Программа для студентов эгф по специальности Гидрология





Скачать 162.52 Kb.
НазваниеПрограмма для студентов эгф по специальности Гидрология
Дата публикации31.12.2014
Размер162.52 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа



российская федерация

министерство образования и науки

федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЗООЛОГИИ И ИХТИОЛОГИИ


О.А. Алешина


Гидробиология и водная экология

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов ЭГФ по специальности Гидрология

Тюмень 2009
О.А. Алешина. Гидробиология и водная экология. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов ЭГФ специальности 020601.65 «Гидрология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2009. 14 с.

Учебно-методический комплекс «Гидробиология и водная экология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Гидрология». Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов и часов для самостоятельной работы по темам, перечень контрольных вопросов для самопроверки, список литературы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Охраняемые животные Тюменской области [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией биологического факультета. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого Совета ТюмГУ.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: С.Н. Гашев, д.б.н., профессор

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Г.А. Петухова, д.б.н., доцент

А.А. Лящев, д.б.н., профессор
© Тюменский государственный университет, 2009

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 200__г.

ГИДРОБИОЛОГИЯ И ВОДНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа для студентов ЭГФ специальности 020601.65 «Гидрология».

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Алешина О.А./

«______»___________200__г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии « » 2009,

протокол № « »

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр., тираж _________экз.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 200__ г.

Рассмотрено на заседании УМК ТюмГу билогического факультета « » _________ 2009,

Протокол № « »

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Мелентьева А.А./

«______»_____________200__ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________200__ г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 200__г.

ГИДРОБИОЛОГИЯ И ВОДНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа для студентов ЭГФ специальности 020601.65 «Гидрология».

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Алешина О.А./

«______»___________200__г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии « » 2009,

протокол № « »

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр., тираж _________экз.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 200__ г.

Рассмотрено на заседании УМК эколого – географического факультета « » _________ 2009, протокол № « »

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Ларин С.И./

«______»_____________200__ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________200__ г.



  1. Пояснительная записка


Гидробиология и водная экология - дисциплина, изучающая население гидросферы во взаимосвязи с окружающей средой и биологические явления в водоемах, возникающие в результате взаимодействия живых компонентов друг с другом и с неживой природой.

Цель курса: ознакомить студентов с основами гидробиологии, сформировать представление о структурно-функциональной организации биоты водных экосистем, о единстве живых организмов и среды их обитания.

Основные задачи курса:

-познакомить с основными экологическими группировками гидробионтов;

-показать основные приспособления животных к обитанию в толще воды и на дне водоемов;

-рассмотреть пищевые взаимоотношения водных организмов;

- познакомить с особенностями развития флоры и фауны континентальных и морских водоемов;

-раскрыть основы биологической продуктивности водоемов и рационального использования гидросферы.

-показать пути и формы взаимоотношений, при которых обеспечивается оптимум жизненных интересов человека и безопасность функционирования водных экосистем;

2. Тематический план изучения дисциплины



Наименование темы


Лекции

Практика

Самостоятельная работа

1.

Введение

Жизненные формы

8

4

6

2.

Основные факторы среды и адаптации гидробионтов



6




4



8

3.

Движение гидробионтов


2


2


6

4.

Питание и пищевые взаимоотношения водных организмов


6


2


6

5.

Континентальные водоёмы и их население


6


4


6

6.

Мировой океан и его население


4


2

6

7.

Экологические проблемы чистой воды и охраны водных экосистем.

4

-

8




Итого:

36

18

46

Форма контроля

Экзамен (7 семестр)



  1. Содержание курса


Тема 1. Введение. Жизненные формы гидробионтов.

Предмет, методы и задачи гидробиологии. Причины появления дисциплины. Основные направления в гидробиологии: промысловая, санитарно-медицинская, техническая, продукционная гидробиология, радиоционная гидробиология, палеогидробиология. Первичноводные и вторичноводные гидробионты. Эврибионты, стенобионты, убиквисты. Жизненные формы гидробионтов - планктон, нектон, бентос, плейстон, нейстон, перифитон. Приспособление гидробионтов к различным биотопам.

Тема 2. Основные факторы среды и адаптации гидробионтов.

Движение воды. Механико-динамические свойства грунтов. Их влияние на распределение водного населения. Температура и ее роль в жизни гидробионтов. Температурные адаптации. Взаимодействие водных организмов с активной реакцией среды. Свет - эвфотическая, мезофотическая, олигофотическая и афотическая зоны. Распределение гидробионтов по зонам. Биолюминесценция. Растворенные и взвешенные в воде вещества. Газы. Адаптации гидробионтов к газообмену. Соли. Водно-солевой обмен у гидробионтов, их способность к регуляции. Звук. Гидростатическое давление. Электричество.

Тема 3. Движение гидробионтов.

Рецепторы и ориентация движений в водной среде. Активные и пассивные движения гидробионтов. Изменение скорости активного движения: влияние температуры, давления, освещенности, концентрации пищевых частиц. Миграции. Удержание на твердом субстрате. Плавучесть.

Тема 4. Питание и пищевые взаимоотношения гидробионтов.

Кормовые ресурсы, кормовая база, кормность водоемов. Особенности питания водных животных Эндогенное и экзогенное питание. Питание растворенными органическими веществами (гипотеза М. Мережковского и А.Пюттера). Питание за счет водорослей-симбионтов. Способы добывания пищи - заглатывание, фильтрация, седиментация, пастьба, охота. Спектры питания и пищевая элективность. Пищевая пластичность водных животных. Трофические уровни и пищевые цепи. Понятия о первичной и вторичной продукциях.

Тема 5. Континентальные водоемы и их население.

Реки. Ведущие факторы абиотической среды. Население рек. Специфика речного планктона и бентоса. Озера. Особенности распределения гидробионтов в биотопах. Биологическая классификация озер. Специфика условий обитания в болотах. Флора и фауна болот. Искусственные водоемы (водохранилища, пруды, каналы, чеки) - специфика условий обитания и их население. Подземные и интерстициальные воды и их население - троглобионты. Временные водоемы. Приспособление организмов к перенесению неблагоприятных условий. Биоресурсы. Аквакультура в пресных водах.

Тема 6. Мировой океан и его население.

Экологические зоны бентали и пелагиали. Общая характеристика населения. Биполярное распределение животных. Грунты, водные массы и течения. Население пелагиали, бентали и их широтное распределение. Население разных глубин. Вертикальные миграции животных. Адаптации, связанные с глубоководным образом жизни. Приливно-отливная зона и адаптации гидробионтов. Население опресненных морей. Биологические ресурсы Мирового океана и их использование. Марикультура.

Тема 7. Экологические проблемы чистой воды.

Загрязнение водоемов. Биологическое самоочищение водоемов и формирование качества вод. Минерализация органического вещества. Биоседиментация и осветление воды. Биологическая детоксикация. Фотосинтетическая аэрация воды. Экологические основы борьбы с биологическими помехами. Экологические основы охраны гидросферы. Гидробиологический мониторинг. Биологическая индикация загрязнения водоемов.

4. Практические занятия
Тема 1. Жизненные формы гидробионтов.

Планктон. Приспособление к планктонному образу жизни: редукция скелета (фиксированный материал и детали скелета кальмаров и каракатиц, крылоногие моллюски); обводнение тела (фиксированный материал –сцифомедузы, сине-зеленые водоросли); жировые включения (живой материал - низшие ракообразные); газовые включения (сине-зеленые водоросли, личинки комаров хоаборусов); уплощение и образования выростов (планктонные водоросли Ceratium, Chaetoceros )

Бентос. Приспособления организмов к обитанию на дне водоемов: прикрепленные организмы (фиксированный материал - пресноводные и морские губки, усоногие ракообразные, мшанки, моллюски, водоросли, кораллы); сверлящие организмы (фиксированый материал двустворчатые моллюски Teredo, морские ежи, губки); закапывающиеся организмы (фиксированный материал - полихеты, двустворчатые моллюски, личинки комаров-хирономид); животные, обитающие на поверхности грунта (фиксированный материал - двустворчатые моллюски, морские ежи, музейные препараты- крабы, камбалы, бычки, скаты).

Нектон. Особенности строения в сравнительном плане. Музейные препараты.

Тема 2. Взаимодействие гидробионтов с факторами среды.

Защитные приспособления. В качестве примера рассматриваются эфиппии ветвистоусых раков, геммулы губок, статобласты мшанок.

Соленость воды. Влияние изменений солености на организм (фиксированный материал-жаброногий рачок Artemia). Стеногалинные и эвригалинные формы (музейные препараты).

Органы дыхания. Кожное дыхание. Строение головного щита Cladocera. Дыхание при помощи жабр (фиксированный материал – многощетинковые черви, ракообразные - речной рак, гаммарус, двустворчатые моллюски, личинки ручейников и стрекоз); дыхание атмосферным воздухом (фиксированный материал: жук-плавунец, личинки двукрылых насекомых из семейств Syrphidae - крыски, Stratiomydae - львинки, Culicidae -кровососущие комары).

Сезонные изменения планктона. Цикломорфоз (фиксированный материал - коловратки, ветвистоусые раки, пирофитовая водоросль Ceratium.

Свет и суточные вертикальные миграции. Светящиеся организмы (музейные препараты).

Тема 3. Движение гидробионтов.

Движение при помощи антен и торакальных конечностей. Наблюдение живых веслоногих и ветвистоусых ракообразных. Движение при помощи коловращательного аппарата (живой материал – коловратки); реактивное движение (фиксированный материал – гидроидные медузы); движение с помощью ундулирующих мембран и щетинок (живой и фиксированный материал – гребневики, турбеллярии).

Тема 4. Пищевые взаимоотношения водных организмов.

Фильтрационное питание. Изучение фильтрационного аппарата ветвистоусых ракообразных (фиксированный материал). Седиментация (фиксированный материал - губки, полихеты, мшанки). Детритофаги, хищники (музейные препараты).

Тема 5. Континентальные водоемы и их население.

Знакомство с разнообразием планктонных и бентосных форм разных континентальных водоемов (фиксированный материал - пробы, взятые из озера, реки, болота и пруда). Нектон (музейные препараты).
Тема 6. Мировой океан и его население.

Основные представители морской фауны (музейные препараты рыб, моллюсков, медуз).
5. Самостоятельная работа

Тема 1. Введение. Жизненные формы гидробионтов.

Темы рефератов. «Реактивный способ движения у водных организмов». «Способы увеличения скорости движения у гидробионтов». «Положительгная и отрицательная плавучесть. Приспособления гидробионтов». «Представители планктобентоса морских и пресных водоемов». «Представители плейстона морских и пресных водоемов». «Способы удержания на твердом субстрате у моллюсков и ракообразных». «Защита от засыпания взвесью».
Тема 2. Взаимодействие гидробионтов с факторами среды

Темы рефератов. «Влияние на организмы процессов опреснения и осолонения». «Солевой анабиоз у гидробионтов». «Приспособление гидробионтов к дыханию растворенным в воде кислородом». «Приспособление гидробионтов к дыханию атмосферным кислородом». «Распределение организмов по водоемам с различным рН». «Явление цикломорфоза у пресноводных беспозвоночных». «Особенности размножения гидробионтов в связи с температурой».

Тема 3. Движение гидробионтов.
Тема рефератов. «Регуляция скорости пассивного погружения». «Элементарная модель суточной вертикальной миграции». «Значение суточных вертикальных миграций». «Ориентация гидробионтов при погружении». «Методы исследования двигательной активности у гидробионтов». «Влияние биотических факторов на двигательную активность гидробионтов».
Тема 4.Питание и пищевые взаимоотношения гидробионтов.

Тема рефератов. «Водоросли-симбионты, как источник питания водных животных». «РОВ в питании гидробионтов». «Количественная оценка выборочности питания». «Пример конкуренции у водных организмов за пищевые ресурсы». «Пример биохимического ингибирования у водных организмов за пищевые ресурсы».
Тема 5. Континентальные водоемы и их население.

Темы рефератов. «Чеки, их фауна и хозяйственное значение». «Временные водоемы и их биологические особенности». «Тропические пресные озера и жизнь в них». «Жизнь в горячих источниках». «Население ключей и ручьев». «Флора озера Байкал», «Фауна озера Байкал», «Гидробионты колодезной воды». «Население бассейнов особого химического состава», «Интерстициальные воды и жизнь в них».

Тема 6. Мировой океан и его население.
Темы рефератов. «Население опресненных морей». «Черные курильщики и их население». «Соотношение пространственных и временных масштабов биологических процессов в океане». «Свечение морских организмов и его биологическое значение». «Особенности условий обитания и население Саргассова моря». «Население льдов Арктики».«Население льдов Антарктики».
Тема 7. Экологические проблемы чистой воды.

Тема рефератов. «Моллюски как биофильтры водных экосистем». «Водные организмы, разрушающие нефть и нефтепродукты». «Экологические аспекты очистки сточных вод». «Влияние метаболитов водных животных на качество воды».
6. Контрольные вопросы.

1.Экологические зоны бентали и пелагиали озер.


2.Особенности обитания животных в подземных водах.

3.Биологическая классификация озер.

4.Нектон и его приспособления к обитанию в пелагиали.

5.Экологические группы бентоса.

6.Перифитон. Проблема борьбы с обрастанием.

7.Нейстон. Особенности условий обитания.

8.Приспособления гидробионтов к неблагоприятным условиям среды.

9.Характеристика эвритермных и стенотермных организмов.

10.Активные и пассивные фильтраторы.

11.Основные факторы определяющие продуктивность водоемов.

12.Причины вертикальных и горизонтальных миграций животных.

13.Ориентация животных в водной среде.

14.Физико-химические свойства воды и грунта.

15.Растворимые и взвешенные органические вещества.

16.Условия жизни и население пелагиали озер.

17.Реки, озера, болота и их обитатели

18.Планктон и его приспособления к жизни в пелагиали

19.Способы добывания пищи.

20.Спектры питания и пищевая элективность.

21.Структура популяций гидробионтов.

22.Динамика численности и биомасса популяций.

23.Межпопуляционные отношения в гидробиоценозах.

24.Структурные и функциональные особенности гидробиоценозов.

25.Биологические ресурсы гидросферы.

26.Аквакультура в пресных водах.

27.Марикультура рыб и беспозвоночных.

28.Экологические основы охраны гидросферы.

29.Основные биоценозы морей и континентальных водоемов.

30.Экологические основы жизнедеятельности гидробионтов.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература:

А) Основная литература

  1. Биология океана /под ред. М. Е. Виноградова. Т. 1: Биологическая структура океана. М.: Наука, 1977. 398с.

  2. Жадин В. И., Герд С. В. Реки, озера и водохранилища СССР. Их фауна и флора. М.: Изд-во АН СССР, 1981. 581с.

  3. Кожова О. М. Введение в гидробиологию. Л.: Наука, 1989. 390с.

  4. Константинов А. С. Общая гидробиология. М.: Высш. шк., 1986. 470с.

  5. Экология водных беспозвоночных /под ред. А.В.Крылова. Нижний Новгород, 2007. 390с.

  6. Березина Н. А. Гидробиология. М.: Высш. шк., 1983. 495 с.


Б) Дополнительная литература

  1. Алимов А. Ф. Введение в продукционную гидробиологию. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. 147с.

  2. Гиляров С. А. Динамика планктонных ракообразных в пресных водоемах. М.: Наука, 1991. 250с.

  3. Киселев И. А. Планктон морей и континентальных водоемов. Л.: Наука, 1980. Т. 2. 440с.

  4. Кузнецов А. П. Экология донных сообществ Мирового океана. М.: Наука, 1986. 311с.

  5. Протасов А. А. Пресноводный перифитон. Киев: Наукова думка, 1994. 305с.

  6. Рамад Ф. Основы прикладной экологии. Л.: Мир, 1981. 475с.

  7. Эрхард Ж. П., Сежен Ж. Планктон. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. 255с.

  8. Общие основы изучения водных экосистем /под ред. Г. Г. Винберга. Л.: Наука, 1979. 273с.

  9. Комулайнен С.Ф. Экология фитоперифитона малых рек Восточной Фенноскандии. Петрозаводск, 2004.171с.

  10. Шарапова Т.А. Зооперифитон внутренних водоемов Западной Сибири. Новосибирск, 2007. 165с.

  11. Состояние экосистемы озера Неро в начале 21 века / под ред. В.И.Лазаревой. ИБВВ РАН, М.: Наука, 2008.406с.


7.2.Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия по дисциплине проводятся в лаборатории, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для чтения лекций имеется мультимедийная аудитория. В качестве наглядного материала используются плакаты, видеофильмы, музейный экспозиционный фонд. Для самостоятельной работы студентам рекомендуются Интернет-ресурсы: http://world-ocen.ru, www.oceanographers.ru, www.ocean.ru и др., а также видеофильмы: 1. Чудеса морских глубин. Часть 1-3 Эврика-фильм. 1997. 2. Д.Аттенборо. Голубая планета. Часть 1-4. BBC WorldWide Ltd. 2001. Союз-Видео. 2002. 3. Великие события природы. Сериалы из жизни морских обитателей.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconПрограмма для студентов специальности 020601. 65 «Гидрология»
Н. Г. Осипова. Информатика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов эколого-географического факультета,...
Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология»
Л. В. Переладова. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология»
Л. В. Переладова. Гидрогеология: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности «Гидрология». Тюмень: Издательство...
Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Пинигина Е. П. Гидравлика с основами гидротехники. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020601....
Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Л. В. Переладова. Грунтоведение: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности 020601....
Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
В. А. Ермолаева. География (часть – 2): Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020601. 65 «Гидрология»...
Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconПояснительная записка Программа курса рассчитана на 90 часов. Из...
Новохатин В. В. Топография. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020601. 65 «Гидрология» очной...
Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconМ. Г. Чистякова искусство ХХ века
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 020601. 65 Гидрология
Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020601. 65 «Гидрология»
Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 21. 04. 2011 №01
Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 21. 04. 2011 №01
Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 21. 04. 2011 №01
Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconУчебной дисциплины (модуля) Дисциплина гидрология рекомендуется для направления подготовки
Целью освоения дисциплины «гидрология» является формирование представлений о составе, распределении и роли водных объектов, гидрологических...
Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020601. 65 «Гидрология»

Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconРабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»
Пинигина Е. П. Гидрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»....
Программа для студентов эгф по специальности Гидрология iconРабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»
Пинигина Е. П. Гидравлика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск