Скачать 179.43 Kb.
|
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»РАБОЧАЯ ПРОГРАММАИстория психологии Направление подготовки − 030300 «Психология» Квалификации выпускника − бакалавр Санкт-Петербург2012 Психология менеджмента: рабочая программа / авт. -сост. Н. А. Власюк. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 12 с. Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии, протокол № 2 от 24 сентября 2012 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом, протокол № 2 от 24 октября 2012 г. Автор-составитель Н.А. Власюк Н. А. Рецензент кандидат психологических наук, профессор М.И. Коваленко
Цель курса — формирование у студентов научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и российской истории. Задачи курса: — изучение основных этапов и условий становления психологического знания в контексте развития науки и культуры определенного исторического периода; — анализ творческих идей и научного наследия известных зарубежных и российских психологов и ученых, внесших вклад в развитие психологической науки; — освоение основных направлений и школ в мировой и отечественной психологии в их исторической динамике; — формирование целостной картины генезиса психологических идей; — знакомство с основными направлениями развития современной психологии.
Дисциплина «История психологии» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология». В системе социально-гуманитарного образования курс выступает как важный фактор формирования у студента научного мировоззрения, исторического мышления, гуманистических установок, гражданско-патриотической позиции и конструктивных взглядов при восприятии событий и идей прошлого. Студент, изучающий «Историю психологии», должен иметь необходимые знания по социально-гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам, в первую очередь, по философии, истории, культурологи, современным концепциям естествознания. В общепрофессиональной подготовке курс позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний об истории зарождения и динамике психологических знаний, их связи с актуальным состоянием психологической науки. С этой точки зрения, курс связан межпредметными связями со всеми базовыми дисциплинами общепрофессинальной подготовки 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС): - общекультурных: проводить библиографическую и информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11). - профессиональных: способностью и готовностью к: применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); После изучения данного курса студент должен: - иметь представление о наиболее значимых событиях, фактах и персоналиях в истории развития научного и вненаучного психологического знания; - знать творческий вклад ведущих психологов и мыслителей в развитие психологии, историю научных школ и научных направлений, особенности развития психологии в различные хронологические периоды и в разных этно-культурных регионах; - владеть основами историко-сравнительного исследования, методами биографического, тематического, категориально-понятийного и логико-структурного анализа жизненного пути ученых и их научного наследия; - уметь осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий, выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем, проводить сопоставление теорий и концепций.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел I. Предпосылки развития психологии как науки Три этапа развития психологии: философский, феноменологический, научный. Принципы психологии: детерминизм, редукционизм, эмпиризм. РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650), ДЖОН ЛОКК (1632-1704), ДЖОРЖ БЕРКЛИ (1686-1753), ДЭВИД ЮМ(1711-1776) ДЖОН СТЮАРТ МИЛЬ (1806-1873) Раздел II. Влияние физиологии на становление психологии как науки ИОГАННЕС МЮЛЛЕР(1801-1858), ПОЛЬ БРОККА(1824-1880), ГЕРМАН фон ГЕЛЬМГОЛЬЦ (1821-1894), ЭРНСТ ВЕБЕР (1795-1878), ГУСТАВ ТЕОДОР ФЕХНЕР (1801-1887) Раздел III. Этапы формирования психологии Интроспекционизм: Вильгельм Вундт , Герман Эббингауз , Франц Бертрано, Освальд Кюльпе , Нарцисс Ах. Структурализм: Эдуард Титчинер. Функционализм: Чарльз Дарвин, Френсис Гальтон, Герберт Спенсер, Уильям Джеймс, Теория эмоций Джемса—Ланге, Джеймс Кеттелл, Альфред Бине, Льюле Термен Бихевиоризм: Эдвард Торндайк, Павлов И. П., Джеймс Уотсон. Необихевиоризм: Фредерик Скиннер,Эдвард Толман, Густав Люббон, Социобихевиоризм: Миллер и Доллард , Альберт Бандура. Раздел IV. Школы, течения и направления психологической мысли в историческом аспекте Прагматическая теория неврозов Фрейда. Методы психоаналитического деления. Структурная модель личности Фрейда, психологические защиты. Фрейд: сознание, бессознательное, проявление бессознательного, перенос. Стадии развития сексуальности, фиксация и характер. Эдипов комплекс и его разрешение. Основные понятия индивидуальной психологии Адлера: стиль жизни, реальная и псевдокомпенсаци, метод ранних воспоминаний. Основные понятия аналитической психологии Юнга. Структура психики по Юнгу, коллективное бессознательное. Типология Юнга: 4 функции эктопсихики и 2 способа ориентации. Неофрейдизм. Общая характеристика. Эго психология Анны Фрейд. Теория защитных механизмов. Концепция Халлен/Хорни: базальная тревога, способы защиты от неё. Концепция Хорни: три типа отношений «к», «от», «против». Невроз, как конфликт между ними, и способы разрешения этого конфликта. Гуманистическое направление в психологии. Общая характеристика. Модель иерархии потребностей Маслоу (его критика, и др. взгляды к примеру Адельфера). Концепции самоактуализации личности Маслоуа и концепция (характеристика) самоактуализирующейся личности. Модель роста К. Роджерса. «Я-концепция», её формирование, неконгруентность и защиты по Рождерсу. Гуманистический психоанализ Фромма. Общая характеристика. Дихотомия человеческого существования и проблема свободы в концепции Фромма (бегство от свободы). Системы ориентаций и поклонения. Их типы по Фромму. Любовь, как плодотворная форма отношения к другим. Характеристика плодотворной любви по Фромму. Этногенетические стадии развития и принципы по Э. Эриксону. Телесноориентированныя терапия по Райху. Биоэнергетика Александра Лоуэна. Когнитивная психология. Общая характеристика. Теория поля Курта Левина (по независ. действиям, про эксперименты). Гештальтпсихология. Основные понятия. Генетическая психология Жана Пиаже. Специфика детского мышления, стадии умственного развития. Поправка Брунера к познавательной теории Ж. Пиаже. Теория конструктов Келли. Рационально-эмотивная терапия Эллиса. Экзистенциальная психология. Общая характеристика и основные положения. Логотерапия Виктора Франкла. Гештальт терапия Перлза: базовые понятия, основные принципы. Цикл контакта и его срывы по Перлзу. Психосинтез. Структура личности. Процесс и методы психосинтеза. Транзактый анализ: эгосостояние и виды транзакции. Структурирование времени, игры сценария по Эрику Бернану. Трансперсональная психология Грофа. Основные понятия. НЛП – общая характеристика, основные понятия. Техника НЛП. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Семинарские занятия
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
7.3. Вспомогательная литература
7.4. Программное обеспечение
7.5. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютер, мультимедийный проектор. 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «История психологии» имеет важное значение для эффективного усвоения изучаемого материала. В учебном плане на самостоятельное изучение данной дисциплины отведено 36 часов. Большая часть этого времени отводится на знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Вниманию студентов предлагается достаточный список литературы. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов или заданий. Подготовка к семинарским занятиям осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы для составления докладов, схем ответов. Тема контрольной работы выбирается студентом, исходя из профессиональных интересов и возможностей экспериментальной площадки. Студент имеет право выбирать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. Желательна связь выбранной темы с профессиональной деятельностью, чтобы выполняемая работа помогала в решении практических задач. Контрольная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена (в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к оформлению работ). Студент выбирает тему из предлагаемого списка, однако за ним остается право выбора иной темы. В этом случае необходимо согласовать тему с преподавателем. Требование к выполнению контрольной работы:
Оформление контрольной работы: титульный лист, содержание контрольной работы, основная часть контрольной работы, выводы по работе, список использованной литературы в алфавитном порядке. 9.1. Темы контрольных работ для студентов заочного отделения
9.2. Вопросы к зачету
Разработчик: СПбИВЭСЭП, старший преподаватель кафедры социальной и консультативной психологии Н. А. Власюк Рецензенты: СПбИВЭСЭП, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной и консультативной психологии М. И. Коваленко. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий кафедрой_______________/М. И. Коваленко / УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета___________________ /М. А. Петрова / Дата составления 30 августа 2012 г. Утвержден на заседании НМС 24 октября 2012 г. Протокол № 2 от 24 октября 2012 г. |
Программа дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения... | Программа дисциплины Психология развития и возрастная психологии... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Общая психология, история психологии и... | Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программа), реализуемая кафедрой социальной психологии факультета... | Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика... ... | ||
Рабочая программа Психология менеджмента направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа Специальная психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Рабочая программа психология личности направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Рабочая программа Психология рекламы Направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Рабочая программа Общая психология Направление подготовки 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Рабочая программа Зоопсихология и сравнительная психология Направление... Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | ||
Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | Программа дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии... «Психология» психологии личности Председатель Зав кафедрой психологии личности | ||
Рабочая программа Психология общения направление подготовки − 030300 «Психология» Психология общения: рабочая программа / авт сост. К. А. Богомазова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 22 с | Рабочая программа Психология отклоняющегося поведения направление... Психология отклоняющегося поведения: рабочая программа / авт сост. И. В. Берно-Беллекур. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 18 с |