Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный университет путей сообщения»
МГУПС (МИИТ)
Гимназия
Принято:
Научно-методический совет гимназии
П Протокол № 1
О от « 27 » августа 2014 г.
|
| Утверждаю
Директор гимназии Мирушина О.И.
Приказ № 84/1
от « 28 » августа 2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1 – 4 классы) Количество часов: 135 Уровень: базовый Учитель: Монько А.Д. Программа составлена на основе рабочей программы по математике.
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
Протокол №1 от 26 августа 2014 г.
Заведующий кафедрой
________Астахова Н.В.
Москва, 2014
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» Возраст обучающихся – 6-10 лет Срок реализации – 4 года
Пояснительная записка
В наше время творческий процесс заслуживает самого пристального внимания, поскольку общество нуждается в массовом творчестве, массовом совершенствовании уже известного, в отказе от устойчивых и привычных, но пришедших в противоречие с имеющимися потребностями и возможностями форм. Ускоренный прогресс во всех областях знаний и деятельности требует появления большего числа исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать и усваивать определенный объем знаний, но и овладели приемами исследовательской работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели и упорно добиваться результатов. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как сохранить у школьников интерес к изучаемому материалу, поддержать их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мышление обучающихся, стимулировали бы их самостоятельность в приобретении знаний. Удачным с этой точки зрения представляется применение такого вида эвристической деятельности, как математическое исследование. Математическое исследование – это поход в неизвестность, а вот на выбор направления, способов и методов решения поставленной задачи имеет право влиять каждый обучающийся. Цель преподавателя – постараться помочь ребенку разыскать тот самый путь, которым шли великие математики. Исследовать будет учащийся, а стало быть, он и должен принимать решение. Каждый выбирает тот путь, который ему больше нравится. «С математическим исследованием всегда так: ты поворачиваешь их той стороной, которая тебе наиболее удобна и приятна… Как это всегда бывает с исследователями, ты, конечно, обнаружишь, что некоторые из намеченных путей не приводят к цели. Когда это случится, ты, может быть, отложишь первоначальную идею до другого раза, а может быть, она сама подскажет тебе новое направление работы».
Сколько времени продолжается исследование? Можно потратить час и почувствовать, что ты сделал достаточно. А можно потратить день и, в конце концов, обнаружить, что, хотя ты и ответил на некоторые вопросы, гораздо больше их еще осталось, или что внезапно открываются новые пути.
Постепенно и неоднократно повторяясь, запомнятся и основные принципы математического исследования: воображение, организованность, время.
Дополнительное образование дает возможность ребенку почувствовать атмосферу постоянного поиска, включиться в работу коллектива, увлеченного решением проблемы, получить руководителя, готового помочь, поправить, но не давать готовых ответов, найти в себе силы и увлеченность длительное время сосредоточиться и размышлять в определенном направлении. Это происходит благодаря тому, что время занятий можно увеличить, нет жестких временных рамок выполнения программы, количество воспитанников в группе небольшое, дети собраны в коллектив на добровольной основе, их объединяет единая цель, общность интересов, приятельские взаимоотношения и дружеское, а не авторитарное отношение преподавателя.
Группы набираются, исходя из количества учащихся, желающих участвовать в работе нового вида. Состав группы может меняться, но при этом сохраняется ее «костяк». Детей, заинтересовавшихся в процессе обучения исследовательской работой, можно перевести из произвольной группы в исследовательскую. В группу второго года обучения большинство ребят переходят из группы первого года обучения, но состав может пополняться за счет старших, вновь пришедших учащихся.
Занятие состоит из двух частей: сначала коллективно разбирается заранее запланированная тема, а затем идет основная часть занятия – индивидуальные консультации. Допускаются разновозрастные группы, организованные с учетом подготовленности участников. Однако, исходя из психолого-педагогических возможностей детей, желательно, чтобы учащиеся соответствовали друг другу и по возрасту, и по уровню подготовленности.
Умение решать задачи является одним из показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Любой экзамен по математике, любая проверка знаний строится на решении задач. И тут обнаруживается, что многие учащиеся не могут продемонстрировать в этой области достаточного умения. Особо остро встает эта проблема, когда встречается задача незнакомого или малознакомого типа, нестандартная задача. Причины – в неумении решать задачи, в невладении приемами и методами решения, в недостаточной изученности задачи и т. д. Надо научиться анализировать задачу, задавать по ходу анализа и решения правильные вопросы, понимать, в чем смысл решения задач разных типов, когда нужно проводить проверку, исследовать результаты решения и т.д.
Математическое развитие учащихся в возрасте 6-10 лет происходит в рамках своеобразной триады: число – фигура – слово. Им следует отвести особое внимание. Одной из целей математики на данном этапе является обучение решению задач. Педагогу необходимо заинтересовать, привлечь внимание всех обучающихся, а не только детей, обладающих определенными математическими способностями. Для этого необходимо показать им математику во всей ее многогранности, акцентируя внимание на интересных, занимательных темах.
На втором и третьем году обучения необходимо обратить особое внимание на выработку самостоятельных навыков изучения литературы, на становление поисковой деятельности, умение работать группой. Надо научить ребят осуществлять переориентировку в зависимости от типа поставленной задачи, изменения их роли в работе группы. В группе должен быть идейный руководитель, а исполнители могут подразделяться на поисковиков и счетчиков. Сравнение полученных результатов, поиск объединяющих свойств, подведение итогов целесообразно осуществлять во время совместного обсуждения. На третьем уровне поиск и разрешение проблем математического исследования напрямую связано с ориентацией воспитанников на ту или иную специальность. В идеале, учащийся самостоятельно выбирает и формулирует тему. Роль преподавателя сводится к оказанию помощи в правильной постановке проблемы и консультированию по поводу выбора литературы по данной проблеме. Остальная работа проводится учащимся самостоятельно, но у него сохраняется возможность обращаться за помощью к преподавателю.
Основные принципы:
собрание единомышленников;
максимально выявлять у каждого творческую жилку, учить не только решать чужие задачи, но и придумывать свои собственные;
поддерживать дух спортивного соревнования».
Общая цель программы состоит в обучении воспитанников проектированию исследовательской деятельности, освоению ими основных приемов исследовательской работы.
При этом целесообразно конкретизировать цель и задачи каждого года обучения.
В 1-й год занятий (его продолжительность – 34 учебных часа) цель обучения состоит в том что, чтобы научить детей такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.
Соответственно этому, на 1-ом году обучения задачи заключаются в следующем:
познакомить детей с методиками исследования и технологиями решения задач и научить их оперировать данными методиками;
разобрать основные виды задач школьного курса математики;
проанализировать задачи по геометрии, научить воспитанников оперировать транспортиром, линейкой и циркулем;
познакомить учащихся с элементами теории множеств, теории вероятности, комбинаторики, логики;
сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач.
На 2-м году обучения (34 учебных часа) цель занятий связана с тем, чтобы закрепить и расширить знания, полученные в 1-й год обучения, и в процессе исследования понятий функции и планиметрических фигур выйти на исследование группами.
Задачи обучения в этот период состоят в том, чтобы:
актуализировать знания, полученные в первый год обучения и закрепить их решением более сложных задач;
рассмотреть и исследовать такие функции, как линейная, обратной пропорциональности, квадратичная;
познакомиться с планиметрическими фигурами и изучить их взаимосвязи;
продолжить развитие навыков исследовательской работы, научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать новый материал.
Цель 3-го и 4-го годов обучения (68 учебных часов): выход учащихся на новый уровень – уровень самостоятельного творчества.
Задачи данного этапа:
познакомить обучающихся с новыми разделами математики;
расширить представление детей о взаимосвязях математики с другими областями жизни;
подготовить учащихся к самостоятельной учебно-исследовательской работе с темой.
Формы занятий
Беседы (на начальном уровне обучения). В дальнейшем требуется приучить ребят к диалогу, особенно на втором этапе обучения, когда делается упор на коллективную работу в группе. На последнем этапе необходим переход от диалога к монологу учащегося, к самоанализу, умению дискутировать.
Игра, как основная форма работы на первом и втором году обучения.
Экскурсия на один из вычислительных центров.
Конкурс на изготовление лучшей модели, лучшей исследовательской работы на заданную тему.
Конференция при подведении итогов исследовательской работы.
|