Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 401.28 Kb.
НазваниеМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата публикации12.01.2015
Размер401.28 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


СД.В.3.2, СД.В.1.1 БИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

050102 Биология

050102.00 Биология с дополнительной специальностью География

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

биологии и химии

естественно-географического факультета

(протокол № 13 от 02 апреля 2008 г.)
Зав. кафедрой М.Н. Харламова

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии Н.В. Василевская

1.2 Рецензенты: Е.В. Шошина – доктор биологических наук, декан биологического факультета МГТУ

Г.М. Воскобойников - доктор биологических наук, заведующий лабораторией альгологии ММБИ

1.3 Пояснительная записка:

Цель: изучение основных современных положений биологии развития растений

Задачи:

1. Изучение основных биологических процессов и закономерностей, лежащих в основе развития растений

2. Изучение современных направлений исследований по фундаментальным проблемам развития

3. Изучение современных технологий культуры in vitro.

Биология развития является одной из наук, в которой в последние десятилетия отмечен небывалый подъем исследований. Именно в этой области сконцентрированы основные современные проблемы биологии: изучение механизмов развития, стволовых клеток, проблемы клонирования. Биология развития растений является курсом по выбору, разработанным для студентов старших курсов, обучающихся по специальностям «Биология», «Биология, география». Программа курса включает 20 часов лекций и 20 часов семинарских занятий. Теоретический курс построен, учитывая современный уровень науки, в нем последовательно рассматриваются основные вопросы биологии развития: рост, развитие, онтогенез растений, меристемы и микроклональное размножение, экология и стабильность развития. Практический курс включает семинарские занятия по всем основным разделам программы.

По окончании курса студенты должны:

знать: основные закономерности развития растений, влияния экологических факторов на онтогенетические процессы, современные достижения исследований онтогенеза in vitro и in vivo,

уметь: владеть современной научной терминологией, строить графики экологических зависимостей процессов роста и развития
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО не предусмотрено.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа




1.

050102.00 Биология с дополн. спец. «География»

4

2

90

40

20

20




50

зачет

2.

050102 Биология

5

9

50

24

18

6




26

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

История биологии развития как науки

4

2

2




8

2

2







2

2.

Рост растений

4

2

2




6

2

2







2

3.

Развитие и онтогенез растений

8

4

4




6

6

4

2




4

4.

Меристемы и клональное микроразмножение

8

4

4




12

6

4

2




6

5.

Экология развития

растений

12

6

6




14

6

4

2




8

6.

Стабильность развития растений

4

2

2




4

2

2







4







40

20

20




50

24

18

6




26


Примечание: Вариант 1 для специальности (050102.00 «Биология с дополн. спец. «География»).

Вариант 2 для специальности (050102 «Биология»).
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. История биологии развития как науки

Развитие учения об онтогенезе. Преформизм и эпигенез. Развитие экспериментальной эмбриологии и морфологии в XIX веке. Работы эмбриологов растений (В. Гофмейстер, А.С. Фаминцын, А.Т. Болотов, К. Шнарф, И.Н. Горожанкин, С.Г. Навашин и др.). Георг Клебс - основоположник теории «онтогенез – среда». Развитие генетики. Интеграция биологии развития с молекулярной генетикой. Основные этапы генетики развития: описательный (20–30-е гг. ХХ столетия), экспериментальный (30–40-е гг.), биохимический (40–60-е гг.), молекулярно-генетический (с 60-х годов до наших дней) и современный период Экспериментальный этап, 30 - 40-е гг. ХХ века. Основные принципы феногенетики. Гипотезы Т.Х Моргана и Р. Гольдшмидта. Понятие «норма реакции». Биохимический этап, 40–60-е гг. ХХ века. Открытие изоферментов К. Маркертом. Молекулярно- генетический этап, с 60-х гг. ХХ века. Иинтеграции биологии развития с молекулярной генетикой. Исследования эмбриологов, генетиков, молекулярных биологов в последние десятилетия ХХ века. Открытие специфических генов, контролирующихе мейоз, развитие яйцеклетки и ранние этапы онтогенеза, ключевых генов, ответственных за процесс развития растений. Исследования закономерностей развития растений на модельных объектах.
Тема 2. Рост растений.

Понятие «рост». Рост популяции клеток. Фазы роста: эмбриональная, растяжения, дифференциации. Понятие дифференциация и дифференцировка. Типы роста органов растения: апикальный, латеральный, интеркалярный, базальный. Недетерминированный и детерминированный рост. Закономерности роста. Большая кривая роста: S – образная кривая. Лаг–фаза, лог–фаза, фаза замедления роста, стационарная фаза. Скорость роста. Влияние экологических факторов на рост растений.
Тема 3. Развитие и онтогенез растений

Понятия развитие и онтогенез. Морфогенез растений. Понятие дифференцировка. Тотипотентность клеток. Механизмы дифференцировки клеток. Понятия клон и клонирование растений. Влияние гормонов на процессы дифференцировки у растений. История формирования теории индивидуального развития растений. Границы онтогенеза растений. Дискретность онтогенеза растений. Этапность онтогенеза Современные периодизации индивидуального развития растений. Теория циклического старения и омоложения органов растений Н.П. Кренке (1940). Собственный возраст органа и общий возраст организма по Н.П.Кренке. Физиологическая периодизация онтогенеза растений М.Х. Чайлахяна (1982). Возрастная периодизация онтогенеза Т.А. Работнова и А.А. Уранова. Периоды: эмбриональный (латентный), прегенеративный, репродуктивный, сенильный и 12 онтогенетических состояний. Понятие биологического возраста. Морфофизиологический подход к исследованию онтогенеза растений Классификация онтогенеза по Ф.М.Куперман. Этапы органогенеза. Периодизация онтогенеза на основе онтогенетических изменений меристем по Н.П. Ростовцевой. Зародышевые, вегетативные, префлоральные и флоральные меристемы Поливариантность развития растений. Гетерогенность клеточных популяций. Стволовые клетки растений. Работы Т.Б. Батыгиной. Активность стволовых клеток и многовариантность способов образования индивидуума (половой, бесполый), путей морфогенеза (эмбриогенез, эмбриооидогенез и гемморизогенез) и типов размножения (семенное, вегетативное). Метаболическая поливариантность и пластичность развития. Структурная и динамическая поливариантность развития. Классификация поливариантности онтогенеза растений по Жуковой. Типы: размерная, морфологическая, поливариантность размножения и воспроизведения, ритмологическая и поливариантность темпов развития
Тема 4. Меристемы и клональное микроразмножение
Органогенез растений. Понятие меристема. Особенности меристематических клеток. Конус нарастания. Организация апикальных меристем у споровых и сосудистых растений. Концепция «туники – корпуса». Вегетативные, префлоральные, флоральные апикальные меристемы. Меристемы генеративные и цветковые. Изолированные культуры меристем. История введения в культуру клеток и органов растений. Работы Фехтинга, Рехингера, Хаберландта в конце XIX века. Развитие метода культуры тканей и клеток in vitro.. Работы Р. Готре и Ф. Уайта. Развитие новых технологий культуры тканей в 1940 - 1960 гг. Метод культуры меристем (клонального микроразмножения) по Р.Г. Бутенко Понятия эксплант, регенерант. Исследования детерминации развития растений, регенерации, дифференцировки меристем. Исследование молекулярно-генетических процессов развития репродуктивных органов. Размножение ценных и редких видов растений. Культивирование меристем и получение безвирусного посадочного материала. Безвирусные регенеранты картофеля in vitro. Микроклональное размножение декоративных видов травянистых растений, деревьев и кустаников.
Тема 5. Экология развития растений

Влияние температуры на развитие растений. Пластохрон. Пластохронный индекс. Температурная зависимость скорости появления листьев. Эксперименты на культурных растениях. Понятия «фитомер» и «квант роста». Квантированность развития в условиях изменения температуры. Корреляции начала ветвления, цветения, кущения с числом метамеров. Влияние температуры на дифференциацию флоральных меристем. Индуктивное воздействие температуры. Вернализация. Неиндуктивное действие температуры. Низкотемпературный оптимум флорального органогенеза у дикорастущих, культурных и декоративных видов растений различных климатических зон. Флоральный органогенез растений Арктики и Субарктики, растянутость полного генеративного цикла растений в условиях высоких широт. Высокотемпературный оптимум образования цветков у тропических и субтропических плодовых культур и злаков. Температурная зависимость процессов цветения, опыления, оплодотворения. Влияние света на развитие растений. Фотопериодизм. Фотопериодические группы высших растений. Автономный и индуцированный механизмы регуляции цветения. Эвокация цветения. Гормональная теория цветения М.Х.Чайлахяна. Понятие флориген.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Журавлева Т. Н., начальник учебно-методического центра по го и чс мурманской области
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика
Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: д б н., профессор кафедры биологии и химии Н. В. Василевская, к б н., зав
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Авторы программы: ассистент кафедры биологии и химии Александрова Е. Ю., к с. Х н. Ласкин П. В
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Левитес Д. Г., д п н., профессор, заведующий кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: Короткова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Кимктяиж мгпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск