Скачать 274.65 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ №1408
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» (бисероплетение) Автор: В.А. Селивахина Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации программы: 2 года Преподаватель: Соловьева Светлана Васильевна г. Москва 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА За основу взята программа В.А. Селивахиной Источник: Образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. МГДД (Ю)Т, 2006 г. направленность дополнительной образовательной программы Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России. Бисерные работы, начиная с XVIII века, были популярны в стране и охватывали разные социальные слои, включая и дворянскую знать. Если проанализировать ассортимент изделий из бисера, выполненных в России, то поражает огромное разнообразие бытовых вещей: среди них разнообразные сумочки, кошельки, бумажники, коробочки, чехольчики, сонетки, столешницы, картины, диванные подушки, трости, трубки, экраны, даже обои Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме. Все эти работы высокого художественного уровня. Только в Историческом музее в Москве коллекция бисерных изделий насчитывает около 2 тысяч единиц хранения. К сожалению, после войн начала ХХ века, сначала мировой, а затем и гражданской, этот вид рукоделия практически перестал развиваться. Новый подъём интереса к бисероплетению наблюдается в настоящее время. Изделия из бисера вошли в моду, появились специализированные магазины, регулярно проводятся выставки высокохудожественных работ из бисера, издаётся большое количество литературы, как по технике исполнения изделий, так и по истории этого вида рукоделия. новизна, актуальность, педагогическую целесообразность Актуальность программы заключается в том, что она отражает эту общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания девочек в семье. Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам бисероплетения, сколько на развитие личностных качеств и психических процессов у учащихся. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление ровного почерка. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Педагогическая целесообразность: Программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление ровного почерка. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. Изготовление изделий из бисера большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их мышления. цель и задачи дополнительной образовательной программы Цель: Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Задачи: обучающие: - углубить и расширить знания об истории и развитии бисероплетения, сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения, способствовать освоению техники бисероплетения, развивающие: - развить моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, эстетический и художественный вкус, воспитательные: - привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении, экономичное отношение к используемым материалам, привить основы культуры труда; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих Программа строится на следующих принципах обучения: - принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого («ситуация успеха», «развивающее обучение»); - принцип доступности обучения и посильности труда; -принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности; - принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей; - принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки; - принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций; - принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях; - принцип научности; - принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью; - принцип систематичности и последовательности; - принцип сознательности и активности обучаемых; - принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности); - принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения. Формы организации педагогической деятельности: - индивидуальная работа, - групповая работа, - консультативная работа, - творческая мастерская. Воспитывающая деятельность. Воспитательное воздействие осуществляется в форме комплексных воспитательных дел, включающих игру, элементы воспитательной (этической) беседы и индивидуальные консультации. Воспитательное воздействие усиливается эффектом «коллективного сопереживания», вызванного активным анализом результатов. Воспитанники овладевают в системе качествами, необходимыми для жизни среди людей, учатся познавать себя, узнают о путях самосовершенствования. На занятиях проводятся физкультминутки с целью предупреждения утомления, профилактики заболеваний органов зрения и позвоночника учащихся. Методы воспитательной работы с детьми: - методы формирования познания - убеждение -инструктаж, рассказ, лекция, этическая беседа, внушение, объяснение, разъяснение, пример, диспут; - методы организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнение - поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитательные ситуации; - методы стимулирования – мотивация – соревнование, поощрение. возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста, применяемая техника плетения, доступна для детей 7-11 лет. сроки реализации дополнительной образовательной программы Изучение материала рассчитано на 2 гола. Задачи обучения каждого года реализуются через систему занятий на основе принципов изучения народного искусства: повтор (1 год обучения), вариация (2 год обучения). формы и режим занятий Программа кружка предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукция, изделия). Программа обучения учитывает сложность выполнения различных видов плетения, поэтому большое количество часов отводится тренировочным работам и проработке разных видов плетения. При выполнении изделий используются проволока, ножницы, поэтому на первом же занятии руководитель сообщает учащимся необходимые правила по безопасности труда и в дальнейшем следит за их выполнением. Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие. Форма проведения занятий:
Программа построена по принципу «спирали»: изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала и постепенного усложнения. В программу включены беседы и лекции по декоративно-прикладному творчеству, участие в выставках и творческих конкурсах. Дети занимаются по 2 часа в неделю. И в первый, и во второй год обучения, дети знакомятся с историей данного вида рукоделия, изучая изделия старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам, посещая музеи и выставки, а также знакомясь с имеющимся методическим фондом. ожидаемые результаты и способы их проверки В течение учебного года учащимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети принимают участие в отчётной выставке в секции декоративно-прикладного творчества. По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:
уметь:
Исходя из основных задач программы, на втором году обучения ребятам предлагается более глубокое изучение теоретических вопросов и техники бисероплетения. Если на начальном этапе учащиеся изучали простые незамысловатые схемы, узоры, композиции изделий, то на втором этапе обучения ребята знакомятся с бисерным плетением многорядовых объемных изделий, рельефных фигурок, цветов. От учащихся требуются знания и уверенное овладение элементарными техническими приемами в совокупности с собственными эстетическими представлениями, так как без этого невозможно избежать досадных ошибок в процессе создания декоративного изделия. По окончании второго года обучения дети должны знать:
уметь:
бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно,
формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка знаний, умений и навыков учащихся. Для контроля качества освоения бисерного рукоделия учащихся используются следующие формы педагогического контроля. На занятиях по бисероплетению используются разные виды контроля: - Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; - Промежуточный – демонстрация творческих работ в школе, в округе (выставки); - Итоговый - открытые и зачетные занятия, участие в выставках- конкурсах. Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по отработке техники выполнения различных приемов плетения и закрепления концов проволоки и лески. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения образцов с учетом следующих критериев:
Программа всех разделов кружка бисероплетения усложняется от занятия к занятию в течение 2 лет. Постепенно, создавая работы, выполненные за короткое или длительное время, наблюдается качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения: 1-й год обучения — аккуратность, четкость выполнения изделия; 2-й год обучения — аккуратность, самостоятельность выполнения, наличие творческого элемента, профессионализм. Формами оценки качества работы могут быть творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др. Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы (первый год обучения)
Учебно-тематический план (второй год обучения)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год обучения (для начинающих) |
Пояснительная записка За основу рабочей программы взята авторская... За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г. И. Беленького, Э. А. Красновского, Ю. И.... | За основу взята программа по геометрии 7-9 За основу взята программа по геометрии 7-9 классов для общеобразовательной школы умк атанасяна Л. С., Бутузова В. Ф., Кадомцева С.... | ||
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для 6 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В.... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы... | Пояснительная записка За основу взята программа по геометрии 7-9... За основу взята программа по геометрии 7-9 классов для общеобразовательной школы умк атанасяна Л. С., Бутузова В. Ф., Кадомцева С.... | ||
Пояснительная записка За основу взята программа по геометрии 7-9... За основу взята программа по геометрии 7-9 классов для общеобразовательной школы умк атанасяна Л. С., Бутузова В. Ф., Кадомцева С.... | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии. 9 класс рабочая... Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству подготовительный класс За основу рабочей программы по изобразительному искусству для подготовительного класса взята Программа 1-4 класса коррекционного... | Рабочая программа учебного курса История России XX начало XXI века... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма | ||
Рабочая программа по географии для курса 7 класса учитывает требования... Государственного стандарта. За основу взята авторская программа для общеобразовательных учреждений Николиной В. В., Алексеева А.... | Пояснительная записка Данная рабочая программа по истории для учащихся... Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В основу планирования курса взята авторская программа: А.... | ||
Пояснительная записка Предлагаемая рабочая программа разработана... Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята... | Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |