Скачать 375.59 Kb.
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. Актуальность курса объясняется как профессиональной необходимостью, так и социо-культурными реалиями современной жизни. Серьезные проблемы, возникшие в обществе во второй половине 80-х г.г. в области межнациональных отношений, в частности, большое количество межэтнических конфликтов, потребовали внесения определенных корректив и в практику подготовки дипломированных специалистов психологов: а именно, в решение проблемы получения ими глубоких этнопсихологических знаний. Кроме того, национальные особенности жизни, необходимость межкультурных контактов как на профессиональном, так и на обыденном уровнях, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека более важную роль, чем это было 10-15 лет назад. Цель курса – просвещение в области психологических закономерностей межнационального общения, этностереотипов поведения, традиций, обычаев, социально-психологических механизмов межэтнических конфликтов, что несомненно будет способствовать организации психологических исследований на более высоком методологическом и методическом уровнях. Задачей курс является углубление знания и понимания студентами многообразия этнопсихологических явлений во всей их сложности, особенностях природы, специфики проявления во всех сферах жизнедеятельности. В результате изучения курса психолог должен знать основные вопросы, относящиеся к комплексу теоретико-методологических проблем этнической психологии, ее роль и место в системе научных знаний, связь с другими науками, методологические принципы и основные направления этнопсихологических исследований, сущность этнопсихологических феноменов и специфику их проявления в поведении и деятельности представителей этнических общностей. Предлагаемый курс включает в себя как лекционные, так и семинарские занятия. Последние предполагают вопросы, направленные на углубление лекционного материала, а также применение этнопсихологических диагностических экспресс-методик (выявление особенностей этнического самосознания, авто- гетеростереотипов и т.д.), что способствует интеграции знаний, формированию устойчивого интереса к этнопсихологическим проблемам. 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ» Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способностью и готовностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Многообразие этнических факторов в современной жизни российского и западного общества. Возможности этнопсихологии в анализе этнических, исторических, политических проблем. Феномены снижения объективной этничности (внешняя культурная ассимиляция), актуализация субъективной этничности (возрождение национального самосознания). Примеры и причины актуализации национального самосознания в странах Европы, США, бывшего СССР (глубинность, эффективность, парадоксальность этнического самосознания). Этничность как предмет исследования различных наук: истории, этнографии, психологии, педагогики, философии, социологии. Этнопсихология как отрасль социальной психологии, изучающая особенности психического склада и поведения людей, обусловленных их национальной принадлежностью.
Особенности этнопсихологического тестирования. Понятие культурно-независимого теста. Источники этнопсихологического знания. Древнейшие философские, географические, исторические сочинения, обнаруживающие основы этнопсихологии. Особенности развития этнопсихологии в 19 веке. Лацарус, Штейнталь, В.Вундт как основоположники этнопсихологии. Развитие этнопсихологии в России. Основные направления в развитии этнопсихологии в Америке в 20 веке.
Соотношение понятий гация и этнос. Определение этноса Ю. Бромлеем, Л. Гумилевым, С.А. Арутюновым, Н.Н. Чебоксаровым. Критерии определения этничности. Понятие этноинтегрирующих, этнодифференцирующих признаков. Этнолингвистические классификации народов. Роль мировых и национальных религий в этнической классификации. Этническое самосознание как этноинтегрирующий признак. История исследования этнического самосознания. Структура самосознания (этноним, этностереотипы, эмоциональное отношение к факту этнической принадлежности, поведенческие установки). Развитие этнического самосознания в онтогенезе. Познавательная структура этнического самосознания в онтогенезе. Познавательная структура «Мы» - «Они» как универсальный социально-психологический механизм формирования этнического самосознания. 4. Понятие этноцентризма. У. Сампнер о сущности этноцентризма. Исследование явления этноцентризма. Современное понимание этноентризма как результата этнокультурных особенностей социализации. Примеры проявления этнокультурных тенденций в восприятии особенностей других культур.
Методологические принципы изучения личности в рамках этнопсихологии. Личность как носитель образа «Я» и образа «Мы». Понятие базовой и модальной личности в западной этнопсихологии. Имплицитные теории личности. Понятие социализации. Структура процесса социализации (цели и задачи, средства и методы, агенты и институты социализации, результаты и эффективность). Этнокультурные особенности и универсалии в процессе социализации личности. Влияние религии на процессы социализации. Роль православия в формировании некоторых особенностей национального характера русских. Национальный характер – миф или реальность.Истоки формирования национального характера: истории, традиции, особенности социализации.Прикладные исследования особенностей национального характера в западной и отечественной психологии. Исследования русского национального характера. Г. Бердяев о национальности и русском национальном характере. Особенности целеподагания, и отношений к окружающей действительности как отличительные черты национального характера. К. Касьянова о понятии «социальный архетип» и национальный характер.
Кросскультурные исследования познавательных процессов. Методологические принципы в анализе межкультурных различий в познавательной сфере. Основные подходы в анализе этнокультурной детерминации познавательных процессов (биологический, социологический, психологический). Гипотеза лингвистической относительности Сепира Уорфа и гипотеза универсалий в познавательной деятельности Ч. Осгуда. Исследования в области восприятия, памяти, мышления. Понятие интеллекта в этнопсихологии, имплицитные теории интеллекта и их роль в углублении общепсихологического знания в области мышления и интеллектуальной деятельности. 7. Социально-психологические закономерности межнационального общения. Роль знания, понимания ритуалов, обрядов, обычаев, традиций как этнического стереотипизированного поведения в межличностном общении. принципы культуры межнационального общения. Современные исследования особенностей и обычаев в различных культурах. Особенности межнационального общения на макро- и микроуровне. Понятие конфликта, уровни конфликта, межгрупповой конфликт. Социально-психологический механизм зарождения, развертывания и углубления национального конфликта (аутогрупповая агрессия, ингрупповой фаворитизм, формирование этноцентризма и негативных этностереотипов). Предупреждение, прогнозирование и пути урегулирования межэтнических конфликтов. 8. Современные проблемы этнопсихологии. Роль этнопсихологического знания в формировании профессионального мышления и самосознания будущих психологов. Современные проблемы этнопсихологии и перспективные направления этнической психологии. |
1. рабочая программа Предлагаемый курс является общепрофессиональной... Оригинальная рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины (Н. Н. Мешкова, Е. Ю. Федорович), рекомендованной... | Пояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» адресована учащимся 11 класса естественнонаучного профиля. Продолжительность курса... | ||
Программа системы отображения информации Для специальностей: 014000... Данный специальный курс является учебной дисциплиной и одной из основных частей в подготовки специалистов – физиков в области оптики,... | История философии (для поступающих в аспирантуру) Курс «История философии» является одним из основных в системе подготовки специалистов для поступления в аспирантуру. Дисциплина «Истории... | ||
Пояснительная записка Дисциплина «Страхование» Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории страхования... | Рабочая программа по дисциплине С. В психологическая устойчивость в чс Целью освоения дисциплины является формирование базовых знаний и умений в области практической психологии. Обеспечение психологического... | ||
Пояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» Составлена из расчета 4 часа в неделю (расширенный профильный уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень... | Рабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:... Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,... | ||
Курс имеет целью познакомить студентов с основами межкультурной коммуникации. Задачи курса Курс «Межкультурная коммуникация» является дополнительной дисциплиной в профессиональной подготовке студентов и связан с такими курсами,... | Курс имеет целью познакомить студентов с основами межкультурной коммуникации. Задачи курса Курс «Межкультурная коммуникация» является дополнительной дисциплиной в профессиональной подготовке студентов и связан с такими курсами,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» С. И., Гольцова Н. Г.) и предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом и профильном уровне. Составлена из... | Пояснительная записка Курс «География Иркутской области» «География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию «Методика обучения конструированию» является специальной дисциплиной вуза. Данный курс направлен на подготовку квалифицированных... | Пояснительная записка Сложная многоуровневая структура таможенных... Целью изучения дисциплины является получение студентами знаний и приобретение практических навыков по предметно-ориентированным информационным... | ||
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | Пояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» Составлена из расчета 2 часа в неделю (базовый уровень) и 3 часа в неделю (профильный уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить... |