Пояснительная записка за основу взята программа





Скачать 274.65 Kb.
НазваниеПояснительная записка за основу взята программа
страница1/2
Дата публикации26.09.2013
Размер274.65 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ №1408

«Согласовано»

НМЦ ЮВОУО

_____________________

«___»______________2011г

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГОУ г Москвы ЦО№ 1408

_____________________

Пашутина Татьяна Александровна

«___»______________2011г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАДУГА»


(бисероплетение)

Автор: В.А. Селивахина


Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации программы: 2 года



Преподаватель: Соловьева Светлана Васильевна

г. Москва 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За основу взята программа В.А. Селивахиной

Источник: Образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. МГДД (Ю)Т, 2006 г.

направленность дополнительной образовательной программы

Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.

Бисерные работы, начиная с XVIII века, были популярны в стране и охватывали разные социальные слои, включая и дворянскую знать. Если проанализировать ассортимент изделий из бисера, выполненных в России, то поражает огромное разнообразие бытовых вещей: среди них разнообразные сумочки, кошельки, бумажники, коробочки, чехольчики, сонетки, столешницы, картины, диванные подушки, трости, трубки, экраны, даже обои Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме.

Все эти работы высокого художественного уровня. Только в Историческом музее в Москве коллекция бисерных изделий насчитывает около 2 тысяч единиц хранения. К сожалению, после войн начала ХХ века, сначала мировой, а затем и гражданской, этот вид рукоделия практически перестал развиваться.

Новый подъём интереса к бисероплетению наблюдается в настоящее время. Изделия из бисера вошли в моду, появились специализированные магазины, регулярно проводятся выставки высокохудожественных работ из бисера, издаётся большое количество литературы, как по технике исполнения изделий, так и по истории этого вида рукоделия.

новизна, актуальность, педагогическую целесообразность

Актуальность программы заключается в том, что она отражает эту общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания девочек в семье.

Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам бисероплетения, сколько на развитие личностных качеств и психических процессов у учащихся. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление ровного почерка. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Педагогическая целесообразность: Программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление ровного почерка. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. Изготовление изделий из бисера большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их мышления.

цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель:

Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Задачи:

обучающие:

- углубить и расширить знания об истории и развитии бисероплетения, сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения, способствовать освоению техники бисероплетения,

развивающие:

- развить моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие

способности, эстетический и художественный вкус,

воспитательные:

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении, экономичное отношение к используемым материалам, привить основы культуры труда;

отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих

Программа строится на следующих принципах обучения:

- принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого («ситуация успеха», «развивающее обучение»);

- принцип доступности обучения и посильности труда;

-принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

- принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей;

- принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;

- принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций;

- принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях;

- принцип научности;

- принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности и активности обучаемых;

- принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);

- принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.

Формы организации педагогической деятельности:

- индивидуальная работа,

- групповая работа,

- консультативная работа,

- творческая мастерская.

Воспитывающая деятельность.

Воспитательное воздействие осуществляется в форме комплексных воспитательных дел, включающих игру, элементы воспитательной (этической) беседы и индивидуальные консультации. Воспитательное воздействие усиливается эффектом «коллективного сопереживания», вызванного активным анализом результатов.

Воспитанники овладевают в системе качествами, необходимыми для жизни среди людей, учатся познавать себя, узнают о путях самосовершенствования.

На занятиях проводятся физкультминутки с целью предупреждения утомления, профилактики заболеваний органов зрения и позвоночника учащихся.

Методы воспитательной работы с детьми:

- методы формирования познания - убеждение -инструктаж, рассказ, лекция, этическая беседа, внушение, объяснение, разъяснение, пример, диспут;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнение - поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитательные ситуации;

- методы стимулирования – мотивация – соревнование, поощрение.

возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста, применяемая техника плетения, доступна для детей 7-11 лет.
сроки реализации дополнительной образовательной программы

Изучение материала рассчитано на 2 гола. Задачи обучения каждого года реализуются через систему занятий на основе принципов изучения народного искусства: повтор (1 год обучения), вариация (2 год обучения).

формы и режим занятий

Программа кружка предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукция, изделия).

Программа обучения учитывает сложность выполнения различных видов плетения, поэтому большое количество часов отводится тренировочным работам и проработке разных видов плетения.

При выполнении изделий используются проволока, ножницы, поэтому на первом же занятии руководитель сообщает учащимся необходимые правила по безопасности труда и в дальнейшем следит за их выполнением. Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие.

Форма проведения занятий:

  1. Вводный инструктаж к началу работы.

  2. Особенности выполнения изделия.

  3. Беседа.

  4. Подбор материала для выполнения работы.

  5. Практическое выполнение изделия. Оформление.

  6. Представление изделия.

Программа построена по принципу «спирали»: изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала и постепенного усложнения.

В программу включены беседы и лекции по декоративно-прикладному творчеству, участие в выставках и творческих конкурсах.

Дети занимаются по 2 часа в неделю. И в первый, и во второй год обучения, дети знакомятся с историей данного вида рукоделия, изучая изделия старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам, посещая музеи и выставки, а также знакомясь с имеющимся методическим фондом.

ожидаемые результаты и способы их проверки

В течение учебного года учащимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети принимают участие в отчётной выставке в секции декоративно-прикладного творчества.

По окончании первого года обучения учащиеся должны

знать:

  • правила техники безопасности,

  • основы композиции и цветоведения,

  • классификацию и свойства бисера,

  • историю развития бисерного искусства в России,

  • основные приемы бисероплетения,

  • условные обозначения,

  • последовательность изготовления изделий из бисера,

  • правила ухода и хранения изделий из бисера;

уметь:

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий,

  • составлять композиции согласно правилам,

  • классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам,

  • правильно пользоваться ножницами, проволокой,

  • свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно,

  • изготовлять плоские и объемные фигурки животных, цветы из бисера на основе изученных приемов,

  • выполнять отдельные элементы и сборку изделий,

  • хранить изделия согласно правилам.

Исходя из основных задач программы, на втором году обучения ребятам предлагается более глубокое изучение теоретических вопросов и техники бисероплетения. Если на начальном этапе учащиеся изучали простые незамысловатые схемы, узоры, композиции изделий, то на втором этапе обучения ребята знакомятся с бисерным плетением многорядовых объемных изделий, рельефных фигурок, цветов. От учащихся требуются знания и уверенное овладение элементарными техническими приемами в совокупности с собственными эстетическими представлениями, так как без этого невозможно избежать досадных ошибок в процессе создания декоративного изделия.

По окончании второго года обучения дети должны

знать:

  • технику выполнения простых, многорядовых изделий,

  • правила техники безопасности при работе на занятиях,

  • основы композиции и цветоведения,

  • основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, игольчатое, петельное, низание дугами,

  • последовательность изготовления изделий из бисера.

  • название и назначение ручных инструментов, применяемых в данном разделе;

уметь:

  • четко выполнять основные приемы бисероплетения,

  • планировать свою работу,

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий,

  • составлять композиции согласно правилам,

  • классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам,

  • свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по

бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие

рисунки самостоятельно,

  • самостоятельно изготавливать изделие из бисера,

  • работать в коллективе,

  • доводить начатое дело до конца,

  • терпеливо и аккуратно выполнять работу.

формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка знаний, умений и навыков учащихся.

Для контроля качества освоения бисерного рукоделия учащихся используются следующие формы педагогического контроля.

На занятиях по бисероплетению используются разные виды контроля:

- Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- Промежуточный – демонстрация творческих работ в школе, в округе (выставки);

- Итоговый - открытые и зачетные занятия, участие в выставках- конкурсах.

Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по отработке техники выполнения различных приемов плетения и закрепления концов проволоки и лески. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения образцов с учетом следующих критериев:

  • удовлетворительное качество работы и соответствие заданной схеме;

  • четкое соблюдение технологической последовательности плетения изделия;

  • оригинальность творческих работ.

Программа всех разделов кружка бисероплетения усложняется от занятия к занятию в течение 2 лет. Постепенно, создавая работы, выполненные за короткое или длительное время, наблюдается качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

1-й год обучения — аккуратность, четкость выполнения изделия;

2-й год обучения — аккуратность, самостоятельность выполнения, наличие творческого элемента, профессионализм.

Формами оценки качества работы могут быть творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы

(первый год обучения)



п/п

Название темы

Кол-во часов

всего

теор.

практ.

1

Вводное занятие. Техника безопасности..

1

1

0

2

Основные приемы работы. Низание в одну нить.

1

0,5

0,5

3

Продольное низание цепочки с пупырышками.

1

0,5

0,5

4

Плетение цветочка.

4

0,5

3,5

5

Низание в две нити «Бабочка».

2

0

2

6

Низание в две нити параллельное плетение «Стрекоза».

2

0,5

1,5

7

Низание в две нити параллельное плетение «Божья коровка».

3

0

3

8

Низание в одну нить игольчатое плетение «Солнышко».

2

0,5

1,5

9

Построение композиции и оформление работы «Летний день».

3

0,5

2,5

10

Изготовление новогодних украшений: низание в одну нить игольчатое плетение «Снежинка -1», низание в одну нить «Снежинка -2.

9

0,5

8,5

11

Низание в две нити параллельное плетение «Снегурочка», «Дед Мороз».

6

0,5

5,5

12

Низание в две нити параллельное плетение «Снеговик».

3

0

3

13

Низание в две нити параллельное плетение «Маленький крокодил».

4

0,5

4,5

14

Низание в две нити параллельное плетение «Мышка».

6

0,5

5,5

15

Низание в две нити параллельное плетение панно из бисера по мотивам сказки «Вини – Пух и его друзья».

10

0,5

9,5

16

Низание в две нити параллельное плетение «Ажурная бабочка».

4

0,5

3,5

17

Низание в две нити параллельное плетение «Зеленая бабочка».

4

0

4

18

Низание в две нити параллельное плетение «Черепаха».

4

0

4

19

Низание в две нити параллельное плетение «Такса».

6

1

5

20

Низание в две нити параллельное плетение «Черепаха».

3

0

3

21


Подведение итогов. Оформление выставки творческих работ

2

0,5

1,5




ИТОГО

76

8,5

67,5


Учебно-тематический план
(второй год обучения)




п/п

Название темы

Кол-во часов

всего

теор.

практ.

1

Вводное занятие.

1

1

0

2

Техника безопасности. Основные приемы работы.

1

0,5

0,5

3

Выполнение творческих проектов в различных стилях. Объёмные игрушки из бисера и бусинок.

22

2

20

4

Композиция, цветоведение, эскизирование.

2

1

1

5

Понятие о стилях в ИЗО и ДП искусстве.

2

0

2

6

Объёмные миниатюрные композиции на проволоке. Плетение объемных цветов. Французская техника.

20

4

16

7

Индивидуальная работа: помощь учащемуся в создании собственной бисерной композиции и в

разработке схемы к нему.

28

0


28

8

Подведение итогов. Оформление выставки творческих работ

2

0,5

1,5




ИТОГО

76

9

68



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения (для начинающих)

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка за основу взята программа iconПояснительная записка За основу рабочей программы взята авторская...
За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г. И. Беленького, Э. А. Красновского, Ю. И....
Пояснительная записка за основу взята программа iconЗа основу взята программа по геометрии 7-9
За основу взята программа по геометрии 7-9 классов для общеобразовательной школы умк атанасяна Л. С., Бутузова В. Ф., Кадомцева С....
Пояснительная записка за основу взята программа iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию
За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для 6 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В....
Пояснительная записка за основу взята программа iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы...
Пояснительная записка за основу взята программа iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы...
Пояснительная записка за основу взята программа iconПояснительная записка За основу взята программа по геометрии 7-9...
За основу взята программа по геометрии 7-9 классов для общеобразовательной школы умк атанасяна Л. С., Бутузова В. Ф., Кадомцева С....
Пояснительная записка за основу взята программа iconПояснительная записка За основу взята программа по геометрии 7-9...
За основу взята программа по геометрии 7-9 классов для общеобразовательной школы умк атанасяна Л. С., Бутузова В. Ф., Кадомцева С....
Пояснительная записка за основу взята программа iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии. 9 класс рабочая...
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Пояснительная записка за основу взята программа iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству подготовительный класс
За основу рабочей программы по изобразительному искусству для подготовительного класса взята Программа 1-4 класса коррекционного...
Пояснительная записка за основу взята программа iconРабочая программа учебного курса История России XX начало XXI века...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма
Пояснительная записка за основу взята программа iconРабочая программа по географии для курса 7 класса учитывает требования...
Государственного стандарта. За основу взята авторская программа для общеобразовательных учреждений Николиной В. В., Алексеева А....
Пояснительная записка за основу взята программа iconПояснительная записка Данная рабочая программа по истории для учащихся...
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В основу планирования курса взята авторская программа: А....
Пояснительная записка за основу взята программа iconПояснительная записка Предлагаемая рабочая программа разработана...
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Пояснительная записка за основу взята программа iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка за основу взята программа iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка за основу взята программа iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск