Скачать 0.89 Mb.
|
10 класс лабораторных работ – 4 Раздел I Введение в биологию (5 часов) Тема 1.1 Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи (2 часа) Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология – учебная дисциплина об основных хакономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности – основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения. Тема 1.2 Основные свойства живого. Многообразие живого мира. (3 часа) Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. Раздел I I Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (6 часов) Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития. Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности. Раздел I I I Цитология – учение о клетке– 40 часов Тема 3.1 Введение в цитологию (2 часа) Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: Прокариотические и эукариотические клетки. Тема 3.2 Химическая организация живого вещества (15 часов) Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, терморегуляции. Соли неорганических кислот. Их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление. Буферные системы клетки и организма. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки. Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд; денатурация, ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Углеводы в жизни растений и животных, грибов и микроорганизмов. Полисахариды. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности (правило Чаргаффа), двойная спираль. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Определение нуклеотидных последовательностей геномов растений и животных. геном человека. Генная инженерия; генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных. Лабораторная работа «Определение крахмала в растительных тканях». Тема 3.3 Строение и функции прокариотической клетки (1 час) Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Формы и размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Тема 3.4 Структурно-функциональная организация клеток эукариот (8 часов) Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматическая мембрана. ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии – энергетические станции – клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли. Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных. Тема 3.5 Обмен веществ в клетке (7 часов) Обмен веществ и превращение энергии в клетке – основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков. Транскрипция и трансляция. Энергетический обмен; структура и функция АТФ. Этапы энергообмена. Фотосинтез; световая и темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Тема 3.6 Жизненный цикл клеток (2 часа) Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления. Митотический цикл: интерфаза – период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них. Биологическое значение митоза. Тема 3.7 Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги (2 часа) Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит. СПИД. Бактериофаги Тема 3.8 Клеточная теория (3 часа) Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии Раздел IV Размножение и индивидуальное развитие организмов – 14 часов Тема 4.1 Бесполое размножение растений и животных (2 часа) Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения. Тема 4.2 Половое размножение ( 3 часа) Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Периоды созревания; профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация и кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение мейоза. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. Тема 4.3 Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие животных Онтогенез высших растений. (7 часов) Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Основные закономерности дробления: бластула, гаструла. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Закономерности постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие животных. Биологическое значение двойного оплодотворения. Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Раздел V Генетика (37 часов) Тема 5.1 История представлений о наследственности и изменчивости (2 часа) Представления древних а родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд. Тема 5.2 Основные закономерности наследственности (25 часов) Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Первый закон Менделя (закон доминирования). Второй закон Менделя (закон расщепления). Полное и неполное доминирование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Третий закон Менделя (закон независимого расщепления). Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Тема 5.3 Основные закономерности изменчивости ( 7 часов) Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Комбинативная изменчивость. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием. Лабораторная работа - Изучение изменчивости - Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся) Тема 5.4 Генетика человека ( 3 часа) Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический. Генетические карты хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность. Лабораторная работа - Составление родословных Календарно-тематическое планирование по биологии – 3 часа в неделю (10 класс)
|
Рабочая программа по биологии 10 а класс Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение... | Вопросы к зачету по дисциплине «Психология личности» Предмет и задачи курса «Психология личности»; ее характеристика как отрасли общей психологии | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии в средней (полной) общей школе. Программа составлена на основе государственного... | Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных... | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных... | 1 Предмет и задачи нейропси ГМ. Объект: пациент, показатели функционирования которого выходят за пределы нормы. Предмет: симптомы, т е комплексы расстройств... | ||
Учебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль... Петрова О. В. Поурочный и тематический контроль знаний по общей биологии для студентов 1 курса, 2014. – 96 с | Тема лекции, разделы и их содержание Предмет и задачи химии, её практическое значение. Химия и проблемы современной науки и общества. Роль химии в развитии лесохимического... | ||
Рабочая программа по биологии 9 класс «Основы общей биологии» автор Пономарёва И. Н в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования... | Пояснительная записка в школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики» В школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики» является одним из самых сложных, поэтому для лучшего его усвоения обучающимися... | ||
Вопросы для проведения вступительных испытаний по биологии для выпускников... Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных... | Учебный курс по общей биологии: электронное пособие Материалы по всем разделам биологии. Научно-популярные и образовательные статьи. Ссылки на биологические интернет-ресурсы | ||
Рабочая программа по учебному курсу общей биологии для 10 класса Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы... | Организация обеспечения медицинским имуществом в чрезвычайных ситуациях и медицина катастроф Предмет и содержание курса медицинского снабжения формирований мсго, всмк и других медицинских учреждений. Значение и задачи медицинского... | ||
Пояснительная записка Предмет «Русский язык» «Русский язык» в средней школе – это предмет, максимально приближенный к потребностям выпускника. Он отражает жизненные ориентиры... | Экзаменационные вопросы по общей гигиене и экологии для студентов... Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета |