Скачать 0.5 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 //. Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Задачи:
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68 часов: 2 часа в неделю. Из них: лабораторных работ – 16, контрольных работ – 4. Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты. Результаты изучения курса «Биология. Человек. 8 класс» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Данная программа реализуется в учебниках «Биология. Человек. 8 класс» авторов Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. – М.: Дрофа, 2005 – 2010. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Требования ГОС знать \понимать: - историю становления наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья; - методы анатомии, физиологии, психологии, гигиены; - основные исторические этапы изучения человека, учёных, внесших большой вклад в развитие анатомии. уметь: - использовать методы науки для решения возникающих проблем. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выбора консультаций нужных специалистов. РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ч) Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид. Требования ГОС знать \понимать: - систематическое положение человека; - определение рудиментов и атавизмов; - основные этапы исторического развития людей; - основные расы; - вред расистских теорий. уметь: - определять черты сходства и различия основных предков людей; - определять характерные отличия рас друг от друга; - доказывать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне развития; - обосновывать разницу между понятиями «раса», «народность», «народ», «нация». использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в окружающей среде. РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (58 ч) ТЕМА 1. Организм человека и его строение (1 ч) Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Требования ГОС знать /понимать: - уровни организации живого организма; - определение органа, системы органов. уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами; - сравнивать проводить анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма. ТЕМА 2. Клеточное строение организма (3 ч) Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Лабораторная работа 1. Рассматривание клеток и тканей в микроскоп. Требования ГОС знать /понимать: - определение внешней и внутренней среды организма; - основные органоиды клетки, их функции; - основные жизненные процессы клетки; - значение ферментов; - определение ткани, основные виды тканей их строение и функции. - определение нейрона, дендрита, аксона, нервного волокна, синапса; - строение и свойства нейрона. уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами; - сравнивать, проводить анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и органоидов клетки. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Т Е М А 3. Рефлекторная регуляция функций в организме (1 ч) Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Требования ГОС знать /понимать: - состав центральной и периферической нервной системы; - значение рефлексов в жизни человека; - вклад И.М.Сеченова и И.М.Павлова в развитие учения о рефлексах. уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами; - называть части рефлекторной дуги; - делать вывод о значении рефлексов; - объяснять действие прямых и обратных связей. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма. ТЕМА 4. Опорно-двигательная система (7 ч) Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков, приемов первой помощи при травмах. Лабораторные работы 2. Микроскопическое строение костей. 3. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). 4. Утомление при статической работе. 5. Выявление нарушений осанки и плоскостопия (выполняется дома). Контрольно-обобщающий урок №1 по теме «Опорно-двигательная система». Требования ГОС знать \понимать: - состав опорно-двигательной системы, её функции; - химический состав костей, макроскопическое и микроскопическое строение кости, типы костей, их строение и функции; - определение скелета его функции, строение отделов скелета, их значение, функции; - особенности строения скелета человека связанные с прямохождением, трудовой деятельностью; - типы соединения костей, их функции; - макроскопическое и микроскопическое строение мышц; - основные мышцы человеческого тела; - функции мышц и нервной системы при движении человека; - понятие двигательной единицы; - особенность работы мышц-антагонистов при динамической и статической работе; - методы самоконтроля и коррекции осанки; - отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки. уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами; - определять типы соединения костей; - приводить пример мышц антагонистов и синергистов; - различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; - определять плоскостопие, искривления позвоночника; - разъяснять суть тренировочного эффекта; - приводить пример условий повышения работоспособности мышц и причины их утомления; - разъяснять особенности регуляция деятельности опорно-двигательной системы, влияние ритма и нагрузки на работу мышц, причины их утомления; - доказывать родство человека и животных; - устанавливать взаимосвязь строение частей скелета и выполняемых им функций. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма; - рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; - оценки влияния физических упражнений на опорно-двигательную систему человека; - профилактики плоскостопия, искривления позвоночника; - распределения двигательной нагрузки в соответствие с самочувствием, полом и возрастом; - предупреждения травматизма; - оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах суставов, переломах. ТЕМА 5. Внутренняя среда организма (3 ч) Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. Лабораторная работа 6. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Требования ГОС знать \понимать: - состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства; - состав, строение и функции крови; - роль свертывания в предохранении организма от потери крови; - значение переливания крови, постоянства солевого состава; - защитные свойства организма, виды иммунитета; - понятие о тканевой совместимости, I, II, III и IY группах крови; - понятия: резус фактор, донор, реципиент. уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами; - характеризовать состав внутренней среды; - находить взаимосвязь компонентов внутренней среды; - определять по анализу крови состояние организма; - определять форменные элементы крови; - распознавать инфекционные болезни; - находить взаимосвязь внутренней среды организма с внешней; - объяснять необходимость сохранения постоянства солевого состава плазмы крови. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в окружающей среде; - соблюдения мер профилактики заболеваний, вызванных бактериями и вирусами; предупреждения травматизма, ВИЧ-инфекций; профилактики инфекционных заболеваний; - проведения наблюдений за состоянием собственного организма. ТЕМА 6. Кровеносная и лимфотическая системы (6 ч) Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрация моделей сердца человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений. Лабораторные работы 7. Функция венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. 8. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. 9. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Требования ГОС знать \понимать: - особенности строения и функционирования кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме; - причины движения крови и лимфы; - понятия: кровяное давление и пульс; - фазы работы сердца; - особенности регуляции деятельности сердца и сосудов; - влияние физических упражнений на работу сердечно-сосудистой системы; - последствия гиподинамии, алкоголизма и курения. уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами; - распознавать виды кровотечений; - подсчитывать число пульсовых ударов; - с помощью функциональных проб определять степень тренированности своей сердечно-сосудистой системы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - предупреждения травматизма, вредных привычек (курения, алкоголизма); - оказания первой помощи при кровотечениях; - оказания первой доврачебной помощи при нарушении сердечной деятельности; - проведения наблюдений за состоянием собственного организма. ТЕМА 7. Дыхательная система (5 ч) Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как Указатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Демонстрация модели гортани, опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемов искусственного дыхания. Лабораторная работа 10. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Контрольно-обобщающий урок №2 по теме «Кровеносная и дыхательная системы». Требования ГОС знать \понимать: - особенности строения и функции органов дыхания, их роль в организме и голосообразовании; - способы укрепления дыхательных мышц и повышения жизненной ёмкости лёгких; - способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами; - определять состояние миндалин и аденоидов; - измерять обхват грудной клетки; - проводить дыхательные функциональные пробы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма; - соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, предупреждения травматизма, вредных привычек (курения, алкоголизма); - оказания первой помощи при простудных заболеваниях; - оказания первой помощи при нарушениях дыхания: при завалах землей, электротравмах, при спасении утопающего. ТЕМА 8. Пищеварительная система (6 ч) Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения, предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Лабораторная работа 11. Действие слюны на крахмал. Требования ГОС знать \понимать: - состав пищевых продуктов, их роль в обмене веществ; - особенности строения и функции органов пищеварения, их роль в жизни человека; - особенности регуляции деятельности пищеварительной системы; - влияние алкоголя и курения на работу пищеварительной системы. |
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в полном соответствии... Программы основного общего образования по биологии для 9-го класса «Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,... | Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в полном соответствии... Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №352 | ||
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в полном соответствии... Этому умению придаётся особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмыслении изначального материала экзаменующегося | Рабочая программа по технологии составлена на основе примерной программы... «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. Москва «Просвещение» 2007г в полном соответствии... | ||
Программа по элективному курсу «Подготовка к егэ по биологии» Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего... | Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии... Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России №1089... | ||
Программа курса «Биология» Рабочая программа составлена на основе программы по биологии для 5-11 классов И. Н. Пономаревой, в соответствии с федеральным компонентом... | Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9... Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии... Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории мо РФ 2004 года и на... | Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии... Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории мо РФ 2004 года и на... | ||
Рабочая программа по биологии для 5 класса Составитель: учитель второй категории Башорова Г. Д Примерная программа рассчитана на 70 часов, авторской программы А. А. Плешакова, Н. И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом... | Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным... ... | ||
Рабочая программа по мхк для обучающихся 11 класса составлена в соответствии... Мхк для обучающихся 11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего(полного) общего... | Пояснительная записка Данная рабочая программа по истории для учащихся... Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В основу планирования курса взята авторская программа: А.... | ||
Пример рабочей программы по биологии в 10 классе среднего (полного) общего образования Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» в 10 классе, составлена в полном соответствии с федеральным... | Рабочая программа по физике 10 б класс Рабочая программа для 10б класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего... |