Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия»





Скачать 411.99 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия»
страница1/3
Дата публикации28.12.2014
Размер411.99 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Великолукская государственная сельскохозяйственная академия»

(ФГБОУ ВПО «ВГСХА»)

УТВЕРЖДЕНА

решением кафедры социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков

протокол № __ от ______2012 г.

Зав. кафедрой __________Гарская Е.С.
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ

по дисциплине «Философия»

для специальностей:
05.20.02 – Технологии и средства механизации сельского хозяйства;

05.20.02 – Электротехнологии и электрооборудование в сельском хозяйстве;

06.01.01 – Общее земледелие;

06.01.04 – Агрохимия;

06.01.06 – Луговодство и лекарственные, эфирно-масляничные культуры;

06.01.07 – Защита растений;

06.02.01 –Диагностика болезней и терапия животных, патология, онкология и морфология животных;

06.02.07 – Разведение, селекция и генетика сельскохозяйственных животных;

06.02.10 – Частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства;

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством;

08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит;

08.00.12 – Бухгалтерский учёт, статистика.

Великие Луки

2012

Программа вступительного экзамена по дисциплине «Философия» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утверждёнными Приказом Минобрнауки России от 16.03.2011 г. № 1365, паспортами научных специальностей для подготовки аспирантов в соответствии с Приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. № 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.).

Составитель: к.э.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков Мамедов А.К.


СОДЕРЖАНИЕ


1. Основные положения……………………………………………………………………

4

2. Цель и задачи вступительного экзамена………………………………………………..

4

3. Основные требования к ответам экзаменующихся…………………………………….

5

4. Содержание программы вступительного экзамена по дисциплине «Философия»….

5

4.1. Содержание разделов……………………………………………………………………….

5

4.2. Примерный перечень вопросов вступительного экзамена…………………………..

18

5. Процедура вступительного экзамена……………………………………………………

20

5.1. Состав комиссии по приёму вступительного экзамена……………………………...

20

5.2. Условия допуска к сдаче вступительного экзамена…………………………………..

20

5.3. Структура и форма проведения вступительного экзамена………………………..

21

5.4. Принцип формирования билетов………………………………………………………….

21

6. Критерии оценки результатов вступительного экзамена……………………………...

21

7. Содержание и требования к реферату…………………………………………………

21

7.1. Темы рефератов…………………………….................................................................

21

7.2. Требования к реферату……………………………………………………………………..

24

8. Литература, рекомендуемая при подготовке к вступительному экзамену…………..

25

8.1. Основная литература………………………………………………………………………

25

8.2. Дополнительная литература……………………………………………………………...

25

8.3. Интернет-источники……………………………………………………………..............

27

9. Материально-техническое обеспечение вступительного экзамена…………………...

27

10. Методические рекомендации по организации вступительного экзамена…………...

27

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая программа описывает цели, содержание, процедуру, критерии оценки и основную литературу, которая рекомендуется кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков при подготовке к вступительному экзамену в аспирантуру по дисциплине «Философия» для специальностей 05.20.02 – Технологии и средства механизации сельского хозяйства; 05.20.02 – Электротехнологии и электрооборудование в сельском хозяйстве; 06.01.01 – Общее земледелие; 06.01.04 – Агрохимия; 06.01.06 – Луговодство и лекарственные, эфирно-масляничные культуры; 06.01.07 – Защита растений; 06.02.01 –Диагностика болезней и терапия животных, патология, онкология и морфология животных; 06.02.07 – Разведение, селекция и генетика сельскохозяйственных животных; 06.02.10 – Частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства; 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством; 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит; 08.00.12 – Бухгалтерский учёт, статистика.

Содержание программы охватывает вопросы, отражающие важнейшие фундаментальные понятия и факты предметной области философии, и опирается на дисциплины «Философия», «Философия техники», «Социология», «Культурология», изученные в рамках подготовки дипломированных специалистов и магистров.

Программа вступительного экзамена состоит из трёх разделов.

Каждый раздел программы сопровождается списком рекомендованной для изучения и подготовки к экзамену литературы.

2. Цель и задачи вступительного экзамена
Цель вступительного экзамена заключается в определении у поступающих базового уровня подготовки в предметной области, необходимого для обучения в аспирантуре по специальностям 05.20.02 – Технологии и средства механизации сельского хозяйства; 05.20.02 – Электротехнологии и электрооборудование в сельском хозяйстве; 06.01.01 – Общее земледелие; 06.01.04 – Агрохимия; 06.01.06 – Луговодство и лекарственные, эфирно-масляничные культуры; 06.01.07 – Защита растений; 06.02.01 –Диагностика болезней и терапия животных, патология, онкология и морфология животных; 06.02.07 – Разведение, селекция и генетика сельскохозяйственных животных; 06.02.10 – Частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства; 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством; 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит; 08.00.12 – Бухгалтерский учёт, статистика.

Задачи вступительного экзамена:

- проверка теоретико-философских, историко-философских и методологических знаний у поступающих в аспирантуру;

- определение уровня владения категориальным аппаратом дисциплины «Философия»;

- выявление умения применять философско-методологические положения для анализа проблем развития как общества в целом, так и его отдельных сфер.

3. основные требования к ответам экзаменующегося
Экзаменующийся должен:

- показать знания основных этапов формирования и развития философской проблематики;

- оперировать предметной и методической терминологией;

- понимать основные положения наиболее актуальных философских учений;

- уметь аргументировать и объяснять процессы, фигурирующие в вопросе;

- понимать роль, которую философия играет в культуре, науке, в жизни любого общества и человеческого бытия во всех его измерениях;

- иметь собственные оценочные суждения относительно проблематики развития науки и научных ценностей;

- проявлять заинтересованность в осмыслении места и роли науки в современном образовании и формировании личности;

- демонстрировать способности к исследовательской деятельности.

4. содержание программы вступительного экзамена по дисциплине «философия»
4.1. Содержание разделов

№ п/п

Наименование раздела и включаемых в него тем

Содержание раздела

Номера источ-ников из списка литера-туры

1. История философии

1.1.

Предмет и сущность философии

Философия как самосознание эпохи. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии: мифология и предфилософия. Мифология и философия. Философия и религия. Философия и наука. Философия в системе исторических форм культуры: своеобразие античной, древнекитайской и древнеиндийской философских традиций. Историко-философский процесс в европейской культуре. Проблема периодизации историко-философского процесса.

Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Предмет и метод философии. Структура философского знания. Функции философии. Основные философские категории. Философское мировоззрение и его структурные компоненты. Основной вопрос, предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.

1, 2, 3, 10

1.2.

Философия Древнего Востока

Социальная и мировоззренческая основа зарождения философского мышления в культуре Древнего Востока. Связь предфилософских учений с религией и мифологией. Особенности философствования в Древнем Китае. «Золотой век» китайской философии и основные школы этого периода: конфуцианство, моизм, школа закона – легизм, даосизм, натурфилософская школа Инь-Янь, школа имен. Конфуцианский сборник нравственных поучений «Беседы и высказывания»; ритуализированный этикет «Ли»; доминирование этического контекста в основании государственности. Даосизм – естественный путь жизни и закон мироздания. Элементы антропоморфизма в учении о Дао. Двойственность Дао. Даосская система мироздания. Этический идеал даосов – Шэньжень (воспитание человека «высшего дао»). Принцип «недеяния» как полное слияние с естественным ходом вещей и дао. Неодаосизм и религиозный даосизм.

Древнеиндийская философия: йога, джайнизм, буддизм. Устройство мироздания в учении буддизма. Понятия сансары, кармы, мокши, нирваны. Мир как цепь страданий и возможность освобождения от них. Четыре «благородных истины» буддизма. Принципы достижения нирваны. Нирвана как полное освобождение. Разновидности буддизма – Хинаяна, Махаяна.

Материалистические направления древнеиндийской философии: локаята и чарвака. Ньяя - школа логики. Человек и государство в философии и культуре Древнего Востока.

1, 2, 3, 10, 17

1.3.

Философия античной Греции

Социально-культурные условия формирования античной философии. Древневосточное влияние. Отличительные черты древнегреческой философии: космоцентризм, антропологизм, рационализм. Движение античной греческой философии от мифа к Логосу.

Этапы развития. Становление древнегреческой философии. Натурфилософия. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гилозоизм и пантеизм милетской школы натурфилософии. Пифагор и его школа. Этическое учение пифагорейского союза. Число как основа всего сущего в философии Пифагора. Космос как упорядоченное числовое мироздание. Традиции мифологии и магии в пифагореизме. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Первое философское понимание субстанции как бытия. «Физики» - плюралисты: Эмпедокл, Анаксагор. Атомизм Левкиппа, Демокрита. Стихийная диалектика Гераклита из Эфеса.

Начало рационалистического периода развития древнегреческой философии. Софисты. Старшие и младшие софисты. Протагор и основные принципы софистики. Соотношение мышления и бытия у Горгия.

Проблема человека в истории философии. Этический антропологизм Сократа. Принцип самопознания Сократа. Понимание истины и принципы диалектики. Метод субъективной диалектики Сократа. Майевтика как способ достижения истины.

Классический этап античной философии. Диалектика идей Платона. Соотношение мира идей и материального бытия. Теория идей Платона как методология исследования чувственных вещей и общественных явлений. Диалектика как искусство интеллектуальной интуиции. Социологический закон Платона. Типология государства. Понимание человека. Роль философа в государстве. Философия Аристотеля и её значение для развития науки. Аристотель о предмете философии как изучении первопричин всего сущего. Критика Аристотелем учения Платона об идеях и его учение о форме и материи. Учение о первоначалах мира. Бог как духовный Абсолют и Перводвигатель. Теория познания и формальная логика Аристотеля. Проблема человека и общественной жизни в метафизике Стагирита.

Эллинистический этап развития древнегреческой философии. Эпикур и его школа. Киники, скептики, стоики. Неоплатонизм и создание религиозной философии. Учение Филона и понимание трех видов божества. Теологическая интерпретация Логоса. Учение Плотина. Тождество субъекта и объекта, знания и бытия как основополагающий принцип александрийской школы неоплатоников. Ямвлих и Прокл и последний взлет философии неоплатонизма.

1, 2, 3, 10, 11, 12

1.4.

Философия эпохи Средневековья

Характеристика эпохи Средневековья. Условия формирования философии, её основные черты и этапы развития. Особенности схоластического способа мышления. Принципы теоцентризма, креационизма, провиденциализма, антропологизма в философии. Роль христианства в развитии философии.

Западноевропейская патристика и основные этапы ее развития. Восточная патристика и ее основные представители. Учения Тертуллиана и Оригена. Учение Августина Блаженного. Соотношение Божественного и человеческого миров в «Граде Божием». Цель жизни человека и основные антропологические ценности в системе Августина. Проблема разума и веры, сущности и сущест­вования.

Завершающий этап западноевропейской патристики и переход к ранней схоластике. Иоанн Скот Эриугена у истоков средневекового реализма. Онтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского.

Спор о природе универсалий как противоположности между общим и индивидуальным. Оформление реализма и номинализма. Крайний реализм А. Кентерберийского и Гильома из Шампо. Умеренный реализма Фомы Аквинского. Крайний номинализм Росцелина. Концептуализм П. Абеляра как доктрина «золотой середины» между реализмом и номинализмом. Диалектический метод Абеляра, его значение в эпоху средневековья. Смена влияния Платона на авторитет Аристотеля в эпоху классической схоластики.

Расцвет схоластики в XIII веке. Влияние арабоязычной философии на западноевропейскую культуру. Систематизация догматического вероучения католической церкви в религиозной философии Фомы Аквинского. Доказательства бытия Бога в «Сумме теологии». Томистское направление и неотомизм в истории философии. Аверроизм как оппозиция ортодоксальному направлению в философии XIII века. Сигер Брабантский.

Поздняя схоластика. Теория «двух истин» Дунса Скота и Уильяма Оккама. Номинализм Оккама и решение вопроса об универсалиях. Завершение схоластического этапа развития философии. Заслуги и недостатки схоластики.

Философия арабского Востока: Ибн-Сина, Ибн-Рушд.

1, 2, 3, 10, 11, 16

1.5.

Философия эпохи Возрождения

Философия Возрождения; характерные черты эпохи, их отра­жение в философской мысли. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Антисхоластическая направленность итальянских гуманистов XIV-XV вв.

Философия природы и экспериментальное естествознание. Опыт, закон и необходимость. Феномен Леонардо да Винчи. Коперниканская революция и космология, десакрализация космоса, гелиоцентризм и пересмотр физической картины мира. Учение о мире и человеке, его свободе и назначении. Пантеизм как философское обоснование религиозного свободомыслия индивида. Героический энтузиазм Дж. Бруно.

Антропологические учения Манетти и Пико делла Мирандола. Скептическая философия М. Монтеня. Этико-социальные воззрения Монтеня. Социально-философская доктрина Н. Макиавелли. Положение человека в системе общественных отношений. Соотношение политики и морали, сущность государства. Социальный утопизм Т. Мора как выражение социально-политического гуманистического идеала и критика существующего общественного устройства. Коммунистическая утопия Т. Кампанеллы.

Христианский гуманизм Э. Роттердамского. Натурфилософия Возрождения. Философия Николая Кузанского. Онтология и космология Кузанца. Человек как микрокосм и соотношение с Богом. Вера и разум. Диалектические идеи Н. Кузанского.

1, 2, 3, 10, 11, 16

1.6.

Философия Нового времени

Специфика философии эпохи Нового времени. Научная революция ХVII века и создание механико-материалистической картины мира. Творчество Г. Галилея. Философские и методологические идеи Галилея. Философское значение естественнонаучной концепции И. Ньютона.

Реформация церкви, её влияние на развитие общества и становление философских проблем. Проблема субстанции, варианты её решения (Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Д. Беркли, Р. Декарт).

Преодоление схоластического способа мышления в философии Нового времени. Проблема метода познания в философии. Эмпиризм и рационализм как основные направления философии эпохи Нового времени. Индуктивный метод Ф. Бэкона и его учение об идолах разума. Попытка создания «великого восстановления наук». Рационализм Р. Декарта. Роль математики и дедукции в процессе постижения истины. Интуиция и сомнение в системе Декарта.

Философия Т. Гоббса. Учение о познании и знаковая концепция языка. Конвенциализм и его гносеологическое значение. Социально-философское учение, человек как субъект морали и политики, эгоцентрическая природа человека и проблема его свободы. Учение об обществе и государстве, феномен власти, теория естественного права и общественного договора.

Философские идеи Дж. Локка о субстанции и возможности ее познания. Антирационалистическая позиция Локка, критика теории «врожденных идей». Учение о первичных и вторичных качествах. Проблема общения. Язык и его функции в обществе. Сенсуализм.

Б. Спиноза и учение о «единой субстанции». Этическое и социально-политическое учение. Свобода и рабство человека. Свобода как основа подлинной морали.

Г.В. Лейбниц. Учение о монадах. Монадология как система идеалистического плюрализма. Разум и учение о вечных истинах. Закон достаточного основания как основа опытно-экспериментального естествознания.

Субъективный идеализм и номинализм Д. Беркли. Скептицизм Д. Юма.

1, 2, 3, 10, 16

1.7.

Философия эпохи Просвещения

Культурно-исторические особенности эпохи Просвещения. Философия французского Просвещения XVIII в.: основные черты и направления. Французский материализм: воззрения о природе, обществе, человеке (П. Гольбах, Гельвеций, Д. Дидро). Концепция «человек-машина» Ж. Ламетри. Социально-общественные философские концепции. Теория разумного эгоизма и естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо и Гельвеция. Концепция общественного договора Ж.-Ж. Руссо. Элитарная суть Просвещения в творчестве Гольбаха и Гельвеция. Понимание истории и прогресса Вольтера. Теория прогрессивного движения разума Кондорсе. Понятие отчуждения в исторической концепции Руссо. Влияние творчества французских просветителей на немецкую классическую философию. Ш. Монтескье об «общественном договоре» и разделении властей, о противоречиях и необратимости исторического процесса.

1, 2, 3, 10, 16

1.8.

Немецкая классическая философия

Основные черты немецкой классической философии. Жизнь и деятельность Канта. «Докритический» период в творчестве Канта. Теория познания И. Канта в работе «Критика чистого разума». Чувственное познание. Учение о рассудке. Учение о разуме. Система категорий. Трансцендентальные идеи разума. Агностицизм Канта и его антиномии. «Критика практического разума». Понятие свободы. Категорический императив, его формулировки. Религия и нравственность.

Развитие диалектических идей после Канта. «Наукоучение» Фихте и «Философия откровения» Шеллинга. Субъективный идеализм И.Г. Фихте. Автономность «Я» как исходный пункт философии. Детерминизм самосознания и внешний опыт. «Я» и внешний мир, природная необходимость и свобода. Преобразование природы и общества как моральная задача. Философия как наукоучение и диалектика. Философия тождества и философия откровения Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия. Шеллинг о диалектике природы: учение о полярностях.

Философская концепция Гегеля. Работа «Феноменология духа» как учение о развитии являющегося духа. «Наука логики» и метафизическая система Гегеля. Идеалистическая диалектика. Понимание триады. Три отношения мысли к объективности и три формы логического. Категории и законы диалектической логики в «Науке логики». Учение о бытии. Учение о сущности. Учение о понятии. Понятие абсолютного духа. Принцип единства бытия и мышления.

Младогегельянцы. Гуманизм антропологического материализма Л. Фейербаха. Критика религии. Понятие Бога как символического изображения человеческих свойств и качеств. Идея человекобожия. Преемственность идей Гегеля и Фейербаха в творчестве Маркса.

1, 2, 3, 10, 16

1.9.

Марксистская философия

Исторические условия, социально-экономические причины, теоретические предпосылки возникновения марксизма. Основные этапы формирования и эволюции марксистской философии. Проблема основного вопроса в философии.

Материалистическая диалектика как теория развития и познания. Основные принципы, категории, законы диалектики. Роль практики в познании и понимание истины в марксизме.

Материалистическое понимание истории. История как закономерный процесс, историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Категория общественно-экономической формации. Структура и динамика общественно-экономических формаций. Экономическое бытие общества как философская категория. Базис и надстройка: их взаимодействие. Структура общества. Динамика общественного процесса. Революционный и эволюционный типы исторического развития. Понятие отчуждения и его интерпретация в философии марксизма. Типы и формы отчуждения в современном обществе. Диалектика общественного сознания и общественного бытия. Структура общественного сознания.

1, 2, 3, 10, 16

1.10

Западно-европейская философия конца XIX – XX веков

Характерные черты общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры XX в., их отражение в философской мысли. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии.

Отношение к разуму и науке в философии XX века. Раци­оналистические течения в философии. Исторические формы позитивизма. Становление новой картины мира. Мир «сквозь призму» ощущений. «Положительная философия» и «положительная наука». Проблема метода. Философские идеи О. Конта. Закон трех стадий. Эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус) и его критика В.И. Лениным.

Неопозитивизм (Б. Рассел, К. Поппер). Логический позитивизм Карнапа. Проблема значения и языка. Анализ языка и методов науки и философии (Л. Витгенштейн). Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии (Т. Кун, И. Лакатос). Прагматизм. Герменевтика. Культ научно-теоретического разума и его противники. Сциентизм и антисциентизм. (Дж. Белл, Дж. Оруэл).

Нерационалистические учения западноевропейской мысли. Иррационализм А. Шопенгауэра. Абсолютизация воли. Мировая воля и воля к жизни. Мир как представления человека. Роль иррациональных компонентов познания и значение разума. Этика А. Шопенгауэра. «Философия жизни» Ф. Ницше. Воля к власти. Мир как становление и идея вечного возвращения. Понятие культуры и учение о сверхчеловеке. Необходимость переоценки всех ценностей. Последователь «философии жизни» А. Бергсон. Жизнь как поток переживаний и жизненный порыв. Понятия длительности, интуиции, интеллекта. Метод познания. Интуитивизм.

Психоанализ З. Фрейда. Иррационализм. Идея бессознательного. Неофрейдизм К. Юнга и Э. Фромма. Проблема бытия и самоопределения человека. Свобода и ценностно-мировоззренческая ориентация человека. Понятие «коллективного бессознательного» (К. Юнг). Трансперсональная психология.

Экзистенциаль­ная философия и ее разновидности в Германии, Франции, России. Религиозный и атеистический экзистенциализм. Сущность и существование человека. Бытие человека и бытие мира. Проблема жизни и смерти (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Идеи свободы, ее достижения, пограничных ситуаций. Трагичность и пессимизм французской философии существования. Бытие и мышление в философии К. Ясперса. «Философская вера» как альтернатива теологии. «Массовое общество» и «массовое сознание» как социально-политический феномен ХХ века. Социально-психологический тип «человека массы».

Современная западная религиозная философия. Неотомизм Э. Жильсона, Ж. Маритена. Принципы неотомизма. Учение Тейяра де Шардена. Отношение теологии, философии, науки, претензии на создание универсального мировоззрения. Основные положения «философии освобождения» Латинской Америки. Возрождение трансцендентализма и элементов мистичности в современных теолого-философских учениях США.

1, 2, 3, 4, 10, 16, 18

1.11.

Отечественная философская мысль XI-XX веков

Специфика истории и культуры России. Основные черты и этапы развития русской философии. Древнерусские мыслители – продолжатели православно-христианской традиции Византии. Ветхозаветные идеи в культуре Древней Руси. Практически-нравственная ориентация русской философии XI-XVII вв. Антропологическая проблематика. Философия русского Просвещения. А. Радищев. Социологические теории второй половины XVIII в.

Русская фи­лософия XIХ в., ее связь с литературой. Славянофилы и за­падники. Учение И.В. Кириевского. Концепция абсолютного знания и соборного сознания А.С. Хомякова. Славянофильская концепция К.С. Аксакова. Идеальные отношения народа и власти. Западничество и П. Чаадаев. «Философические письма» П. Чаадаева. Идеи будущего России. Роль католицизма в возможной истории России. Идея «исключительности» России в мировой истории. Общее и различное в славянофильстве и западничестве. От славянофильства к религиозному реформаторству.

Философские взгляды русских революционных демократов. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. Разработка диалектического метода, критика идеи разумности истории, «русский социализм».

«Новое религиозное сознание». Русское богоискательство. Учение о всеединстве В.С. Соловьева. Понятия Богочеловечества, свободной теургии, свободной теократии. Вселенский идеал христианского государства. Учение С.Н. Трубецкого. Консервативные теории Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева.

Русский экзистенциализм Н.А. Бердяева. Творчество и культура в философии Н. Бердяева. Антроподицея. Христианский антропологизм. Понятия объективации и свободы в учении Бердяева. Персонализм или учение о личности. Духовная свобода человека. Богочеловечество как двойственный процесс: от Бога к человеку и от человека к Богу. Творческие задачи человека. Понятия цивилизации и культуры. Русская религиозная философия первой половины 20 века: метафизика всеединства, софиология, интуитивизм, христианский социализм, евразийство. Философские учения С.Л. Франка, И.А. Ильина

Марксистская философия в России. Г.В. Плеханов как теоретик марксизма. Философские идеи В.И. Ленина. Полемика В.И. Ленина с А.А. Богдановым и русскими эмпириокритиками.

Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Философско-антропологические учения (А.А. Ухтомский, М.М. Бахтин). Постренессансный мистицизм: проблемы онтологии (А.Ф. Лосев). Материалистическое направление в русской философии. Социальная философия в России. Творчество Э.В. Ильенкова, В.П. Тугаринова. Развитие русской философии за рубежом. Философия в России советского периода.

1, 2, 3, 10, 13



2. Онтология и теория познания

2.1.

Проблемы бытия

Онтология как учение о бытии. Бытие как философская категория. Проблема бытия в истории философской мысли. Понятие о небытии. Единство мира и его многообразие. Бытие неживой природы. Бытие живой неодухотворенной природы. Специфика человеческого существования. Бытие идеального. Специфика общественного бытия.

Проблема субстанции в философии. Понятие материи в историко-философском контексте. Формирование научно-философского понятия ма­терии. Современная наука о сложной системной организации материи. Понятия движения и развития. Основные формы движения, их со­отношение. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Понятие развития. Основные принципы диалектики: всеобщей связи, системности, причинности, историзма. Категории диалектики и их взаимосвязь. Законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

Пространство и время. Изменение представлений о пространстве и времени в истории науки и истории философии. Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени. Основные свойства пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживой природе, в социальных процессах.

1, 2, 3, 6, 10, 18

2.2.

Философское учение о сознании

Развитие представлений о природе сознания. Разнообразие концепций о сущности сознания. Фундаментальная роль категории сознания в философии. Генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи и как способность получения адекватных образов дей­ствительности. Психика как форма отражения. Сознание как субъективный образ объективного мира.

Структура сознания: ощущения, восприятия, представления, память, эмоции, мышление. Функции сознания. Соотношение сознания, мышления, языка. Сознание и самосознание. Самопознание и саморегуляция. Самосознание и рефлексия.

Понятие идеального в истории философии. Концепции Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова, М.А. Лившиц. Природа идеального. Формы существования идеального. Сознание как особая форма идеального.

Природа бессознательного. Сознание и бессознательное. Фрейд и его структура психики. «Архетипы бессознательного» по К. Юнгу.

Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь.

1, 2, 3, 10, 18

2.3.

Проблемы познания

Проблема познаваемости мира. Условия познавательного процесса: субъект и объект познания. Структура познавательной деятельности. Познание как процесс: чувственное и рациональное познание. Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании. Знак, его природа и роль в информационной деятельности. Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления: рассудок, разум. Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.

Проблема истины в философии и науке. Истина: объективность, относительность, абсолютность. Конкретность истины. Критерии истины. Истина, заблуждение, ложь. Истина, оценка, ценности и их влияние на познавательный процесс.

Научное познание и методология. Специфические признаки научного познания: специализированные языки науки, средства и методы деятельности, системность и обоснованность научных знаний, ори­ентированность на объективную истину как высшую ценность науки. Эмпирический и теоретический уровень развития науки. Методы и формы научного познания. Классификация методов научного познания.

Научное и ненаучное познание (обыденное, художественное, религиозное, сверхчувственное). Исторические типы рациональности, логика и язык.

1, 2, 3, 4, 6, 9, 10

3. Социальная философия

3.1.

Философское учение об обществе

Философское понимание общества. Важнейшие подсистемы общества. Общество как целостность особого рода. Системно-структурные связи основных сфер общественной жизни. Тенденции основных сфер общественной жизни. Общественное бытие и общественное сознание. Специфика познания общества. Проблема объективации социальных отношений. Основные теории общественного развития. Историческое развитие структуры общества. Реалии XX века. Партийно-государственный абсолютизм.

Общество как исторический процесс. Концепции исторического процесса. Виды и движущие силы социальных изменений. Социальный детерминизм. Многофакторность исторического процесса. Объективность, всемирность, смысл человеческой истории. Развитие человеческой индивидуальности как внутреннее устремление истории. Особенности формационных этапов развития общества. Роль соци­альных интересов и установок в истории. Свобода и необхо­димость в жизни общества. Альтернативность исторического процесса. Логика истории и исторический процесс. Прогресс и его критерии. Исторические типы общественного прогресса. Сущность общественного прогресса и его критерии. Соотношение научно-технического, социального и духовного прогресса в современную эпоху. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Общества открытого и закрытого типов.

1, 2, 3, 5, 10, 14, 15

3.2.

Духовная жизнь общества

Духовная сфера жизни общества. Духовное производ­ство, его конкретно-исторический характер и особенности. Духовные потребности, духовное общение и своеобразие духовных ценностей. Образование и воспитание как необходимые элементы духовной жизни. Многокачественность общественного сознания, его структура, основные элементы, исходные принципы анализа. Общест­венное сознание: эмпирический и теоретический уровни. Идеология и об­щественная психология, массовое сознание. Формы обществен­ного сознания.

Понятие политического и правового сознания. Причины их возникновения и перспективы развития.

Нравственность - фундамент духовной жизни личности и общества, регулятор человеческой жизнедеятельности. Исторические типы морали. Классовое и общечеловеческое в морали.

Общечеловеческие ценности. Ценности и оценки. Эстетическое созна­ние и освоение мира. Искусство и его роль в обществе. Эстетическое чувство и эстетическое воспитание.

Специфика религиозного сознания. Религиозная идеология и психология. Свобода совести. Мировые религии. Проблема взаимопонимания и сотрудничества верующих, неверующих и атеистов на современном этапе. Проблема экуменизма в обществе. Религия и конфликты.

Наука как вид духовного производства. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Наука и нравственность. Этические нормы и ценности науки. Естественные и социальные науки.

Реалии XXI века. Общество как идеолого-герменевтическая реальность.

1, 2, 3, 5, 10, 14, 15

3.3.

Природа как предмет философского осмысления

Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. Проблема уникальности жизни на Земле. Человек как живой организм.

Взаимосвязь природы и общества. Антропогенное влияние на природу. Исторические типы отношения человека к природе. Угроза экологической катастрофы в современном мире. Глобализация и экологическая проблема. Проблемы социальной экологии. Современные концепции и подходы к рассмотрению выхода из экологического кризиса. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Формирование экологического сознания.

1, 2, 3, 5, 10, 14, 15




3.4.

Природа человека и смысл его существования. Личность

Специфика философского понимания человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Становление и развитие философской антропологии. Интеграция знаний о человеке. Дуалистические и монистические концепции человека. Биологизаторские и социологизаторские концепции личности. Сущность человека в ракурсе философии. Природа человека и бессознательное. Проблема жизни и смерти, смысла и цели человеческого существования. Предназначение человека.

Содержание понятия «личность», его соотношение с по­нятиями «человек», «индивид», «индивидуальность». Многообразие определений понятия «личность». Значение человека в герменевтической традиции. Психоанализ, экзистенциализм и персонализм о понятии «личность». Роль социальной среды в формировании лич­ности. Личность как объект и субъект общественной жизни. Понятие и содержание потребностей и интересов, их классификация. Условия социализации личности. Этапы развития и критерии определения личности. Личность ученого.

Диалектика исторической необходимости и свободы лич­ности в общественном развитии. Необходимость и свобода выбора. Свобода и смысл жизни. Свобода, права и ответственность личности.

Разработка в философии проблемы «внешней» и «внутрен­ней» свободы. Философский анализ отчуждения. Причины и сущность исторических форм этого явления. Свобода как процесс снятия отчуждения. Труд и свобода. Творчество как высшее проявление самореа­лизации личности. Свобода как критерий общественного прогресса.

1, 2, 3, 5, 7, 8, 10

3.5.

Деятельность и ее основные виды

Проблема деятельности в философии. Деятельность как специфический способ бытия социального. Понятие и структура деятельности. Типология деятельности. Система мотиваций в деятельности человека. Деятельная сущность человека. Деятельность человека и прогресс общества

Практика как основа форм жизнедеятельности человека. Целесообразность и целеполагание. Методологическое значение понятия деятельности.

1, 2, 3, 10, 15, 18

3.6.

Культура и цивилизация

Многообразие представлений о культуре. Философское понимание культуры. Структура культуры. Социальные функции культуры. Исторические типы культуры. Культура и научно-технический прогресс. Проблемы массовой и элитарной культуры. Развитие культуры; традиция и новаторство. Новый тип человека в культуре постмодерна. Логика постмодерна. Понятие киборгкультуры. Виртуальная реальность и культура XXI века.

Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности. Культура и творчество. Самосозна­ние и самооценка, образованность и культурность, духовность и интеллигентность. Субкультура.

Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и интернациональное в культуре. Культура и цивилизация. Философское понятие цивилизации. Типы цивилизаций. Учения о типах цивилизаций Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Нортропа, А. Кребера, П. Сорокина. Соотношение культуры и цивилизации в понимании Н. Бердяева. Цивилизационные основы существования человечества. Совре­менная цивилизация, ее особенности и противоречия. Проблемы кризиса цивилизации и путей выхода из него. Методологическое значение анализа культуры и цивилизации для теории обще­ственного развития.

1, 2, 3, 5, 10, 14, 15, 19

3.7.

Проблемы и перспективы современной цивилизации. Философия глобальности

Перспективные изменения социальной сферы и необходимость социального прогнозирования. Типы и научное назначение социальных прогнозов. Типы социальных прогнозов и их научно-познавательное содержание.

Глобальные проблемы человечества и их классификация. Основные глобальные проблемы (политические, экологические, демографические), их иерархия и взаимозависимость. Перспектива цивилизованного развития и оформление глобального сознания. Условия решения глобальных проблем.

1, 2, 3, 5, 10, 14, 15, 18, 19



4.2. Примерный перечень вопросов вступительного экзамена
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47....
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47. 06. 01 «Философия, этика...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «История и философия науки»

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика»
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconВопросы по курсу «Философия» для вступительного экзамена в аспирантуру...
Скибицкий М. М., Зорина Е. В. Философия образования. Рабочая программа дисциплины
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по философии Специальности
Вступительный экзамен в аспирантуру Санкт-Петербургского Института внешнеэкономических связей экономики и права по курсу «Философия»...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» профиль «Экономическая теория» – М.: Финансовый...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» icon1 Требования государственного стандарта высшего профессионального...
Прием вступительного экзамена в аспирантуру прово­дится комиссией, назначаемой ректором спбгау в сроки, устанав­ливаемые высшим учебным...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconПрограмма вступительных испытаний по философии для поступающих в...
...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconПрограмма вступительных испытаний по философии для поступающих в...
...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру для подготовки научно-педагогических...
Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины «Луговодство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск