключение должно характеризовать в сжатом виде результаты исследования, четкие выводы (2-3 страницы).

4. Список литературы оформляется по следующим критериям:

  • в алфавитном порядке

  • тематически-хронологический

  • по видам источников

В приложение включается вспомогательный материал, на базе которого проводилось исследование: репродукции, иллюстрации, копии документов, фотографии, рисунки, схемы, таблицы, статистические данные.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconКурса «Математические методы в психологии»
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Математические методы в психологии»
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа математические методы в психологии направление
Ноу впо санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисципли...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Математические методы в психологии» включает в себя различные...
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
«Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» icon5. историография человеческого развития 32
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconДисциплины «математические методы в инженерных задачах» Кафедра математики Направление
Математические методы в инженерных задачах – это прикладная математическая дисциплина, в которой изучаются, способствующая развитию...
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа политическая психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа социальная психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа дифференциальная психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа психология управления направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа психология социальной работы направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа История психологии Направление подготовки − 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconРабочая программа математические методы в психологии
Филиал ноу впо санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программа), реализуемая кафедрой социальной психологии факультета...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск