Скачать 101.93 Kb.
|
Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала для студентов 2 курса стоматологического факультета Тема. Этиология и патогенез наследственных форм патологии. Основные вопросы для изучения.
Целевая установка. Изучить причины, факторы риска и механизмы развития наследственных болезней. Формулируемые понятия: комбинативная изменчивость и факторы окружающей среды как причины наследственных болезней, феномен доминантности и рецессивности, плейотропность, клинический полиморфизм наследственных болезней, явления генетической гетерогенности, наследственные болезни, врожденные болезни, генные болезни,хромосомные болезни, мультифакториальные заболевания, генетические болезни соматических клеток. Любые проявления жизнедеятельности организма являются результатом взаимодействия наследственных и средовых факторов. Болезнь также развивается на основе тесного взаимодействия внешних повреждающих и внутренних факторов. Факторы внутренней среды - это результат взаимодействия генетических и средовых факторов в онтогенезе, потому что уровень гормонов в организме, особенности обмена веществ, иммунологические реакции - все это исходно определяется функционированием соответствующих генов. Наследственные факторы, определяющие основу внутренней среды организма в широком смысле слова, принимают самое непосредственное участие в формировании патологических процессов, выступая в роли либо этиологического, либо патогенетического фактора заболевания. Процессы выздоровления и исхода болезни при прочих равных условиях во многом определяются генетической конституцией организма. Все существующие болезни человека в зависимости от роли наследственных и средовых факторов в их развитии могут быть разделены на 2 группы: наследственные болезни, при которых проявление патологического действия мутации как этиологического фактора практически не зависит от среды. Последняя может только менять выраженность симптомов болезни и тяжесть ее течения. К заболеваниям этой группы относятся хромосомные и генные наследственные болезни с полным проявлением (болезнь Дауна, нейрофиброматоз, гемофилия, фенилкетонурия, муковисцидоз, ахондроплазия и т.д.), а также врожденные аномалии развития полигенной природы. Болезнь может проявляться не обязательно в детском, но и в любом возрасте, в соответствии с временными закономерностями генной экспрессии (например, средний возраст начала хореи Гентингтона равен 38-40 годам). болезни, при которых наследственность может являться этиологическим или патогенетическим фактором, но для пенетрантности мутантных генов необходимы соответствующие факторы окружающей среды. К таким заболеваниям относятся, например, некоторые формы подагры, диабета, а также фармако- и экогенетические реакции. Подобные заболевания и патологические реакции обычно проявляются неожиданно в разном возрасте при первом контакте с проявляющим внешним фактором, специфическим для каждого мутантного гена. Чаще для этой группы болезней этиологическими факторами являются многочисленные средовые влияния, однако частота возникновения и тяжесть течения болезней существенно зависят от наследственного предрасположения (как в индивидуальном варианте, так и в групповом). К заболеваниям этой группы относятся атеросклероз, гипертоническая болезнь, туберкулез, экзема, псориаз, язвенная болезнь и др., т.е. это болезни с наследственным предрасположением, или мультифакториальные заболевания. в третьей группе наследственность не играет этиологической роли (ненаследственные болезни). Сюда относится большинство травм, инфекционных заболеваний, ожогов и т.д. Однако генетические факторы могут влиять на течение патологических и восстановительных процессов. Основу надежности генотипа составляют следующие характеристики строения и функционирования генома человека: 1) дублированность его структурных элементов; 2) матричный принцип биосинтеза; 3) способность к репарации; 4) регуляция генной активности. Существуют наследственные, врожденные, семейные и спорадические заболевания. Термин «наследственные болезни» не тождествен термину «врожденные болезни». Под врожденными болезнями понимают такие состояния, которые существуют уже при рождении ребенка. Врожденные болезни могут быть обусловлены наследственными и ненаследственными факторами. К последним относятся все врожденные пороки, возникающие за •счет тератогенного действия внешних факторов, врожденные инфекции (сифилис, краснуха и др.). В то же время не все наследственные болезни являются врожденными. Некоторые заболевания проявляются в детском (миопатия Дюшенна, муковисцидоз), другие в зрелом (миотоническая дистрофия, хорея Гентингтона) и даже в пожилом (болезнь Альцгеймера) возрасте. Термин «семейные болезни» также не является синонимом термина «наследственные болезни». Семейные болезни могут быть наследственными и ненаследственными. Этот термин не говорит ни о чем, кроме того, что заболевание встречается среди членов одной семьи, да и само понятие семьи включает родственников от двух до нескольких поколений. Болезнь может быть обусловлена влиянием одинакового вредного фактора, который действует в семье: неправильное питание, плохая освещенность, сырая квартира, одна и та же вредная профессия в семье (шахтеры, ткачи и др.). В зависимости от уровня организации наследственных структур различают генные, хромосомные и геномные мутации, а в зависимости от типа клеток - гаметические и соматические. Классификация наследственных болезней, в основу которой положены два варианта мутаций - в половых и соматических клетках, была предложена В.А. Маккьюсиком (1988) и включает три формы наследственной патологии:
Наследственные болезни настолько разнообразны, что они встречаются в практике врача любой специальности. Следовательно, наследственная патология может быть классифицирована в соответствии с потребностями конкретных медицинских специальностей, она ничем не отличается от классификаций болезней по органному, системному принципу или по типу обмена веществ. Поскольку наследственные болезни едины по этиологическому принципу (мутации), то основу их классификации составляет прежде всего системный и органный принцип: нервные, нервно-мышечные, психические, болезни опорно-двигательного аппарата, кожи, зубо-челюстной системы, крови и др. Естественно, что такой подход не однозначен. Можно найти очень немного наследственных болезней, при которых избирательно поражается одна система. Даже моногенно детерминируемые болезни вследствие плейотропного действия гена и вторичных патогенетических факторов затрагивают разные органы и системы. Большинство генных мутаций, а тем более хромосомные и геномные, вызывают генерализованное повреждение какой-либо ткани (например, болезни соединительной ткани) или захватывают несколько органов. Вот почему многие наследственные болезни проявляются в виде синдромов или комплекса патологических признаков, на первый взгляд не связанных между собой. В основе классификации наследственных болезней, проявляющихся в нарушении обмена веществ, лежат типы повреждения первичного звена обмена. Такая биохимическая классификация как бы объединяет генетический и патофизиологический (клинический) подход. По такому принципу различают наследственные болезни обмена углеводов, липидов, аминокислот, витаминов, пуринов и пиримидинов, биосинтеза гормонов и т.д. Многочисленные клинические классификации наследственных заболеваний различных органов, систем организма и видов нарушения обмена веществ объединены главным общим свойством - они являются описательными, а потому часто изменяющимися как по структуре построения, так и по содержанию (включения или исключения тех или иных форм патологии). Накопленные наукой и медицинской практикой сведения о генетических основах болезней человека позволяют предложить рабочую классификацию:
В последнее время выделяют еще одну группу болезней - болезни с нетрадиционным типом наследования, обусловленные относительно недавно сформировавшимся интересом к таким феноменам, как митохондриальная наследственность, геномный импринтинг, однородительская дисомия, экспансия тринуклеотидных повторов. Значение изучаемого материала. Наследственные факторы, определяющие основу внутренней среды организма в широком смысле слова, принимают самое непосредственное участие в формировании патологических процессов, выступая в роли либо этиологического, либо патогенетического фактора заболевания. Медицинские аспекты. Большинство генных мутаций, а тем более хромосомные и геномные, вызывают генерализованное повреждение какой-либо ткани (например, болезни соединительной ткани) или захватывают несколько органов, проявляются в нарушении обмена веществ, поэтому наследственные болезни проявляются в виде синдромов или комплекса патологических признаков, на первый взгляд не связанных между собой. Однако в основе этих проявлений лежат определенные типы повреждения первичного звена регуляции на уровне генного аппарата. Знания этого аспекта патологических процессов необходимо для своевременной диагностики ,профилактики и лечения наследственных болезней. Вопросы подлежащие проверке при промежуточной и экзаменационной аттестации.
Литература. а) основная литература
б) дополнительная литература:
в)методические пособия:
г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Общая патофизиология. Электронный курс. В.А.Фролов, Д.П. Билибин. - М. 2006., 172с.
www.spsl.nsc.ru/win/navigatrn.html (“Навигатор по информационно-библиотечным ресурсам Интернет” на сайте ГПТНБ Сибирского отделения РАН. Является общим метаресурсом, интегрирующим ссылки на другие библиотеки. ) it2med.ru/mir.html (“МИР — Медицинские интернет-ресурсы” на сайте “МедИнформКонсалтинга” (Москва). Является специализированным метаресурсом, интегрирующим ссылки на медицинские библиотеки и другие медицинские ресурсы. ) www.scsml.rssi.ru/ (Центральная научная медицинская библиотека (ЦНМб) ММА им. И. М. Сеченова), база данных “Российская медицина” — содержит информацию о первоисточниках, поступивших в ЦНМб после 1988 г. по разделам ) www.webmedinfo.ru/index.php (WEBmedINFO.RU — книги (по многим медицинским специальностям), программное обеспечение, справочники, атласы, тесты, рефераты, истории болезни статьи, поиск лекарств в аптеках разных городов.) medlib.ws/ (Medlib.ws — новый проект (открыт 1 августа 2008 г.), предлагающий книги и статьи по многим медицинским специальностям, по народной медицине и здоровому образу жизни. Кроме того, на сайте размещены электронные справочники, тесты и видеоматериалы). ucm.sibtechcenter.ru/ (“Сводный каталог периодики и аналитики по медицине” — реализуется с марта 2003 г. и объединяет 12 медицинских библиотек России различной ведомственной принадлежности. Основная цель проекта — создание сводного каталога периодики и аналитической росписи по медицине. В качестве лингвистического обеспечения ресурса выступают тезаурус MeSH и база данных “ Медики России”.) Вопросы к самоконтролю.
Зав. Кафедрой патологической физиологии___________________________Л.Н.Рогова. |
Тема. «Нарушения липидного обмена». Основные вопросы для изучения Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала для студентов 2 курса стоматологического факультета | Учебно-методическое пособие представляет собой попытку выделить курс «Познавательные процессы» Теоретические материалы содержат основные понятия по изучаемым вопросам. В прикладном разделе пособия студентам предложены вопросы... | ||
Основные вопросы для изучения темы Х. К. Андерсен. Биография, обзор творчества. Сказка «Снежная королева». Путь Герды к Каю | 2. Философия права в системе наук, ее основные вопросы и функции... Вопросы для подготовки студентов к зачету по дисциплине «Философия права» по специальности «Юриспруденция» | ||
Урок изучения нового материала Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | Экономика общественного сектора Цель изучения дисциплины – отразить основные теоретические концепции и актуальные прикладные вопросы, возникающие в общественном... | ||
Реферат Тема. Парапульпарные штифты Основные вопросы для изучения:... Исходящая информация: необходима для правильного клинического применения парапульпарных штифтов | План введение Учебные вопросы: Понятие криминологии и ее предмет Дать курсантам основные понятия криминологии как науки и учебной дисциплины, как фундамента теоретических знаний для изучения этого... | ||
Темы для рефератов с. 3 2 Экзаменационные вопросы с. 9 3 Вопросы... Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм как принципы понимания мира и человека | Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия: Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса.... | ||
Доклады по 20 мин., 3 мин на вопросы Всероссийское совещание по изучению четвертичного периода «Фундаментальные проблемы квартера, итоги изучения и основные направления... | Методические рекомендации по их выполнению. 21 Вопросы для подготовки к зачету. 22 Охватывает основные вопросы сложившейся практики по организации и технике совершения операций финансового лизинга в зависимости от... | ||
Система национального счетоводства Цель изучения дисциплины – отразить основные теоретические концепции и актуальные прикладные вопросы национального счетоводства | Вопросы для проведения вступительных испытаний по биологии для выпускников... Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных... | ||
«Устойчивое развитие российских регионов: человек и модернизация»... Правила определяют основные требования технической эксплуатации железной дороги | Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов... Методические указания предназначены для внеаудиторного самостоятельного изучения устройства и работы узлов, систем и механизмов некоторых... |