УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ А. Г. Ершов, В. Л. ШубниковНеблагоприятная ситуация по утилизации медико-биологических отходов, сложившаяся в России, представляет реальную угрозу здоровью нации и экологической безопасности государства. Она усугубляется отсутствием экономически эффективных нормативноправовых, институциональных и организационных условий в области обращения с опасными отходами. Начиная с этого номера, начинаем публикацию цикла статей, посвященных экологическим аспектам обращения с опасными и медико-биологическими отходами. Цель публикации - помочь заинтересованным структурам эффективно и грамотно организовать работу с данными отходами на федеральном уровне, создать наиболее оптимальную бизнес-модель управления потоками этих отходов. В первой статье цикла повествуется о проекте концепции формирования трехуровневой системы обращения с опасными и медицинскими и биологическими отходами, пилотный вариант которой с успехом был реализован в подмосковной Дубне. Проблема формирования безопасной и эффективной системы обращения с отходами потребления - одна из наиболее сложных экологических проблем в Российской Федерации: на федеральном, региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях. По оценкам специалистов, проблема возникла из-за отсутствия единого организационного, методологического и технологического подхода при формировании отходоперерабатывающей индустрии, что, как следствие, привело к созданию иррациональных моделей управления отходами и про-
грамм по их реализации на региональном уровне. В России практически отсутствует индустрия, обслуживающая сферу обращения отходов производства и потребления. До сих пор государство не ставило перед собой задачу по формированию социального заказа - создание нормативного, финансового и технического базиса отходоперерабатывающей индустрии, обеспеченной специально подготовленными квалифицированными кадрами.
Обращение с медицинскими и биологическими отходами (далее - МБО) занимает особое место в силу потенциальной экологической, эпидемио-
логической и токсикологической опасности этих отходов. Поэтому при решении проблем с МБО необходимы совместные действия специалистов практического здравоохранения, бизнес-сообщества, научных институтов, ветеринарных служб и других заинтересованных государственных структур. В Российской Федерации пока не сформировался социальный заказ на решение правовых, административных и финансово-экономических вопросов в сфере обращения МБО, стимулирования хозяйствующих субъектов и контрольно-надзорных органов к созданию и последовательной реализации целостной системы в данной сфере.
Актуальность решения проблемы в сфере обращения с МБО и необходимость ее решения прямо соотносятся с решением следующих приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации:
эффективное противодействие угрозам ухудшения экологической ситуации, связанным с увеличением объемов образования МБО;
преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира в сфере обращения с опасными отходами (включая МБО) и недостаточной иннова-
ционной активности российского малого и среднего бизнеса в данной сфере;
формирование индустрии малоотходных и безотходных технологий в сфере обращения с опасными отходами (включая МБО);
формирование инновационной деятельности по внедрению энер- го- и ресурсосберегающих технологий в сфере обращения с опасными отходами (включая МБО);
улучшение экологической ситуации в субъектах РФ;
создание новых рабочих мест на муниципальном и региональном уровнях.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С МБО
С учетом международных стандартов основными принципами экологически безопасного обращения с МБО являются:
ответственность органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и безопасных условий проживания человека (при осуществлении деятельности в сфере обращения с отходами);
предотвращение или сведение к минимуму образования опасных отходов, уменьшение степени их опасности;
разделение (сортировка) отходов в местах их первичного образования (при сборе и подготовке к дальнейшему обезвреживанию и переработке);
приоритет термического обезвреживания МБО перед их утилизацией;
приоритет обезвреживания отходов перед их захоронением;
юридическая и финансовая ответственность производителей отходов за экологически безопасное обращение отходов;
доступность для общественности информации любого уровня в области обращения опасных отходов;
использование научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
участие в международном сотрудничестве в области обращения отходов.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С МБО
Цели Концепции:
создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с МБО на всех уровнях управления;
обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды МБО;
повышение эффективности деятельности соответствующих структурных подразделений системы на федеральном, региональном и местном уровнях в области управления МБО.
Стратегические задачи Концепции:
организация и обеспечение научно-исследовательских и опытноконструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов обезвреживания МБО;
создание системы управления обращением с МБО, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов;
реализация пилотных проектов по обезвреживанию и ликвидации МБО для последующего тиражирования (как начальный этап крупномасштабного решения проблемы и технического перевооружения на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий).
Тактические задачи Концепции:
организация, обустройство объектов временного размещения отходов на территории существующих профильных учреждений; для вновь строящихся или проектируемых учреждений - внесение соответствующих разделов в проектную документацию;
проведение государственной экологической экспертизы проектной документации по строительству, обустройству, эксплуатации предприятий для обезвреживания МБО;
ввод в эксплуатацию и реконструкция объектов размещения отходов с соблюдением всех экологических требований, предусмотренных проектной документацией;
создание типовых схем внутриуч- режденческого сбора, временного хранения, учета образования и размещения МБО в соответствии со специализацией учреждения;
организация внутриучрежденчес- кой системы производственного контроля на местах временного хранения и обезвреживания МБО;
разработка и утверждение внут- риучрежденческих нормативов образования и размещения МБО в соответствии со специализацией учреждения.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КОНЦЕПЦИИ
Оптимизация разрешительной системы природопользования и экологической экспертизы. Рынок услуг обезвреживания опасных отходов, особенно МБО, имеет высокую степень монополизации и низкий уровень конкуренции. Как правило, на муниципальном или городском уровне основной объем услуг оказывает одна- две компании. Простой анализ показывает, что появление на рынках оказания услуг по обращению МБО новых игроков связано с рядом экономических и административных барьеров, к которым, в первую очередь, относятся значительные первоначальные затраты и крайне сложная процедура лицензирования деятельности.
В целях устранения указанных трудностей в Концепции (в качестве стимулирующих мер) предлагается проведение лицензирования деятельности по обращению с МБО в заявительном порядке и в соответствии с региональным профессиональным стандартом. Региональные программы формирования систем по обращению с МБО должны содержать меры по развитию конкуренции и расширение правоприменительной практики в данной сфере со стороны природоохранных и надзорных органов.
Профессиональная ответственность и риски хозяйствующих субъектов в сфере обращения МБО должны быть застрахованы.
Систематизация, экологизация и совершенствование законодательства в сфере обращения МБО, включая страхование ответственности хозяйствующих субъектов. В настоящее время имеются различные терминологические несоответствия в правовой нормативной базе, затрудняющие разработку законодательных актов в сфере обращения МБО. Эти отходы нельзя в полной мере относить к отходам производства и потребления, так как обращение с ними идет на принципиально иной основе: например, соблюдение отдельных требований к отходам производства и потребления (таких как минимизация их образования и рециклинг) могут негативно отразиться на качестве оказываемой медицинской помощи в случае применения этих требований к медицинским отходам.
Поэтому одним из основных результатов реализации Концепции должна явиться разработка и внедрение эффективной национальной системы обращения с МБО, включая гармонизацию российской нормативной базы с нормами международного права. Также следует ужесточить контроль над правоприменительной практикой соблюдения природоохранного и санитарно-гигиенического законодательства в сфере обращения МБО и обеспечить проведение мониторинга технологий и оборудования, применяемого при обращении МБО.
На современном этапе развития российской экономики следует сформировать законодательную базу для страхования ответственности хозяйствующих субъектов за вред, наносимый окружающей среде, при обращении с МБО с учетом следующих факторов:
необходимости экспертной оценки предварительных условий страхования при формирования законодательства о страховании ответственности за вред, наносимый окружающей среде при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в целом, и в отношении обращения с МБО в частности. Риски загрязнения, связанные с транспортированием опасных отходов, относятся к типам экологических рисков, имеющим наиболее высокие страховые возможности; в то же время по- прежнему остаются недостаточно проработанными методически такие аспекты, как точный подсчет вероятных потерь и моральный ущерб;
учета потенциальных недостатков обязательного экологического страхования применительно к МБО. Необходимо сочетание этого вида страхования с другими системами, например, с фондами взаимного страхования или формирование эффективного механизма финансового обеспечения договоров обязательного страхования;
необходимости разработки стандартной (общепринятой) методологии оценки риска в целях обеспечения единообразия подходов и гласности в оценке риска. Следует продолжить дальнейшее изучение возможности применения методик ЕС в условиях России;
определения места экологического страхования в общей экологической политике. Например, в целях внедрения наилучших доступных технологий можно использовать стимул в виде сокращения страховых премий.
Научно-техническое обеспечение. Научно-техническое обеспечение при разработке региональной (муниципальной) системы обращения с МБО следует формировать с учетом наилучших доступных технологий, принятых в этой сфере.
Этап сбора и транспортирования МБО должен быть обеспечен унифицированными одноразовыми герметичными и прочными контейнерами в соответствии со специализацией учреждения.
На этапе обезвреживания МБО следует использовать технологии, которые могут гарантировать безопасность для персонала и окружающей среды при временном хранении МБО и их загрузке в установки (печи) сжигания, а также в процессе собственно сжигания.
В рамках научно-технического обеспечения экологической безопасности в сфере обращения с МБО следует:
провести научные исследования по оценке эпидемиологической эффективности проводимых мероприятий (в том числе профилактических): стерилизация, дезинфекция, организация внут- риучрежденческого сбора, временного хранения, обезвреживания аппаратными методами медицинских и биологических отходов;
привлечь потенциал профильных кафедр медицинских и ветеринарных ВУЗов для комплексного совместного проведения исследований влияния уровня организации обращения с МБО как наиболее важного направления профилактики внутрибольничных инфекций (ВБИ) и эпизоотий.
При этом следует учитывать следующие компоненты системы обращения с МБО в профильном учреждении:
методики сбора отходов, их предварительной обработки, транспортирования, временного хранения, на основании которых действует персонал;
утвержденные требования к качеству и конструкции упаковочных материалов, контейнеров и внутриучрежденческих транспортных средств, что обеспечивает экологическую безопасность при обращении с МБО;
правила и инструкции для персонала, так или иначе задействованных в схеме обращения с отходами;
наличие маркировки и кодовое обозначение упаковки (символы) для идентификации подразделения, осуществившего сбор отходов и контроля над их технологическим циклом;
наличие системы обучения и просвещения персонала;
постоянно действующий контроль за выполнением всех решений на каждом уровне управления в данной сфере.
Экологическая пропаганда и участие общественности. Наиболее оптимальным видом деятельности экологической общественности следует считать государственно-обществен- ное партнерское взаимодействие с органами исполнительной власти при подготовке и реализации решений экологической направленности. Общей правовой базой для взаимодействия экологической общественности с органами исполнительной власти являются федеральные, региональные и местные законы, предоставляющие общественным объединениям определенные права.
Сотрудничество общественности с органами исполнительной власти может стать полезным:
для подготовки концептуальных решений в сфере обращения с МБВО на уровне региона или города;
противодействия системе «подавления» малого бизнеса;
снижения противостояния «общество - органы власти»;
участия общественных некоммерческих организаций в подготовке и принятии решений, а также в контроле над их реализацией.
ЭТАПЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Этапы реализации Концепции:
создание рабочей группы по реализации мероприятий Концепции;
разработка объектовых программ по организации и проведению мероприятий в муниципальных образованиях региона по формированию муниципальных системы обращения с МБО;
проведение анализа действующей региональной системы образования МБО, их сбора, транспортирования и обеззараживания;
разработка аналитических таблиц для определения количественных и структурных показателей образования МБВО в ЛПУ региона;
разработка региональных стандартных процедур обращения с МБО.
Механизм реализации Концепции. Государственным заказчиком является администрация региона, на территории которого осуществляются мероприятия, изложенные в Концепции. Текущее управление осуществляется управляющей компанией, с которой государственный заказчик заключает на конкурсной основе договор по реализации мероприятий Концепции.
Для контроля за ходом выполнения Концепции учреждается региональный Экспертный совет, в состав которого могут войти ведущие специалисты в данной области, а также представители научных и общественных организаций.
На основании устанавливаемых показателей и анализа хода выполнения проектных мероприятий государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из федерального (регионального) бюджета для финансирования мероприятий, предусмотренных Концепцией, и направляет их в соответствующие органы исполнительной власти.
Источником финансирования мероприятий регионального значения являются бюджетные и внебюджетные (целевые кредиты коммерческих банков и др.) средства.
Государственный заказчик организует экспертные проверки хода реализации мероприятий Концепции; при этом главное внимание следует уделять срокам выполнения мероприятий, целевому и эффективному использованию выделенных и используемых средств управляющей компанией. По результатам экспертных проверок Государственный заказчик готовит заключение и предложения о продолжении работ и финансировании мероприятий за счет средств федерального и регионального бюджетов, о продлении сроков, а также по другим вопросам реализации мероприятий проекта.
ТРЕХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ отходами в субъекте РФ
Система обращения с опасными отходами в субъекте РФ реализуется на трех уровнях управления: региональном, муниципальном и внутриучреж- денческом. Реализация Концепции на региональном уровне направлена на усиление регулирующей функции государственной системы управления обращением с МБО, повышение эффективности действующей государственной управленческой инфраструктуры, разработку и апробацию новых подходов и нормативных актов, совер- шенствование порядка их исполнения, а также обучение специалистов организаций обращению с МБО.
Подобная система (в пилотном варианте) создана в подмосковном городе Дубне и может быть тиражирована в других муниципальных образованиях и регионах РФ, что обеспечит проведение действенного контроля и предупреждающих (или корректирующих) мероприятий, направленных на экологически безопасное обезвреживание МБО, а также планирование их образования и размещения.
При реализации предлагаемой системе в конкретном регионе необходимо:
Провести инвентаризацию (составить список и схему-карту расположения) всех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в районе, включая государственные и коммерческие.
Для каждого ЛПУ провести оценку уровня материально-технического обеспечения в течение всего года (с учетом сезонных колебаний).
Классифицировать и оценить количество острого медицинского инструментария (одноразовые шприцы, скальпели и др.).
Провести анализ обращения с отходами, включая практику их обезвреживания и удаления; выявить объекты с нарушениями практики обращения, требующие срочных действий.
На муниципальном уровне необходимо осуществить проведение пре- динвестиционных исследований образования МБО в ЛПУ муниципальных образований. Результаты прединвес- тиционных исследований позволят переориентировать муниципальную политику принятия решений, основываясь на знании фактических объемов образования отходов и необходимости снижения их негативного воздействия на окружающую среду.
Разработка единого документа, определяющего взаимосвязь перечня конкретных мероприятий и ответственность исполнителей на каждом этапе обращения с МБО, делает возможным внедрение действенных и безопасных процессов, реализующих систему обращения с МБО:
на этапе образования МБО требуется структурный анализ базовых источников их первичного образования, типологическая
классификация - определение класса опасности отходов, разработка и строгое соблюдение соответствующих нормативов. Сортировка МБО категорически запрещается, особенно медицинских отходов класса Б и В. Раздельный сбор МБО в месте их первичного образования должен осуществляться на основании подробных инструкций и правил, а также при наличии специализированной тары и инвентаря, что является ключевым звеном на этапе выделения опасной части отходов из общего потока отходов. На этом этапе собранные МБО проходят процедуру обеззараживания, изолируются и маркируются;
внутриучрежденческое перемещение, временное хранение и учет - важный этап в системе обращения с МБО, от соблюдения условий безопасного обращения с которыми во многим зависит эффективность всех последующих процессов. Важная составляющая этого этапа - информационно-документальная. На базе внутриучрежденческих информационных потоков принимаются решения о формировании дальнейших потоков МБО; транспортирование МБО должно осуществляться специализированным транспортом, оснащенным системами спутникового слежения и контролироваться всеми участниками процесса, предпочтительно через региональные центры управления (ситуационные комнаты). На этом этапе осуществляется управление потоками МБО по направлениям их окончательного обезвреживания и размещения. Процесс подлежит регистрации в документальном и электронном виде с использованием штрих-кодов и сквозного контроля; на этапе размещения МБО основная цель - их обезвреживание, утилизация, захоронение (золошлаковых остатков) и проведение заключительных операций сквозного документарного контроля за санкционированным завершением технологического цикла МБО.
В настоящее время применяется широкий спектр технологий, в той или иной степени решающих вопросы обезвреживания МБО, однако универсальной экологически безопасной технологии пока не существует.
На уровне принятия решения о применении конкретного технологического процесса обезвреживания МБО необходимо осуществлять выбор на основании документально подтвержденной эффективности процесса и минимизации его негативного воздействия на окружающую среду, а также соблюдения требований безопасности обслуживающего персонала.
Внутриучрежденческий уровень. Схема сбора, транспортирования и утилизации опасных отходов в ЛПУ включает комплекс мероприятий, исполнение которых должно быть документально закреплено за соответствующими конкретными исполнителями (медперсоналом):
правильная организация мест первичного сбора в отделениях ЛПУ. Места сбора должны быть максимально приближены к источнику образования отходов для облегчения работы персонала и обеспечения простоты и надежности соблюдения санитарноэпидемиологических правил;
целесообразно предусмотреть наличие комплекта одноразовой упаковки с надежной системой ее герметизации, предварительно определив уровень потребности в такой упаковке, что зависит от профиля отделений и характера собираемых отходов. В настоящее время эту проблему можно решить за счет использования одноразовых пластиковых пакетов, емкостей (контейнеров), надежных элементов (механизмов) их герметизации (с помощью клипс, замков или термического запаивания) и оборотных герметичных контейнеров;
соблюдение действующих сани- тарно - эпидемиологических требований безопасного транспортирования одноразовой упаковки с мест первичного сбора отходов до мест их временного хранения и накопления в отделениях. Для этих целей необходимо предусматривать транспортные тележки
и контейнеры для временного хранения отходов в отделениях;
транспортирование отходов из отделений ЛПУ до оборудованной корпусной контейнерной площадки;
транспортирование заполненных отходами контейнеров до мест переработки и утилизации отходов;
создание рациональной транспортной сети удаления отходов из ЛПУ;
оснащение ЛПУ холодильным помещением для временного хранения определенных групп отходов (в том числе пищевых) при температуре окружающей среды выше +150С;
проведение дезинфекции инвентаря, автотранспортных средств и подразделений ЛПУ на всех этапах транспортирования отходов;
разработка системы организационных и санитарно-гигиенических мероприятий в случае аварийных ситуаций;
термическое обезвреживание отходов ЛПУ с применением высокотемпературных технологий и организация вывоза золошлаковых остатков с последующим их захоронением на специальных полигонах.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С МБО
Информационная структура, поддерживающая реализацию системы обращения с МБО на территории региона, включает кадастр МБО, элементами которого являются:
реестр объектов размещения МБО;
реестр объектов образования МБО;
банк данных МБО (количественный и качественный составы);
банк данных наилучших доступных технологий сбора, транспортирования, обезвреживания и утилизации МБО.
Реестры объектов образования и размещения МБО решают задачу учета объектов и контроля за процессом образования МБО, их сбора, временного хранения, транспортирования и обезвреживания. Реестры формируются исполнителями в процессе инвентаризации объектов образования МБО и реализации распоряжения региональной администрации по обращению МБО на территории региона. Данные инвентаризации объектов образования МБО собираются в «одно окно» и актуализируются в реестрах объектов образования и размещения МБО на территории региона.
Принципы функционирования информационной структуры:
сбор специализированной информации путем проведения инвентаризации на уровне объекта образования МБО;
интеграция специализированной информации на уровне органов исполнительной власти региона;
формирование справочных информационных ресурсов органов исполнительной власти региона;
регламентированное информационное и методическое обеспечение взаимодействия всех уровней обращения с МПО.
На основе регионального технического регламента по обращению МБО на территории региона осуществляются принципы информационного взаимодействия:
техническое обеспечение обмена информацией между различными блоками регионального кадастра;
передача специализированной информации с уровня субъекта - участника обращения с МБО на вышестоящие уровни;
передача справочной информации с районного уровня на нижестоящие уровни.
Основные положения методического взаимодействия предусматривают:
единый формат сбора специализированной информации;
унифицированный формат информационного обмена между уровнями обращения с МБО;
единство справочных информационных ресурсов для всех уровней обращения с МБО на территории региона.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛьТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Основные положения Концепции сформированы на основе практического опыта, полученного при разработке и внедрении системы управления в сфере обращения с МБО в г. Дубне. Реализация данного пилотного проекта позволила систематизировать мероприятия по срокам, ресурсам, исполнителям и формам управления, а также отработать технологические, организационные и экономические аспекты решения проблемы МБО в Московском регионе, как пилотной части настоящей Концепции.
Реализации Концепции приведет:
к снижению негативного воздействия МБО на окружающую среду в районах осуществления пилотных проектов по формированию региональных систем обращения с ними, уменьшению и локализации негативного воздействия МБО на окружающую среду, улучшению качества окружающей среды, эпидемиологического благополучия населения, снижению уровня внутрибольничных инфекций в ЛПУ;
формированию трехуровневой централизованной системы обращения с опасными отходами в субъекте РФ (региональной, муниципальной, внутриучрежден- ческой);
созданию нормативной и технологической базы для реализации единой государственной и региональной политики в сфере обращения с МБО на всех уровнях управления в субъекте РФ;
эффективному контролю и мониторингу влияния МБО на состояние окружающей среды и здоровье населения региона;
содействию создания индустрии и рынка экологически безопасных технологий и оборудования по обезвреживанию МБО;
созданию и отработке эффективных НДТ по сбору МБО, их транспортированию, переработке, обезвреживанию и ликвидации; накопление опыта для его дальнейшего тиражирования на территории РФ;
формированию положительного общественного мнения о реализуемой концепции, повышение имиджа органов государственного управления и органов местного самоуправления.
Дополнительный экономический эффект от реализации концепции можно ожидать за счет увеличения налоговых поступлений от хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации Концепции.
Для обеспечения функционирования системы управления в сфере обращения с МБО на базе основных положений Концепции необходима разработка Технического регламента (Стандарта) «Обращение с медицинскими и биологическими отходами» и ряд других правовых актов.
Реализация Концепции может быть рассчитана на период с 2014 по 2018 гг. Сроки реализации мероприятий в конкретном регионе (в зависимости от их масштабности и подготовленности) могут установливаться в пределах от 1 до 5 лет.
Для каждого мероприятия следует определить этапы реализации, которые предусматривают: предпроектные исследования, разработку технологической документации, изготовление и закупку оборудования, строительномонтажные работы (новое строительство, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение), освоение производства и выход на проектную мощность.
В целях принятия неотложных мер по оздоровлению окружающей среды и повышению эффективности использования отходов в Концепции предлагаются первоочередные мероприятия, отличительными особенностями которых являются:
наибольшая экономическая значимость при минимальных финансовых бюджетных затратах;
проработанность технических решений;
выход на проектную мощность в сроки от 1 до 3 лет. С»
ЛИТЕРАТУРА
Сближение с политикой ЕС по отходам. Краткий путеводитель для стран - партнеров по Европейской политике добрососедства, и России. А. Ньюбауэр (Ecologic) - август, 2007.
Доклад Специального докладчика по вопросу о неблагоприятных последствиях перевозок и захоронения токсичных и опасных продуктов и отходов для осуществления прав человека Калина Георгеску, Генеральная ассамблея ООН июль 2011A/HRC/18/31
СанПиН 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами.
Концепция обращения с отходами производства и потребления города Москвы и проект закона города Москвы «Об обращении с отходами производства и потребления города Москвы: утв. постановлением правительства Москвы от 23 марта 2004 г. № 164-пп.
Концепция проекта областной целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Московской области на 20062015 годы».
ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ № 10 2013
|