Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс)





Скачать 460.21 Kb.
НазваниеРабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс)
страница1/6
Дата публикации18.05.2015
Размер460.21 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Математика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный университет путей сообщения»

МГУПС (МИИТ)

Гимназия


Принято:

Научно-методический совет гимназии

П Протокол № 1

О от « 27 » августа 2014 г.





Утверждаю

Директор гимназии
Мирушина О.И.

Приказ № 84/1

от « 28 » августа 2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ


Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1 – 4 классы)
Количество часов: 135 Уровень: базовый
Учитель: Монько А.Д.
Программа составлена на основе рабочей программы по математике.


Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

Протокол №1 от 26 августа 2014 г.

Заведующий кафедрой

________Астахова Н.В.

Москва, 2014

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Возраст обучающихся – 6-10 лет


Срок реализации – 4 года

Пояснительная записка



В наше время творческий процесс заслуживает самого пристального внимания, поскольку общество нуждается в массовом творчестве, массовом совершенствовании уже известного, в отказе от устойчивых и привычных, но пришедших в противоречие с имеющимися потребностями и возможностями форм. Ускоренный прогресс во всех областях знаний и деятельности требует появления большего числа исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать и усваивать определенный объем знаний, но и овладели приемами исследовательской работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели и упорно добиваться результатов.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как сохранить у школьников интерес к изучаемому материалу, поддержать их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мышление обучающихся, стимулировали бы их самостоятельность в приобретении знаний.

Удачным с этой точки зрения представляется применение такого вида эвристической деятельности, как математическое исследование. Математическое исследование – это поход в неизвестность, а вот на выбор направления, способов и методов решения поставленной задачи имеет право влиять каждый обучающийся. Цель преподавателя – постараться помочь ребенку разыскать тот самый путь, которым шли великие математики. Исследовать будет учащийся, а стало быть, он и должен принимать решение. Каждый выбирает тот путь, который ему больше нравится.


«С математическим исследованием всегда так: ты поворачиваешь их той стороной, которая тебе наиболее удобна и приятна… Как это всегда бывает с исследователями, ты, конечно, обнаружишь, что некоторые из намеченных путей не приводят к цели. Когда это случится, ты, может быть, отложишь первоначальную идею до другого раза, а может быть, она сама подскажет тебе новое направление работы».

Сколько времени продолжается исследование? Можно потратить час и почувствовать, что ты сделал достаточно. А можно потратить день и, в конце концов, обнаружить, что, хотя ты и ответил на некоторые вопросы, гораздо больше их еще осталось, или что внезапно открываются новые пути.

Постепенно и неоднократно повторяясь, запомнятся и основные принципы математического исследования: воображение, организованность, время.

Дополнительное образование дает возможность ребенку почувствовать атмосферу постоянного поиска, включиться в работу коллектива, увлеченного решением проблемы, получить руководителя, готового помочь, поправить, но не давать готовых ответов, найти в себе силы и увлеченность длительное время сосредоточиться и размышлять в определенном направлении. Это происходит благодаря тому, что время занятий можно увеличить, нет жестких временных рамок выполнения программы, количество воспитанников в группе небольшое, дети собраны в коллектив на добровольной основе, их объединяет единая цель, общность интересов, приятельские взаимоотношения и дружеское, а не авторитарное отношение преподавателя.

Группы набираются, исходя из количества учащихся, желающих участвовать в работе нового вида. Состав группы может меняться, но при этом сохраняется ее «костяк». Детей, заинтересовавшихся в процессе обучения исследовательской работой, можно перевести из произвольной группы в исследовательскую. В группу второго года обучения большинство ребят переходят из группы первого года обучения, но состав может пополняться за счет старших, вновь пришедших учащихся.

Занятие состоит из двух частей: сначала коллективно разбирается заранее запланированная тема, а затем идет основная часть занятия – индивидуальные консультации. Допускаются разновозрастные группы, организованные с учетом подготовленности участников. Однако, исходя из психолого-педагогических возможностей детей, желательно, чтобы учащиеся соответствовали друг другу и по возрасту, и по уровню подготовленности.

Умение решать задачи является одним из показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Любой экзамен по математике, любая проверка знаний строится на решении задач. И тут обнаруживается, что многие учащиеся не могут продемонстрировать в этой области достаточного умения. Особо остро встает эта проблема, когда встречается задача незнакомого или малознакомого типа, нестандартная задача. Причины – в неумении решать задачи, в невладении приемами и методами решения, в недостаточной изученности задачи и т. д. Надо научиться анализировать задачу, задавать по ходу анализа и решения правильные вопросы, понимать, в чем смысл решения задач разных типов, когда нужно проводить проверку, исследовать результаты решения и т.д.

Математическое развитие учащихся в возрасте 6-10 лет происходит в рамках своеобразной триады: число – фигура – слово. Им следует отвести особое внимание. Одной из целей математики на данном этапе является обучение решению задач. Педагогу необходимо заинтересовать, привлечь внимание всех обучающихся, а не только детей, обладающих определенными математическими способностями. Для этого необходимо показать им математику во всей ее многогранности, акцентируя внимание на интересных, занимательных темах.

На втором и третьем году обучения необходимо обратить особое внимание на выработку самостоятельных навыков изучения литературы, на становление поисковой деятельности, умение работать группой. Надо научить ребят осуществлять переориентировку в зависимости от типа поставленной задачи, изменения их роли в работе группы. В группе должен быть идейный руководитель, а исполнители могут подразделяться на поисковиков и счетчиков. Сравнение полученных результатов, поиск объединяющих свойств, подведение итогов целесообразно осуществлять во время совместного обсуждения. На третьем уровне поиск и разрешение проблем математического исследования напрямую связано с ориентацией воспитанников на ту или иную специальность. В идеале, учащийся самостоятельно выбирает и формулирует тему. Роль преподавателя сводится к оказанию помощи в правильной постановке проблемы и консультированию по поводу выбора литературы по данной проблеме. Остальная работа проводится учащимся самостоятельно, но у него сохраняется возможность обращаться за помощью к преподавателю.

Основные принципы:

собрание единомышленников;

максимально выявлять у каждого творческую жилку, учить не только решать чужие задачи, но и придумывать свои собственные;

 поддерживать дух спортивного соревнования».

Общая цель программы состоит в обучении воспитанников проектированию исследовательской деятельности, освоению ими основных приемов исследовательской работы.

При этом целесообразно конкретизировать цель и задачи каждого года обучения.

В 1-й год занятий (его продолжительность – 34 учебных часа) цель обучения состоит в том что, чтобы научить детей такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.

Соответственно этому, на 1-ом году обучения задачи заключаются в следующем:

 познакомить детей с методиками исследования и технологиями решения задач и научить их оперировать данными методиками;

 разобрать основные виды задач школьного курса математики;

 проанализировать задачи по геометрии, научить воспитанников оперировать транспортиром, линейкой и циркулем;

 познакомить учащихся с элементами теории множеств, теории вероятности, комбинаторики, логики;

 сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач.

На 2-м году обучения (34 учебных часа) цель занятий связана с тем, чтобы закрепить и расширить знания, полученные в 1-й год обучения, и в процессе исследования понятий функции и планиметрических фигур выйти на исследование группами.

Задачи обучения в этот период состоят в том, чтобы:

 актуализировать знания, полученные в первый год обучения и закрепить их решением более сложных задач;

 рассмотреть и исследовать такие функции, как линейная, обратной пропорциональности, квадратичная;

 познакомиться с планиметрическими фигурами и изучить их взаимосвязи;

продолжить развитие навыков исследовательской работы, научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать новый материал.

Цель 3-го и 4-го годов обучения (68 учебных часов): выход учащихся на новый уровень – уровень самостоятельного творчества.

Задачи данного этапа:

 познакомить обучающихся с новыми разделами математики;

 расширить представление детей о взаимосвязях математики с другими областями жизни;

 подготовить учащихся к самостоятельной учебно-исследовательской работе с темой.

Формы занятий

  • Беседы (на начальном уровне обучения). В дальнейшем требуется приучить ребят к диалогу, особенно на втором этапе обучения, когда делается упор на коллективную работу в группе. На последнем этапе необходим переход от диалога к монологу учащегося, к самоанализу, умению дискутировать.

  • Игра, как основная форма работы на первом и втором году обучения.

  • Экскурсия на один из вычислительных центров.

  • Конкурс на изготовление лучшей модели, лучшей исследовательской работы на заданную тему.

  • Конференция при подведении итогов исследовательской работы.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconРабочая программа по математике II ступень обучения (6 класс)
Настоящая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного...
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconРабочая программа I вида По кубановедению
Ступень обучения (класс) 3 ступень обучения, среднее (полное) общее образование, 10 -11классы
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconРабочая программа по математике 2 ступень, базовый уровень, 5 класс...
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ. Рабочая программа...
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconРабочая программа по истории Ступень обучения (класс) основное общее...
...
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconПояснительная записка Ступень обучения (класс) начальное общее Количество часов 34 ч
Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс составлена на основании ооп ООО мбоу лсош №2
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconРабочая программа по музыке ступень обучения (класс): основное общее ( 5 – 7 кл.)
Программа разработана на основе авторской программы «Музыка. 1 – 7 класс» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина издательство...
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconРабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс): начальное...
Программа разработана на основе авторской программы курса для 1-4 классов «Кубановедение»- перспективы образования, 2009 г
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconРабочая программа по информатике ступень обучения 5-9 класс
Россия, Ивановская область, Юрьевецкий район, с. Обжериха, ул. Реформатского, д. 24
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconОбразовательная программа среднего (полного) общего образования 3...
Образовательная программа основного общего образования 2 ступень обучения (5 – 9 классы) 9
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconРабочая программа по обществознанию ступень обучения (класс)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л. Н. Боголюбова. Обществознание -м.«Просвещение», 2012. г
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconРабочая программа по литературе Ступень обучения : 7 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Саянское
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconРабочая программа по литературе Ступень обучения : 11 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Саянское
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconРабочая программа по учебному предмету математике 10-11классов двухгодичного...
Рабочая программа по математике 10 – 11 класса разработана в соответствии требований фкгос 2004г на основе Примерной программы среднего...
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconРабочая программа по изобразительному искусству Ступень обучения (класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1077
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconРабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год Ступень...
Программа общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) 2010 год
Рабочая программа по занимательной математике ступень обучения (класс) iconРабочая программа по изобразительному искусству Ступень обучения...
Авторы: Неменский Б. М, Неменская Л. А, Горяева Н. А. Москва. Просвещение. 2011г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск