Скачать 190.57 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В. С. Кучменко «Биология: животные» в 7 классах общеобразовательных учреждениях. Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира. У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; о том, что животные связаны с окружающей средой. Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим. В федеральном базисном плане для основного общего образования на изучение биологии в 7 классе рассчитано на 68 учебных часов (из расчета по 2 ч/нед.). Учебное содержание курса «Биология: животные» в 7 классах представлено в программе для планирования изучения предмета 2 часа в неделю ( 68 часов в год ). Учащиеся должны знать: Базовый уровень – характерные признаки царства животных; – строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки); – роль простейших в биосфере и жизни человека; – многоклеточность и ее биологический смысл; – планы строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые); – основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные; фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека; – жизненные циклы морских беспозвоночных; – жизненные циклы и хозяева паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней; – основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше; – жизненные формы моллюсков, их роль в природе и значение для человека; – основные жизненные формы членистоногих, их роль в природе и значение для человека; – важнейшие отряды насекомых; – о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением; – роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд); – важнейшие группы вредителей сельскохозяйственных и лесных культур; причины возникновения вредителей; – насекомые человеческого жилища; – роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний; – классы позвоночных животных; – приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше; – особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных; – роль рыб в природе; – о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и рациональное использование их ресурсов; – о путях освоения суши позвоночными; – о роли наземных позвоночных в биосфере Земли; – особенности образа жизни земноводных и пресмыкающихся в связи с их строением; – факторы, ограничивающие среду обитания земноводных; – роль земноводных и пресмыкающихся в природе и жизни человека; – о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности; – особенности образа жизни птиц в связи с приспособлением их к полету; – особенности образа жизни млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни; – роль птиц и млекопитающих в природе и жизни человека; – основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих; – основные группы домашних животных, их значение в жизни человека; – основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, рациональное использование их ресурсов; – характерные животные своей местности; – об охране животных, роли заповедников и заказников. Повышенный уровень – сходство и различие классификаций целых и частей; – о гомологии как существенном сходстве; – важнейшие группы простейших; – важнейшие группы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков и иглокожих; – важнейшие группы ракообразных и паукообразных; – о происхождении основных групп животных; – важнейшие отряды насекомых (прямокрылые, стрекозы, поденки, перепончатокрылые, жуки, двукрылые); – о происхождении теплокровности. Учащиеся должны уметь: Базовый уровень – сравнивать, находить сходство и отличия важнейших групп животных; – понимать смысл биологических терминов; – проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных; сезонными изменениями в природе; – ставить простейшие биологические эксперименты и объяснять их результаты; – соблюдать правила поведения в кабинете биологии; – отличать пауков от насекомых; – уметь осуществлять личную профилактику заражения паразитическими беспозвоночными; – узнавать основные изученные типы животных (по таблице); – отличать представителей разных классов позвоночных животных; – отличать ядовитых животных своей местности; – соблюдать правила поведения в природе; – готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы. Повышенный уровень – сравнивать целые по их элементам; – сравнивать элементы по их относительному положению в целых; – устанавливать соответствие внешне непохожих целых и элементов при помощи «непрерывных» рядов; – отличать основные отряды насекомых; – отличать отряды земноводных, пресмыкающихся; – отличать важнейшие экологические группы птиц и млекопитающих. Тематическое планирование
Литература для учащихся: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. Энциклопедия для детей: Птицы и звери.- М.,2002 А.Г.Резанов. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс. –М.: Издат-Школа 2000, 1999. с.194-195 [Приложение 1] Брем А. Жизнь животных в картинках и рассказах. М., 1992 Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. М., 1981 Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Океан. М., 2000 Литература для учителя Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. Словарь. Первое биосообщество Авилова К.В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы. Книга для учителя. М., 1983 Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о птицах. Ярославль, 1997 Большой справочник по биологии. М., 2000 Кирисов А.Г. Звери и птицы Удмуртии. Ижевск, 1969 А.Г.Хрипкова «Физиология животных». М., 1980 Н.А.Лемеза, Л.В.Камлюк, Н.Д.Лисов «Биология в экзаменационных вопросах и ответах». М., 1997 Методика обучения зоологии. Пособие для учителя. М.. 1972 Черкасов М.В. Они должны жить: Птицы. М., 1984 Яхонтов А.А. Зоология для учителя. М., 1968 Доклады и рефераты
|
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы... | Рабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка... Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного... Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; примерной программы... | Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета... Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования; -примерной программы основного общего образования по направлению... | Пояснительная записка История 8 класс Настоящая рабочая программа... Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования(утверждён приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении... | Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования | Пояснительная записка статус документа Рабочая программа по физике составлена на основе примерной общеобразовательной программы федерального компонента государственного... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Рабочая программа составлена на основе Примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования... |