Скачать 136.37 Kb.
|
Гелотология как новое направление в медицине, и научные основы смехотерапии. Проф. Григорий Брехман Уважаемые коллеги! Мы давно с вами не встречались и не общались в обычной, неделовой обстановке и Совет ДУХа обоснованно забеспокоился: не потеряли ли мы чувство юмора, не разучились ли мы смеяться, поскольку, как оказалось, чувство юмора это критерий интеллектуального состояния, которое позволяет делать важные умозаключения. Помните у Эйнштейна: «Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчет первой у меня имеются сомнения». Совет ДУ вполне справедливо считает себя ответственным за сохранение нашего научного потенциала. Вот почему руководитель сегодняшнего семинара проф. Мирон Фель наставлял меня в отношении доклада, чтобы он обязательно был смешным. Но смешной доклад - это только у Аркадия Райкина и в эстрадном театре. А мы хоть и сменили местоположение, но по составу мы здесь - Дом Ученых Хайфы. Мы серьезные люди, которые приходят на заседания и напряженно вслушиваются в то, что говорит докладчик, чтобы он, не дай Б-г, не сказал чего-то лишнего, чего мы не знаем, потому что тогда наше напряжение возрастает, и мы уже начинаем готовить такой вопросик, чтобы ему мало не показалось. Вы разве не замечали, что некоторые задают не вопрос, а задают свой мини-доклад. Например, на одном из многочисленных наших заседаний стоял доклад об…ну скажем, о склерозе. Когда докладчик закончил, председатель сказал: Переходим к вопросам. Кто хотел бы задать вопрос? - Я. – Пожалуйста. – Было время, когда люди верили, что Земля плоская и где-то кончается. Когда Магеллан совершил свое кругосветное путешествие, он показал, что Земля нигде не кончается, что она круглая. – Председатель: Ваш вопрос? – Сейчас. Потом Галилей пришел к выводу, что Земля вертится. - Председатель: Ваш вопрос? – Сейчас. Потом Коперник рассчитал, что Земля вращается вокруг Солнца. - Председатель: Ваш вопрос? – Сейчас. Что вы мне не даете задать вопрос? – Я вам не даю задать вопрос? Это вы никак не можете сформулировать свой вопрос. Какое отношение может иметь Галилей и Коперник к теме склероз? – Если вы будет продолжать в том же духе, вы никогда не узнаете, какое отношение эти великие умы имели к склерозу… И т.д. Как вы думаете: какой ответ можно получить на такой вопрос? и чтобы без ненормативной лексики? Помните у классика: «Вы меня хотите поставить в тупик своими вопросами, а я вас поставлю в тупик своими ответами». Эта ситуация напомнила мне другую, очень схожую. В университете начинается лекция по психологии. Профессор по-хозяйски расположился на кафедре, вот как я здесь, и начал: - Сегодня, господа студенты, мы будем с вами изучать 3 состояния психики человека: удивление, раздражение и гнев. Рассмотрим вначале это на конкретном примере... Достав из портфеля мобильник, профессор набирает первый попавшийся номер: - Здравствуйте, а Петю можно? - Знаете, здесь такой не живет... - Вот, - улыбаясь, говорит проф., - это всего лишь легкое удивление – 1 стадия. Смотрите дальше. Набирает номер снова: - Здравствуйте, а Петя не подошел? - Сказал же, нет тут таких... Потирая руки, профессор заговорщически подмигивает аудитории. - 2 стадия, клюнул. Ну, а теперь... Набирает номер в третий раз: - Так Пети нет? - Да пошел ты... - Ну что же, господа, надеюсь, пример вам понятен. Приступим к теоретической части... С первой парты встает студент: - Простите, профессор, но вы забыли про четвертую стадию. - Это какую такую четвёртую? - А вот, смотрите: Подойдя к кафедре, молодой человек берёт телефон профессора, набирает тот же номер: « Добрый день. Это Пётр. Мне никто не звонил?». И мы с вами плавно подошли к ключевому вопросу, который касается всех нас. Нет, это не вопрос склероза. Это вопрос восприятия информации. Мы приходим на заседания в наш Дом ученых, и не всегда на свою секцию, и пытаемся понять докладчика: он о чем? А докладчики у нас, как правило, хорошие, и каждый говорит о своем, о наболевшем и переболевшем. Он переболел корью, а вы переболели свинкой. У вас разный опыт. И начинаются классические диалоги, во время которых докладчик с полным правом может сказать: я отвечаю за то, что я говорил, но не отвечаю за то, что вы услышали. Вы никогда не задумывались, насколько быстро вы схватываете информацию, насколько вы умеете сосредоточиться, переключаться, переходить от напряжения к расслаблению, воспринимать информацию всерьез, а порой и в шутку. Так вот, оказывается, существуют тесты, которые дают каждому возможность оценить меру своей способности к восприятию информации. Я хотел бы предложить сейчас такой тест, если вы согласны. ТЕСТ (проводится тест) Теперь, когда вы успешно прошли тест, я поздравляю вас, и перехожу непосредственно к докладу. Профессор Фель, прошу Вас регламент фиксировать с этого момента. Все, что было до этого, являлось способом активизировать аудиторию для восприятия новой информации. Сегодня я буду говорить о гелотологии. Гелотология (от греч слова gelos, означающее смех) – наука, изучающая смех и его психологическое воздействие на человека и на физиологические реакции его организма. Эта наука о смехе - зародилась в Америке в 70-е годы 20-го столетия после случая с Норманом Казинсом, который вошел в историю, как "человек, рассмешивший смерть". Сегодня вся эта история обросла легендами, начиная с того, кто он такой. На одном сайте написано, что это психолог, на другом - что это журналист, на третьем - знающие люди сказали, что это был простой американский мирянин, но другие знающие люди сказали, что это был внук одесского еврея Нюмы Казатинского, который уже в Америке сделал себе второе обрезание и стал вместо Казатинского - Казинсом. Так вот у Нюмы Казинса родился внук Норман Казинс, впоследствии известный американский журналист, редактор популярного еженедельника «The Saturday Review». В 1964 году он неожиданно заболел анкилозирующим спондилоартритом. Это аутоиммунное хроническое поражение суставов позвоночника и околопозвоночных тканей с развитием тугоподвижности позвоночника и образованием его искривления. Причины возникновения этого заболевания не были известны ни тогда, ни сейчас. На основании косвенных данных ученые выдвинули ряд гипотез, которые связаны с генетической предрасположенностью, активизацией определенных генов, контролирующих функцию иммунной системы человека. Существует теория, согласно которой антиген HLA B27 придаёт схожесть суставным тканям людей - носителей гена с определёнными видами инфекций. Когда носитель гена подхватывает какую-либо инфекцию, иммунная система организма вырабатывает антитела, чтобы с ней бороться. Антитела уничтожают инфекцию, привнесённую извне, после чего "атакуют" клетки суставных тканей суставов, принимая их за инфекционные. Пусковым механизмом может быть вирусная инфекция, случайная травма, постоянные стрессы. У Казинса заболевание прогрессировало, и к 1970 году он уже не мог двигаться. Американские врачи, парни простые, у них принято говорить больному все напрямую, и они со знанием дела прямо сказали Норману, что его шанс выжить ничтожно мал: всего 1 к 500, и что ему осталось жить максимум 1-2 месяца и ему надо обдумать, что делать со своим капиталом, счетами, недвижимостью. Его лечащий врач Хитциг сказал ему, что организм может бороться с заболеванием только при мощной работе эндокринной системы, а ослабляется эндокринная система из-за сильных стрессов и сильных негативных эмоций, чего у Казинса на тот момент хватало с избытком. Казинс еще до этого приговора уже стал обдумывать, что делать, наблюдая беспомощность врачей и неэффективность различных методов лечения. Он стал искать ответы в различных литературных источниках, трудах философов и врачей. Он обнаружил, что многие из них придавали огромное значение смеху, как самой положительной эмоции. Например, в Пророчествах царя Соломона он натолкнулся на такую удивительную фразу: «Веселое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух - сушит кости». Роберт Бартон, врач, еще четыреста лет назад писал: «Смех очищает кровь, омолаживает тело, помогает в любом деле». Иммануил Кант утверждал, что смех активизирует все жизненно важные процессы в организме и дает ощущение здоровья. Зигмунд Фрейд, считал юмор уникальным проявлением человеческой психики, а смех уникальнейшим средством лечения. Английский философ и врач Уильям Ослер называл смех - музыкой жизни. Он советовал непременно посмеяться хотя бы в течение десяти минут, чтобы снять физическую и психическую усталость в конце дня. В статьях своего современника невролога Уильяма Фрая, из Стэнфордского университета, Казинс прочитал о том, что смех благотворно влияет на процесс дыхания и сопротивляемость организма. Норман Казинс оказался незаурядным мыслителем и пришел к заключению, что если существуют факторы, которые ослабляют эндокринную и иммунную системы, то наверняка есть и такие, которые ее усиливают, а идеи упомянутых философов напрямую подсказывали усиливающие факторы. Из отдельных статей Казинс также узнал о том, что мозг человека вырабатывает особое вещество эндорфин, оказывающее воздействие похожее на морфий – он обезболивает и вызывает чувство эйфории. И это вещество вырабатывается, в том числе во время смеха. Он предположил, что если стресс может ухудшить его состояние, то положительные эмоции могли бы улучшить его здоровье. В результате он прописал себе, с одобрения своего врача, просмотр юмористических шоу и кинокомедий, одновременно имея в виду осуществить мечту своей жизни, и насмотреться кинокомедий и мультиков, на что у него никогда не хватало времени. Имея некоторое состояние, как пишут, он уехал на остров. Я уточняю – на остров Манхэттен, на котором стоит Нью-Йорк. В одной из гостиниц занял номер, нанял человека для обслуживания, купил кинопроектор и стал ежедневно по 5-6 часов в день смотреть комедии. Этот прикованный к постели, абсолютно неподвижный человек хохотал над смешными фильмами, а в перерывах – слушал веселые истории, которыми развлекали его близкие и друзья. И, удивительное дело, через неделю страшные боли стали сходить на нет. Через месяц он начал потихоньку шевелить пальцами рук, а еще через некоторое время – «неизлечимый больной» встал на ноги. Наступила ремиссия, и он смог даже вернуться к работе. Это была победа! И он решил ею поделиться и написал статью о возможностях смеха в лечении заболеваний. Она была опубликована в New England Journal of Medicine. Норманн воодушевился и написал книгу «Анатомия болезни: перспективы пациента» о своем опыте излечения, которая была опубликована в 1979 году. Книга стала бестселлером и привела к исследованиям в новой области, известной как whole-person care или интегративной медицины, которая в настоящее время определяет новое лицо медицины. Ненаучные идеи Казинса были подхвачены многими медицинскими исследователями, в том числе психонейроиммунологом доктором Ли Берк из Университета Лома Линда, (г.Лома Линда, штат Калифорния). Уже в l980 году она с коллегами выполнила работу, которая показала, что даже ожидание "веселого смеха» от просмотра юмористических видеофильмов давало удивительный и значительный эффект. Он проявился в частности в том, что уровень бета-эндорфинов (сопровождающих хорошее настроение) увеличился у испытуемых на 27%, а гормона роста (который способствует оптимизации иммунитета) даже на 87%. В контрольной группе людей, которые не ожидали смотреть кинокомедии, такого увеличения не было. Это послужило поводом для дальнейшей работы, которую Ли Берк выполнила вместе с эндокринологом, специалистом по диабету Стэнли Тэн из научно-исследовательского института Здоровья Oak Crest, (Лома Линда, штат Калифорния). Они отобрали 20 больных с высоким риском по сахарному диабету, с артериальной гипертонией и повышенным уровнем холестерина. Разделили их две группы: Группа контроля (C) и группу исследуемых со смехом (L) (laughter – смех, англ.). В этой группеL пациенты должны были самостоятельно выбирать то, над чем они готовы смеяться (ТВ передачи, кинофильмы, спектакли), но не менее 30 минут в день в дополнение к стандартной терапии. Пациенты обеих групп начали принимать препараты для лечения диабета (глипизид, TZD, метформин), гипертонии (ингибитор АПФ или БРА) и гиперлипидемии (статины). Исследования в обеих группах длилось 12 месяцев. При этом в крови определяли стресс-гормоны: адреналин и норадреналин; HDL холестерин, воспалительные цитокины (TNF-α ИФН-γ и IL-6), которые способствуют ускорению развития атеросклероза, и С-реактивный белок (СРБ), маркер воспаления и сердечно-сосудистых заболеваний. Уже через 2 месяца пациенты группы со смехом (группа L) имели низкий уровень адреналина и норадреналина, указывая на снижение уровня стресса. У них увеличился хороший холестерин, и они имели сниженный уровень цитокинов (TNF-α, ИФН-γ, IL-6) и С-реактивный белок, что указывало на низкие уровни воспаления. В конце года, исследуемая группа показала значительное улучшение: уровень хорошего холестерина вырос на 26%, тогда как в группе контроля только на 3%. Уровень С-реактивного белка снизился на 66% , в контрольной группе на 26%. Доктора сделали заключение, что дополнение к стандартной терапии диабета веселого смеха как модулятора положительного настроения, может снизить стресс и воспалительные реакции, и увеличить уровень "хорошего" холестерина. То есть, веселый смех может снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний, связанных с сахарным диабетом и метаболическим синдромом. По мнению д-ра Берк, с помощью положительных эмоций, веселого смеха, оптимизма и надежды, а фактически особого образа жизни, мы осуществляем внутреннее физиологическое вмешательство, что оказывает значительное влияние на здоровье и течение болезни, и это является способом выбора при профилактике и лечении различных заболеваний. Я рассказал вам о научных исследованиях смеха только одной научной группы. Между тем в Америке и в Западной Европе начались научные исследования феномена смеха1. В настоящее время два крупных международных научных общества объединяют тех, кто занят изучением смеха. Во Франции — Ассоциация по исследованию комизма, смеха и юмора. В США — Международное общество по изучению юмора. Обе организации проводят ежегодные конгрессы и коллоквиумы, публикуя результаты исследований в журналах под названием «Юмор» выходящих в Париже, Нью-Йорке и Берлине. Если кратко резюмировать результаты проведенных исследований, то картина выглядит следующим образом: смех тормозит выработку нейротрансмиттеров адреналина и норадреналина и кортикостероидных гормонов, сопровождающих состояние стресса, а взамен стимулирует усиленный выброс нейротрансмиттеров - серотонина и эндорфинов, которые называют «гормонами счастья». Их увеличение является замечательным лекарством при депрессиях, унынии, а также при целом ряде психосоматических заболеваний или соматических заболеваний, клиника которых включает психический компонент. Исследования показали, что смех способствует: очищению дыхательных путей и активации дыхания; улучшению работы сердечно-сосудистой системы; уменьшению страха и ослаблению боли; улучшению настроения, изменению отношения к ситуации. Т.е., смех и юмор являются прекрасными душевными целителями, которые позволяют хотя бы на время забыть о наших проблемах и невзгодах. Сегодня уже можно выделить две части этого научного направления - фундаментальную часть – собственно гелотологию, изучающую физиологические механизмы смеха, и прикладную - смехотерапия как один из методов психотерапии. Ученые США начали применять смех при лечении депрессии, у онкологических больных, у алкоголиков и наркоманов. Обнаружено положительное воздействие смеха на систему кровообращения. Исследователи из Медицинского центра университета Мэриленда (США) во главе с кардиологом Майклом Миллером установили, что просмотр в кино психологических драм замедляет кровоток на 35%, а смех, спровоцированный кинокомедией, наоборот, ускоряет его на 25%. По мнению профессора Миллера, эффект веселой кинокартины эквивалентен занятию аэробикой или курсу медикаментозной терапии. Группа специалистов во главе с профессором Матеем Бачовски из Медицинского центра университета Вандербильта (Теннесси, США) при клинических исследованиях обнаружила, что в результате 10–15 минут ежедневного хохота сжигается до 50 калорий – столько содержится в небольшой плитке шоколада. Они установили, что при генерализованном смехе мобилизуются до 100 групп мышц лица, конечностей и туловища. По расчетам группы за год регулярных 15-минутных сеансов смеха можно сбросить до 2 кг веса. Вот почему они призывают людей с избыточным весом смеяться чаще и от души! Оптимисты уверяют, что 1 минута такого смеха эквивалентна 20 минутам занятий спортом. Группа врачей из Норвежского научно-технологичного университета в Осло провела тестирование на чувство юмора сорока с лишним пациентов госпиталя Святого Олафа, страдающих хронической почечной недостаточностью и вынужденных регулярно проходить лечение диализом. Исследования продолжались около 2 лет. В итоге выяснилось, что при наличии хорошего чувства юмора риск преждевременной смерти снижается на 30%. Но самую поразительную связь между смехом и шансами на жизнь обнаружили сотрудники Медицинского центра Ассафа Ха-Рофе (Израиль). 33 из 93 женщин, решившихся на искусственное оплодотворение, которых после напряженной операции смешили профессиональные клоуны, успешно забеременели. В аналогичной группе, которую никто не веселил, беременными стали лишь 18 пациенток. Когда человек начинает смеяться? В литературе вы можете найти указание на то, что новорожденный ребенок в течение первых восьми недель жизни учится смеяться, и только в возрасте двух – трех месяцев начинает смеяться вслух. Однако новая технология – ультразвуковые аппараты 4Д позволили заглянуть внутрь матки и увидеть, что еще до рождения ребенок может улыбаться, вероятно, синхронизируясь с эмоциями матери. Д. Чемберлен описывает ситуацию, когда беременные родители пришли в цирк, они от души смеялись над клоунскими проделками, и вдруг женщина обращается к мужу: «посмотри и он, похоже, смеется!», поскольку плод прыгал и толкался у нее в матке. Мне приходилось видеть и неоднократно, хотя и не очень часто, когда только что родившийся ребенок улыбался. Мы тогда принимали это за артефакт, а женщина начинала беспокоиться: а почему он не кричит. Сегодня мы уже знаем, что у спокойной матери рождаются спокойные дети, и они совершенно не обязаны кричать и плакать. Согласно данным гелотологов, 6-ти летний малыш в среднем смеется и улыбается примерно 300 раз в день. Причем детский смех, как правило, искренний, чистый, беззаботный, заразительный. Взрослея, люди начинают улыбаться реже и еще реже смеяться от души. Всего до 15-20-ти раз за день. Так уж сложилось, что там, откуда мы приехали, не принято было ни много улыбаться, ни уж тем более смеяться без причины. Хотя в песне лицемерно пелось: «Мы будем петь и смеяться как дети». А о том, признаком чего является беспричинный смех, нам популярно объяснили еще в детстве. Да и широкая улыбка, постоянно озаряющая чье-то лицо, зачастую воспринималась как признак неадекватности, в то время как хмурые, невероятно серьезные, неприветливые лица считались нормой. Если бы барон Мюнхгаузен прокатился в московском метро, то наверняка повторил бы свои собственные слова из знаменитого фильма Марка Захарова: «Я понял, в чем ваша беда…Вы слишком серьезны. Но умное лицо – это еще не признак ума, господа. Самые большие глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь». Хочется добавить: делайте это хотя бы для своего собственного здоровья, поскольку, согласно исследованиям психологов, отсутствие тенденции к смеху создает предпосылки к возникновению различных заболеваний. Спасибо за внимание! 1 В них принял участие и Норман Казинс, который был приглашен на должность старшего преподавателя медицинского факультета Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и он был единственным на факультете не имевшим медицинского образования. Он посвятил много времени изучению биохимии эмоций, исследовал влияние эмоций на болезнь и выздоровление. Кроме этого, он написал ряд книг: «Наследственность», «Прославление жизни» и др. Норман Казинс оказался перво- проходцем и его с полным правом можно считать основателем гелотологии и смехотерапии. |
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет... К настоящему времени исследования, связанные с применением полимеров в медицине и фармакологии, сложились в новое самостоятельное... | Реферат Лекарственные растения в народной и современной медицине «лекарственные растения в народной и современной медицине», потому что сейчас много лекарств с лекарственными травами. Мне стало... | ||
Лекарственные растения в медицине Существует множество препаратов изготовленных из лекарственных трав. Интересно, а как же применялись лекарственные растения в народной... | Методические рекомендации по дисциплине «Естественно-научные основы сервиса» Дисциплина «Естественно-научные основы сервиса» включается в Б3 Гуманитарный, социальный и естественно-научный цикл | ||
Темы рефератов для поступающих в аспирантуру по направленности «Общественное... Здоровьесберегающая медицина и профилактика как приоритетное направление в медицине для улучшения качества жизни различных групп... | Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений... Направление «международные отношения» (522900), направление «регионоведение» (521300) | ||
Рабочая программа дисциплины урал в новое и новейшее время направление | Арабское направление Научные руководители и темы курсовых работ 1-й... Российской Федерации: Рабочая программа. Для слушателей, обучающихся по квалификации (степени) «специалист». Направление – «Судебная... | ||
Лекции по медицине катастроф Учебное пособие Жуков С. В. Королюк Е. Г. Избранные лекции по медицине катастроф. – Тверь, 2007. – 120с | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психолого-педагогические основы преподавания русского языка как иностранного направление подготовки 032700. 68 «Филология» Программа... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основы дискретной математики, теории вероятностей, математической статистики и их роль в медицине и здравоохранении | Вопросы к экзамену по дисциплине «История искусств» Новое направление в европейской культуре – романтизм, его влияние на поиски стиля в архитектуре | ||
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) Как это всегда бывает с исследователями, ты, конечно, обнаружишь, что некоторые из намеченных путей не приводят к цели. Когда это... | Лекция 31 Основные направления развития региональной экономики как... Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в... | ||
Высшего профессионального образования Научные основы разработки и эксплуатации нетрадиционных и возобновляемых источников энергии | Высшая школа экономики Естественно-научные основы психологии, ее принципы, методы и методологические ориентации |