Содержание:
Стр.
-
1
| Целевой раздел…………………………………………………..
| 3
| 1.1.
| Пояснительная записка …………………………………………
| 3
| 1.2.
| Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы дополнительного образования...
|
5
| 1.3.
| Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования………………………………………………………
|
6
|
2.
|
Содержательный раздел………………………………………...
|
11
| 2.1.
| Дополнительные общеобразовательные программы, программы внеурочной деятельности ………………………...
|
11
|
2.2.
|
Программа воспитания и социализации обучающихся ………………………………………………………………….....
|
48
|
2.3.
|
Программа коррекционной работы…………………………….
|
71
|
3.
|
Организационный раздел……………………………………….
|
76
|
3.1.
|
Учебный план как один из основных механизмов реализации образовательной программы дополнительного образования...
|
76
|
3.2.
|
Система условий реализации образовательной программы …
|
87
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Социально-экономические преобразования в России за последние десятилетия привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и, в первую очередь, системы образования. Современная ситуация в стране предъявляет новые требования к качеству образования: оно рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества, различных социальных групп в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Одной из важнейших задач развития системы образования является повышение уровня управления образовательным учреждением: прогнозировать изменения в образовательных потребностях, проявлять опережающую реакцию на них, обоснованно выбирать стратегию и тактику деятельности по целенаправленному наращиванию образовательного потенциала образовательного учреждения и повышению уровня его использования для достижения нового качества образования. Решению этой проблемы способствует образовательная программа образовательного учреждения.
Образовательная программа дополнительного образования МОБУ ДОД Детский (подростковый) Центр содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цель, задачи и планируемые результаты реализации образовательной программы дополнительного образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы дополнительного образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание дополнительного образования и включает дополнительные общеобразовательные программы, программы внеурочной деятельности, программу воспитания и социализации обучающихся МОБУ ДОД Д(П)Ц, программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает: учебный план дополнительного образования как один из основных механизмов реализации образовательной программы; систему условий реализации образовательной программы дополнительного образования. МОБУ ДОД Детский (подростковый) Центр - это многопрофильное учреждение дополнительного образования, предоставляющее детям возможность для разностороннего творческого развития, укрепления здоровья, получения навыков здорового образа жизни и профессионального самоопределения, с учетом их личностных образовательных интересов и потребностей. Основная деятельность с учащимися осуществляется в клубах по месту жительства (структурных подразделениях) путем создания творческих объединений по интересам: кружках, спортивных секциях, ансамблях, мастерских, факультативах, лабораториях, студиях различного направления.
МОБУ ДОД Детский (подростковый) Центр - это многопрофильное учреждение дополнительного образования, предоставляющее детям возможность для разностороннего творческого развития, укрепления здоровья, получения навыков здорового образа жизни и профессионального самоопределения, с учетом их личностных образовательных интересов и потребностей. В результате организации целостного образовательного процесса в Детском (подростковом) Центре создаются те педагогические условия, которые способствуют успешному освоению детьми социального опыта, формированию их социальной активности посредством проектной деятельности, как необходимого компонента социализации ребенка и его готовности к полноценной жизнедеятельности в современной социокультурной среде. Творческие объединения Центра по месту жительства выполняют важную роль по воспитанию в условиях открытого социума, так как они максимально приближены к месту проживания, доступны и открыты для свободного посещения.
Назначение образовательной программы дополнительного образования МОБУ ДОД Д(П)Ц:
Повышение качества дополнительного образования на основе совершенствования педагогического и профессионального мастерства;
Создание образовательно-воспитательной системы, содействующей раскрытию личностных возможностей и творческих способностей детей с учетом разновозрастных особенностей;
Педагогическая поддержка всех категорий детей, посещающих подростковые клубы по месту жительства, среди которых: одаренные и талантливые, с ограниченными возможностями здоровья, подростки «группы риска»;
Развитие интеграции с общеобразовательными школами, расширение возможностей дополнительного образования, оптимальное использование кадрового, научно-методического и материально-технического потенциала в интересах развития личности ребенка.
Цель образовательной программы дополнительного образования МОБУ ДОД Д(П)Ц – создание эффективной образовательной системы, интегрирующей опыт и потенциал собственного педагогического коллектива, других образовательных учреждений, обеспечивающей развитие детей и активизацию их познавательных интересов в свободное время, формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью, подготовленную к жизнедеятельности в новых условиях.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательным учреждением образовательной программы дополнительного образования предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
обеспечение доступности получения качественного дополнительного образования, достижение планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала Центра, обеспечению психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов через воспитательную, культурно-массовую работу, с использованием возможностей учреждений - социальных партнеров;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии социальной среды дополнительного образования;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды микрорайона, города для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психолога, в сотрудничестве с предприятиями, учреждениями профессионального образования;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
образовательной программы дополнительного образования
Планируемые результаты освоения образовательной программы дополнительного образования (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Они обеспечивают связь между образовательным процессом и системой оценки результатов освоения образовательной программы дополнительного образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки дополнительных общеобразовательных программ, спецкурсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.
В структуре планируемых результатов выделяются:
1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты по формированию социальной активности детей и подростков посредством проектной деятельности по месту жительства.
В августе 2013 года МОБУ ДОД Д(П)Ц присвоен статус опорного учреждения дополнительного образования детей МО РС(Я) по теме «Формирование социальной активности детей и подростков посредством проектной деятельности по месту жительства».
Посредством проектной деятельности в творческих объединениях по месту формируется социально активная личность, создаются условия культурной среды развития учащихся и оказывается помощь в гражданском самоопределении, самореализации и самоутверждении по трем блокам – проектным линиям: обучающей, культурно-развивающей и социально-педагогической.
Произойдут следующие личностные результативные изменения у обучающихся:
Повышение образовательного уровня на основе полученных знаний по образовательным программам;
Приобретение социального опыта через воспитательную деятельность;
Развитие социальной активности посредством проектной деятельности;
Приобретение коммуникативных навыков межличностных и толерантных отношений;
Повышение общего культурного развития и творческого потенциала;
Рост личной инициативы, участия и организации культурно досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятий.
2) Планируемые результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, программ внеурочной деятельности.
Эти результаты приводятся в содержательном разделе образовательной программы дополнительного образования. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения дополнительных общеобразовательных программ и программ внеурочной деятельности. 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов
освоения образовательной программы дополнительного образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дополнительного образования (далее – система оценки) представляет собой один из инструментов управления, направленный на обеспечение качества образования.
Система оценки проводится с целью отслеживания динамики качества дополнительного образования обучающихся, уровень ресурсного и научно-методического обеспечения.
Оценка результативности реализации образовательной программы дополнительного образования МОБУ ДОД Д(П)Ц проводится по следующим критериям и показателям:
Критерий 1. Качество учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Показатели:
дополнительные общеобразовательные программы, программы внеурочной деятельности, реализуемые МОБУ ДОД Д(П)Ц, соответствуют сформированной цели, заявленному виду образовательного учреждения, современным нормативным требованиям;
авторские методические разработки по дополнительному образованию;
доля педагогов, проводимых инновационную деятельность – не менее 30%;
доля педагогов, применяющих в образовательном процессе ИКТ – не менее 30%.
Критерий 2. Качество образовательного процесса.
Показатели:
сохранность контингента обучающихся - не менее 80%;
обучающиеся владеют знаниями, умениями и навыками в осваиваемой предметной области: на минимальном уровне – овладели менее чем ½ объема знаний, на среднем (базовом) уровне – объем освоенных знаний более ½, на максимальном (творческом) уровне – дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой.
Таблица № 1
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительным общеобразовательным программам за _____-____ учебного года
Показатели (оцениваемые параметры)
| Критерии
| Степень выраженности оцениваемого качества
| % / кол-во
чел.
| Методы диагностики
| 1.Теоретическая подготовка детей:
1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
| Соответствие теоретических знаний программным требованиям
| - минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний);
|
| Собеседование,
Конкурсы, НПК, Соревнования,
Тестирование,
Анкетирование,
Наблюдение,
Итоговая работа,
| - средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½);
|
| - максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой)
|
| 1.2. Владение специальной терминологией
| Осмысленность и правильность использования
| - минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины);
|
| Собеседование,
Тестирование,
Опрос,
Анкетирование,
наблюдение
| - средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой);
|
| - максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием)
|
| 2. Практическая подготовка детей:
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам)
| Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
| минимальный уровень (овладели менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);
|
| Наблюдения,
Конкурсы, НПК, Соревнования,
Итоговые работы,
| - средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½);
|
| - максимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)
|
| 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением
| Отсутствие затруднений в использовании
| - минимальный уровень (испытывают серьезные затруднения при работе с оборудованием)
|
| наблюдение
| - средний уровень (работает с помощью педагога)
|
| - - максимальный уровень (работают самостоятельно)
|
| 2.3. Творческие навыки
| Креативность в выполнении практических заданий
| - начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания)
|
| Наблюдение,
Итоговые работы
| - репродуктивный (выполняют задания на основе образца)
|
| - творческий (выполняют практические задания с элементами творчества)
|
| 3. Обшеучебные умения и навыки ребенка:
3.1. Учебно-интеллектуальные умения:
3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу
| Самостоятельность в подборе и анализе литературы
| минимальный (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога)
|
| Наблюдение,
Анкетирование,
| - средний (работают с литературой с помощью педагога и родителей)
|
| - максимальный (работают самостоятельно)
|
| 3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации
| Самостоятельность в пользовании
| Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
|
| Наблюдение,
Опрос,
| -средний
|
| -максимальный
|
| 3.1.3. Умение осуществлять учебно - исследовательскую работу (рефераты, самостоятельные учебные исследования, проекты и т.д.)
| Самостоятельность в учебно-исследовательской работе
| Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
|
| Наблюдение,
Беседа,
Инд. Работа,
| -средний
|
| -максимальный
|
| 3.2. Учебно -
коммуникативные умения:
3.2.1. Умение слушать и слышать педагога
| Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
| Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
|
| Наблюдения,
Опрос,
| -средний
|
| -максимальный
|
| 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией
| Свобода владения и подачи подготовленной информации
| Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
|
| наблюдения
| -средний
|
| -максимальный
|
| 3.3. Учебно-организационные умения и навыки:
3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место
| Самостоятельно готовят и убирают рабочее место
| Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
|
| наблюдение
| -средний
|
| -максимальный
|
| 3.3.2. Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности
| Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям
| - минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема навыков соблюдения ТБ);
|
| наблюдение
| - средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½);
|
| - максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков)
|
| 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу
| Аккуратность и ответственность в работе
| - удовлетворительно - хорошо -отлично
|
| Наблюдение,
Итоговые работы
|
удовлетворенность участников образовательного процесса (обучающихся и их родителей) качеством образовательного процесса – более 95%;
организация образовательной деятельности учреждения в соответствии с выбранной целью «Формирование социальной активности детей и подростков посредством проектной деятельности по месту жительства»:
1 блок: проектная линия - обучающая «Наука. Познание. Творчество»
Мониторинг качества предоставляемых услуг осуществляет разработанная Центром программа аттестации учащихся, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности.
2 блок: проектная линия культурно-развивающая и творчески-просветительская «Фантазия. Инициатива. Креатив».
Мониторинг этого блока подразумевает:
охват участия детей и подростков в культурно – массовых и спортивных мероприятиях Центра – не менее 50%;
доля участия учащихся в различных городских, республиканских, региональных, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и т.д. – не менее 10%;
доля победителей и призеров – не менее 10%.
Блок: проектная линия – социально-педагогическая «Позитив. Интеграция. Перспектива».
охват несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и состоящих в различных профилактических учетах – не менее 28%;
охват несовершеннолетних летними творческими проектами – не менее 5000 детей и подростков города;
доля выпускников, продолживших обучение в профильных учреждениях СПО, НПО, ВПО – не менее 5%.
Личностное развитие детей:
Таблица №2
|