Пояснительная записка Актуальность





Скачать 260.64 Kb.
НазваниеПояснительная записка Актуальность
страница1/2
Дата публикации28.02.2015
Размер260.64 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

Моргаушского района Чувашской Республики

Принято «Утверждаю»

Педагогическим советом Директор МБОУ ДОД «Дом детского

МБОУ ДОД«Дом детского творчества» творчества» Моргаушского района

Моргаушского района Чувашской Чувашской Республики

Республики А.В.Рожкова

от « » 2013 г. Приказ от « » 2013 №

Рабочая образовательная программа дополнительного

образования детей объединения «Юный эколог»
Для детей 11 – 16 лет

Срок реализации – 1 год


Автор программы: педагог

дополнительного образования

Кадыкова Елена Ивановна
с. Моргауши - 2013

Пояснительная записка

1. Актуальность

Данный элективный курс предлагается как курс по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения с целью предпрофильной подготовки. В процессе освоения программы изучается целостная картина жизни растений и животных, взаимосвязь окружающих условий среды со строением организмов. Программа формирует прочные знания, умения в результате изучения жизни растений и животных с использованием натуральных объектов. Программа способствует:
- углублению, расширению и обогащению знаний, полученных в школе по биологии и экологии -развитию представлений учащихся об экологии растений и животных
-формированию целостного представления о приспособлении растений и животных к окружающей среде;
- знакомству с разнообразием растительного и животного мира.

2. Новизна

Если многие известные формы природоохранной деятельности предусматривают единичные мероприятия, а работы по исследованию объектов окружающей среды школьников позволяют лишь обозначить или подтвердить существование проблем, то эта программа предусматривает и позволяет сделать шаги по их преодолению. Программа организована как экологический марафон, то есть предусматривает непрерывное экологическое воспитание и образование, одним из важных результатов ее реализации должно стать выявление и широкое освещение экологических проблем, привлечение к их решению населения.

3. Педагогическая целесообразность

Содержание программы по возможности максимально адаптировано к местным природным условиям. В первую очередь при ознакомлении с животными и растениями, сезонными явлениями природы, климатом. Это тесно привязывает программу к национально-территориальному компоненту.

Программа предусматривает привлечение родителей в учебный процесс, (собрания, совместное участие в экскурсиях), пропаганду здорового образа жизни. Изучение природоохранного законодательства формирует правовое самосознание, а участие на разных экологических акциях - элементы детского самоуправления.

4. Формы и методы, технологии обучения

Основные методы и формы организации изучения курса – рассказы, беседы, семинары, экскурсии, лабораторные и практические занятия, проектирование, составление отчетов, самооценка деятельности. 5. Отличительные особенности программы

Значительное место в курсе занимает организация самостоятельной познавательной, исследовательской и проектной деятельности учащихся. Поэтому большое внимание уделено самостоятельным работам учащихся и лабораторному практикуму, в который включена деятельность по наблюдению, проведению опытов. Эти занятия расширяют общебиологический кругозор учащихся, дают хорошие навыки в постановке лабораторного эксперимента, без которого невозможно активное изучение жизни растений.

В программе выделены направления, цели и задачи курса, перечислены практические навыки и умения, которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе, приводится рекомендательный список практических занятий, перечень рекомендованной литературы для педагогов и учащихся. Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе обучения. Содержание программы скоординировано с содержанием других школьных предметов, и прежде всего с литературой и историей, природоведением и биологией, химией, без дублирования.

6. Цели и задачи программы:

  • Индивидуализация обучения и социализация учащихся;

  • Поддержание изучения базового общеобразовательного предмета (биологии) и смежного учебного предмета (экологии);

  • Обеспечение условий для предпрофильной специализации обучения;

  • Подготовка к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности;

  • Формирование целостной картины мира;

  • Развитие учебных, интеллектуальных и профессиональных умений и навыков;

  • Позволяет получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по выбранному предмету.



7. Структура и сроки реализации рабочей учебной программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Контроль усвоения знаний учащихся осуществляется в основном косвенно посредством анализа итогов проводимых конкурсов, викторин, практических работ. Иногда проводится устный опрос. Учитывается и степень участия детей в различных мероприятиях, в том числе экологичесих акциях, анализ их поведения в природе. Такие формы, как зачеты, письменные и контрольные работы, используются очень редко, детям они не нравятся, от этого они и в школе устают.

8.Ожидаемые результаты после изучения 1 года обучения

Что должен знать ребенок после 1 года изучения программы

Неживая природа.

  1. Вода, ее свойства и состояния.

  2. Почва, состав почвы (песок, глина, торф, влага, минеральные и органические вещества).

3. Воздух и его свойства.

4. Иметь представления о строении Вселенной.

5. Полезные ископаемые Родного края (торф, песок, глина, гравий, известняк). Знать самые распространенные полезные ископаемые (каменный уголь, нефть, природный газ, железная руда).

Живая природа.

Растительный мир.

1. Названия 10 - 15 видов деревьев (береза, дуб, клен, ясень, рябина, осина, ива, сосна, ель, липа). Уметь различать деревья по плодам, коре, листьям, кроне. Плодовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня).

  1. Названия 5 - 7 видов кустарников (малина, смородина, можжевельник, калина, сирень, крыжовник, черника, шиповник).

  1. Названия 10 видов лекарственных растений (подорожник, тысячелистник, чистотел, череда, мать - и - мачеха, одуванчик, пижма, Иван - чай, ландыш, валериана, пустырник, крапива, лопух (репей).

  2. Названия 5 - 7 видов раннецветущих растений (медуница, хохлатка, ветренница, первоцвет лесной, гусиный лук, примула весенняя, фиалка трехцветная, купальница.

  3. Названия 5 - 7 видов ядовитых растений (лютик едкий, волчье лыко, вороний глаз, паслен черный, паслен красный, беладонна и др.

  4. Названия съедобных и несъедобных грибов.

Животный мир.

Представителей каждого класса:

1. Черви (дождевой, нематоды и др.);

2. Рыбы (рыбы местных водоемов);

3. Земноводные (лягушки, жабы, тритоны);

4. Пресмыкающиеся (змеи ядовитые и неядовитые, черепаха, крокодил, ящерицы);

5. Птицы зимующие 5 - 7 видов; перелетные 5 - 7 видов.

6. Звери (белый медведь, тюлень, морж, олень; волк, бурый медведь, лиса, заяц, еж, лось, мышь, крот, суслик; лев, тигр, жираф, слон, обезьяна, зебра, носорог и др.).

Форма контроля деятельности учащихся в летнее время является анализ подготовленных каждым ребенком самостоятельных исследовательских работ.

9. Формы итогового отчета.

• Сообщения, отчеты о результатах своих наблюдений;
• Результаты выставок, конкурсов.
• Результаты эколого-биологических олимпиад
• Результаты научных конференций, защита проекта, исследовательской работы.
• Проведение массовых мероприятий Критерии эффективности курса

Теоретическая часть.
• Знание основных понятий материала курса;
• Умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты;
• Знание правил техники безопасности, при практических исследованиях и работах Практическая часть.
• Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе • Умение ухаживать за комнатными растениями, животными;
•Умение подготовить реферат и научно- исследовательскую работу ,.защитить их.


Учебно-тематический план



ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ

Кол – во часов

Форма занятий

Форма контроля знаний

Примечание сроки

теория

пракитка

всего

ОКТЯБРЬ (9 зан.– 18 ч)

1.

ТБ во время экскурсий, практических работ, походах.

2




2

Беседы, презентация

Запись в кружок

.

2.

Ознакомление с планом работы.

2




2

Беседа с презентацией

Опрос




3.

Понятие об экологии

1

1

2

Беседа с презентацией,

викторина

Опрос




4.

Экологические даты и акции.

1

1

2

Беседа с презентацией.

викторина

Опрос,

анализ итогов




5.

Воспоминания о лете

1

1

2

Беседы, конкурс рассказов, викторина, пр. работа «Календарь»

Опрос,

анализ итогов




6.

Ранняя осень

1

1

2

Беседы с презентацией, экскурсия, викторина, п.р.: сбор листьев, семян, плодов

Анализ итогов




























7.

Осенние изменения в природе

1

1

2

Беседа с презентацией,

экскурсия, практическая работа«Кадендарь»

Опрос

анализ




8.

Животные осенью

1

1

2

Беседа с презентацией

Опрос




9.

Страницы Красной книги

1

1

2

Беседа с презентацией, викторина

Опрос

анализ




НОЯБРЬ (9 зан. – 18ч)

10

Подготовка растений к зиме



1

1

2

Беседа, викторина

Опрос




11

Подготовка животных к зиме

1

1

2

Беседа, викторина

Опрос




12

ТБ во время экскурсий. Экскурсия в осенний лес

1

1

2

Беседа, экскурсия

Опрос




13



Подготовка к экологическому празднику «Синичкин день»


1

1

2



Беседа с презентацией

Опрос

Анализ работ




14

Экологический праздник «Синичкин день»


1

1

2

Выступление членов кружка

Анализ работ




15

ТБ во время практической работы « Изготовление и развешивание кормушек»

1

1

2

Практическая работа «Изготовление и развешивание кормушек

Опрос




16

ТБ во время практической работы « Изготовление и развешивание кормушек»

1

1

2

Практическая работа «Изготовление и развешивание кормушек

Опрос

анализ




17



Подготовка к экологическому празднику «День домашних животных»




1

2

Лекция, подготовка к празднику

Анализ работ




18



Экологический праздник «День домашних животных



1

1

2

Выступления членов кружка

Опрос




ДЕКАБРЬ (8 зан. – 16 ч)

19

Всемирный день по борьбе со СПИДом

1


1


2

Беседа с презентацией, викторина

Опрос




20

Участие в акции «Мы за ЗОЖ »

1

1

2

Участие в акции


Анализ работ




21

Здоровье людей зимой

1

1

2

Беседа с презентацией, викторина

Опрос

анализ




22

Что такое реферат?


1

1

2

Практическая и индивидуальная работа

Опрос

анализ




23


Подготовка рефератов


1

1

2

Практическая и индивидуальная работа

Опрос

анализ




24

Подготовка рефератов


1

1

2

Индивидуальная работа

Анализ работ




25

Защита рефератов

1

1

2

Индивидуальная работа







26


Зимние изменения в природе


1



1



2



Беседа, экскурсия, пр. работа («Календарь»)

Опрос, анализ




ЯНВАРЬ( 8 зан. – 16 ч)

27

Растения зимой


1

1

2

Беседа, викторина

Опрос




28


Птицы зимой


1


1


2


Беседа с презентацией

Опрос, анализ




29


Экскурсия в зимний лес

1


1


2

Беседа, экскурсия, практическая работа « Календарь», «Следы»

Опрос, анализ




30

Свойства снега и воды

1

1

2

Беседа

Опрос, анализ




31

Практическая работа «Исследование снега у трассы»

1

1

2

Беседа, пр. и лабор. работы «Свойства снега», «Календарь»

Опрос, анализ




32



Обработка данных

1

1

2

Беседа, выводы

опрос




33


Подготовка к НПК в районе

1

1

2

Беседа, викторина

Опрос, анализ




34

Участие на различных экологических акциях проводимых в школе, в районе

1

1

2

Индивидуальная работа

Анализ работ




ФЕВРАЛЬ (8 зан – 16 ч)

35



Выступление членов кружка под девизом: «Экология – это интересно, красиво, полезно!»

1



1

2

Беседы, викторина, пр. работы «Определение растений», «Календарь»

Опрос анализ




36


Конкурс рисунков «Тихая моя Родина!»

1

1

2




Анализ работ




37


Беседа: «Заповедник – островок живой природы»


1

1

2




Опрос, анализ





38


Растения в комнате

1

1

2




Опрос, анализ




39

Определение комнатных растений

1

1

2




Опрос,

Анализ работ





40

Аквариумные растения

1

1

2




Опрос,

Анализ работ





41

Определение аквариумных растений

1

1

2




Опрос,

Анализ работ




42

Конкурс «Аукцион полезных советов»

1

1

2

Беседы, викторина, пр. работы «Определение растений»,

опрос анализ




МАРТ (8 зан – 16 ч)

43


Весенние изменения в природе



1

1

2

Беседа, экскурсия, пр. работы: «Определение сторон света по снегу», «Календарь природы»

Опрос,

Анализ работ




44

Конкурс газет, посвященного Всемирному Дню Земли

1

1

2




Анализ работ




45

Конкурс фотографий, посвященного Всемирному Дню Воды

1

1

2

Беседа, конкурсы эколог. Плакатов.

Опрос,

Анализ




46



Растения весной



1

1

2

Беседа, экскурсия, пр. работы: «Гнездовья»

Опрос,

Анализ




47

Птицы весной

1

1

2




Опрос




48

Поведение в лесу

1

1

2

Беседа с презентацией

Опрос




49



Экскурсия

1

1

2




Опрос,

Анализ работ





50


Погода в конце весны


1

1

2

Беседа, пр. работа «Календарь природы»

Опрос. анализ




АПРЕЛЬ (8 зан – 16 ч)

51

Праздник, посвящённый Всемирному дню птиц.


1

1

2

Беседа, экскурсия, пр. работа «Календарь природы»

Опрос, Анализ




52

Пробуждение растений весной. Значение почвы для растений

1

1

2




Опрос, Анализ




53

Значение почвы для растений

1

1

2

Беседа, викторина

Опрос, Анализ




54

День экологических знаний

1

2

2

Беседа, викторина

Опрос, Анализ






55

Праздник, посвящённый Всемирному Дню Земли.

1

1

2

Пр. работа (субботники)

беседа

Опрос,

анализ




56

Посадка саженцев деревьев, кустарников, цветов

1

1

2




Анализ работ




57

Цветы на клумбах


1

1

2




Анализ работ




58

Итоговое занятие. Задание на лето.

1

1

2

Беседа, инд. работа

Анализ







Итого

58

58

116









  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка Актуальность
Л. Я. Гайдаржийская; зав экспериментальным дошкольным учреждением №41 км. Вахтель
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка. Актуальность темы
Здоровьесберегающие технологии на уроках по физической культуре на основе реализации личностно-ориентированного подхода
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка: актуальность программы
Человека к духовному наследию культуры России и других стран, должна дать положительные результаты
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка Актуальность
Планирование составлено на основе : «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В гербовой,...
Пояснительная записка Актуальность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка (цель, задачи, актуальность, новизна, концепция) стр1-4
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка Актуальность программы
Образовательный и воспитательный процесс в экологическом образовании на современном этапе строится в парадигме развивающего обучения,...
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка актуальность программы
Охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется...
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка актуальность изучения предмета «Основы православной культуры»
Дополнительную информацию можно получить в рабочие дни с 10 до 18 часов в здании Воскресной школы Данилова монастыря (2 этаж)
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная Записка Актуальность
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает...
Пояснительная записка Актуальность iconСтепанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Пояснительная записка Актуальность iconПрограмма «Кукольный домик» (4 года обучения) 1-5 классы Учитель:...
Актуальность программы Программа кружка «Кукольный домик» «Основы кукольного театрального творчества» рассчитана на 4 года обучения,...
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка Направление кружка : естественно-научное. Актуальность,...
Рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления у учащихся
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка. Актуальность и содержательная новизна курса
Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии. Выявить ее влияние на развитие...
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка Направленность
Направленность программы художественно-патриотическая и информационно-образовательная. Программа представляет из себя интегрированный...
Пояснительная записка Актуальность icon1. Пояснительная записка Актуальность программы
Наличие материально- технической базы, соблюдение техники безопасности и комплекса воспитательных мер позволяет создать в детском...
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной...
Актуальность курса объясняется как профессиональной необходимостью, так и социо-культурными реалиями современной жизни


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск