Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология»





НазваниеПрограмма учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология»
Дата публикации22.09.2014
Размер122 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

________________________________________________________________
У Т В Е Р Ж Д А Ю

Проректор по УМР
_________________

/Л. П. Филатова/

«___»_______2009 г.

Программа учебной практики
УЧЕБНАЯ (ПОЛЕВАЯ) КОМПЛЕКСНАЯ ПРАКТИКА
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» с дополнительной специальностью «Химия»


Нижний Тагил

2009

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры естественных наук 11. 09. 2009 г., протокол № 1.

Зав. кафедрой Т.В. Жуйкова


Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета ИЕМИ , протокол № .
Директор ИЕМИ С.Э. Потоскуев
Составитель: Касимова Н. З., к. с.-х. н.

доцент кафедры ЕН

  1. Пояснительная записка

Учебная (полевая) комплексная практика студентов БХО на АБС планируется на 4 курсе в 8 семестре в объеме 36 час. (1 нед.) по дисциплинам «Биологические основы сельского хозяйства» (12 час.), «Теории и методике обучения биологии» (12 час.) и «Физиологии растений» (12 час.).

Цель практики


Цель практики – всесторонняя подготовка будущего учителя биологии к организации натуралистической деятельности учащихся средней школы; освоение научно-обоснованных современных технологий возделывания основных культурных растений, приемов поддержания устойчивости и продуктивности агроэкосистемы.
Задачи комплексной практики:

1. закрепление знаний, полученных на лекциях, семинарских и лабораторных занятиях;

2. изучение методов, приемов, средств и форм организации натуралистической деятельности учащихся;

3. совершенствование организаторских умений;

4. совершенствование умений наблюдать, собирать, определять коллекционировать различные биологические объекты с целью приготовления из них наглядных пособий;

5. овладение методикой проведения экскурсий, фенологических наблюдений, опытов в природе, методикой проведения уроков на пришкольном участке, организации работы учащихся на пришкольном участке, изготовления наглядных пособий;

6.овладение необходимыми умениями и навыками выращивания сельскохозяйственных культур.

7. изучение влияния различных экологических факторов в естественных условиях на физиологические процессы культурных растений;

8. формирование элементарных навыков исследовательской работы на опытах, поставленных непосредственно в природных условиях, полевой обстановке и вегетационных опытов, что важно для будущего учителя биологии;

9. сбор демонстрационного материала для проведения лабораторно-практических работ;

10. заготовка гербарного и снопового материала различных групп сельскохозяйственных культур и сорных растений.
Комплексной практике по сельскому хозяйству, теории методике обучения биологии и физиологии растений предшествует изучение дисциплин «Ботаника», «Цитология», «Микробиология», «Биологические основы сельского хозяйства», «Теория и методика обучения биологии», «Физиология растений» предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Учебно-полевая практика по сельскому хозяйству, теории и методике обучения биологии и физиологии растений является логическим завершением изучения данных дисциплин.

Прохождение комплексной практики является необходимой основой для последующего изучения курсов «Генетика», «Введение в биотехнологию», «Теорию эволюции», «Общая экология», «Социальная экология», «Охрана природы и рациональное природопользование», прохождения учебно-полевой практики по экологии, подготовки к прохождению производственной практики в школе и в профессиональной деятельности учителя-биолога.
В результате прохождения практики обучающийся должен:

знать:

  • основные теоретические положения, законы развития современного сельского хозяйства;

  • закономерности и связи растений с окружающей средой, с почвой, с атмосферой и процессы, происходящие в почве;

  • основные культивируемые виды и сорта;

  • закономерности роста, развития, технологии возделывания сельскохозяйственных культур;

  • научные основы севооборотов;

  • правила организации опытно-практической работы учащихся на пришкольном участке;

  • вопросы охраны почв окружающей среды и получения экологически чистой продукции растениеводства и животноводства;

  • основные методы исследований в сельском хозяйстве, элементы методики, планирование эксперимента, наблюдений и учетов, технику закладки и проведения опыта, документацию и отчетность, применение статистических методов анализа;

  • основные процессы жизнедеятельности растений (водное и минеральное питание, фотосинтез и дыхание, pост и развитие);

  • взаимосвязь и зависимость физиологических процессов от биологических особенностей вида и условий окружающей среды;

  • интеграцию физиологических процессов и ее связь с продуктивностью растений;

  • основные методы диагностики потребностей растений в минеральных элементах.

уметь:

  • вскрывать закономерности взаимосвязи растения с окружающей средой;

  • применять полевой метод исследований, позволяющий изучать растение в зависимости от тех или иных приемов изменения почвенных условий, агротехники;

  • распознавать сельскохозяйственные культуры по морфологическим признакам растений, плодам и семенам;

  • составлять схемы севооборотов;

  • составлять план мероприятий, проводимый в плодоносящем саду в течение года

  • пропагандировать знания по охране окружающей среды;

  • вести себя в природе в соответствии с правилами ее охраны;

  • наглядно демонстрировать прохождение основных физиологических процессов в растении;

  • уметь анализировать сезонные изменения в функционировании растений;

  • ставить несложные лабораторные, вегетационные и полевые опыты с культурными растениями;

  • проводить систематические наблюдения за растениями;

  • работать с лабораторным оборудованием (микроскопом, весами различного типа и др.).

владеть:

  • способами отражения полученных результатов в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем и т.п.;

  • анализом и сопоставлением материалов собственных наблюдений;

  • навыками организации научно-исследовательской деятельности учащихся;

  • методиками проведения научных исследований с дикорастущими и сельскохозяйственными культурами.

  • приемами агротехники возделывания сельскохозяйственных культур;

  • методиками правильного проведения работ на учебно-опытном участке.


Учебно-тематический план

Темы занятий

Количество часов

Содержание самостоятельной работы

Формы контроля СРС

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа

«Биологические основы сельского хозяйства»

1. Опытническая работа с полевыми культурами. Постановка полевого опыта.




6

-

Составление плана постановки полевого опыта

Оформление результатов в дневник

2. Учебно-опытная работа с овощными культурами, в школьном саду и в ягоднике.




6

-




Оформление результатов в дневник

«Теория и методика обучения биологии»

1. Методика проведения биологических экскурсий




6

-

Разработать и составить конспект биологической экскурсии

Проведение каждым студентом подготовленной экскурсии.

3. Методика проведения фенологических наблюдений




6




Разработать и составить конспект фенологических наблюдений

Оформление результатов в дневник

«Физиология растений»

1. Методика и закладка вегетационных опытов:

- водные культуры растений;

- почвенные культуры растений.




6

-







2. Физиологические особенности минерального питания растений. Физиологические особенности водного питания растений.




6

-

Выполнение индивидуальных заданий

Оформление результатов в дневник

Сдача отчетной документации по индивидуальному заданию.

3. Проверка дневников по полевой практике, устный опрос на дополнительные вопросы. Зачет




-










Итого за семестр:




36










  1. Содержание курса

«Биологические основы сельского хозяйства»

Фенологические наблюдения над основными сельскохозяйственными культурами. Гербаризация растений.

Постановка и проведение полевых опытов (по особой тематике).

Заготовка раздаточного материала для лабораторных занятий (колосья, плоды, семена, клубни, корнеплоды).

Разбивка коллекционного отдела, посев коллекционных культур (посев хлебов 1 и 2 групп, зернобобовые, технические, корнеклубнеплоды, кормовые культуры, овощные культуры по группам).
«Теория и методика обучения биологии»

Назначение учебно-опытного пришкольного участка. Отделы пришкольного участка. Принципы декоративного оформления территории пришкольного участка.

Значение биологических экскурсий. Тематика биологических экскурсий. Общая методика организации и проведения биологической экскурсии. Правила проведения экскурсии. Методические особенности ботанических экскурсий. Методические особенности зоологических экскурсий.

Значение фенологических наблюдений. Задачи фенологии. Организация фенологических наблюдений.
«Физиология растений»

Методика и закладка вегетационных опытов: - водные культуры растений;- почвенные культуры растений.

Физиологические особенности минерального питания растений.

Физиологические особенности водного питания растений.

Организация практики и отчетность студентов


Основная база полевой практики – агробиологическая станция.

Участками для проведения полевой практики являются полевой и овощной севообороты, коллекционный отдел, плодовый сад, ягодные культуры, теплицы и парники.

Во время полевой практики студенты ведут рабочую тетрадь, где описывают все работы, все задания с методикой их проведения, со схемами закладки опытов, с методами обработки материала и полученными результатам, описаниями объектов исследований и разрабатываемых рекомендаций.

Итоги полевой практики подводятся в последний день практики, по результатам которых выставляется зачет.
Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Значение овощных культур, их происхождение и распространение.

  2. Место овощных культур в школьной программе.

  3. Место плодово-ягодных культур в школьной программе.

  4. Способы обработки почвы под различные культуры.

  5. Способы и схемы посадки и посева различных культур.

  6. Охарактеризовать основные группы полевых, овощных, плодово-ягодных культур.

  7. Уход за различными группами культур в период вегетации.

  8. Основные фазы развития различных групп культур.

  9. Методика закладки полевых опытов.

  10. Школьные опыты с различными группами культур.

  11. Характеристика и типы севооборотов на опытном участке.

  12. Типы севооборотов.

  13. Определение биологической урожайности различных групп культур.

  14. Образовательное, воспитательное и развивающее значение школьного учебно-опытного участка.

  15. Структура пришкольного учебно-опытного участка.

  16. Методика организации альпинария на пришкольном участке.

  17. Методические особенности создания на пришкольном учебно-опытном участке коллекций различных растений.

  18. Методика организации дендрария и питомника древесных пород и кустарников на пришкольном участке.

  19. Парковый цветочно-декоративный отдел, его значение и методика организации.

  20. Методика создания дарвиновской площадки на пришкольном участке.

  21. Учебно-экологическая тропа, ее значение и методика создания на учебно-опытном участке.

  22. Методика организации искусственного водоема на пришкольном участке.

  23. Принципа декоративного оформления территории учебно-опытного участка.

  24. Значение практических занятий с учащимися на пришкольном учебно-опытном участке.

  25. Методика организации и проведения практических занятий со школьниками на пришкольном участке.

  26. Методика постановки и проведения полевого опыта.

  27. Значение фенологических наблюдений.

  28. Задачи фенологии.

  29. Методика организации фенологических наблюдений в школе.

  30. Методика организации наблюдений за гидрометеорологическими явлениями.

  31. Методика организации наблюдений за растениями и грибами.

  32. Методика организации наблюдений за животными.


Основные понятия дисциплины

Баланс питательных веществ в земледелии. Вещество действующее удобрений. Виды севооборотов. Диагностика визуальная условий питания растений. Дождевание. Закон возврата. Закон минимума, оптимума и максимума. Закон незаменимости и равнозначимости факторов жизни растений. Закон совокупности действия факторов жизни растений. Запас питательных веществ. Клубнеплоды. Компост. Круговорот веществ в земледелии. Кулисы. Культура интенсивная. Культуры беспочвенные. Культуры изолированные. Культуры почвенные. Мульча. Мульчирование. Опыт вегетационный. Опыт мелкоделяночный. Опыт полевой. Питание корневое. Питание некорневое. Площадь питания. Подкормка. Поле севооборота. Посадка. Посев. Почвоутомление. Предшественник. Прием обработки почвы. Программирование урожая. Спелость почвы. Спелость сельскохозяйственных культур. Туки. Тукосмесь. Удобрение зеленое. Удобрение основное. Удобрение рядковое. Удобрения. Урожайность. Урожай. Хлороз.
Список литературы

Основная

  1. Биологические основы сельского хозяйства / Под ред И. М. Ващенко. М.: Академия, 2004.

  2. Комплексная учебно-полевая практика по биологии: учебно-методическое пособие / авт.-сост. И. В.Елистратова, Н. З. Касимова; НТГСПА. – Нижний Тагил, 2008.

Дополнительная

  1. Афанасенко Н. А. Опыты в школьном саду. – М.: Просвещение, 1992.

  2. Бадина Г. В. Основы агрономии. – М., Агропромиздат, 1988.

  3. Губченко А. А., Перова Ж. З. Методика преподавания сельскохозяйственного труда. – М., Просвещение, 1985.

  4. Долгачева В. С. Растениеводство. – М. Академия, 1999.

  5. Культуры и сорта уральского сада (рекомендации). – Пермь: Закамская сторона, 1992.

  6. Практикум по основам сельского хозяйства. – М.: Просвещение, 1991.

  7. Практикум по физиологии растений / под ред. Иванова В. Б. – М.: Академия, 2001. – 144 с.

  8. Тепличное овощеводство (под ред. Юриной А. В.).- Екатеринбург: Средне-Уральское кн. Изд-во, 1989.

  9. Третьяков Н. Н. Основы агрономии. - М. Академия, 2003.

  10. Церлинг В. В. Диагностика питания сельскохозяйственных культур. – М.: М., Агропромиздат, 1990.

Словари

  1. Миганова Т. Е. Энциклопедия садовода. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

  2. Сигов В. И., Шурыгина Т. Д. Словарь по земледелию. – М.: Россельхозиздат, 1987.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconПримерная программа наименование практики полевая практика по ботанике...
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconРабочая программа практики зоология беспозвоночных учебная полевая...
Составители: Сашина Л. М., к б н., доцент; Блохина Т. В., к б н доцент; Кидов А. А., к б н доцент
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Программа учебной практики учебная (полевая) комплексная практика основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск