Скачать 122 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» ________________________________________________________________ У Т В Е Р Ж Д А Ю Проректор по УМР _________________ /Л. П. Филатова/ «___»_______2009 г. Программа учебной практики УЧЕБНАЯ (ПОЛЕВАЯ) КОМПЛЕКСНАЯ ПРАКТИКА Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» с дополнительной специальностью «Химия» Нижний Тагил 2009 Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры естественных наук 11. 09. 2009 г., протокол № 1. Зав. кафедрой Т.В. Жуйкова Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета ИЕМИ , протокол № . Директор ИЕМИ С.Э. Потоскуев Составитель: Касимова Н. З., к. с.-х. н. доцент кафедры ЕН
Учебная (полевая) комплексная практика студентов БХО на АБС планируется на 4 курсе в 8 семестре в объеме 36 час. (1 нед.) по дисциплинам «Биологические основы сельского хозяйства» (12 час.), «Теории и методике обучения биологии» (12 час.) и «Физиологии растений» (12 час.).Цель практикиЦель практики – всесторонняя подготовка будущего учителя биологии к организации натуралистической деятельности учащихся средней школы; освоение научно-обоснованных современных технологий возделывания основных культурных растений, приемов поддержания устойчивости и продуктивности агроэкосистемы. Задачи комплексной практики: 1. закрепление знаний, полученных на лекциях, семинарских и лабораторных занятиях; 2. изучение методов, приемов, средств и форм организации натуралистической деятельности учащихся; 3. совершенствование организаторских умений; 4. совершенствование умений наблюдать, собирать, определять коллекционировать различные биологические объекты с целью приготовления из них наглядных пособий; 5. овладение методикой проведения экскурсий, фенологических наблюдений, опытов в природе, методикой проведения уроков на пришкольном участке, организации работы учащихся на пришкольном участке, изготовления наглядных пособий; 6.овладение необходимыми умениями и навыками выращивания сельскохозяйственных культур. 7. изучение влияния различных экологических факторов в естественных условиях на физиологические процессы культурных растений; 8. формирование элементарных навыков исследовательской работы на опытах, поставленных непосредственно в природных условиях, полевой обстановке и вегетационных опытов, что важно для будущего учителя биологии; 9. сбор демонстрационного материала для проведения лабораторно-практических работ; 10. заготовка гербарного и снопового материала различных групп сельскохозяйственных культур и сорных растений. Комплексной практике по сельскому хозяйству, теории методике обучения биологии и физиологии растений предшествует изучение дисциплин «Ботаника», «Цитология», «Микробиология», «Биологические основы сельского хозяйства», «Теория и методика обучения биологии», «Физиология растений» предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Учебно-полевая практика по сельскому хозяйству, теории и методике обучения биологии и физиологии растений является логическим завершением изучения данных дисциплин. Прохождение комплексной практики является необходимой основой для последующего изучения курсов «Генетика», «Введение в биотехнологию», «Теорию эволюции», «Общая экология», «Социальная экология», «Охрана природы и рациональное природопользование», прохождения учебно-полевой практики по экологии, подготовки к прохождению производственной практики в школе и в профессиональной деятельности учителя-биолога. В результате прохождения практики обучающийся должен: знать:
уметь:
владеть:
Учебно-тематический план
«Биологические основы сельского хозяйства» Фенологические наблюдения над основными сельскохозяйственными культурами. Гербаризация растений. Постановка и проведение полевых опытов (по особой тематике). Заготовка раздаточного материала для лабораторных занятий (колосья, плоды, семена, клубни, корнеплоды). Разбивка коллекционного отдела, посев коллекционных культур (посев хлебов 1 и 2 групп, зернобобовые, технические, корнеклубнеплоды, кормовые культуры, овощные культуры по группам). «Теория и методика обучения биологии» Назначение учебно-опытного пришкольного участка. Отделы пришкольного участка. Принципы декоративного оформления территории пришкольного участка. Значение биологических экскурсий. Тематика биологических экскурсий. Общая методика организации и проведения биологической экскурсии. Правила проведения экскурсии. Методические особенности ботанических экскурсий. Методические особенности зоологических экскурсий. Значение фенологических наблюдений. Задачи фенологии. Организация фенологических наблюдений. «Физиология растений» Методика и закладка вегетационных опытов: - водные культуры растений;- почвенные культуры растений. Физиологические особенности минерального питания растений. Физиологические особенности водного питания растений. Организация практики и отчетность студентовОсновная база полевой практики – агробиологическая станция. Участками для проведения полевой практики являются полевой и овощной севообороты, коллекционный отдел, плодовый сад, ягодные культуры, теплицы и парники. Во время полевой практики студенты ведут рабочую тетрадь, где описывают все работы, все задания с методикой их проведения, со схемами закладки опытов, с методами обработки материала и полученными результатам, описаниями объектов исследований и разрабатываемых рекомендаций. Итоги полевой практики подводятся в последний день практики, по результатам которых выставляется зачет. Примерный перечень вопросов к зачету
Основные понятия дисциплины Баланс питательных веществ в земледелии. Вещество действующее удобрений. Виды севооборотов. Диагностика визуальная условий питания растений. Дождевание. Закон возврата. Закон минимума, оптимума и максимума. Закон незаменимости и равнозначимости факторов жизни растений. Закон совокупности действия факторов жизни растений. Запас питательных веществ. Клубнеплоды. Компост. Круговорот веществ в земледелии. Кулисы. Культура интенсивная. Культуры беспочвенные. Культуры изолированные. Культуры почвенные. Мульча. Мульчирование. Опыт вегетационный. Опыт мелкоделяночный. Опыт полевой. Питание корневое. Питание некорневое. Площадь питания. Подкормка. Поле севооборота. Посадка. Посев. Почвоутомление. Предшественник. Прием обработки почвы. Программирование урожая. Спелость почвы. Спелость сельскохозяйственных культур. Туки. Тукосмесь. Удобрение зеленое. Удобрение основное. Удобрение рядковое. Удобрения. Урожайность. Урожай. Хлороз. Список литературы Основная
Дополнительная
Словари
|
Примерная программа наименование практики полевая практика по ботанике... Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии | Рабочая программа практики зоология беспозвоночных учебная полевая... Составители: Сашина Л. М., к б н., доцент; Блохина Т. В., к б н доцент; Кидов А. А., к б н доцент | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |