Скачать 231.59 Kb.
|
Пояснительная Записка Актуальность Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает поиск новых подходов к организации учебного процесса. Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку. Язык обогащает и развивает духовный мир ребёнка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полной мере. Моё обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации. Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку. Программа "Развитие речи посредством введения основ журналистики" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Новизна Журналистика – сфера деятельности по сбору, обработке и распространению актуальной и социальной информации через каналы массовой коммуникации. Способность влиять на умы миллионов людей, формировать мнение о событиях и людях, возможность быть в центре политических и культурных или экономических событий создают впечатление, что журналисты люди необыкновенные. Необычность названия и содержания данной программы является одним из способов мотивации учащихся. В деятельности детского объединения происходит соединение обучения с реальной социальной деятельностью, творчеством. Знание основ журналистики, полиграфического дела способствует не только познанию профессии, но и является прекрасным подспорьем для занятий по развитию речи младших школьников. Являясь одним из мотивирующих факторов, введение основ журналистики способствует реализации задач по развитию речи и решению главной задачи воспитания – формированию социально активной личности. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества и сотрудничества преподавателя и учащихся, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов. Цель программы: формирование коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех ее формах: устной и письменной, во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; навыков грамотной речи, как показателя общей культуры человека. Задачи: - обеспечить хорошую языковую среду и речевую практику для учащихся, обогатить речь, развить интерес к произносительной стороне речи, формировать культуру речевого общения; - формировать умение использовать различные способы поиска, сбора, анализа информации; обогатить опыт по созданию собственной информации в устной и письменной форме, по ее оформлению и представлению; - обучить основам журналистики и газетного дела, развивать творческое мышление, умение критически и аналитически думать, самостоятельно брать интервью, свободно и логично излагать мысли; - расширить кругозор детей; - воспитывать толерантность, коммуникабельность, формировать культуру общения и поведения в социуме. Срок реализации образовательной программы 1 год Программа рассчитана на учащихся 4 -6 классов, возраст обучающихся 10-12 лет. Нагрузка 2ч. 2 раза в неделю. Организация внеурочной деятельности младших школьников по данной программе основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др. Характеристика основных результатов Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Формы и способы проверки ЗУН: - тесты, диктанты, сочинения в жанрах журналистики; - игры: «Интервью», « Что? Где? Когда?», «Знатоки литературных произведений», « Репортаж»; - дискуссии: « Как должен говорить современный журналист». Форма подведения итогов реализации программы - выпуск газеты и журнала. Тематический план программы дополнительного образования «Журналистика » (144часов)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЖУРНАЛИСТИКА » (144 часов) I. Краткое введение в историю журналистики (10 часов)
Темы для рефератов (на выбор): - Возникновение и развитие журналистики в России. - Что «сорока» на хвосте принесла. - Журналист будущего. - Взаимодействие СМИ и экологических организаций. Творческие работы: 1. Этимологический «круглый стол». Разделившись на две группы, учащиеся готовят этимологические справки о словах «газета» и «журнал». 2. Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)»: выбрать любое детское или подростковое издание и рассказать о его особенностях. 3. Интеллектуальный блицтурнир. Команды по очереди называют детские и подростковые издания и кратко характеризуют их. Составление дайджеста. 4. Журналистская Дума (беседа о гласности, свободе печати, российских законах о СМИ, в том числе о детских). 5. Творческая лаборатория: создание музея городской школьной прессы. П. Основы журналистики (58 часов)
Творческие работы 1. Творческое задание. Используя русские народные пословицы и поговорки, написать фельетон на тему «Делу время, потехе - час». 2. Урок читательских удовольствий. Написать зарисовку на одну из тем (на выбор): «Зимняя сказка», «Весеннее настроение», «Летние радости», «Ода осени». 3. Творческая мастерская . Написать небольшой материал (жанр на выбор) на тему «Цветы в нашей жизни» используя элементы путевых заметок, зарисовок. 4. Круглый стол «Диалог-шоу». Написание дружеских пародий, «портретов». 5. «Информационный пикник» (возможно приглашение родителей, педагогов). Тема на выбор - написать по ней материал-размышление. 6. Конкурс журналистского мастерства «Мистер Бин». Написать материал (тема, жанр - на выбор), в который включить слова- «бины» (например, каБИНа, БИНокль, караБИН). Работы оцениваются по следующим критериям: а) оригинальность, логичность, композиционная целостность; б) наибольшее количество «бинов». 7. Артикуляционная гимнастика. Из скороговорок составить текст на любую тему и прочитать (оценивается произношение и мастерство составления материала). 8. Литературный тренинг. Составление письменной характеристики или литературного мини-портрета на тему «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?». 9. Мастер-новость «Час важных сообщений». Написание заметок о значимых событиях в жизни школы. 10. Газета-экспромт. Составление материалов в виде заметок, зарисовок в грамматической игре «О пользе знаков препинания»: в предлагаемом готовом тексте (это может быть отрывок из сказки, стихотворение) или написанном самостоятельно, но без знаков препинания, расставляются знаки препинания так, чтобы получился новый по смыслу текст. 11. «Эпитетное меню». Коллективная творческая игра «За кем последнее слово?» - подбор эпитетов к различным словам (например, руки, голова, работа и т. д.). 12. Творческая мастерская. Написание рассказов по пословице (крылатому выражению, афоризму). В основу можно положить случай из жизни (своей, друзей или родителей) или выдуманную историю. Например, на тему «Ученье - свет, а неученье - тьма». 13. Творческое задание «Газетный жанр». Юнкоры делятся на группы по жанрам. Одна группа доказывает, что интервью - самый интересный жанр, другая - что зарисовка самый интересный жанр, и т. д. 14. Написание эссе на тему «Что значит правильно выбрать профессию». 15. Написание статьи на тему «Профессии моих родителей» или «Профессия (указать название) и здоровье». 16. Жанрворд. Ребята получают карточки с названием жанров. Каждый рисует свой жанр в каком-то образе и от его имени рассказывает, кто он такой, используя в помощь подсказки: а) что изучает этот жанр; б) трудно ли освоить этот жанр, что для этого необходимо; в) кто из журналистов (писателей, критиков и др.) работал в этом жанре и прославил его. III. Художественно-техническое оформление издания (56 часов)
Творческая работа - создать оригинал-макет газетной полосы (1-2 материала и 1-2 иллюстрации). IV. Редакционно-издательская деятельность ( 20 часов)
Творческие работы 1. Рекламный экологический мини-проект на тему (на выбор): «Зелёный друг», «Поможем растить леса». 2. Деловая игра «Редакционный коллектив» - создание редакции. 3. Семинар на тему «Реклама в СМИ: вред или польза?». 4. Рекламное агентство. Придумать забавные рекламные объявления на тему «Агентство птичьей недвижимости» или на собственную тему. 5. Практикум по редактированию. Работа по принципу переделки: чужую заметку переделать в интервью и, наоборот, интервью сделать заметкой. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 1.М.Хасанова,Г.Сафиуллина,М.Гарифуллина, А.Мухаметханова “Риторика дәресләре” Методическая разработка для учителей 3 класса Казан “Магариф”,2004 2.М.Хасанова,Г.Сафиуллина,М.Гарифуллина, “Риторика дәресләре” Учебник для 3 класса .Казан “Магариф”,2003 3.М.Хасанова,Г.Сафиуллина,М.Гарифуллина, “Риторика дәресләре” Методическая разработка для учителей 3 класса Казан “Магариф”,2004 4.М.Хасанова,Г.Сафиуллина,М.Гарифуллина, “Риторика дәресләре” ” Учебник для 4 класса .Казан “Магариф”,2003 .Казан “Мәгариф”,2003 5. http://pedsovet.su/load/48-1-0-6277 Список литературы
|
Пояснительная записка Актуальность Л. Я. Гайдаржийская; зав экспериментальным дошкольным учреждением №41 км. Вахтель | Пояснительная записка Актуальность Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» | ||
Пояснительная записка. Актуальность темы Здоровьесберегающие технологии на уроках по физической культуре на основе реализации личностно-ориентированного подхода | Пояснительная записка: актуальность программы Человека к духовному наследию культуры России и других стран, должна дать положительные результаты | ||
Пояснительная записка Актуальность Планирование составлено на основе : «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В гербовой,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка (цель, задачи, актуальность, новизна, концепция) стр1-4 | ||
Пояснительная записка Актуальность программы Образовательный и воспитательный процесс в экологическом образовании на современном этапе строится в парадигме развивающего обучения,... | Пояснительная записка актуальность программы Охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется... | ||
Пояснительная записка актуальность изучения предмета «Основы православной культуры» Дополнительную информацию можно получить в рабочие дни с 10 до 18 часов в здании Воскресной школы Данилова монастыря (2 этаж) | Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности... | ||
Программа «Кукольный домик» (4 года обучения) 1-5 классы Учитель:... Актуальность программы Программа кружка «Кукольный домик» «Основы кукольного театрального творчества» рассчитана на 4 года обучения,... | Пояснительная записка Направление кружка : естественно-научное. Актуальность,... Рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления у учащихся | ||
Пояснительная записка. Актуальность и содержательная новизна курса Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии. Выявить ее влияние на развитие... | Пояснительная записка Направленность Направленность программы художественно-патриотическая и информационно-образовательная. Программа представляет из себя интегрированный... | ||
1. Пояснительная записка Актуальность программы Наличие материально- технической базы, соблюдение техники безопасности и комплекса воспитательных мер позволяет создать в детском... | Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной... Актуальность курса объясняется как профессиональной необходимостью, так и социо-культурными реалиями современной жизни |