Скачать 76.64 Kb.
|
Кузнецова Валентина Александровна, заместитель директора по УВР, учитель биологии МБОУ "СОШ №8" Биология 8 класс. Тема: Спиной мозг. Подтема: Причины недуга Илья Муромца. Цель: создать условия для более полного понимания функций спинного мозга, способствовать ассимиляции исторических, литературных и художественных знаний в биологию, обеспечить среду, способствующую построению собственного знания, поиска и созидания, раскрытию творческого потенциала учащихся. Задачи: * формировать у учащихся более глубокое представление о функции спинного мозга; * выявить возможные причины недуга Илья Муромца; * исследовать исторический, медицинский и литературный материал; * развивать умение сравнивать, анализировать, формулировать выводы. Оборудование: видеоаппаратура, м/ф «Илья Муромец», мультимедийное оборудование, слайды, настенный плакат «Спинной и головной мозг», раздаточный материал, репродукция картины «Три богатыря» Ход урока: Мастер: Ребята, сегодня вы не просто учащиеся 8 класса, вы – врачи – неврологи, т.е. специалисты, которые занимаются лечением заболеваний нервной системы. А я – лечащий врач, к которому поступил необычный пациент. Наша задача, поставить правильный диагноз и назначить лечение. В основе нашей работы лежат знания о функциях спинного мозга. Сейчас, коллеги, попрошу вас просмотреть слайды и обсудить функции здорового спинного мозга. Слайд 1. Коленный рефлекс. Вопрос: как называется функция мозга, которая направлена на обеспечение простейших рефлексов (коленного рефлекса, сгибание и разгибание конечностей)? Ответ: * рефлекторная функция; Слайд 2. Взаимосвязь спинного и головного мозга. Головной мозг Проводящие пути Спинной мозг Мышца Вопрос: Как называется функция, когда импульс, поступающий от рецепторов кожи, мышц и внутренних органов, по белому веществу спинного мозга поступает в головной мозг, откуда ответный импульс возвращается в спинной мозг и мышца, при этом, выполняет какую – то работу? Ответ:
Карта вопросов. Вопросы обсуждаются в группах, ответы звучат вслух.
Мастер: А теперь позвольте представить вам данные нашего пациента. Слайд 3. Бюст Ильи Муромца Медицинская карта. Фамилия: Муромец Имя: Илья Отчество: Иванович Полных лет: 33 года Рост: 177 см Вес: 98 кг Место работы: временно не работает Дополнительные сведения о пациенте: Место рождения: Муромская область с. Карачарово Телосложение: плотное Режим: постельный (печной) История болезни. В ОКБ города Ханты - Мансийска был доставлен родителями с жалобами на отсутствие функций рук и ног, а также болями в поясничной и шейно – грудной области позвоночника. Функции всех других органов сохранены. Головной мозг работает ясно. Пациент обращался за помощью к специалистам ближнего и дальнего зарубежья. Киевские ученые рентгенологи Т.В. Топчий и И.В. Милько, обследовав И. Муромца, обнаружили изменения позвонков поясничного и шейно – грудного отделов (снимки прилагаются), на основании чего сделали заключение, что у пациента паралич рук и ног. Но причину паралича они не установили. В этот момент учащимся раздаются снимки позвоночника, сделанные киевскими рентгенологами. Слайд 4. Снимки, сделанные киевскими рентгенологами.
С полученным заключением родители повезли И. Муромца в Канаду, в город Галифакс, к доктору нейропсихологии Саре Ши. Совершив обследование, она сделала заключение, что у Ильи тяжелая форма нервного расстройства, сопровождающаяся отказом от работы и боязнью покидать насиженное место. С этими двумя заключениями пациент поступил в диагностический центр города Сургута. Группа неврологов, на основании обследования Ильи, поставила три предположительных диагноза:
Для более полной картины я хочу показать фрагмент семейного видео. Мастер показывает фрагмент мультипликационного фильма «Илья Муромец», где ожидается рождение ребёнка и где он появляется на свет. Переходим на обсуждение признаков заболевания, причин их возникновения и постановке диагноза. Слайд 5. Функциональная схема спинного мозга Спинной мозг шейного и верхнего грудного отдела позвоночника Регулирует работу:
Спинной мозг нижнего грудного отдела позвоночника Регулирует работу:
Спинной мозг поясничного и крестцового отделов позвоночника Регулирует работу:
Вопрос: Какие части тела, по истории болезни, у Ильи Ивановича не функционируют? Ответ: * руки и ноги; Вопрос: Почему? Ответ: * возможно потому, что не происходит поступление импульсов; Вопрос: куда не поступают импульсы? Ответ: * в мышцы рук и ног; Мастер: Молодцы! Предположительно, какие части спинного мозга пострадали? Ответ:
Мастер: Предлагаю вам снимок спинного мозга И.И. Муромца, а для сравнения эталон такого же участка спинного мозга, но здорового человека. Слайд 6. Снимок спинного мозга Ханты – Мансийских специалистов ОКБ
Вопрос: Что, по вашему мнению, послужило причиной нарушения функций рук и ног? Ответ: * на снимке видно, что позвонки видоизменены. Возможно, они зажали (ущемили) спинномозговые отростки и нарушили связь головного мозга со спинным. А теперь, коллеги, нам осталось поставить диагноз и назначить лечение. Я раздаю описание предполагаемых заболеваний Ильи Муромца для анализа и обсуждения. Каждой группе по одному описанию болезни. 1. Мышечные спазмы («судороги») – болезнь связана с высокой мышечной активностью и может сопровождаться частичным или полным нарушением двигательной функции конечностей. Может возникать у беременных женщин, у людей, попавших в нехарактерную среду, например в холодную воду. Судороги чаще возникают у пожилых людей. После судорог в мышцах некоторое время сохраняется боль. При правильном лечении возможно полное выздоровление. 2. Ущемление спинного мозга – болезнь связана с травмами позвонков, которые могут защемить спинномозговые корешки. Она может возникать у людей разного возраста и сопровождаться частичным или полным нарушением двигательной функции конечностей. В поясничной и шейно – грудной области спинного мозга ощущаются боли. При правильном лечении возможно полное выздоровление. 3. Спинная сухотка – болезнь развивается медленно и вызывает отмирание спинномозговых нервов. Больной ощущает молниеобразные и невыносимые боли в ногах, иногда в спине, руках и внутренних органах. У него постепенно теряется координация движения и без помощи зрения он не может определить положение тела в пространстве. Постепенно теряется и зрение. Болезнь может возникнуть при простуде и сотрясении спинного мозга. Руки и ноги перестают функционировать и больной погибает. Выбираем лечение из рекомендаций, взятых из Большой Медицинской Энциклопедии.
Мастер: А теперь обратим внимание на репродукцию картины «Три богатыря». Какой мы можем сделать вывод? Верно! Илья Муромец выздоровел. Медицине известны случаи такого «чудесного» исцеления, которые называются «спонтанная ремиссия». Скажите, кем работал Илья Муромец после выздоровления? Да, он охранял рубежи нашей Родины. Следовательно, он работал пограничником. И в День пограничника, особо отличившимся ее защитникам, вручают славную награду – орден Илья Муромца. Рефлексия.
|
Стволовая часть головного мозга План Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания;... | Л. М. Чайлахян искусственный интеллект и мозг (Можно ли моделировать... Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы | ||
Физиология двигательных функций на уровне ствола мозга Анатомические характеристики ствола Физиологи анатомически объединяет три отдела головного мозга: продолговатый мозг, мост и средний мозг, совместная деятельность которых... | Корпускулярная и волновая Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на... | ||
Механические волны Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на... | Илья Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на... | ||
Вопросы и предназначения Как мы можем оказаться в матрице (продолжение). Злой ученый питера ангера и «мозг в банке» хилари патнэм | Дэниел Амен Измени мозг изменится и тело Дается подробная информация о продуктах питания, витаминах и пищевых добавках, улучшающих работу мозга | ||
Эмоциональный настрой ... | Развитие речи у ребенка 3 лет Результаты научных исследований показали, что мозг трехлетнего малыша в два раза активнее, чем у студента университета | ||
Конспект. Урок : Физическая культура. Класс: 6 Преподаватель: Луконин... Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на... | Занятие №1. Механическое движение и его относительность. Законы Ньютона.... Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на... | ||
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему Саратовская областная организация Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель занятия: показать разрушительное воздействие наркотических веществ на головной мозг | ||
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество Тема: «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учить детей ориентироваться в пространстве, выполняя перестроение парами по кругу: мальчики, стоя спиной к центру круга; девочки,... |