Скачать 127.32 Kb.
|
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОФИЛЮ (НАПРАВЛЕННОСТИ) «Теория и история искусства» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА Теория искусства Теория искусства как научное знание, искусство как функциональная саморазвивающаяся система. Искусство в системе культуры. Система взаимодействия наук о человеке и обществе как основа изучения творческой личности. Модели изучения творческой личности (психоаналитическая, историко-типологическая, искусствоведческая). Проблема самосознания творческой личности. Цель и смысл искусства в антропологическом измерении. Творческий процесс как динамическая структура. Теория художественного образа в истории эстетики и в истории искусства. Механизм создания художественного образа в различных видах искусства. Художественный образ как семиотическая целостность. Использование различных научных методов анализа художественного образа в отдельных видах искусства (герменевтика, семиотика). История морфологических учений об искусстве. Актуальные представления о морфологии искусства. Пространственные искусства. Особенности художественного образа. Система родов и жанров в живописи, скульптуре, архитектуре, графике, декоративно-прикладном искусстве. Дискуссионные представления о художественной природе дизайна, инсталляции, рекламы. Временные искусства. Особенности формирования художественного образа. Синтетические виды искусства. Система художественных кодов кино. Дихотомия театра и кино в культуре ХХ века. Классика как культурологическая и искусствоведческая категория. Формирование и развитие представлений о классике в истории искусства. Парадоксальность становления представлений о классике в художественном сознании отдельных эпох. Классика как объект научной и художественной интерпретации в отдельных видах искусства. Интерпретация как деятельность и как результат. Взаимодействие искусства с другими формами общественного сознания (теоретический и исторический аспекты). Традиция взаимодействия этического и эстетического начал в искусстве: вечные темы и их интерпретация в системе художественных образов. Дихотомия политических и художественных аспектов жизни социума Формирование основных функций искусства в жизни общества. История искусства Идея синтеза искусств как отражение структурно-эстетической целостности мировой культуры и человека в ней. Анализ исторических эпох с позиций синкретичности. Античный театр. Античная драматургия. Античный актер. Жанры театра европейского Средневековья. Художественный текст как феномен гуманитарной культуры. Авангардные течения в области театра ХХ века (символизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм и т.д.). Идея синтеза искусств в дягилевской антрепризе в Париже (1907–1929). Идеи стационарного и антрепризного театра в художественной современной практике. Общая характеристика отечественной актерской школы, ее современного состояния. Условное и безусловное в театральном искусстве. Импровизация и партитура в театральном художественном тексте. Музыка в драматическом театре Взаимодействие и взаимовлияние законов монтажа в литературе, театре, кино и эстраде. Тенденции развития мирового балета: от зарождения до наших дней. Античная ладотональная система и проблема этоса музыки. Художественные воззрения Древней Греции. Платон, Пифагор, Аристотель, Аристоксен об искусстве. Западноевропейская средневековая наука о музыке. Амвросий, Боэций, Гвидо Аретинский. Эпоха Возрождения: воззрения и теории искусства. Основные центры эпохи Возрождения. Типологические особенности музыкальной культуры эпохи Возрождения. Теория музыки в эпоху Возрождения. Титаны европейского ренессанса. Полифония строгого стиля. Рококо. Музыкально-теоретическая концепция Жана Филиппа Рамо. Барокко в искусстве. Творчество Иоганна Себастьяна Баха и равномерная темперация. Теория и практика. Классицизм. Эстетика и персоналия. Сонатная форма эпохи классицизма и ее эволюция. Сонатно-симфонический цикл в творчестве венских классиков. Наследие Гайдна, Моцарта, Бетховена. Романтизм как направление в европейском искусстве. Мировоззрение, средства выразительности в зависимости от вида искусства, характерные особенности, наиболее выдающиеся представители. Музыкально-теоретические воззрения в Европе в середине XIX века. Древнерусская музыкальная теория. Памятники древнерусской музыкальной теории. Русская реалистическая художественная школа. Роль В.В. Стасова в утверждении терминологии. Классический период в истории российского искусства. Символизм в России. Синтез звука, света, слова. Музыкально-теоретическое обоснование новых музыкально-художественных тенденций в начале ХХ столетия. Французская «шестерка», историко-теоретические публикации «Русской музыкальной газеты» Н.Ф. Финдейзена. Выдающиеся отечественные музыкальные теоретики ХХ века. Музыковедческая советская школа. Формирование и утверждение историко-теоретической классификации искусствознания. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ (выбирается один из разделов в соответствии с направлением исследований: кафедрой методики преподавания музыки работа ведется по направлению – музыкальное искусство) Музыкальное искусствоМузыка как вид искусства. Синкретизм первобытного искусства и формирование основ музыки как вида искусства. Представления о специфике музыкального фольклора (различные национальные традиции, современные формы бытования музыкального фольклора). Синтез музыки и слова в зрелищах древнего мира, особенности «музыкальной драмы» как специфического жанра в искусстве стран Азии. Место музыки в религиозной культуре средневековья (западноевропейская и восточнославянская традиции). Основные музыкальные роды и жанры. Понятие музыкальной формы. Культурные коды музыки. Философско-эстетические основания музыкального творчества (научная традиция и опыт композиторов). Становление музыки как самостоятельного вида искусства в европейской традиции (XVII–XVIII вв.). Система музыкального сочинительства и музыкального исполнительства. Развитие романтических тенденций в музыке ХIХ в. Романтическая опера и романтический балет. Новаторство музыкального мышления композиторов-романтиков. Симфонизм как основание музыкального творчества в ХIХ в. Особенности ладотонального и гармонического языка венских классиков. Мысль о музыке на рубеже XIX и ХХ веков. Энциклопедизм научной деятельности Хуго Римана. Музыкально-теоретические воззрения А.Н. Серова. Художественно-критическая деятельность в области музыкального искусства В.В. Стасова. П.И. Чайковский - музыкальный критик. Музыкально-теоретическое обоснование новых музыкально-художественных тенденций в начале ХХ столетия. Выдающиеся отечественные музыкальные теоретики ХХ века. Важнейшие тенденции гармонического языка в творчестве французских импрессионистов. Музыкальная жизнь Германии, Австрии, Италии, Франции в XIX–ХХ вв.; персоналии. Становление музыки как сферы профессиональной художественной деятельности в России; художественные тенденции, жанровые характеристики, место музыки в идеологической системе страны; персоналии. Развитие музыкальных жанров в аспекте национальной специфики. Проблема традиций и новаторства как основа музыкальной эстетики. Проблема интерпретации в музыке. Музыка ХХ в.: отражение тенденций искусства модерна. Музыка в системе массового искусства. Музыка и новые виды искусства. Новаторство композиторов ХХ в. (тенденции, персоналии). ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩАЯ ЧАСТЬ Теория искусства
История искусства
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ (выбирается один из разделов в соответствии с направлением исследований: театр, живопись, декоративно-прикладное или музыкальное искусство)Музыкальное искусство
Литература: Основная
Дополнительная
Интернет-ресурс 1.http://195.93.165.10:2280 – Электронный каталог библиотеки КГУ 2.http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека |
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Федерального государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Политическая среда и интеллектуальная свобода. Личное счастье и гражданская ответственность. Драма вовлечения индивида в сферу публичной... | ||
Российской Федерации Федерального государственное бюджетное образовательное... Вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей направленности программы аспирантуры | Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) Становление и развитие экономической, социальной и политической географии | ||
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) I. Концептуальный статус социальной философии. Социальное познание и его специфика | Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) Теория и методика физического воспитания и спорта в системе физкультурно-профессионального образования | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | ||
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля... Философия, ее предмет, главные вехи исторического развития, основные типы философских учений | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39. 06. 01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований фгос, предъявляемых... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей профилю «Генетика» Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме... |