Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования





Скачать 185.3 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования
Дата публикации21.09.2014
Размер185.3 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4



Рассмотрено

Утверждаю

на заседании МО

Директор школы № 4

Протокол № ____

Приказ № ___

от___________ 2012 г.

от __________ 2012 г.







Рассмотрено




на заседании научно-методического совета




Протокол № ____




от ___________ 2012 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для 11 класса

среднего (полного) общего образования

(базовый уровень)

г. Переславль-Залесский

2013/2014

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии:

- БУП – 2004, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004года;

- с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного общего образования.»

- с приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

- с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012 учебный год.

- со сборником нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, М. «Дрофа», 2006 год.

- с программой для общеобразовательных учреждений. Биология 6 – 11 класс.: - М.: «Дрофа», 2010г.);

- с программами для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы. Составитель Морзунова И.Б. - М., «Дрофа», 2010г.;

- с методическими письмами о преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009, 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области;

- с методическим письмом «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2011-2012 уч.г.»;

- с приказом Минобразования и науки РФ № 349 от 13.12.2007 г. «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-2009 учебный год» (//Вестник образования, № 1. 2008.);

- с требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- с требованиями к составлению рабочей программы учителя, содержащимися в приложении к письму департамента образования Ярославской области от 12.01.2006 № 01-10.
Рабочая программа для 11 классов расширена с 1 часа в неделю до 2-х часов в неделю. В расширенной программе увеличивается количество лабораторных и практических работ, в соответствии с методическим письмом 2011-2012 учебного года, практических работ увеличено до 11, лабораторных работ до 9, а также количество часов на теоретический материал по сравнению с базовым уровнем стандарта:

раздел 4. «Вид» - по программе – 19 часов, расширено до 35 часов.

раздел 5. «Экосистемы» по программе – 11 часов, расширено до 32 часов.

Один час выделяется на заключительный урок в конце года, итого 68 часов т.к. освоение общебиологических теорий, основанных на знаниях полученных в основной школе, направленных на формирование естественного мировоззрения, экологического мышления, здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде, должны помочь сегодняшним школьникам адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.

Используется:

Учебник: «Общая биология», 10 – 11 класс.

Авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова – «Дрофа», 2010-2012г.

Требования к уровню подготовки выпускников

двух годичном курсе биологии 10-11 класс
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

  • Основные положения биологических теорий (клеточная эволюционная теория Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • Строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • Биологическую терминологию и символику.


Уметь:

  • Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • Решать: элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • Описывать: особей видов по морфологическому критерию;

  • Выявлять: приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно) антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

  • Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;


Использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек , правил поведения в природной среде;

  • Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлений пищевыми продуктами;

  • Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.


Тематическое планирование




п.п.

Наименование темы

Всего

часов

Из них




лабораторные

работы

практические

работы

контрольные работы

1.

Раздел 4. «Вид»

35

Расширенное


Л.р. № 1- 6


Пр.р. № 1-7

К.р. № 1 «Современное эволюционное учение»

К.р. № 2 «Происхождение жизни на Земле».

К.р. № 3 «Происхождение и эволюция человека»




2.

Экосистемы

32

Л.р. № 7-9


Пр.р. № 8-11


К.р. № 4 «Основы экологии»




3.

Обобщающий урок по курсу «Общая биология»

1















Календарно-тематическое планирование


Дата

Номер

Тема

Лабораторные работы

Практическые работы

Контрольные работы

Домашнее

Задание







Раздел 4. «Вид» - 35 часов

Тема 4.1. История эволюционных идей – 4 часа










1

Инструктаж по ТБ (сентябрь, январь).

Развитие эволюционных представлений










2

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка










3

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Лабораторная работа «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»

Л.р. № 1







4

Значение дарвинизма для развития науки













Тема 4.2. Современное эволюционное учение – 19 часов










5

Критерии вида, структура вида. «Вид».

Л.р. «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию»


Л.р. № 2







6

Популяция как структурная единица вида










7

Современные представления о механизмах популяции (регуляция численности)










8

Популяция как единица эволюции










9

Факторы эволюции (наследственная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, изоляция)










10

Л.р. «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Л.р. № 3







11

Борьба за существование. Естественный отбор. Пр.р «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора»

Пр.р № 1







12

Адаптация организмов к условиям обитания










13

Л.р. «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

Л.р. № 4







14

Видообразование. Пр.р «Сравнение процессов экологического и географического видообразования»

Пр.р № 2







15

Синтетическая теория эволюции и ее основные положения










16

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главное направление эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс. Пр.р «Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции»

Пр.р № 3







17

Пути достижения биологического прогресса










18

Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация. Л.р. «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

Л.р. № 5







19

Пр.р «Сравнительная характеристика микро и макро эволюции»

Пр.р. № 4







20

Доказательства эволюции органического мира










21

Результаты эволюции










22

Современная классификация органического мира – как результат эволюции










23

Обобщающий урок по теме «Современное эволюционное учение»

К.р. № 1










Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле – 5 часов










24

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле










25

Современные представления о возникновении жизни










26

Пр.р. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Пр.р. № 5







27

История развития жизни на Земле










28

Обобщающий урок «Происхождение жизни на Земле»

К.р. № 2










Тема 4.4. Происхождение человека – 7 часов










29

Гипотезы происхождения человека










30

Пр.р. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Пр.р. № 6







31

Положение человека в системе животного мира










32

Л.р. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих, как доказательство их родства»

Л.р. № 6







33

Эволюция человека










34
35

Человеческие расы. Пр.р «Анализ и оценка гипотез формирования человеческих рас»

Обобщающий урок по теме: «Происхождение человека».

Пр.р № 7
К.р. № 3










Раздел 5. «Экосистемы» - 32 часа

Тема 5.1. «Экологические факторы» - 9 часов










36

Организм и среда. Предмет и задачи экологии










37

Экологические факторы и их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организм










38

Абиотические факторы среды. Свет. Температура. Влажность.

Фотопериодизм










39

Биотические факторы среды. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция










40

Симбиоз










41

Антропогенные факторы среды










42

Последствия антропогенного воздействия на популяции органического мира










43

Позитивные воздействия человека на природу










44

Л.р. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Л.р. № 7










Тема 5.2. – 13 часов










45

Структура экосистем










46

Экосистема дубравы










47

Пищевые связи

Круговорот веществ и энергии в экосистемах










48

Пр.р. «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме

Пр.р. № 8







49

Причины устойчивости экосистем










50

Смена экосистем.

Влияние человека на экосистемы. Агроценозы










51

Л.р. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроценозов своей местности».

Л.р. № 8







52

Л.р. «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Л.р. № 9







53-54

Решение экологических задач исследовательской направленности

Пр.р. № 9







55-56

Семинар: «Можно ли предотвратить экологическую катастрофу на Земле». Роль международного сотрудничества»










57

Контроль знаний по теме: «Основы экологии»

К.р. № 4










Тема 5.3. – 3 часа

Биосфера – глобальная экосистема










58

Биосфера – глобальная экосистема










59

Роль живых организмов в биосфере










60

Биологический круговорот веществ (биогеохимический)













Тема 5.4. - 7 часов

Биосфера и человек










61

Биосфера и человек (Биосфера – современная эпоха)










62

Глобальные экологические проблемы.

Загрязнение и перерасход природных вод, почв










63

Пути решения экологических проблем










64-65

Пр.р. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

Пр.р. № 10








66-67

Пр.р. «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и пути их решения»

Пр.р. № 11







68

Обобщающий урок: «Возможность использования полученных знаний в повседневной жизни»







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconРабочая программа по биологии для учащихся 10 класса составлена на...
Образовательная программа составлена на основе сборника программ по биологии для 10 класса «Программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В....
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего...
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconРабочая учебная программа по биологии для 10 класса Рабочая учебная...
Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11...
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconУчебному предмету «биология» для обучающихся 11 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconРабочая программа по биологии 10 11 класс
Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) для 10-11...
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconРабочие программы по биологии для общеобразовательных учреждений (для обучающихся 10 11 классов)
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,...
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconАннотация к рабочей программе по биологии для 9 класса
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы...
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconРабочая программа по биологии 6 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconРабочая программа по биологии 7 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconРабочая программа по биологии 9 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconРабочая программа по биологии Домашнее обучение
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconРабочая программа по учебному предмету «Биология»
Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии в средней (полной) общей школе. Программа составлена на основе государственного...
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconРабочая программа по биологии для 8 класса основного общего образования
Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального...
Рабочая программа по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования iconРабочая программа по биологии 11 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии для 11А класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск