Скачать 404 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Ставропольская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Учебно-методическая разработка по общей микробиологии с вирусологией для студентов лечебного факультета Ставрополь, 2012 г. УДК 616- 093/ 098 (07) ББК 52.64я73 У-91 Учебно-методическая разработка по общей микробиологии с вирусологией для студентов лечебного факультета.- Ставрополь: Изд: СГМА, 2012.-53с. Составители: зав. каф. проф. И.А. Базиков; проф. Т.В Таран. доценты: А.Х. Казиев, Е.В. Лысогора, ассистенты: И. В. Климанович, В.А. Лысогора, М. М. Минасян, Е.В. Чекрыгина. В учебно-методической разработке представлен план практических занятий по общей микробиологии с вирусологией для студентов лечебного факультета, список теоретических вопросов по каждой теме. Предложен список учебной литературы и тематический план лекций. Предназначен для студентов 2-го курса лечебного факультета при изучении общей микробиологии c вирусологией . Рецензенты: Ходжаян А.Б. д.м.н., профессор, заведующая кафедрой биологии СтГМА; Тимченко Л.Д. профессор кафедры общей биологии СГУ Разрешено к печати редакционно-издательским советом СтГМА УДК 616- 093/ 098 (07) ББК 52.64я73 У-91 Ставропольская государственная Медицинская академия,2012 ЗАНЯТИЕ № 1 Тема: «МЕТОДЫ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ». Цель – ознакомиться с режимом работы микробиологической лаборатории, приобрести навыки микроскопического метода диагностики применение которого необходимо будущим специалистам в рамках обязанности врача. Овладеть техникой приготовления мазка из микробной смеси. I. Вопросы для обсуждения: 1. Режим работы в микробиологической лаборатории 2. Иммерсионная система оптического микроскопа II. Практическая работа: 1. Демонстрация приготовления сложных красящих растворов (основной карболовый фуксин Циля, фуксин Пфейффера). 2. Техника приготовления мазка из микробной смеси, окраска простым способом, микроскопия. 3. Овладение техникой микроскопирования с иммерсионной системой. 4. Демонстрация основных форм бактерий (шаровидные, палочковидные, извитые). III. Вопросы для самоподготовки: а) Назначение микробиологических лабораторий, принцип работы, оборудование. б) Световой микроскоп, устройство, ход лучей в иммерсионной и сухой системах микроскопа. в) Изучение морфологии микроорганизмов в живом и окрашенном состоянии. Нативные и фиксированные препараты. г) Состав и приготовление сложных красящих растворов. д) Основные формы бактерий. ЗАНЯТИЕ №2 Тема: «МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (продолжение)». Цель – разобраться в особенности строения грамположительных и грамотрицательных бактерий, приобрести навыки микроскопического метода диагностики, применение которого необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. I. Вопросы для обсуждения: 1. Строение бактериальной клетки. 2. Окраска по методу Грама. 3. Особенности строения клеточной стенки Грам «+» и Грам «-» бактерий. 4. Особенности строения клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий. 5. Споры. Спорообразование. 6. Окраска по методу Циля-Нильсена (в модификации по Ожешко). 7. УИРС: «Эволюция оптических методов исследования в микробиологии». Распределение докладов. II. Практическая работа: 1.Приготовить мазок из взвеси стафилококков и кишечных палочек с окраской по Граму. 2. Приготовить мазок из кислотоустойчивых бактерий с окраской по Цилю-Нильсену в модификации по Ожешко. 3. Программированный контроль по методам окраски. 4. Демонстрация: а) мазков из стафилококков и кишечных палочек, окрашенных по Граму; б) мазков из микобактерий, окрашенных по Цилю-Нельсену; в) мазков в люминесцентном микроскопе. III. Вопросы для самоподготовки: а) Классификация микроорганизмов б) Морфология, ультраструктура и химический состав бактерий в) Строение бактериальной клетки. г) Окраска по методу Грама. д) Особенности строения клеточной стенки Грам «+» и Грам «-» бактерий. е) Особенности строения клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий. ж) Споры. Спорообразование. IV. Письменное задание: а) Записать методику окраски по методам Грама и Циля-Нильсена. б) Нарисовать схему строения бактериальной клетки. ЗАНЯТИЕ №3 Тема: «МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (продолжение)». Цель - разобраться в особенности строения бактерий имеющих капсулу, различные включения, приобрести навыки микроскопического метода позволяющего обнаружить эти структуры у микроорганизмов, что позволит будущим специалистам в рамках обязанностей врача проводить точную диагностику заболевания. I. Вопросы для обсуждения: 1. Включения у бактерий. 2. Окраска волютиновых зерен по методу Нейссера. 3. Капсулы бактериальной клетки. Методы окраски. Демонстрация окрашенных препаратов микробов с капсулой. 4. Морфология грибов: плесневых, дрожжеподобных, дрожжей. 5.Морфология актиномицетов. 6.Классификация и морфология спирохет. 7. Особенности строения спирохет, видимых при электронной микроскопии. 8. Устройство и назначение конденсора тёмного поля зрения. II.Практическая работа: 1. Приготовить мазок из кислого молока с окраской по Нейссеру. 2. Приготовить мазок из дрожжей с окраской по Граму. 3. Демонстрация включений у молочнокислых бактерий при окраске по Нейссеру и Лёффлеру. 4. Демонстрация бледных трепонем в тёмном поле зрения. 5. Демонстрация боррелий клещевого возвратного тифа при окраске по Романовскому-Гимза. III. Вопросы для самоподготовки: а) включения у бактерий, б) капсула бактерий, в) морфология патогенных для человека грибов (дрожжеподобные грибы), г) морфология спирохет, д) морфология микоплазм, е) морфология риккетсий, ж) морфология актиномицетов. IV. Письменное задание: а) Записать технику окраски волютиновых зёрен по Нейссеру и Лёффлеру б) Нарисовать в виде схемы капсулу бактериальной клетки в) Зарисовать ультраструктуру спирохет г) Зарисовать псевдомицелий дрожжеподобных грибов. ЗАНЯТИЕ №4 Тема: «МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (окончание)». Цель – ознакомление с основными свойствами вирусов, структурой и химическим составом, этапами взаимодействия вирусов с клеткой. А также с методами стерилизации и дезинфекции, что позволит будущим специалистам в рамках обязанностей врача проводить дезинфекционные мероприятия. I. Вопросы для обсуждения: 1. Классификация вирусов. 2. Структура и химический состав вирусов. 5. Этапы взаимодействия вируса с клеткой. 6. Стерилизация. Методы, аппаратура, режим работы. 7. Дезинфекция. Методы, средства, режим использования. II. Практическая работа: 1. Постановка опыта действия карболовой кислоты на культуру E. coli и учёт результатов. 2. Приготовить мазок – отпечаток со слизистой носа, окраска по Романовскому-Гимза для определения вирусных включений (колонии вирусов). 3. Демонстрация телец Бабеша-Негри в клетках мозга при бешенстве. 4. Демонстрация аппаратуры для стерилизации. 5. Демонстрация дезинфектантов. 6. Программированный контроль: «Отличительные признаки основных групп микроорганизмов» (карта №1). 7. Программированный контроль: « Методы стерилизации» (карта №2). III. Вопросы для самоподготовки: а) Классификация вирусов. б) Структура и химический состав вирусов. в) Этапы взаимодействия вируса с клеткой. г) Тельца Бабеша-Негри. Вирусоскопический метод определения вирусов (включения вирусной колонии). д) Стерилизация. Методы стерилизации, используемые в медицине и микробиологии. Методы контроля стерилизации. е) Дезинфекция. Основные группы дезинфектантов, области применения и режим использования. IV. Письменное задание: а) Записать методику окраски по Романовскому-Гимза б) Записать схему методов стерилизации в) Перечислить дезрастворы, их концентрацию и режим использования в лабораторной практике и медицине. ЗАНЯТИЕ №5 Тема: «ЭВОЛЮЦИЯ ОПТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ МИК РООРГАНИЗМОВ». Цель – закрепление теоретических знаний, применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача I. Вопросы для обсуждения: 1. САРС: изложение тем рефератов. 2. Итоговый контроль по теме «Микроскопические методы исследования в микробиологии» (письменно). Вопросы к итоговому занятию по морфологии микроорганизмов.
6.Микропрепараты. Мазок, нативный препарат, способы приготовления. 7.Назначение микробиологических лабораторий. Принципы работы. Оборудование. 8.Основные отличия прокариот и эукариот. 9.Классификация бактерий. Основные формы бактерий. 10.Основные принципы классификации микробов. 11.Строение бактериальной клетки.
13. Ультраструктура бактериальной клетки. 14. Строение клеточной стенки у грамположительных и грамотрицательных бактерий. 15.Включения у бактерий. Строение кислотоустойчивых бактерий. 16. Простые и сложные методы окрашивания. 17. Методы выявления спор и капсул у бактерий. 18. Методы выявления жгутиков и включений у бактерий. 19. Основные принципы окраски по Граму, Цилю – Нильсену. 20. Классификация и морфология грибов. 21. Классификация и морфология риккетсий. 22. Классификация и морфология спирохет. 23. Особенности строения спирохет, видимых при электронной и световой микроскопии. 24. Морфология актиномицетов. 25. Классификация и морфология микоплазм. 26. Особенности биологии вирусов. 27. Классификация вирусов. 28. Строение и химический состав вирусной частицы. 29. Характеристика вируса, вириона, вироида и приона. 30. Типы взаимодействия вируса с клеткой. 31. Продуктивный тип взаимодействия вируса с клеткой. Характеристика. 32. Интегративный тип взаимодействия вируса с клеткой. Характеристика. 33.Фазы репродукции вируса. 34.Характеристика адсорбции, проникновения и дезинтеграции. 35. Характеристика транскрипции и репликации. 36. Характеристика сборки вирусной частицы и ее выхода из клетки. 37. Методы стерилизации и их краткая характеристика. 38. Правила кипячения, прокаливания на огне, фильтрования через бактериальные фильтры. 39. Методы стерилизации, автоклавирование, пастеризация, тиндализация. ЗАНЯТИЕ №6 Тема: «ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. ПИТАНИЕ» Цель - разобраться в особенности проникновения питательных веществ в микроорганизм, в разнообразных типах питания и питательных сред, приобрести навыки дифференцировки бактерий с помощью питательных сред, применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. I. Вопросы для обсуждения: 1.Типы питания микроорганизмов: аутотрофы, гетеротрофы, прототрофы, ауксотрофы. 2.Механизмы питания бактерий – пассивная диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт. 3.Условия, необходимые для культивирования микроорганизмов в бактериологической лаборатории. 4.Классификация, состав и назначение искусственных питательных сред. 5.Значение основных питательных сред в культивировании микроорганизмов. 6.Значение дифференциально – диагностических питательных сред в идентификации различных видов микроорганизмов. II. Практическая работа: 1.Естественные питательные среды и их назначение. 2.Приготовление сложных питательных сред. Приготовление сред с углеводами, сывороточных и кровяных сред (среда Леффлера и щелочная 1% пептонная вода). 3.Дифференциально – диагностические среды. Приготовление среды Эндо. 4.Программированный контроль, заполнение карты №3 «Питание микроорганизмов». III. Вопросы для самоподготовки: а) Типы питания микроорганизмов: аутотрофы, гетеротрофы, прототрофы, ауксотрофы. б) Механизмы питания бактерий – пассивная диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт. в) Условия, необходимые для культивирования микроорганизмов в бактериологической лаборатории. IV. Письменное задание: а) Составить классификацию питательных сред по способу приготовления, составу и назначению. б) Записать типы питания микроорганизмов. ЗАНЯТИЕ №7 ТЕМА: «БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АЭРОБОВ». Цель - разобраться в понятиях - культура микроорганизма, штамм, биовар; уяснить этапы выделения чистой культуры аэробов; приобрести навыки приготовления мазков из исследуемого материала и чистой культуры; отработать навыки посевов и пересевов на плотных питательных средах; ознакомиться с классическим методом лабораторной диагностики инфекционных заболеваний, идентификации и дифференцировки бактерий, применение которого необходимо будущим специалистам в рамках обязанности врача. I. Вопросы для обсуждения: 1.Понятия: культура микроорганизмов, смешенная культура, чистая культура, колония, штамм, биовар, аэробы. 2.Этапы идентификации выделенной чистой культуры микроорганизмов. 3.Короткий «пестрый» ряд: цель использования, состав питательных сред. 4.Методика посева на «пестрый» ряд. 5.Учет результатов роста микроорганизмов на средах «пестрого» ряда.
II. Практическая работа: - Выделение чистой культуры аэробов:
3 – й этап. а) Определение чистоты выделенной культуры: приготовление мазка со скошенного агара и окраска по Граму, микроскопия, заключение. б) Пересев чистой культуры со скошенного агара на среды короткого «пестрого» ряда. 4 – й этап – учет ферментативной активности выделенной чистой культуры. Определение вида (идентификация) выделенной чистой культуры по морфологическим, тинкториальным и биохимическим свойствам. Программированный контроль: заполнение карты № 4 «Выделение чистых культур аэробов». III. Вопросы для самоподготовки: а) Р. Кох и его заслуги в создании метода выделения чистых культур микроорагнизмов. б) Культура бактерий: чистая и смешанная, колония, штамм, биовар, серовар, фаговар. в) Этапы выделения чистой культуры микроорганизмов. г) Значение метода выделения чистых культур микроорганизмов в диагностике инфекционных заболеваний. е) Какие ферменты микроорганизма ответственны за изменение цвета питательной среды и газообразование в «поплавках» при посеве на МПБ с моносахаридами? з) Какие ферменты микроорганизмов ответственны за положительную пробу на индол и сероводород при выращивании бактерий на питательной среде? IV. Письменное задание: а) Указать принципы выделения чистых культур аэробов. б) Записать схему выделения чистых культур аэробов по этапам. в) Записать состав сред Гисса. г) Описатьметоды определения протеолитических ферментов (проба на индол и сероводород) д) Описать методы определения сахаролитических ферментов. ЗАНЯТИЕ № 8 |
В. Вопросы для самоподготовки: а Назначение микробиологических лабораторий,... Методы микробиологической диагностики. Микроскопический метод исследования. Морфология микроорганизмов | Выписка из фгос впопоспециальности «Лечебное дело» 060101 Классификация, морфология и физиология микроорганизмов и их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Классификация, морфология и физиология микроорганизмов, их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Классификация, морфология и физиология микроорганизмов и их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние... | ||
Пояснения к формам представления результатов диагностики знаний обучающихся... Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | Ультразвуковые методы диагностики в невропатологии и нейрохирургии... Эксклюзивные случаи диагностики заболеваний и поражений цнс с помощью ультразвукового метода | ||
1. Понятие, предмет, метод и система криминологии Тема Методология и методы криминологических исследований. Организация криминологического исследования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Тема урока: «Моделирование лифа путем перевода нагрудной вытачки» Методы обучения: метод мозговой атаки, метод контрольных вопросов, частично проблемно-поисковый, метод упражнений | Совершенствование микробиологической диагностики туберкулеза в учреждениях... Работа выполнена в Центральном научно-исследовательском институте туберкулеза Российской Академии Медицинских Наук (цниит рамн),... | ||
Отчет о лаботарорной работе методы и средства анализа данных по теме:... Методы классификации, data mining, метод байеса, 8, id3, 1R, svm, ассоциативные правила, метод априори | Отчет о лаботарорной работе методы и средства анализа данных по теме:... Методы классификации, data mining, метод байеса, 8, id3, 1R, svm, ассоциативные правила, метод априори | ||
Отчет о лаботарорной работе методы и средства анализа данных по теме:... Методы классификации, data mining, метод байеса, 8, id3, 1R, svm, ассоциативные правила, метод априори | Отчет о лаботарорной работе методы и средства анализа данных по теме:... Методы классификации, data mining, метод байеса, 8, id3, 1R, svm, ассоциативные правила, метод априори | ||
Отчет о лаботарорной работе методы и средства анализа данных по теме:... Методы классификации, Data Mining, метод байеса, 8, id3, 1R, svm, ассоциативные правила, метод априори | Отчет о лаботарорной работе методы и средства анализа данных по теме:... Методы классификации, data mining, метод байеса, 8, id3, 1R, svm, ассоциативные правила, метод априори |