Скачать 123.08 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ (АСПИРАНТУРА) Утверждаю Директор Биологического института НИ ТГУ _________________ Д.С. Воробьев « 25 » марта 2014 г. ПРОГРАММА вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей профилю «Физиология» (направление подготовки: 06.06.01 - Биологические науки) Томск 2014 Требования к поступающим в аспирантуру:
Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию и готовность к межкультурному, научному общению. Программа нацелена на выявление готовности специалиста заниматься подготовкой в системе высшего образования в соответствии с ФГОС по направлению подготовки «Биологические науки» и возможностью повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации. Будущий аспирант должен продемонстрировать накопленные умения и навыки. Общие профессиональные компетенции поступающих в аспирантуру в соответствии с уровнем высшего образования:
Абитуриент, поступающий в аспирантуру по профилю 03.03.01 «Физиология» по кафедре «Физиологии человека и животных» должен показать глубокие знания по основным свойствам и закономерностям функционирования организмов разного эволюционного уровня, зависимости формирования функций от условий существования - в пределах программы высшего учебного заведения биологического профиля. Он должен проявить способности к выполнению научно-исследовательской работы, владеть основными принципами и методологией проведения физиологического эксперимента, методами математической обработки полученных данных, уметь планировать эксперимент для достижения конкретной познавательной цели; владеть понятийным аппаратом физиологии. Вступительные испытания проводятся в форме собеседования по темам и вопросам, указанным в программе вступительного экзамена. Авторы: Бушов Ю. В., д.б.н., зав.кафедрой. Вымятнина З. К., к.б.н., доцент. Содержание программы вступительного экзамена 1. Введение в физиологию. Предмет и методы физиологии. Общая, частная и прикладная физиология. Краткий исторический очерк физиологии. Понятие внутренней среды организма, учение о гомеостазе. Основные биологические константы организма. Механизмы поддержания гомеостаза. 2. Элементы клеточной физиологии. Понятия раздражитель, раздражимость и возбудимость клетки. Основные характеристики стимула. Понятие порога возбуждения клетки. Строение нейрона. Существующие классификации нейронов. Глиальные клетки и их функции. Основные типы строения нервной системы. 3. Элементы физиологии возбудимых тканей. Строение мембраны нервной клетки, ионные каналы и насосы. Мембранный потенциал покоя, его происхождение. Локальный ответ, критический уровень деполяризации клеточной мембраны, потенциал действия. Электрическое раздражение нервной клетки. Понятие реобазы. Хронаксия и способы ее определения. 4. Элементы физиологии рецепторов. Рецепторы и их функция, виды рецепторов. Электрические явления в рецепторной клетке. Основные этапы рецепторного акта, рецепторный потенциал и его свойства. Адаптация рецепторов. Понятие сенсорного кодирования. Кодирование различных признаков раздражителя. 5. Элементы физиологии синапсов. Синапс, его функция, основные элементы строения. Основные типы синаптических контактов. Особенности передачи сигналов в электрических и химических синапсах, синаптическая задержка. Нервно-мышечный синапс. Медиаторы и их функция. 6. Нервная система ее строение и функции. Основные этапы развития нервной системы в филогенезе. Основные этапы развития нервной системы в онтогенезе. Основные отделы нервной системы (центральная и периферическая, вегетативная и соматическая). Основные функции нервной системы. Понятие рефлекса. Структура концептуальной дуги рефлекса. а) Спинной мозг Основные отделы спинного мозга, его оболочки спинномозговые нервы. Передние и задние корешки спинного мозга, спинальные ганглии и их функции. Нервные клетки и ядра спинного мозга, их состав и функции. Основные восходящие пути спинного мозга. Основные нисходящие пути спинного мозга. б) Головной мозг Основные отделы головного мозга, желудочки головного мозга. Черепные нервы. Задний мозг и его основные отделы. Основные ядра заднего мозга и их функции. Ретикулярная формация заднего мозга и ее функции. Рефлексы заднего мозга. Средний мозг его строение и функции. Рефлексы среднего мозга. Основные ядра среднего мозга и их функции. Восходящие и нисходящие пути среднего мозга. Мозжечок, его строение и связи с другими отделами мозга. Строение коры мозжечка. Основные ядра мозжечка. Основные функции мозжечка. Промежуточный мозг его строение и функции. Таламус, его строение и функции. Основные группы ядер таламуса и их функции. Гипоталамус, его строение и функции. Основные группы ядер гипоталамуса. Лимбическая система, ее строение, функции, связи с другими отделами мозга. Базальные ганглии, их функции, связи с другими отделами мозга. Полушария головного мозга, их строение. Кора головного мозга, ее строение и функции. Колончатое строение коры головного мозга. Основные проекционные зоны коры и их функции. Электрические явления в коре головного мозга. 7. Система крови. Кровь и ее основные функции. Объем и состав крови. Форменные элементы крови. Физико-химические свойства крови. Иммунитет. Свертывание крови. Группы крови. Резус-фактор. Кроветворение и его регуляция. Лимфа ее состав и образование. 8. Система кровообращения. Эволюция системы кровообращения. Основные показатели деятельности сердца. Электрокадиограмма. Регуляция сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Основные типы сосудов. Основные гемодинамические характеристики. Капиллярный кровоток. Кровообращение в венах. Механизмы регуляции кровообращения. 9. Дыхание. Органы дыхания их строение и функции. Газообмен в легких и тканях. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.10. Пищеварение. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Пищеварение в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание. Пищеварительные железы и их роль в переваривании пищи.11. Обмен веществом и энергией. Превращение и использование энергии в организме. Энергетическая ценность пищи и способы ее определения. Дыхательный коэффициент. Определение интенсивности обменных процессов в организме. Основной обмен. Теплообмен и регуляция температуры тела. Особенности терморегуляции у теплокровных и холоднокровных животных. 12. Гормональная регуляция функций. Характеристика нервных и эндокринных механизмов регуляции. Регуляция функций эндокринной системы. Функциональное значение гормонов. Механизмы действия гормонов. Классификация гормонов. Гипофиз и его гормоны. Эпифиз и его функции. Надпочечники и его гормоны. Щитовидная железа и ее гормоны. Паращитовидные железы. Поджелудочная железа. Половые железы и их гормоны. Основные иерархические уровни управления вегетативными функциями организма (на примере регуляции деятельности сердца). Понятие функциональной системы (ФС), принципы ее организации и функционирования.13. Выделение. Строение и функции почек. Образование мочи. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Выделительная функция кожи. 14. Мышцы их строение и функции. Строение мышц и их функции. Поперечно-полосатые и гладкие мышцы. Механизмы мышечного сокращения. 15. Стресс как системная защитная реакция организма. Стресс и стрессоры. Разновидности стресса. Стадии стресса. Современные представления о физиологических механизмах стресса. Повреждающее действие стресса. Индикаторы стресса. 16. Анализаторы, органы чувств. Общая характеристика сенсорных систем. Основные отделы анализаторов. а) Слуховой анализатор, его строение и функции. Механизмы восприятия звуковых раздражителей. б) Зрительный анализатор, его строение и функции. Механизмы фоторецепции. Ночное и дневное зрение. Цветовое зрение. в) Вестибулярный анализатор, его строение и функции. Особенности восприятия прямолинейных и вращательных движений тела. г) Обонятельный и вкусовой анализаторы. Механизмы хеморецепции. д) Двигательный анализатор. Виды проприорецепторов. е) Кожный анализатор. Рецепторы кожи. Терморецепция. Рецепция боли. 17. Высшая нервная деятельность. Поведение как важный фактор эволюционного процесса. Классификация форм поведения. Категории и формы обучения. Виды условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Современные представления о механизме замыкания временной связи. Элементарная рассудочная деятельность животных. Особенности высшей нервной деятельности человека. Основные свойства нервной системы. Типы высшей нервной деятельности. Функциональная межполушарная асимметрия мозга. Речь, сознание, мышление. Примерный перечень вопросов к экзамену
стимула. Порог возбуждения. Реобаза и хронаксия. Законы возбуждения.
функций.
головного мозга.
функций периферических желез.
Литератураа) основная рекомендуемая литература
3. Физиология человека: Учебник, В двух томах. Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – М.:Медицина, 2000. 4. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого.М.: Медицина. 1985. 5. Пушкарев Ю.П. Удивительная физиология. Санкт-Петербург. 2005. 6. Пушкарев Ю.П., Лобов Г.И. Трудные вопросы физиологии. Учебное пособие. СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2006. 7. Физиология человека. В 3 томах/ Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, т. 1-3. 1998. 8. Анатомия человека. В 2 томах/ Под ред. М. Р. Сапина. М.: Медицина, т.1- 2, 1996. 9. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х т./ Под ред. А.Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. б) рекомендуемая литература (дополнительная)
Программа сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета и магистратуры. Рекомендовано методической комиссией Биологического института, протокол № 135 от 27.02.14г. Утверждена Учёным советом Биологического института, протокол № 3 от 25.03.14г. |
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Цель вступительных экзаменов – оценка базовых знаний соискателя с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению... | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей профилю «Генетика» Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень профессиональных компетенций будущего аспиранта, его знание современного состояния и... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Теория искусства как научное знание, искусство как функциональная саморазвивающаяся система | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Политическая среда и интеллектуальная свобода. Личное счастье и гражданская ответственность. Драма вовлечения индивида в сферу публичной... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению... | Программа по дисциплине: «Математика» (для абитуриентов, поступающих... Основой настоящей программы служит примерная программа вступительных экзаменов по математике, разработанная Министерством образования... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры.... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Федерального государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Вступительных экзаменов по специальности Поэтому на вступительных экзаменах в аспирантуру особое внимание уделяется решению следующих задач | ||
Программа по дисциплине: «Русский язык» (для абитуриентов, поступающих... Настоящая программа составлена на основании примерной программы вступительных экзаменов по русскому языку, разработанной Министерством... | Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... ... |