Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния





Скачать 140.35 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния
Дата публикации31.10.2014
Размер140.35 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Биология > Методические указания


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный аграрный университет»

Кафедра разведения и генетики сельскохозяйственных животных

ЗООЛОГИЯ

методические указания

по выполнению рефератов, докладов

для студентов всех форм обучения

111100.62 – Зоотехния

Ставрополь

2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения 4

Учебный реферат 4

Виды рефератов 4

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата 5

Оценивание реферата 6

2. Требования к выполнению реферата 7

Структура реферата. 9

Пояснения по разделам реферата 9

3. Подготовка доклада 12

Приложение 1 13

Приложение 2 14

Приложение 3 15



1. Общие положения

Учебный реферат


Целью написания реферата является научить студентов проводить подбор необходимой литературы и работать с ней, анализировать материал, извлекать из литературных источников основные сведения по теме реферата, в сжатом виде объединять их, с тем, чтобы раскрыть тему.

Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.

Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Специфика реферата (по сравнению с курсовой работой):

  • не содержит развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок,

  • дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте.

Виды рефератов


По полноте изложения

Информативные (рефераты-конспекты).

Индикативные (рефераты-резюме).

По количеству реферируемых источников

Монографические.

Обзорные.



Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата


Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

Критерии

Показатели

1. Новизна реферированного текста

Макс. 2 балл

  • актуальность проблемы и темы;

  • новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;

  • наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы

Макс. – 3 балла

  • соответствие плана теме реферата;

  • соответствие содержания теме и плану реферата;

  • полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

  • обоснованность способов и методов работы с материалом;

  • умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

  • умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3. Обоснованность выбора источников

Макс. 2 балл

  • круг, полнота использования литературных источников по проблеме;

  • привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к оформлению

Макс. 2 балла

  • правильное оформление ссылок на используемую литературу;

  • грамотность и культура изложения;

  • владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;

  • соблюдение требований к объему реферата;

  • культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. 1 балл

  • отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;

  • отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;

  • литературный стиль.



Оценивание реферата


Реферат оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

    • 8-10 баллов – «отлично»;

    • 6-8 баллов – «хорошо»;

    • 4-6 баллов – «удовлетворительно;

    • менее 4 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

2. Требования к выполнению реферата


Реферат по биологии составляется каждым студентом 1 курса самостоятельно, при консультации преподавателя и является элементом учебно-исследовательской работы студен­тов (УИРС).

Реферат пишется или печатается на одной стороне листа стандартной писчей бумаги. Текст должен быть написан четко. Небрежно оформленные работы возвращаются и не зачитываются. При печати используется шрифт Times New Roman 14 пт, интервал 1,5. Объем реферата 15-18 лис­тов рукописного или 10-15 машинописного текста. На бумаге оставляются поля: слева 3 см, справа 1,5 см, сверху и снизу по 2 см. Страницы должны быть пронумерованы. Нумерация сквозная, начиная с титульного листа (обложки). Номер проставляется вверху страницы по ее центру. На титульном листе номер страницы не проставляется.

Материалы реферата должны полностью соответствовать наименованию темы. Темы рефератов приведены в приложении 2.

Для большей наглядности желательно, чтобы реферат был иллюстрирован рисунками. Рисунки должны касаться внутреннего строения, а для редких видов животных также внешнего вида (габитуса).

В необходимых случаях приводятся небольшие таблицы (на 3-5 строк), в которых отражаются сравнительные данные (форма, размеры тела и др.) по разным группам животных.

Рисунки и таблицы должны быть пронумерованы и озаглавлены.

Пример рисунка


Надпись делается под рисунком. После названия рисунка надо дать обозначение деталей.



Рис. 1. Строение амебы-протей: 1 – ядро; 2 – пищева­рительная вакуоль; 3 – сократительная вакуоль, 4 – ложноножки, 5 – образование пищеварительной вакуоли.

Пример таблицы


Надпись делается над таблицей.

Таблица 1

Краткая характеристика классов типа членистоногие.

Класс

Признаки

количество ходильных ног, пар

количество антенн, пар

Ракообразные

5 и более

2

Паукообразные

4

нет

Насекомые

3

1


В нужных местах в тексте должны быть ссылки на рисунки и таблицы. Их заключают в скобки. Например: (рис. 1) или (табл. 1).

Ознакомившись со списком рекомендуемой литературы, студент подбирает только то, что ему необходимо для составления реферата по своей теме, а также использует по своему выбору дру­гую литературу, не вошедшую в список. При этом студент изу­чает монографии, научно-популярные статьи и книги, научные статьи по избранной теме и компилирует имеющихся в них интересных и важных моментов. Количество источников может быть различным – от 3-5 до 8-10. Учебники в список литературы не включаются.

В работе не допускается произвольное сокращение слов и оборотов, например с/х вместо сельское хозяйство, КРС вместо крупный рогатый скот и т.д. Допускаются лишь общепринятые сокращения: например га (гектар), кг (килограмм) и т.д.

Структура реферата.


Реферат должен состоять из следующих разделов:

  1. титульный лист;

  2. план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);

  3. введение;

  4. текстовое изложение материала, разбитое на пункты и подпункты с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

  5. заключение;

  6. список использованной литературы;

Кажды раздел из перечисленных выше начинается с новой страницы.

Пояснения по разделам реферата


  1. Титульный лист (обложка) оформляется аккуратно, крупными буквами по образцу (приложение 1).

  2. План реферата составляется в начале работы, он должен соответствовать теме. Перед написанием работы студент согласовывает план реферата со своим руководителем. План реферата является одновременно и его ог­лавлением. Поэтому в нем указываются и номера страниц. План размещается на втором листе, сразу после обложки.

  3. В разделе «Введение» раскрывается актуальность темы.

  4. В основной части расскрывается тема реферата. Приводится обзор источников литературы по тематике, обосновываются разные точки зрения, высказывается авторская позиция по рассматриваемому вопросу.

  5. В разделе «Заключение» подводятся краткие итоги работы, делаются выводы.

  6. В конце реферата приводится список использованной литературы. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов с соблюдением хронологии (года опубликования). Источники приводятся в полном соответствии с ГОСТом, без каких-либо сокращений (см. приложение 3).

В основной части материал также надо разбить на следующие разделы:

  1. Общая характеристика.

  2. Систематическое положение.

  3. Отличительные признаки

  4. Биологические особенности.

  5. Значение.

Пояснения по разделам основной части реферата


По разделу «Общая характеристика» отмечаются главные отличительные признаки указанного в названии реферата таксона (группы) животных, какое они занимают место (по числен­ности видов) в царстве животных.

В разделе «Систематическое положение» указать к какому типу, классу, отряду, семейству и роду они относятся. При необходимости указываются также промежуточные таксоны с приставкой «над» или «под». Например: Тип «Членистоногие», подтип «Хелицеровые», класс «Паукообразные», отряд «Клещи», подотряд «Акариформные клещи». Таксономические группы животных должны содержать латинские обозначения. Необходимо также перечислить представителей.

По разделу «Отличительные признаки» не следует под­робно описывать внешнее и анатомическое строение животных. Надо привести только признаки, по которым эти животные отли­чаются от других. Например: круглые черви имеют удлиненное, монолитное (не разделенное на сегменты) тело, круглое в поперечном се­чении, передний и задний концы тела заостренные. Покров – кожно-мускульный мешок, состоящий из кутикулы, гиподермы и продольного слоя мышц. Кровеносной и дыхательной систем нет. Указать коротко какая пищеварительная, выделительная, нерв­ная, половая и другие системы, выражен ли половой диморфизм (и как выражен?) и т.д.

По разделу «Биологические особенности» необходимо отметить, в какой среде обитают, чем питаются, как размножают­ся (яйцами или личинками – живорождением), каково оплодотворе­ние (наружное или внутреннее), каково развитие (с полным или неполным превращением). Коротко описать жизненный цикл. Если это паразитические животные, надо указать фазы развития паразита, в теле каких животных-хозяев (промежуточного и окончательного) они паразитируют.

По разделу «Значение» следует указать какую пользу или вред приносят животные. При этом необходимо знать, чем питаются животные, и кто ими питается. Например, известно, что коловратки питаются бактериями. Отсюда следует, что они участвуют в биологической очистке воды в природе. С другой стороны коловратки служат кормом для мальков рыб.

3. Подготовка доклада


Важной частью подготовки реферата является его защита и выступление с докладом. Длительность доклада должна составлять 3-5 мин. Доклад представляет собой краткое, но емкое изложение основных положений реферата. В докладе должны быть изложены все пункты, из которых состоит реферат: введение, основная часть, заключение. Необходимо помнить, что доклад – это устное выступление, стиль его изложения должен отличаться от письменного текста. После заслушивания доклада, студенты и преподаватель задают докладчику вопросы, на которые тот должен по возможности полно и аргументировано ответить.

При оценке доклада обращают внимание на полноту владения материалом, аргументированность ответов на вопросы, грамотность и культуру речи. По результатам доклада оценка реферата может быть повышена за счет поощрительных баллов максимально на 3 балла.

Приложение 1


На тему: Простейшие – Возбудители заболеваний человека и животных



Ставрополь, 2013


Выполнил: студент 1 курса 1 группы факультета технологического менеджмента

Иванов И.И.


Реферат


Проверил: доцент Пономарёва М.Е.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный аграрный университет»

Кафедра разведения и генетики сельскохозяйственных животных



П


ример оформления обложки реферата

Приложение 2

Темы рефератов по зоологии


  1. Простейшие – возбудители заболеваний человека и животных.

  2. Типы губок и кишечнополостных.

  3. Сосальщики – возбудители болезней человека и животных.

  4. Ленточные черви – паразиты человека и животных.

  5. Круглые черви – паразиты человека и животных.

  6. Фитонематоды.

  7. Дождевой червь и другие почвенные олигохеты.

  8. Низшие раки (подклассы жаброногие и максиллоподы).

  9. Раки, служащие кормом для рыбы.

  10. Подкласс высшие ракообразные.

  11. Отряд пауки.

  12. Клещи – паразиты человека и животных, переносчики возбудителей болезней.

  13. Клещи – паразиты растений, вредители продовольственных запасов.

  14. Подотряд акариформные клещи.

  15. Подотряд паразитиформные клещи.

  16. Кровососущие двукрылые насекомые.

  17. Полезные насекомые.

  18. Насекомые – вредители растениеводства.

  19. Отряды вши, пухоеды, власоеды, блохи.

  20. Отряды жесткокрылые (жуки) и полужесткокрылые (клопы).

  21. Отряды прямокрылые и перепончатокрылые.

  22. Отряд чешуекрылые (бабочки)

  23. Оводы.

  24. Моллюски брюхоногие.

  25. Промысловые рыбы пресных вод.

  26. Осетровые и лососевые рыбы.

  27. Бесхвостые амфибии.

  28. Ядовитые змеи,

  29. Отряд ящерицы.

  30. Птицы: отряды гусеобразные и куриные.

  31. Птицы: отряд воробьиные.

  32. Птицы: отряды хищные и совообразные.

  33. Млекопитающие: отряды грызуны и зайцеобразные.

  34. Млекопитающие: отряды насекомоядные и рукокрылые.

  35. Млекопитающие: отряды парнокопытные (жвачные и нежвачные).

  36. Пушные звери – объекты промысла и звероводства.

Приложение 3

Список литературы, рекомендуемой для написания рефератов по зоологии


  1. Акимушкин, И.И. Мир животных. Рассказы о насекомых // И.И. Акимушкин. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 240 с.

  2. Астанин, Л.П. Охрана природы // Л.П. Астанин, К.Н. Благосклонов. – М.: Колос, 1984. – 239 с.

  3. Банников, А.Г. Охрана природы // А.Г. Банников, А.К. Рустамов, А.А. Вакулин. – М.: Агропромиздат, 1985. – 287 с.

  4. Биологический энциклопедический словарь // Гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 864 с.

  5. Герань, И. Удивительнее животные. О позвоночных // И. Герань. – М.: Мир, 1986. – 207 с.

  6. Гинецинская. Т.А. Трематоды, их жизненные циклы, биология и эволюция // Т.А. Гинецинская. – Л.: Наука, 1968. – 411 с.

  7. Даревский, И.С. Редкие и исчезающие животные. Земноводные и пресмыкающиеся // И.С. Даревский, Н.Л. Орлов – М.: Высшая школа, 1988. – 463 с.

  8. Денков, В. На грани жизни // В. Денков. – Пер. с болг. И.М. Сабуржвой. – М.: Знание, 1988. – 192 с.

  9. Догель, В.А. Зоология беспозвоночных // В.А. Догель. – М.: Высшая школа, 1981. – 560 с.

  10. Еськов К.Ю. Удивительная палеонтология. История Земли и жизни на ней / К.Ю. Еськов. – М.: ЭНАС, 2008. –312 с.

  11. Жизнь животных. Т. 1. Простейшие, губки, кишечнополостные, гребневики, плоские, круглые и кольчатые черви. М.: Просвещение, 1987. – 448 с.

  12. Жизнь животных. Т. 2. Моллюски, иглокожие, членистоногие, ра­ко­образ­ные, полухордовые, хордовые. – М.: Просвещение, 1988. – 447 с.

  13. Жизнь животных. Т. 3. Членистоногие: хелицеровые, трахейно­ды­шащие. М.: Просвещение, 1984. – 463 с.

  14. Жизнь животных. Т. 4. Ланцетники, круглоротые, хрящевые рыбы, костные рыбы. – М.: Просвещение, 1983. – 575 с.

  15. Жизнь животных. Т. 5. Земноводные, пресмыкающиеся. – М.: Просвещение, 1985. – 339 с.

  16. Жизнь животных. Т. 6. Птицы. – М.: Просвещение, 1986. – 527 с.

  17. Жизнь животных. Т. 7. Млекопитающие. – М.: Просвещение, 1989. – 558 с.

  18. Заповедники СССР. Заповедники Кавказа. – М.: Мысль, 1990. – 365 с.

  19. Злотин, А.З. Насекомые – друзья и враги человека // А.З. Злотин. – Киев: Урожай, 1987. – 214 с.

  20. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни / Н.Н. Иорданский. – М.: Академия, 2001. – 425 с.

  21. Кобышев, Н.М. География животных с основами зоологии // Н.М. Ко­бы­шев, Б.С. Кубанцев. – M.: Просвещение, 1988. – 192 с.

  22. Константинов В.М. Зоология позвоночных: Учебник для вузов / В.М. Константинов, С.П. Наумов, С.П. Шаталов. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 464 с.

  23. Натали, В.Ф. Зоология беспозвоночных // В.Ф. Натали. – М.: Учпедгиз, 1963. – 552 с.

  24. О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению охраны окружающей среды // Ставропольская правда, 1988. – 25 августа.

  25. Одум, Ю.П. Экология. Т. 1 // Ю.П. Одум. – М.: Мир, 1986. – 426 с.

  26. Одум, Ю.П. Экология. Т. 2 // Ю.П. Одум. – М.: Мир, 1986. – 376 с.

  27. Орлов, Б.Н. Зоотоксикология. Ядовитые животные и их яды // Б.Н. Орлов, Д.Б. Гелашвили. – М.: Высшая школа, 1985. – 280 с.

  28. Паразитология и инвазионные болезни сельскохозяйственных животных // К.И. Абуладзе, Н.В. Демидов, Л.А. Непоклонов и др: Под ред. К.И. Абуладзе. – М.: Агропромиздат, 1990. – 464 с.

  29. Перель, Т.С. Дождевые черви – редкие животные? // Природа, 1985. – №7. – С. 24-27.

  30. Серавин, Л.Н. Простейшие. Что это такое? // Л.Н. Серавин. – Л.: Наука, 1984. – 174 с.

  31. Сосновский, И.П. Редкие и исчезающие животные // И.П. Сосновский. – М.: Лесная промышленность, 1987. – 366 с.

  32. Тропические болезни. Учебник. Под ред. Е.П. Шуваловой. – М.: Медицина, 1989. – 496 с. (о болезнях, вызываемых простейшими и червями).

  33. Хадорн, Э. Общая зоология. Пер. с нем. // Э. Хадорн, P. Вeнep. – М.: Мир, 1989. – 528 с.

  34. Харченко, В. Жабы // Химия и жизнь, 1981. – №6, – С. 48.

  35. Хаусман, К. Протозоология. Пер. с нем. // К. Хаусман. – М.: Мир, 1988. –З36 с. (строение, физиология, поведение и экология простейших).

  36. Хлебович, В.В. Агрозоология // В.В. Хлебович. – М.: Агропромиздат, 1991. – 172 с.

  37. Шарова, И.Х. Зоология беспозвоночных / И.Х. Шарова. – М.: Владос, 2004. – 591 с.

  38. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. Учебное пособие для студентов университетов – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 2006 – 343 с.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


  1. В мире животных – официальный сайт передачи http://www.worldofanimals.ru/

  2. Век млекопитающих http://age-of-mammals.ucoz.ru/

  3. Википедия (электронный ресурс) – http://ru.wikipedia.org

  4. Журнал экология http://ipae.uran.ru/ecomag

  5. Зоологический форум http://forum.zoologist.ru/index.php

  6. Книги по флоре и фауне http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm

  7. Мир животных http://animal.geoman.ru/

  8. О животных и растениях http://www.floranimal.ru/

  9. Природоохранная деятельность http://biodat.ru/

  10. Проблемы эволюции http://www.evolbiol.ru/index.html

  11. Теория эволюции http://evolution.powernet.ru/

  12. Эволюция – пути и механизмы http://evolution2.narod.ru/

  13. Электронный учебник по биологии http://www.ebio.ru/index.html

  14. University of Michigan. Museum of Zoology Animal Diversity Web (online) – http://animaldiversity.ummz.umich.edu/site/index.html


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconМетодические указания к выполнению лабораторной работы №11 для студентов...
Технологические процессы машиностроительного производства. Технология конструкционных материалов. Обработка заготовок на фрезерных...
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconМетодические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов...
Целью написания реферата является научить студентов проводить подбор необходимой литературы и работать с ней, анализировать материал,...
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconМетодические указания по выполнению и оформлению выпускной квалификационной...
Методические указания печатаются по решению ученого совета факультета аграрных технологий фгбоу впо «Майкопский государственный технологический...
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconКафедра «Финансы и банковское дело» методические указания по выполнению...
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения, получающих специальность 080105. 65 Финансы и кредит
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconМетодические указания к выполнению курсовых проектов Красноярск 2010
Маркетинг: Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 080507. 65 всех форм обучения. Красноярск,...
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Современные методы исследований : методические указания по выполнению контрольной работы / сост. В. И. Гузенко, Д. В. Сергиенко;...
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconРуководство к выполнению курсового проектирования содержит примерный...
Руководство предназначено для студентов специальности 080401. 65 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» всех...
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconМетодические рекомендации по их выполнению 16 Примерная тематика...
Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и...
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconБийский технологический институт
С. В. Щигрев. Методические указания, планы занятий и темы рефератов по правоведению для студентов всех форм обучения
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов по изучению...
Методические указания по курсу «Политология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской...
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconМетодические указания по выполнению рефератов и докладов 18 Список литературы 22
Методическая разработка предназначена для студентов, выполняющих самостоятельную работу по мдк 01. 01
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconМетодические указания к выполнению реферата и контрольной работы...
Федеральное бюджетное государственное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconМетодические указания
Методические указания к выполнению дипломных работ по специальности 080115 «Таможенное дело» для студентов очной и заочной форм обучения...
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconМетодические указания по изучению части 1 «Деньги» студентами дневной...
...
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconМетодические указания по выполнению и оформлению выпускной квалификационной...
Методические указания по выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080109 Бухгалтерский...
Методические указания по выполнению рефератов, докладов для студентов всех форм обучения 111100. 62 Зоотехния iconМетодические указания к выполнению курсовой работы и подготовке к...
Приводятся методические указания и требования к выполнению курсовой работы и подготовке к экзаменам по дисциплине «Бухгалтерский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск