Выписка из ФГОС ВПОпоспециальности
«Медико-профилактическое дело» 060105,65
Индекс
| Наименование дисциплины и ее основные разделы
| Всего
часов
| ЕН.Ф.10.
| Микробиология, вирусология, иммунология.
Классификация, морфология и физиология микроорганизмов, их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние на здоровье человека. Методы микробиологической диагностики. Применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов.
| 243
|
1. Цели и задачи микробиологии, вирусологии, иммунологии, ее место в учебном процессе
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения микробиологии, вирусологии и иммунологии:
Формирование у будущего врача научного представления о роли бактерий, вирусов и грибов в этиологии и патогенезе заболеваний и поддержании нормальной жизнедеятельности человека, о механизмах иммунологического реагирования на чужеродные антигены и значение этих реакций в норме и при патологии. Это должно подготовить студента для дальнейшего изучения медико-биологических, профилактических и клинических учебных дисциплин по специальности «Медико-профилактическое дело» 060105,65
Задачи изучения дисциплины в лекционном курсе - представить дидактически грамотно, в доступном и систематизированном виде выверенные научные данные по медицинской бактериологии, микологии, вирусологии и иммунологии, связав их с диагностикой, лечением и профилактикой актуальных инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Задачи изучения дисциплины на практических занятиях - в ходе самостоятельной работы материализовать сугубо теоретические знания о свойствах микроорганизмов и антител к ним, методах их определения; овладеть первичными навыками и умениями, необходимыми в практике лечащего врача (взятие образцов биологического материала, техника безопасности при работе с инфекционным материалом, лабораторными животными, посудой и аппаратурой, микроскопия препаратов и др.). В ходе практических занятий студенту прививают навыки анализа и оценки полученной диагностической информации на основе полученных теоретических знаний.
1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе
«Микробиология, вирусология, иммунология» – фундаментальная дисциплина, объединенная в учебном плане подготовки врачей в рамки математического, естественнонаучного цикла, базовая часть. Она включает разделы общей и частной микробиологии, микологии, вирусологии, санитарной микробиологии, общей и инфекционной иммунологии, имеющих существенное значение для знания биологии микроорганизмов и их взаимодействия с организмом человека и животных, формирования естественнонаучного и медико-биологического мышления студентов. Каждый раздел обогащает студентов информацией, которая необходима для понимания сущности процессов, протекающих в организме инфицированного человека на молекулярном, клеточном и органном уровнях. Микробиология, вирусология и иммунология – важная часть теоретического фундамента современной медицины. Овладение основными знаниями в этой дисциплине дает пропуск в клинику, где с их помощью врач может грамотно решать возникающие медицинские проблемы.
В процессе обучения большое внимание уделяется вопросам формирования личности студента, организации и методики самостоятельной работы студента (конспектирование лекций, работа над книгой, подготовка к практическим занятиям и семинарам, выполнение заданий на самостоятельную тему, подготовка к зачётам, контрольным работам и экзаменам)
1.3. Связь с предшествующими дисциплинами
- физика (микроскопические методы требуют знания оптики, методы стерилизации, пастеризации, резистентности микробов – характера влияния температуры, радиации, давления на биологические агенты).
- общая и биоорганическая химия и биохимия (необходимы для понимания сущности биохимических процессов в микроорганизмах и макроорганизме, для проведения лабораторных работ, для функционирования генов и экспрессии их продуктов, природы диагностических реакций invitro, патохимических сдвигов при патологии, механизмов действии антимикробных препаратов).
- биология с генетикой (знание универсальных основ генетики, вопросы биологической систематики, классификации и номенклатуры – необходимы при изучении общей микробиологии, энтомологии – при изучении роли переносчиков возбудителей инфекций, биологии – при рассмотрении зоонозных инфекций, общих для животных и человека, экологии – при анализе взаимоотношений микробов в биоценозах внутри организма и во внешней среде, вариантов симбиоза в системе микроб-хозяин).
- гистология с эмбриологией (знание структуры и функции эукариотических клеток организма, закономерностей их формирования, дифференцировки и трансформации, стадий внутриутробного развития эмбриона и плода – требуются при изучении клеток иммунной системы, тератогенного влияния некоторых вирусов, онкогенных процессов, обусловленных микробами).
- иностранный язык и латинский язык (умение ориентироваться в названиях таксономических групп микроорганизмов, работа с иностранной информацией по дисциплине – в Интернете, в иноязычных учебниках и журналах)
- нормальная физиология (знание общих закономерностей функционирования различных систем, органов и клеток в норме, механизмов их регуляции – востребовано по всем разделам частной микробиологии, вирусологии и иммунологии).
Интегральные связи обсуждаются с кафедрами этих дисциплин, вносимые ими дополнения позволяют связать материал предшествующих дисциплин с микробиологией, вирусологией и иммунологией.
1.4. Связь с последующими дисциплинами
Вместе с тем данная учебная дисциплина является пропедевтической по отношению к дисциплинам, преподаваемым на кафедрах терапевтического и хирургического циклов, в особенности при изучении инфекционных болезней и эпидемиологии (вся частная микробиология и иммунология, микробиологические основы химиотерапии, лабораторная диагностика, вакцины и другие иммунобиологические препараты), гнойной и раневой хирургии (возбудители аэробных и анаэробных гнойных инфекций, стерилизация, асептика и антисептика и др.) ЛОР, офтальмология, акушерство и гинекология.
Пожелания соответствующих кафедр, обусловленные актуализацией отдельных направлений и проблем, учитываются в преподавании на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК):
ОК-1
| Способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| ОК-2
| Способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, к самосовершенствованию логически выражает свои мысли
| ОК-4
| Использует медицинскую терминологию, изучает научно-медицинскую информацию
| ОК-5
| способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
| ОК-6
| способен и готов к письменной и устной коммуникации на государственном языке и владению одним из иностранных языков на уровне бытового общения
| ОК-7
| готов и способен использовать методы управления; к организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции
| ОК-8
| способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией
|
| б) профессиональные (ПК):
| ПК-2
| способени готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат
| ПК-3
| способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
| ПК-5
| способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную
| ПК-6
| - способен и готов к изучению и оценке факторов среды обитания человека и реакции организма на их воздействия, к интерпретации результатов гигиенических исследований, пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику, к оценке реакции организма на воздействие факторов среды обитания человека
| ПК-7
| - способен и готов к осуществлению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также к осуществлению противоэпидемической защиты населения
| ПК-8
| - способен и готов к организации и проведению санитарно-эпидемиологического надзора за инфекционными и неинфекционными заболеваниями
| ПК-9
| способен и готов к прогнозированию опасности для здоровья, причиной которых могут стать используемые трудовые и производственные процессы, технологическое оборудование, и определению рекомендаций по их планированию и проектированию, распознаванию и интерпретации появления в производственной среде химических, физических и биологических и иных факторов среды обитания человека, которые могут повлиять на здоровье и самочувствие работников
| ПК-10
| способен и готов к разработке, организации и выполнению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижения заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов
| ПК-11
| способен и готов к анализу санитарно-эпидемиологических последствий катастроф и чрезвычайных ситуаций
| ПК-23
| способен и готов к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач
| ПК-27
| способен и готов к обучению населения правилам медицинского поведения, к проведению гигиенических процедур, формированию навыков здорового образа жизни
| ПК-28
| способен и готов к принятию управленческих решений, направленных на сохранение здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов среды обитания человека
| ПК-29
| - способен и готов к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, защите населения в очагах особо опасных инфекций, при стихийных бедствиях и различных чрезвычайных ситуациях
| ПК-30
| способен и готов к анализу результатов собственной деятельности и деятельности органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, иных учреждений здравоохранения с учетом требований официальных законодательных, нормативных и правовых документов
| ПК-31
| способен и готов к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля
|
В результате изучения микробиологии, вирусологии и иммунологии студент должен:
Знать:
классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики;
значение патогенных микробов (бактерий, грибов, вирусов) в этиологии, эпидемиологии, патогенезе и клинике важнейших инфекционных заболеваний человека, связь между биологическими свойствами возбудителей и механизмами патогенеза инфекций, их клинической симптоматикой и эпидемическими закономерностями;
применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических пре
паратов: природу и механизм действия различных групп антимикробных препаратов, возможные побочные эффекты при их применении;
роль микробиоты (нормальной микрофлоры) человека в норме и при патологии, способы и средства её коррекции;
структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, меха
низмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики;
основные современные методы лабораторной (этиологической) диагностики инфекционных заболеваний и патологии иммунной системы;
календарь профилактических прививок, принятый в РФ;
основные принципы и методы бактериологического, вирусологического м иммунологического исследования, диагностические критерии оценки результата
Уметь:
пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
определить направление и характер диагностического лабораторного исследования при яркой специфической симптоматике инфекционного заболевания и по эпиданамнезу;
взять материала и подготовить его к пересылке в лабораторию для исследования на возбудителей острых кишечных инфекций (ОКИ), дифтерии и эпидемического цереброспинального менингита;
произвести первичный посев фекалий на плотные питательные среды (на ОКИ);
приготовить и микроскопировать препарат из гнойного отделяемого (окраска по Граму), из гениталий – на гонококк, препарат крови («тонкий мазок» или «толстая капля») - для диагностики возвратного тифа;
оформить направление на исследование материала от детей, смывов, пищевых продуктов, молока и пр.
взять пробу водопроводной воды, пищевых продуктов, воздуха для санитарно-бактериологического исследования;
соблюдать технику безопасности при работе с инфекционным материалом; проводить заключительную дезинфекцию рабочего места, инструментов, лабораторной посуды;
оценить и интерпретировать результат микробиологического и серологического исследования.
Владеть:
базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные
редакторы, поиск в сети Интернет;
информацией о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработ
ки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента;
3. Распределение учебных занятий по семестрам и тематический план по микробиологии, вирусологии и иммунологии
Виды учебных занятий и часы по семестрам распределяются в соответствии с учебным планом.
Таблица 1
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
| 4
| 5
| Общая трудоемкость дисциплины
| 243
| 102
| 141
| Аудиторные занятия:
| 138
| 68
| 70
| – лекции
| 42
| 20
| 22
| – практические занятия (ПЗ)
| 96
| 48
| 48
| Самостоятельная работа студентов (СРС)
| 69
| 34
| 35
| Формы текущего контроля
|
| Итоговые занятия
Тесты
| Итоговые занятия
Тесты
| Вид итогового контроля зачет
экзамен
| -
36
|
|
Экзамен
|
Таблица 2
|