МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ»
Н.А КорбуковаЕ.Г. Подкопаева
«Методика оценки физической подготовленности студентов
специального медицинского отделения»
( для студентов бакалавров всех направлений)
Москва 2013 Введение
На пороге ХХ1-го века человечество вступило в мир глобального информационно-образовательного пространства, что предъявляет повышенные требования к условиям и качеству подготовки специалистов. Одна из задач высшей школы заключается в том, чтобы научить будущего специалиста адаптироваться в меняющихся условиях труда, постоянно обновлять свои профессиональные знания, переоценивать сложившиеся стереотипы. Для этого надо создать инновационную технологию обучения, которая обеспечивала бы формирование у человека творческого подхода к делу.
В прежние времена численность и профиль подготовки выпускников высших учебных заведений и даже предлагаемые им рабочие места планировались и утверждались административными органами. Нынче же возможности и условия трудоустройства определяются и диктуются рыночным спросом на кадры. Это, в свою очередь, обусловило изменение многих позиций в квалифицированной характеристике и в образовательном стандарте студентов, обучающихся на кафедре физической культуры и спорта.
Для совершенствования и повышения эффективности обучения специалистов в вузе на основе современной педагогической технологии в первую очередь важны такие факторы, как:
-мотивация студентов на систематический процесс учёбы и самообразования, стремление достичь наивысшей готовности к профессиональной деятельности;
-стимулирование администрацией и преподавателями активных творческих усилий студентов в овладении профессией;
-интенсификация обучения за счёт повышения педагогического искусства и старания преподавателей, внедрения активных форм обучения.
Следует отметить, что применение педагогической технологии возможно при объективных предпосылках, к которым относятся:
ясность цели, отражаемая в объёмных, контрольно-зачётных и
аттестационных требованиях;
условия деятельности;
понимание и понятность ситуации, и правил взаимодействия участников дидактического процесса;
дисциплина, в первую очередь учебно-производительная, на основе положительной мотивации;
параметрическая оценка успеваемости;
положительное социальное внимание и стимулирование;
знакомое информационное поле;
обстановка игры;
социальная защищённость учащегося от негативного несправедливого внешнего давления.
Одним из методов в совершенствовании и повышении эффективности обучения специалистов в вузе, кафедрой Физическая культура и спорт предлагаются методические разработки в оценке физической подготовленности студентов, которым рекомендовано ограничение физических нагрузок. В специальное медицинское отделение определяют учащихся, имеющих отклонение в состоянии здоровьявременного или постоянного характера заболевания, не являющихся препятствием для занятий в учебном заведении и для овладения профессией, но вместе с тем требующие ограничения физических нагрузок.
Специальная группа назначается при заболевании с устойчивой стадией болезни. Она характеризуется отсутствием обострения и угрозы обострений под воздействием нагрузок, отсутствием признаков выраженной функциональной недостаточности больного органа или системы, сохранением лишь некоторых клинических признаков заболевания, хорошим общим самочувствием, отсутствием субъективных жалоб, благоприятной реакцией организма на физические нагрузкидостигнутой, благодаря занятиям лечебной
физической культурой, и т.п.
Основные задачи, решаемые в специальном медицинском отделении направлены на:
формирование с помощью различных средств физической культуры
профессионально важных свойств и качеств личности с учётом
функциональных возможностей организма студента;
укрепление здоровья, закаливание организма и повышение уровня
физической работоспособности;
устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом
развитии;
формирование знаний и умений проведения самоконтроля, самомассажа,
навыков самостоятельного использования физических упражнений в
организации двигательного режима с учётом состояния здоровья.
Выполнение работы
В результате многолетних комплексных наблюдений за самочувствием студентов при выполнении ограниченных физических нагрузок и на основании анализа данных здоровья полученных на методико-практических занятиях «Самоконтроль» (табл.1), где вычисляются показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы (20 приседаний за 30 сек.) студентом по формуле *100% (Р1- пульс в покое, Р2- пульс после нагрузки), делается вывод об адекватности или неадекватности реакции организма на нагрузку (реакция организма на нагрузку), которые характеризуется следующими данными:
до 25%- отличная реакция;
до 50%- хорошая реакция;
до 70%- удовлетворительная реакция;
выше 70%- неудовлетворительная (неадекватная реакция).
При наблюдении за динамикой уровня физической подготовленности студентов специально-медицинского отделения были выработаны и апробированы тестовые показатели, рекомендуемыедля выполнения студентами в специальном медицинском отделении (табл.3).
Таблица самоконтроля № 1
САМОКОНТРОЛЬ
Табл.№1
Фамилия Имя………………………………………..
Учебная группа……………………………………..
| 1
| курс
| 2
| курс
|
| 1 сем.
| 2 сем.
| 3 сем.
| 4 сем.
|
Субъективные показатели
|
|
|
|
| 1.Самочувствие
|
|
|
|
| 2.Настроение
|
|
|
|
| 3.Сон
|
|
|
|
| 4.Аппетит
|
|
|
|
|
Объективные показатели
|
|
|
|
| 1.Масса тела
|
|
|
|
| 2.Силовые показатели (л.,п.)
|
|
|
|
| 3.Гибкость позвоночника
|
|
|
|
|
Показатели здоровья
|
|
|
|
| 1.Ч-С-С (Р1)
|
|
|
|
| 2.Частота дыхания
|
|
|
|
| 3.Артериальное давление
|
|
|
|
|
Функциональное состояние
|
|
|
|
| 1.С-С проба (Р2)
|
|
|
|
| 2.(Р2-Р1)/Р1 х 100%
|
|
|
|
| 3.Проба Штанге (на вдох)
|
|
|
|
| 4.Проба Генчи (на выдох)
|
|
|
|
| 5.Проба на координацию 2р.
|
|
|
|
|
Тестирование
|
|
|
|
| 1.Тест Купера
|
|
|
|
| 2.Прыжок в длину с места
|
|
|
|
| 3.Отжимания
|
|
|
|
| 4.Пресс
|
|
|
|
|
Дата обследования
|
|
|
|
|
Рассчитанабально-рейтинговая система показателей выполнения рекомендуемых тестов. Учитываются мотивации студентов на:
систематический процесс обучения и самообразования путём поощрительных баллов в рейтинговой системе;
стремление достичь наивысшей готовности к профессиональной деятельности- путём повышения баллов в рейтинговой системе.
Данная система тестов хорошо понятна студентам и сознательно воспринимается ими.
1.Тест К.Купера
Тест преодоления расстояния за 12 минут бега, указывает на аэробную подготовленность студента. К.Купером выявлено, что при 12 минутном беге человек преодолевает то расстояние, которое будет пропорционально максимальному потреблению кислорода. Поэтому в табл.2, вставляя преодолённое расстояние, мы узнаём затраты потребления кислорода у студента за выполненную работу и, соответственно, даём характеристику физической подготовленности. У физически неподготовленных студентов потребление кислорода колеблется от 25 мл/мин/кг до 42,5 мл/мин/кг, если показатели превышают этот уровень можно с уверенностью сказать, что физическое состояние хорошее (табл.2) Оценка физической работоспособности разных возрастных групп по результатам 12-минутного теста К.Купера в беге Табл.2
Оценка физи ческойподготовленности
| Расстояние (км), преодолеваемое за 12 минут
|
| Возраст (лет)
|
| 13-19
| 20-29
| 30-39
| 40-49
| 50-59
| 60 и ст.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
|
| Мужчины
|
|
|
| Очень плохо
| Менее 2,1
| Менее 1,95
| Менее
1,9
| Менее
1,8
| Менее
1,65
| Менее
1,4
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл.2
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| Плохо
| 2,1-2,2
| 1,95-2,1
| 1,9-2,1
| 1,8-2,0
| 1,65-1,85
| 1,4-1,6
| Удовлетворительно
|
2,2-2,5
|
2,1-2,4
|
2,1-2,3
|
2,0-2,2
|
1,85-2,1
|
1,6-1,9
| Хорошо
| 2,5-2,75
| 2,4-2,6
| 2,3-2,5
| 2,2-2,45
| 2,1-2,3
| 1,9-2,1
| Отлично
| 2,75-3,0
| 2,6-2,8
| 2,5-2,7
| 2,45-2,6
| 2,3-2,5
| 2,1-2,4
|
|
|
| Женщины
|
|
|
| Очень плохо
| Менее
1,6
| Менее
1,55
| Менее
1,5
| Менее
1,4
| Менее
1,35
| Менее
1,25
| Плохо
| 1,6-1,9
| 1,55-1,8
| 1,5-1,7
| 1,4-1,6
| 1,35-1,5
| 1,25-1,3
| Удовлетворительно
|
1,9-2,1
|
1,8-1,9
|
1,7-1,9
|
1,6-1,8
|
1,5-1,7
|
1,4-1,55
| Хорошо
| 2,1-2,3
| 1,9-2,1
| 1,9-2,0
| 1,8-2,0
| 1,7-1,9
| 1,6-1,7
| Отлично
| 2,3-2,4
| 2,15-2,3
| 2,0-2,2
| 2,0-2,1
| 1,9-2,0
| 1,75-1,9
|
Для студентов специального медицинского отделения разрешается при сдаче теста Купера переходить на ходьбу и продолжать движение в быстром темпе, при этом, не прекращаясчитать метраж преодолённого расстояния.
2.Прыжок в длину с места.
Тестирующее упражнение выполняется из трёх попыток на ровной не скользящей поверхности. Лучший прыжок учитывается как итоговый показатель теста.Этим тестом у студента определяется взрывная сила ног.
3.Сгибание рук в упоре.
Тестирующее упражнение выполняется в упоре лёжа от гимнастической скамейки: сгибание-разгибание рук без учёта времени. Определяется динамическая сила рук и плечевого пояса.
4.Подъём туловища из положения лёжа в положение сед (руки за головой).
Тестирующее упражнение выполняется на гимнастическом мате лёжа на спине, руки за головой- подъём туловища без учёта времени. Определяется динамическая сила мышц брюшного пояса и мышц спины.
ТЕСТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ Табл.3
-
ТЕСТЫ БАЛЛЫ
| ТЕСТ КУПЕРА
| ПРЫЖОК
В ДЛИНУ
С МЕСТА
| СИЛОВЫЕ
СГИБАНИЕ
РУК В УПОРЕ
(БЕЗ УЧЁТА
| УПРАЖНЕНИЯ
ПОДНЯТИЕ
ТУЛОВИЩА
ВРЕМЕНИ)
|
| Ж М
| Ж М
| Ж М
| Ж М
| 10
| 2200 2500
| 205 220
| 45 55
| 50 60
| 9
| 2000 2300
| 200 210
| 40 50
| 45 50
| 8
| 1900 2200
| 195 205
| 35 45
| 40 45
| 7
| 1800 2100
| 190 200
| 30 40
| 35 40
| 6
| 1700 2000
| 185 195
| 25 35
| 30 35
| 5
| 1600 1900
| 180 190
| 20 30
| 25 30
| 4
| 1500 1800
| 175 185
| 14 25
| 20 25
| 3
| 1400 1700
| 170 180
| 15 20
| 15 20
| 2
| 1300 1600
| 165 175
| 10 15
| 10 15
| 1
| 1200 1500
| 160 170
| 5 10
| 510
|
По полученным данным из тестирующих упражнений (табл.3) и посещения практических (теоретических) занятий производится расчёт рейтинга студента
специального медицинского отделения.
РАСЧЁТ БАЛЛОВ
Для студентов занимающихся физической культурой:
Посещение практических занятий (1занятиее-1балл)- 30 баллов
100% посещение- 10 баллов
Участие в судействе соревнований:
осенний кросс- 5 баллов
троеборье - 5 баллов
весенний кросс - 5 баллов
Тесты - 30 баллов
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ
Участие в научно-студенческих конференциях кафедры «ФКиС» 10 баллов
Участие в организации и судействе
спортивных праздников МГУПП- 5 баллов РАСЧЁТ БАЛЛОВ
Для студентов освобождённых от физических нагрузок:
Посещение теоретических занятий (1занятиее-2 балла)- 30 баллов
100% посещение- 10 баллов
Реферат(организация самостоятельных
теоретических занятий студентов) 20 баллов
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ
Участие в научно-студенческих конференциях кафедры «ФКиС» 10 баллов
Участие в организации и судействе
спортивных праздников МГУПП- 10 баллов
Участие в интерактивных занятиях кафедры- 20 баллов |